АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
№ 1 (31) 2014
© Присяжнюк Д. О., 2014
РИТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАК СПОСОБ АДЕКВАТНОЙ
ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
В статье поднимается актуальная во все времена проблема соотношения авторского (композиторского) текста музыкального произведения и его исполнительского прочтения. <...> Адекватная (максимально
тождественная замыслу) интерпретация далеко не всегда имеет место
на практике, исследователь предлагает для аналитика-исполнителя
своего рода «индикаторы точности» понимания прочтения. <...> Демонстрация таковых осуществлена на примере одного из самых репертуарных вокальных опусов отечественной композиторской школы
XIX века. <...> Ключевые слова: музыкальная риторика, риторический анализ,
традиция исполнительской интерпретации, музыкальная семантика, <...> А. С. Даргомыжский
Тема, заявленная в названии статьи, столь
же злободневна, сколь и очевидна. <...> Разумеется,
задачу максимально точно исполнительски передать авторский замысел apriori ставит перед
собой любой выходящий на сцену серьезный
музыкант. <...> «Обоснованием»
такого рода деятельности служит естественное
стремление «выразить собственную индивидуальность», не слишком порой сообразуясь при
этом с параметрами стиля и вкуса, что ведет к
разрушению преемственности восприятия, когда четко рассчитанный вектор авторской мысли
заслоняется личностью интерпретатора (см. об
этом, в частности: [6, с. <...> Мы говорим здесь о
существовании готового суррогата интерпретации, который, культивируясь в поколениях
исполнителей, обретает порой характер схемы,
набора штампов и приемов, с помощью которых
принято именно так, а не иначе, воспроизводить
ту или иную музыку. <...> Именно
это пресловутое «авторское лицо», о котором
столь многословно, сколь и субъективно, говорится, необходимо воспринимать в качестве
определяющего критерия верной интерпрета-
ции. <...> Итак, задача профессионального исполнителя,
непосредственно предшествующая <...>