УДК 338.2(075.8) А. В. Фомина ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГОСБЫТОВЫМИ КОМПАНИЯМИ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ Рассмотрены особенности поведения энергосбытовых компаний в условиях балансирующего рынка электроэнергии и рынка на сутки вперед. <...> Представлены варианты стратегий продаж с учетом условий регулируемых и свободных договоров с потребителями электроэнергии. <...> На оптовом рынке существуют два вида договоров: регулируемые двусторонние договора (РДД), по которым покупатель получает пакет договоров с заранее определенными контрагентами, ценами и объемами, и свободные двусторонние договора (СДД), по которым покупатель волен в выборе своих контрагентов по договору и определении условий договоров – цена, объем и т.д. <...> Плюсы от заключения договора – сглаживание вариабельности цены на электроэнергию (т.к. на рынке цена в течение дня может значительно колебаться, тогда как договорная цена может быть фиксированной величиной) и возможность купить по цене ниже рыночной. <...> Для энергосбытовой компании (ЭСК) выгодно заключить двухсторонний договор (ДД) только тогда, когда стоимость электроэнергии по ДД (за исключением РДД, т.к. пакет РДД дается «сверху») ниже стоимости электроэнергии на рынке. <...> В случае РДД покупатель может уменьшить объем по РДД или разорвать весь пакет РДД, если цена на рынке меньше «средней» цены по РДД. <...> Под стратегией ЭСК понимается совокупность действий/решений, направленных на минимизацию стоимости покупки электроэнергии на оптовом рынке [1]: Стоимость Цена Объем PV ЭСК ЭСК ЭСК ЭСК ЭСК . <...> Цена и объем реализации формируются в результате пересечения спроса («лесенка» заявок покупателей) и предложения («лесенка» заявок продавцов), причем ЭСКP определяет цену рынка электроэнергии в узле ЭСК (отличие цены в каждом узле определяется моделью узлового ценообразования), а ЭСКV формирует объем электроэнергии, принятый рынком. <...> Оптимальная стратегия определяется решением задачи <...>