Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Военно-промышленный курьер

Военно-промышленный курьер №40 2011 (20,00 руб.)

0   0
Страниц12
ID268272
АннотацияОбщероссийская еженедельная газета. Публикует информационные и аналитические материалы по широкому кругу проблем общеполитической, военной и экономической жизни Российской Федерации, стран СНГ, дальнего зарубежья. Освещает состояние и перспективы оборонно-промышленного комплекса России. В центре внимания - хроника главных событий, создание отечественной военной техники и вооружения, выполнение гособоронзаказа, отраслевые особенности развития и реформирования, внешнеэкономическая деятельность структур ОПК.
Военно-промышленный курьер .— 2011 .— №40 .— 12 с. — URL: https://rucont.ru/efd/268272 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 40 (406) 12– 18 октября 2011 года выходит по средам ОСНОВа ВОЗДУШНО-КОСмИЧЕСКОй ОБОРОНЫ Командующий КВ ответил на вопросы журналистов 04 ТЕМА «ПЛАВАЮЩИЕ АЭРОДРОМЫ» ДЛЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ФЛОТА Василий СЫЧЕВ ОБ «ИЗДЕЛИИ 117» – ПОДРОБНО Каким будет двигатель для ПаК Фа ВЕРОЯТНаЯ УЧаСТЬ ГИГаНТОВ-«ТайФУНОВ» 07 Стратегические ракетоносцы проекта 941 все-таки придется списывать 10 ПРИОРИТЕТ – «НОЧНОМУ ОХОТНИКУ» Военно-воздушные силы «Военно-промышленного курьера» Михаил Ходаренок в статье «Морская держава 2-го сорта» («ВПК», № 25, 2011) предпринял попытку аргументированно разобраться, есть ли смысл нашей стране иметь авианосцы, и в общем ответил на этот вопрос утвердительно. <...> Сейчас судостроительные активы ОПК в залоге у Банка России, который летом 2010 года реструктурировал задолженность Межпромбанка. <...> Главным претендентом на судостроительные активы ОПК является ОСК. <...> МИНИСТР ОБОРОНЫ СЧИТАЕТ, ЧТО В НЕПРОСТЫХ ОТНОШЕНИЯХ С «ОБОРОНКОЙ» БУДЕТ НАЙДЕН КОНСЕНСУС СТОлКНОВЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ ОРУЖЕЙНЫЙ РЫНОК: ПОКАЗАТЕЛИ СНИЗИЛИСЬ, НО КОНКУРЕНЦИЯ РАСТЕТ рынок принадлежала в 2010 году США. <...> Так считает директор Института космических ис…ОНА ЖЕ «ЧАКРА» Атомная подводная лодка проекта 971И «Нерпа», передаваемая Россией в лизинг ВМС Индии, в конце октября выйдет в море для завершения приемопередаточных испытаний. <...> В 1988 году индийцы получили от СССР в лизинг на три года АПЛ «Чакра». <...> В 1991-м срок лизинга истек и не был продлен по инициативе ВМФ СССР. <...> Коллаж Андрея СЕДЫХ (фото Леонида ЯКУТИНА) Коллаж Андрея СЕДЫХ (фото Леонида ЯКУТИНА) № 40 (406) 12–18 октября 2011 года ГЕОПОЛИТИКА 02 ПОДРОБНОСТИ Окончание. <...> «Ибн аш-Шейх аль-Либи подвергся пыткам в Египте, где у него силой были выбиты ложные признания о существовании связи между «Аль-Каидой» и режимом Саддама Хусейна», – заявил аз-Завахири (в 2003 году американцы использовали показания Али Мохаммеда аль-Фахери для обоснования вторжения в Ирак). <...> В мае нынешнего года аз-Завахири дал политическую <...>
Военно-промышленный_курьер_№40_2011.pdf
№ 40 (406) 12– 18 октября 2011 года выходит по средам ОСНОВа ВОЗДУШНО-КОСмИЧЕСКОй ОБОРОНЫ Командующий КВ ответил на вопросы журналистов 04 ТЕМА «ПЛАВАЮЩИЕ АЭРОДРОМЫ» ДЛЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ФЛОТА Василий СЫЧЕВ ОБ «ИЗДЕЛИИ 117» – ПОДРОБНО Каким будет двигатель для ПаК Фа ВЕРОЯТНаЯ УЧаСТЬ ГИГаНТОВ-«ТайФУНОВ» 07 Стратегические ракетоносцы проекта 941 все-таки придется списывать 10 ПРИОРИТЕТ – «НОЧНОМУ ОХОТНИКУ» Военно-воздушные силы «Военно-промышленного курьера» Михаил Ходаренок в статье «Морская держава 2-го сорта» («ВПК», № 25, 2011) предпринял попытку аргументированно разобраться, есть ли смысл нашей стране иметь авианосцы, и в общем ответил на этот вопрос утвердительно. Однако вряд ли можно ограничиться одной публикацией по затронутой проблеме – настолько она важна. Продолжение на стр. 06 СлИШКОм ДОРОГОЕ УДОВОлЬСТВИЕ ИлИ ЖИЗНЕННаЯ НЕОБхОДИмОСТЬ? ТЕНДЕНЦИИ Олег ФАЛИЧЕВ ГДЕ БУДУТ СТРОИТЬ ЛЕДОКОЛЫ: ВОПРОС ОТКРЫТ ФГУП «Атомфлот» может разместить заказ на строительство атомного ледокола нового поколения на двух площадках – Адмиралтейских верфях и Балтийском заводе. Об этом сообщил заместитель гендиректора по эксплуатации флота компании Андрей Смирнов: «Вероятнее всего в октябре ожидается тендер на место строительства ледокола. Это будет на российских верфях – либо на Адмиралтейских, либо на Балтийском заводе, а может быть, как раз на базе двух заводов в рамках ОСК». Адмиралтейские верфи входят в ОСК, а Балтзавод принадлежит Объединенной промышленной корпорации Сергея Пугачева. Сейчас судостроительные активы ОПК в залоге у Банка России, который летом 2010 года реструктурировал задолженность Межпромбанка. В настоящее время ЦБ через суд пытается обратить взыскание на залоги. Главным претендентом на судостроительные активы ОПК является ОСК. В октябре она ожидает решения ЦБ о передаче этих активов в доверительное управление госкомпании. Балтзавод находится в крайне сложном финансовом положении. В конце июля суд наложил арест на строящуюся заводом плавучую атомную станцию. Согласно программе Минтранса до 2020 года планируется иметь в наличии три новых атомных ледокола, на строительство первого в бюджет уже заложено 20 миллиардов рублей. Как отметил замгендиректора Атомфлота, построить первое судно можно за четыре-пять лет. Действующие ледоколы «Таймыр» и «Вайгач» могут прослужить еще пятьшесть лет, ледоколы нового поколения должны прийти им на смену не позднее этого срока. В целом стоимость строительства трех судов без учета инфраструктуры оценивается в 90 миллиардов рублей. По словам Смирнова, в будущем к финансированию строительства ледоколов может привлекаться частный капитал. Среди потенциальных инвесторов он назвал ОАО «Совкомфлот», а также крупных грузоотправителей – «ЛУКОЙЛ», «Роснефть», «Газпром» и «НОВАТЭК». Результаты опроса посетителей сайта www.vpk-news.ru Является ли Евразийский союз, который строят Россия, Казахстан и Белоруссия, закономерным шагом развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве? ДА 73% НЕТ 22% СШа и Россия продолжают лидировать на мировом рынке вооружения. В 2010 году этот рынок соНЕ ЗНАЮ 5% кратился до наименьшего размера с 2003-го. Об этом свидетельствует новый ежегодный отчет о торговле оружием в мире, подготовленный исследовательской службой конгресса США и опирающийся на информацию и оценки американских властей. Согласно документу совокупная стоимость всех соглашений о купле-продаже вооружения в мире в прошлом году составляла примерно 40,4 миллиарда долларов против 65,2 миллиарда годом ранее. Очевидно, что столь резкое сжатие рынка – более чем на 38 процентов – связано с последствиями глобального финансовоэкономического кризиса. Естественно и то, что в результате, по свидетельству специалистов, все сильнее обостряется конкуренция между поставщиками. Львиная доля соглашений о поставках оружия на мировой В Вооруженных Силах РФ подходит к концу период организационно-штатных изменений и на первый план выходит задача их переоснащения. Каковы тут ближайшие приоритеты министерства обороны? Что еще планируется изменить в структуре войск на завершающем этапе реформ? Какова позиция министра обороны анатолия Сердюкова относительно главных проблем военного строительства? Эти и другие актуальные вопросы волнуют не только офицеров, генералов и адмиралов, но и большинство российских граждан. МИНИСТР ОБОРОНЫ СЧИТАЕТ, ЧТО В НЕПРОСТЫХ ОТНОШЕНИЯХ С «ОБОРОНКОЙ» БУДЕТ НАЙДЕН КОНСЕНСУС СТОлКНОВЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ ОРУЖЕЙНЫЙ РЫНОК: ПОКАЗАТЕЛИ СНИЗИЛИСЬ, НО КОНКУРЕНЦИЯ РАСТЕТ рынок принадлежала в 2010 году США. Даже несмотря на снижение стоимости таких американских контрактов до 21,3 миллиарда долларов (против 22,6 миллиарда долларов за 2009-й), доля их в общем объеме увеличилась соответственно с 34,7 до 52,7 процента. У России совокупная стоимость соглашений сократилась с 12,8 миллиарда долларов в 2009 году до 7,8 миллиарда в 2010-м. Но при этом российская доля на рынке сохранилась почти неизменной, составив 19,6 и 19,3 процента соответственно. Между тем у четырех крупнейших западноевропейских поставщиков оружия вместе взятых – Франции, Великобритании, Германии и Италии – этот же показатель снизился с 26,2 процента в 2009 году до 11,4 процента в 2010-м. Основными покупателями оружия в мире остаются развивающиеся страны. Согласно новому американскому докладу в 2010 году на их долю приходилось 76,2 процента подобных соглашений общей стоимостью свыше 30,7 миллиарда долларов. Правда, годом ранее заказов было гораздо больше – 49,8 миллиарда. Возможно, поэтому общая стоимость всех реальных поставок оружия в развивающиеся страны достигла в прошлом году самого высокоПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ: КАТАЛОГИ «ПРЕССА РОССИИ» – 39593, «РОСПЕЧАТЬ» – 25933, «ПОЧТА РОССИИ» – 60514 Читайте материал на стр. 03 го уровня с 2006-го – почти 21,9 миллиарда долларов. Все данные, указанные в докладе, приведены в ценах 2010 года. На оружейных рынках развивающихся стран, как и в мире в целом, доминируют США и Россия. По объему соглашений за 2010-й на долю Америки приходилось 14,9 миллиарда долларов, то есть 48,6 процента от общей суммы, а на долю РФ – соответственно 7,6 миллиарда и 24,7 процента. По объему реальных поставок за прошлый год на счету США 8,6 миллиарда долларов, или 39,2 процента, а у России – 4,8 миллиарда, или 24,7 процента. По новым американским оценкам, главными покупателями оружия в мире в прошлом году были Индия, заключившая соглашения на 5,8 миллиарда долларов, Тайвань (2,7 миллиарда долларов) и Саудовская Аравия (2,2 миллиарда долларов). Что касается Китая, то он по оружейным закупкам в 2010-м не входил даже в первую десятку стран мира, а объем его собственных поставок на рынки других развивающихся стран оценивался в 900 миллионов долларов. Это самый низкий показатель с 2003 года, указывается в докладе исследовательской службы конгресса США. Главный редактор России планируют закупить установочную партию Ми-35М в количестве около 30 единиц. Но это не означает, что приоритет в оснащении частей ВВС вертолетной техникой отдается этой машине. ВВС продолжат серийные закупки ударных всепогодных вертолетов Ми-28Н «Ночной охотник». Никаких пересмотров планов закупки авиационной техники в пользу Ми-35М нет. Каждая из этих машин выполняет свои задачи. При оснащении войск приоритет отдается новой технике – вертолету Ми-28Н. А Ми-35М позиционируется как переходный вертолет для облегчения подготовки летного состава с Ми-24 на Ми-28Н. У ОДНИх малО ДЕНЕГ, У ДРУГИх – люДЕй Украина выделяет недостаточное количество средств следований Национальной академии наук Украины (НАНУ) Олег Федоров: «Уровень государственной поддержки совершенно недостаточен. В плане следующего года ожидается некоторое улучшение, но незначительное. Финансовая отдача украинских предприятий больше, чем государственная поддержка. Украинская космическая отрасль прибыльная». В свою очередь директор Института космических исследований РАН Лев Зеленый сказал, что в настоящее время на реализацию российской космической программы выделяется достаточное финансирование, но существует проблема освоения этих средств по причине нехватки времени и недостатка квалифицированных кадров. «В 90-е мы потеряли время и талантливых людей. С 2000-х годов финансовая ситуация изменилась и мы жалуемся не на нехватку денег, а на недостаток людей. У нас некоторые люди задействованы сразу в нескольких проектах», – пояснил он. на выполнение национальной космической программы. Так считает директор Института космических ис…ОНА ЖЕ «ЧАКРА» Атомная подводная лодка проекта 971И «Нерпа», передаваемая Россией в лизинг ВМС Индии, в конце октября выйдет в море для завершения приемопередаточных испытаний. Выход лодки запланирован на 30 октября. Российскоиндийский экипаж будет работать в море более двух недель. Если не обнаружится серьезных замечаний, то официальная передача «Нерпы» ВМС Индии состоится не позже 22 ноября и получит название «Чакра». Эти сроки окончательно согласованы в ходе работы российскоиндийской межправительственной комиссии, работавшей в Москве 4–5 октября. Согласно контракту, стоимость которого – 650 миллионов долларов, Россия передает «Нерпу» в лизинг на десять лет. В ВМС Индии «Чакра» станет применяться в качестве тренировочной платформы для первой индийской атомной стратегической подлодки «Арихант», оснащенной баллистическими ракетами. В 1988 году индийцы получили от СССР в лизинг на три года АПЛ «Чакра». В 1991-м срок лизинга истек и не был продлен по инициативе ВМФ СССР. ЦЕлИ НЕ ДОСТИГНУТЫ СШа и НаТО все еще находятся на полпути от успешного завершения миссии в афганистане, считает бывший командующий силами Североатлантического альянса в Исламской Республике афганистан (ИРа) Стэнли маккристал. «Мы многое не знали тогда и не знаем до сих пор. Большинство из нас, включая меня, имели весьма поверхностное понимание сложившейся в Афганистане ситуации и мы слишком примитивно рассматривали последние 50 лет его историю», – полагает Маккристал. Он добавил, что если решение ввести войска в Афганистан еще объяснимо, то вторжение в Ирак многими в мусульманском мире воспринималось как незаконное, а задействованные там ресурсы могли бы принести больше пользы в ИРА. Военная операция США и их союзников в Афганистане началась 7 октября 2001 года. В настоящее время в ИРА находятся около 100 тысяч американских военнослужащих. В июне нынешнего года Барак Обама объявил о выводе 33 тысяч солдат и офицеров. Окончательно уйти из Афганистана США планируют в 2014-м. Коллаж Андрея СЕДЫХ (фото Леонида ЯКУТИНА) Коллаж Андрея СЕДЫХ (фото Леонида ЯКУТИНА)
Стр.1
№ 40 (406) 12–18 октября 2011 года АРМИЯ ПРИОРИТЕТЫ планирован на вторую половину 2013 года. В то же время он ничего не сказал про ее тяжелую версию, которая согласно планам Государственного космического научнопроизводственного центра им. Хруничева также должна впервые стартовать в 2013 году. На пресс-конференции был выделен вопрос относиобеспечивать и предупреждение о ракетном нападении. Эта важная новость прозвучала 4 октября – в отмечавшийся в десятый раз День Космических войск – на пресс-конференции командующего КВ России генерал-лейтенанта Олега ОСТАПЕНКО. РОССИЯ МЕНЯЕТ КОСМИЧЕСКИЙ КАРАУЛ К 1 ДЕКАБРЯ БУДУТ СФОРМИРОВАНЫ ВОЙСКА ВКО Владимир КУДЕЛЕВ Напомним: День Космических войск установлен указом президента РФ от 3 октября 2002 года. Он «привязан» к дате запуска в 1957 году с космодрома Байконур первого в мире искусственного спутника Земли. Как отдельный род войск Вооруженных Сил Космические войска были сформированы в 2001-м по указу президента России на базе ряда объединений и соединений Ракетных войск стратегического назначения, воинских частей запуска и ракетно-космической обороны. На Космические войска возложены задачи обеспечения противоракетной обороны Москвы, контроля космического пространства, поддержания и управления орбитальной группировкой космических аппаратов военного, двойного, социально-экономического и научного назначения. ДВА «ОКА» СПРН Отвечая на вопрос о перспективах развития космического эшелона российской Системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН), Олег Остапенко сказал: «Мы создаем принципиально новую систему – Единую космическую систему (обнаружения и боевого управления). Она, в частности, будет решать и задачи предупреждения о ракетном нападении». Почему именно с СПРН мы начинаем рассказ о СПРН после распада СССР остался на территории соседних государств. Одна из них – типа «Дарьял-У» – находится в Габале (Азербайджан). По словам Остапенко, Россия и Азербайджан ведут переговоры о продлении соглашения об использовании РЛС в Габале, срок действия которого истекает в 2012 году: «Идет переговорный процесс. Недавно в Азербайджане побывал министр обороны России Анатолий Сердюков. Он провел переговоры с министром обороны и президентом этой страны. Баку выставил определенные требования относительно РЛС. По ней идут переговоры. В ближайшее время мы получим результат». Олег Остапенко подтвердил заинтересованность России в использовании этой РЛС: «Если бы не было интереса, не было бы переговоров». Похоже, на новый уровень выходят отношения РосКак известно, ряд РЛС российской сии с Украиной в части, касающейся совместного решения вопросов ПРО, что до сравнительно недавнего времени по понятным причинам было невозможно. Москва и Киев ведут переговоры на этот счет. Отвечая на вопрос, возможно ли гипотетическое исным ситуациям, которые были. Наши средства видели абсолютно все и обнаружили абсолютно все. Наши расчеты работали качественно и профессионально». журство, Олег Остапенко сообщил, что ввод этих РЛС в строй – одно из основных направлений деятельности Космических войск в настоящее время. «Что касается РЛС «Воронеж-М» в поселке Лехтуси (Ленинградская область), то там все технические вопросы решены. Станция работает в полном объеме. Идет работа по согласованию документов, необходимых для постановки ее на боевое дежурство, – отметил генерал-лейтенант. – Относительно РЛС в Калининградской области – мы ее сделали очень быстро и качественно. К концу года планируем поставить ее на опытно-боевое дежурство». Перейдя к оценке положения дел на РЛС в районе временные радиолокационные станции (РЛС) модульного типа (военные предпочитают называть их РЛС высокой заводской готовности). Сейчас в разных стадиях отладки находятся четыре такие станции. Говоря о перспективах постановки их на боевое депресс-конференции командующего Космическими войсками, ведь в ведении КВ находятся и другие важные системы? Дело в том, что ее космический эшелон был развернут еще в советское время. Не секрет, что в 90-е годы по понятным причинам он в определенной степени деградировал и на протяжении ряда последних лет не в полной мере отвечал интересам обеспечения безопасности страны, став, по оценкам экспертов, одним из самых проблемных участков. А без эффективного космического «глаза» не может быть и речи о создании действенной системы воздушно-космической обороны (ВКО). Задача сформировать такую систему к 1 декабря этого года не так давно была поставлена перед Минобороны высшим военно-политическим руководством страны. Другим наземным «оком» СПРН призваны стать сосолютно устаревший парк. Их восстанавливать нет ни смысла, ни возможности. Если делать что-то в этом направлении, то лучше создавать что-то новое», – заявил генерал-лейтенант, добавив, что в настоящее время Россия ведет определенный переговорный процесс с Украиной по совместному решению вопросов ПРО. НАША СИСТЕМА НЕ ХУЖЕ Олег Остапенко убедительно возразил тем критикам, которые через СМИ, воспользовавшись в качестве информационного повода падением 23 сентября американского неуправляемого спутника UARS, попытались представить дело так, что американская Система контроля космического пространства (СККП) якобы лучше ее российского аналога. «Мы внимательно следили за падением этого спутника, – сказал командующий КВ. – Точную дату его падения мы практически сразу рассчитали день в день, в то время как американцы первоначально ошиблись на двое суток. Также достаточно точно был рассчитан и примерный район его падения, он был близок к реальному». Сравнив по просьбе журналистов пользование украинских РЛС в Мукачеве и Севастополе в интересах ПРО НАТО, Олег Остапенко пояснил, что эти РЛС создавались еще во времена СССР, они не могут быть использованы против России, потому что «смотрят» не на ее территорию. «Особых перспектив у них нет, поскольку это абный статус главного космического «извозчика» в мире. Как сообщил Остапенко, за оставшиеся три месяца будет выполнено около 14 пусков ракет-носителей. Отвечая на вопрос о планах запусков до завершения текущего года, он сказал: «До конца года с космодромов Плесецк и Байконур будет выполнено около 14 работ, включая пуски ракет-носителей и межконтинентальных баллистических ракет. Концовка года у нас станет очень динамичной». В свою очередь в Федеральном космическом агентО РАКЕТАХ, СПУТНИКАХ И КОСМОДРОМАХ В 2011 году Россия вновь подтвердит свой заслуженстве (Роскосмос) пояснили, что действительно на три завершающих месяца года запланировано 16 запусков ракет-носителей: «Четыре из них будут выполнены по пилотируемой программе, семь – коммерческие, один – научный, два – с космодрома Куру во Французской Гвиане, три – по программе ГЛОНАСС (один из них выполнен 2 октября), один – в интересах Минобороны». В ходе пресс-конференции Олег Остапенко подтвердил, что по-прежнему планируется выполнить первый запуск перспективной ракеты-носителя «Ангара» с космодрома Плесецк во второй половине 2013 года. Отвечая на вопрос Наша страна создает многофункциональную систему, которая наряду с решением прочих задач призвана 04 тельно перспектив возобновления запусков с Плесецка ракет-носителей типа «Рокот». Они приостановлены после того, как в феврале из-за нештатного запуска на нерасчетной орбите оказался военный картографический спутник «Гео-ИК-2». По словам командующего КВ, госкомиссия установила причину нештатного запуска ракеты-носителя «Рокот» в том же месяце: «Работа по «Рокоту» находится в завершающей стадии. Причины нештатного запуска выявлены. В октябре состоится заседание государственной комиссии, на котором заслушаем должностных лиц, работавших по этому направлению. Исходя из этого спланируем свою дальнейшую работу и подготовим доклад министру обороны с нашими предложениями по дальнейшей эксплуатации этой ракеты-носителя». Командующий КВ дал оценку состоянию российской орбитальной группировки: «Мы растем и качественно, и количественно. Поступающие в эксплуатацию новые космические аппараты как минимум на ступень лучше их предшественников. Здесь никакой авральной работы нет. Идет плановая замена старого парка космических аппаратов. Перспективы развития орбитальной группировки очень хорошие по всему спектру аппаратов. Новые космические аппараты ни в чем не уступают зарубежным аналогам». По данным веспутниковые системы», в настоящее время в составе российской орбитальной группировки насчитывается около 110 спутников различного назначения. Генерал-лейтенант прояснил и перспективы испольдущего отечественного производителя космических аппаратов – красноярского предприятия «Информационные зования в интересах военного ведомства России космодрома Восточный в Амурской области – его строительство должно было начаться во второй половине этого года: «Если будет нужно выполнить запуски в интересах Минобороны с Восточного – будем запускать. В любом случае специалисты Космических войск не останутся в стороне от работ по созданию этого космодрома». ОБОСНОВАННЫЙ ВЫБОР Говоря о ближайших перспективах Космических войск, Остапенко подтвердил, что на их базе к 1 декабря будут сформированы Войска ВКО. Их возникновение, полагает он, станет логическим развитием предшествовавших институтов, занимавшихся «военным» космосом. «Сейчас настала пора создать нечто новое, отвечающее современным требованиям, современным темпам развития в мире. Именно поэтому было принято Верховным главнокомандующим решение о создании Войск ВКО. В настоящее время идет процесс создания новой структуры Войск ВКО, отвечающей современным требованиям защиты страны от нападения из воздуха и космоса, – отметил командующий. – На сегодня этот процесс вступил в завершающую стадию. Как было определено директивами Верховного главнокомандующего, министра обороны, Войска ВКО окончательно сформируют к 1 декабря. Все необходимые организационные решения приняты. Идет отработка вопросов, связанных с управленческой деятельностью. Задача, поставленная высшим руководством страны, будет решена в установленные сроки». Олег Остапенко напомнил, что ВойПоступающие в эксплуатацию новые космические аппараты российской орбитальной группировки как минимум на ступень лучше предшественников Армавира, командующий сказал: «Первая очередь этой станции уже поставлена на опытно-боевое дежурство. Вторую очередь планируем поставить в 2012-м. В этом году выйдет в эфир и РЛС под Иркутском». НОВОСТИ ПОИСК БЫСТРЫЙ И НАДЕЖНЫЙ Управление IARPA перспективных исследовательских программ Национальной разведки США ищет новые способы выявления и приоритезации перспективных технологий по всему миру. Согласно распространенному им сообщению для печати с этой целью развертывается новая многолетняя исследовательская программа «Фьюз» (FUSE – Foresight and Understanding from Scientific Exposition, «Предвидение и понимание на научной основе»). Сейчас выявление и оценка ключевых технических и технологических новинок производятся «вручную» и процесс этот отнимает много времени, требует отраслевой специализации и активного участия специалистов. Разведка же хочет получить надежные автоматизированные методы непрерывного, систематического и всеобъемлющего отбора и оценки технической информации из открытых источников по многим дисциплинам и на многих языках. Естественно, для этого необходимы некие поддающиеся «оцифровке» индикаторы перспективности новых разработок, позволяющие выбирать лучшее для углубленного изучения. Работу по новому проекту разведчики собираются вести совместно с учеными. Исследовательские контракты в поддержку «Фьюза» размещены в Колумбийском университете в Нью-Йорке, Стэнфордском исследовательском институте – «SRI Интернэшнл» в Калифорнии, а также компаниях «БАе системз» и «Рейтеон-BBNтекнолоджиз». Любопытно, что транснациональная компания «БАе» все же скорее британская, чем американская, и штаб-квартира ее располагается в Лондоне. Само о себе IARPA пишет, что инвестирует в программы с высоким риском и высокой отдачей, потенциально способные обеспечить США подавляющее разведывательное превосходство над будущим противником. САМОЛЕТЫ ЕСТЬ. ПОРА ОБУЧАТЬ ПИЛОТОВ Индонезия ищет иностранных партнеров для постройки пилотажного тренажера с целью обеспечения подготовки летчиков истребителей Су-27СК и Су-30МК на авиабазе «Султан Хасануддин». В течение 2010 и 2011 годов Джакарта расширила перечень потенциальных промышленных партнеров с целью диверсификации поставщиков и увеличения числа компаний, способных передавать технологии для национальной промышленности. Соответствующие соглашения подписаны с Францией, Китаем, Германией, Пакистаном, Сербией, Южной Кореей, Испанией и Турцией. КИТАЙ ЗАКРЫЛ БРЕШЬ В ПВО В настоящее время индонезийские ВВС имеют на этой авиабазе по пять истребителей Су-27СК и Су-30МК. Шесть самолетов были заказаны в 2007 году в рамках средств, полученных в виде кредитов от иностранных банков, и поставлены в течение последних трех лет. В последующем Индонезия намерена увеличить парк истребителей российского производства, хотя реализация этого плана напрямую зависит от финансовых возможностей страны. Главнокомандующий ВВС маршал Имам Суфаат сообщил, что с индонезийской стороны в программе создания пилотажного тренажера будет участвовать аэрокосмическая компания «Пи-Ти Диргантара Индонезия» (PT Dirgantara Indonesia, PTDI), которая производит тренажеры по лицензии. По его словам, PTDI и ВВС Индонезии изучают возможных партнеров из России, Китая и Канады для реализации программы пилотажного тренажера. В КНР создана новая зенитная управляемая ракета (ЗУР) средней дальности наземного базирования, достигшая стадии боеготовности. Развертывание этой ракеты повысит возможности китайской системы ПВО. Новая ЗУР имеет название «Хунци-16» (Hongqi-16, HQ-16 или «Ред Флэг-16», Red Flag-16) и уже поставлена в зенитный ракетный полк, базирующийся в военном районе Шеньян. В недавно проведенных испытаниях две ракеты HQ-16 успешно перехватили воздушные мишени. Наряду с возможностью уничтожения высотных воздушных целей ЗУР HQ-16 может перехватывать низколетящие цели (НЛЦ) на дальности до 40 километров. Это позволит китайской ПВО ликвидировать имевшийся разрыв между ЗУР ближнего действия HQ-7 и ЗУР дальнего действия HQ-9. Морской вариант ракеты в вертикальных пусковых установках (ВПУ) имеется на фрегатах проекта 054A (ЗРК HQQ-16), что позволяет перехватывать противокорабельные ракеты, летящие на высоте менее 10 метров над гребнями волн. Относительно отражения воздушных ударов с применением крылатых ракет типа «Томагавк» китайские эксперты отмечают, что эти ракеты совершают полет на высотах около 50 метров над землей с обходом зон расположения РЛС обнаружения и средств перехвата. Современные китайские ЗРК HQ-12 (экспортный вариант KS-1A) могут уничтожать цели, летящие на высоте 300 метров над поверхностью земли. Поэтому эту брешь может закрыть ЗРК наземного базирования HQ-16, способный перехватывать НЛЦ и имеющий более высокую точность по сравнению с ЗРК HQ-12. Оснащение ПВО страны этими ЗРК может существенно повысить возможности противодействия воздушным ударам, наносимым с применением современных средств поражения. По сообщениям корреспондентов «ВПК», информагентств АРМС-ТАСС и Интерфакс-АВН возможности американской и российской СККП, генерал-лейтенант заметил: «Наши средства нисколько не хуже американских. Может, мы и уступаем в какихто вопросах, но здесь многое зависит от того, какая информация и откуда поступает. У американцев имеется плюс – у них есть много станций вне их национальной территории. Но то, чем мы располагаем на своей территории, и то, что у нас работает, по совокупности все это дает информацию нисколько не хуже американской. Подтверждение тому – информация, поступавшая по фактам обнаружения каких-то объектов, по нештатжурналистов о ходе выполнения работ по созданию космического ракетного комплекса «Ангара», он заметил: «Работа по его строительству не прекращалась никогда. Был определенный спад в период кризиса, но даже тогда мы работу не прекращали. Тем не менее мы идем в графике, скоро вопрос о создании «Ангары» будет обсуждаться на совещании в Военно-промышленной комиссии, там будет доложено о проблемах, которые есть. Когда строится что-то новое, проблемы – организационные, технические – неизбежны, но нерешаемых нет». Командующий подтвердил, что первый запуск ракеты-носителя «Ангара» легкого класса с Плесецка заштаба Космических войск. Решение о назначении командующего Войсками ВКО примут в ближайшее время. В целом за прошедшее десятилетие Космические ска ВКО создаются на базе Космических войск: «Работа идет планомерно. Формируется принципиально новая структура. Однако космическая составляющая в Войсках ВКО, существующая система управления – ничто не меняется и не разрушается, а только наращивается, улучшается и совершенствуется. Мы по многим вопросам руководствовались принципом врачей – не навредить». Остапенко сообщил, что в первое время после создания Войск ВКО управление ими будет осуществляться из войска действительно прошли важнейший этап в своем развитии, подтвердив обоснованность и своевременность их выделения в самостоятельный род войск российских Вооруженных Сил. Заслуги КВ в деле обеспечения безопасности России за минувшие с тех пор годы очевидны для всех. И потому, как представляется, не случайно руководство страны именно на их базе решило создать Войска ВКО. Коллаж Андрея СЕДЫХ
Стр.4
05 Максим КЛИМОВ ТРУДНОЕ РОЖДЕНИЕ Атомная подводная лодка К-152 «Нерпа» (заказ заводской № 518), заложенная на стапелях Амурского судостроительного завода (АСЗ) в 1993 году, стала восьмой по счету АПЛ проекта 971 (разработчик ОАО «СПМБМ «Малахит», Санкт-Петербург) постройки АСЗ. На рубеже 90-х годов цикл строительства подводных лодок проекта 971 занимал менее двух лет. Однако последующие события, происходившие в стране, исключили своевременную достройку К-152. Активные работы на «Нерпе» возобновились только в начале 2004 года, после заключения соглашения о ее достройке по модернизированному проекту 971И и передаче в лизинг индийским ВМС. Она первоначально планировалась на август 2007 года, но строительство затянулось. Это было связано с разработкой и установкой совершенно новых систем (4-го поколения), проведением определенных ремонтных и модернизационных работ по «уже сделанному», но главным образом – с «провалом» в сфере строительства и сдачи АПЛ в 90-х – 2000-х годах. В нашем ОПК, подводном кораблестроении в начале 2000-х сложилась такая ситуация: многие (включая лиц, участвовавших в достройке) не верили, что работы на «Нерпе» удастся завершить и передать лодку индийцам. В ту пору, правда, мало кто верил, что «Бореи» (и тем более «Ясени») действительно будут строиться, что «Булава» полетит, что ПАК ФА «встанет на крыло». Не верилось, что мы вообще что-то можем в создании сложных технических систем и реализации столь масштабных и наукоемких проектов. Если коротко – 518-й заказ шел очень тяжело. Причем «Нерпе», достраивавшейся по проекту 971И с установкой многих систем 4-го поколения, довелось стать головной АПЛ, вышедшей с этими системами в море. Острота ситуации, перспектива непростых испытаний и сдачи «Нерпы» в сочетании со сложными взаимоотношениями с промышленностью (выполнением контракта) привели к тому, что командование ВМФ в 2005 году назначило на ключевые должности экипажа людей, обладавших достаточным опытом и высокими личными качествами, способных досконально освоить новую технику и научиться ходить на ней в море. 24 июня 2006 года в акватории АСЗ (Комсомольск-на-Амуре) «Нерпа» была спущена на воду. Четыре месяца спустя – в октябре для достройки и испытаний АПЛ переведена в транспортном доке на достроечную базу АСЗ в город Большой Камень (ЗСО «Восток»). 20 декабря 2007-го начались швартовные испытания. 18 июля 2008 года программа швартовых испытаний завершилась. Таким образом, первоначальные сроки передачи лодки были сорваны. Достройка, испытания и приемка систем и механизмов «Нерпы» шли очень непросто. В этой ситуации принципиальная позиция принимающей стороны – военной приемки ЗСО «Восток», экипажа и лично капитана 1-го ранга Дмитрия Лаврентьева – сыграла очень важную и положительную роль. Эта принципиальная позиция по достойному выполнению важного государственного контракта и поставленной командованием ВМФ задачи у определенных лиц, стремившихся любой ценой «спихнуть» заказ, вызывала, мягко говоря, «непонимание» и негативное отношение к Лаврентьеву, что вполне проявилось в последующих событиях. Очень кое-кому хотелось иметь на его месте более «сговорчивого» офицера. А проблемы у АПЛ были, в том числе по автоматике… С. Стольников, член сдаточной команды «Нерпы»: «Система не доведена, а основной доводчик «Молибдена-И» летом 2008 года умер, так что доработки системы последние три месяца не велись». Из рапорта капитана 1-го ранга Лаврентьева от 15 сентября 2008 года: «Система дистанционного автоматизированного управления общекорабельными системами (СДАУ ОКС «Молибден-И») не обеспечивает живучесть корабля и имеет ряд конструктивных недостатков... В море данное обстоятельство способно привести к нежелательным последствиям как для экипажа, так и для корабля. Корабль к выходу в море не готов». Необходимо отметить, что обнаруженные неполадки не являлись уникальным случаем. Проблемы с автоматикой существовали практически на всех головных заказах ВМФ, не исключая головную АПЛ проекта 971. Однако все серьезные недостатки были в итоге (в начале – середине 80-х годов) устранены и в последующем система управления техническими средствами АПЛ 3-го поколения, включающая систему «Молибден» (разработчик – концерн НПО «Аврора», Санкт-Петербург), зарекомендовала себя НОВОСТИ ВИНТОКРЫЛ НОВОгО ПОКОЛЕНИЯ Средний транспортно-пассажирский вертолет Ми-38 в ходе летных испытаний достиг высоты 8500 метров. Об этом сообщил старший летчик-испытатель Московского вертолетного завода имени Миля, Герой России Александр Климов. «Высотный полет состоялся в районе аэродрома Чкаловский. Температура воздуха у земли была плюс 15 градусов, а на высоте – минус 37», – сказал Климов, выполнявший в этом полете обязанности второго пилота. По его мнению, при меньшей взлетной массе, чем была в данном испытательном полете, машина в состоянии преодолеть планку 9000 метров. При этом он отметил, что в данном полете перед экипажем не стояла задача установить рекорд высоты: «Нам важно не рекорд поставить, а испытать вертолет». Летчик-испытатель рассказал, что высотный полет осуществлен на втором опытном образце Ми-38, оснащенном двигателями «Пратт-Уитни» (Канада). Отечественные двигатели ТВ7-117В, которые также планируется устанавливать на серийные Ми-38, мощнее иностранных, что позволит машине легко выполнять такие же высотные полеты. «В мире нет вертолетов этого класса с такими великолепными высотными характеристиками, как у Ми-38», – подчеркнул Александр Климов. Средний транспортно-пассажирский Ми-38 разработан МВЗ имени Миля, входящим в холдинг «Вертолеты России». Он относится к винтокрылам нового поколения. По оценкам специалистов, машина обеспечивает самый высокий уровень стандартов безопасности и комфорта среди вертолетов своего класса. Ми-38 предназначен для перевозки пассажиров (включая VIP-вариант), грузов внутри кабины и на внешней подвеске, проведения поисково-спасательных операций, авиационного обеспечения шельфовых разработок, а также может быть оборудован как летающий госпиталь. Вертолет имеет вместительную грузопассажирскую кабину и обладает высокой экономичностью двигателей. Удельная трудоемкость технического обслуживания может быть снижена за счет встроенной системы автоматизированного контроля исправности бортового оборудования, основных систем, агрегатов и двигателей. ВМЕСТО ЧИНОВНИКОВ БИЗНЕСМЕНЫ Владелец НЛМК и ряда транспортных активов Владимир Лисин возглавил совет директоров ОАО «Объединенная судостроительная корпорация». Ранее председателем совета был вице-премьер Игорь Сечин, который оставил свой пост в связи с поручением президента Дмитрия Медведева о выходе высокопоставленных чиновников из советов директоров компаний с госучастием. Заседание совета директоров, на котором избирался председатель, проходило в заочной форме. Помимо Игоря Сечина в новом составе совета нет руководителя Росимущества Юрия Петрова и экс-главы Роснефти Сергея Богданчикова. Их места заняли глава ОСК Роман Троценко и Райр Симонян из Morgan Stanley. Объединенная судостроительная корпорация учреждена в июне 2007 года. В ведении компании весь цикл производства судов, начиная от их разработки и проектирования и заканчивая поставками, гарантийным и сервисным обслуживанием, ремонтом и утилизацией. В структуру корпорации входят три региональных дочерних холдинга – на северо-западе, севере и востоке страны. Сейчас идет создание Южного центра судостроения. 100 процентов акций корпорации находятся в федеральной собственности. ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» отказалось от планов по приобретению судостроительных активов владельца ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» Владимира Лисина и прекратило переговоры, заявил президент ОСК Роман Троценко: «Мы разошлись в оценке. Наша оценка, что эти активы стоят до одного миллиарда рублей. Их оценка отличается от нашей в разы». Он добавил: «Мы не сошлись с ними и закончили переговоры. Мы друг от друга ничего не ждем. У них есть ощущение, что они получат дополнительные заказы. Они неплохо управляют своими активами – пусть управляют. У нас же нет задачи все купить». Ранее сообщалось, что ОСК ведет переговоры и планирует приобрести судостроительные активы Владимира Лисина. гРУ НИКОМУ НЕ ПЕРЕПОДЧИНЯТ главное разведывательное управление генштаба сохранится как орган военной разведки, добывающий информацию для руководства Минобороны и страны, заявил статс-секретарь – заместитель министра обороны РФ Николай Панков. По его оценке, сообщения некоторых СМИ о развале и недееспособности ГРУ – полная чушь. «В ходе формирования нового облика Вооруженных Сил ГРУ было одним из немногих, которое прошло реформирование без существенных изменений. Я имею в виду изменений с точки зрения ослабления оперативных подразделений, – уточнил Панков. – Напротив, оно было избавлено от избыточного навеса многочисленных подразделений обеспечения аппарата в Москве в целях максимального сосредоточения на оперативной работе». «Не чем иным, кроме как дурью, нельзя назвать информацию о перспективах переподчинения ГРУ какому-либо другому органу внешней разведки, – подчеркнул замминистра. – Для любого журналиста, действительно занимающегося военной тематикой, а тем более спецслужбами, это значит расписаться в полном дилетантстве. Главное управление как было, так и останется органом внешней разведки, добывающим информацию о военном противнике для руководства Вооруженных Сил. Видимо, отсутствие знаний о реальной ситуации в Вооруженных Силах, а тем более в таком специфическом управлении Генерального штаба, каким является ГРУ, некоторые журналисты в СМИ пытаются компенсировать собственноручно выдуманными «сенсациями». «Руководство Минобороны России будет и далее уделять самое пристальное внимание поддержанию и развитию одного из ведущих органов военного управления Генерального штаба Вооруженных Сил России», – заверил Панков. По сообщениям корреспондентов «ВПК», информагентств АРМС-ТАСС и Интерфакс-АВН ТРАгЕДИЯ ПОЧЕМУ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ОТРАБАТЫВАЛАСЬ ЛИШЬ ОДНА ВЕРСИЯ с самой лучшей стороны, доказав, что относится к весьма достойным для своего времени изделиям ОПК, не уступающим западным аналогам. На «Нерпе» был установлен новый компьютеризированный «Молибден-И» (4-го поколения), вопросы к отладке и доводке которого не удалось снять даже весной 2011-го – через 2,5 года после трагедии! НЕ В ПЕРВЫЙ РАЗ Разумеется, уместно спросить: как при такой принципиальности военной приемки ЗСО «Восток» и экипажа на борту лодки оказался ядовитый фреон, как пропустили сбои автоматики? Дело в том, что прием систем и механизмов осуществляется по определенным документам и инструкциям разработчика, а потому возможности экипажа и военной приемки требовать что-либо, выходящее за пределы этих документов, крайне ограниченны. Тем более что до передачи ВМФ подводная лодка являлась собственностью АСЗ со всеми вытекающими последствиями (включая допуск на борт и т. д.). Экипаж объективно был ограничен в возможных действиях. На многие вопросы мог бы ответить журнал замечаний экипажа (как и поставить новые вопросы)… Только вот юридической силы требовать устранения замечаний за пределами документов разработчика по устройству и приемке систем и он не имеет… Уверен, что с учетом возникавших в автоматике «Нерпы» сбоев вопросы по целесообразности АРМИЯ КТО ВИНОВАТ? Командование ВМФ в 2005 году назначило на ключевые должности экипажа людей, обладавших достаточным опытом и высокими личными качествами, способных досконально освоить новую технику проведении испытаний ТАКР «Минск» было обнаружено, что все огнетушители на крейсере заправлены не пенообразователем, а… керосином. Совершенно непонятно, почему, несмотря на неоднократные срабатывания нового «автоматического ЛОХ» на нескольких новых атомных подлодках отечественного ВМФ на севере, эту информацию не довели до сведения экипажей АПЛ Тихоокеанского флота (и, конечно, «Нерпы»), строителей и сдаточного экипажа 518-го заказа. Соответственно доработку «Молибдена-И» на «Нерпе» по предупреждению несанкционированных срабатываний ЛОХ не выполнили. По докладной записке от 15 сентября 2008 года: «...была проведена работа, выполнена программа стендовых испытаний и подписан акт о соответствии систем подлодки техническим требованиям. У меня как у командира появилась уверенность, что в море выходить можно» (капитан 1-го ранга Лаврентьев). 15 октября директор АСЗ приказал начать заводские ходовые испытания. «Нерпа» вышла в море 31 октября, совершила свое первое погружение. ДЕЛО О ЧП 8 ноября 2008 года при проведении НА «НЕРПЕ»: ФАКТЫ И ВОПРОСЫ 8 ноября 2008 года во время ходовых испытаний в Японском море на атомной подлодке «Нерпа» погибли 20 членов сдаточной команды. Виновниками страшного ЧП следствие признало командира субмарины Дмитрия Лаврентьева и трюмного матроса Дмитрия гробова. Однако недавно коллегия присяжных заседателей в Тихоокеанском флотском военном суде вынесла оправдательный вердикт по этому делу. Впрочем, прокуратура ТОФа намерена обжаловать данное решение в кассационном порядке. Но действительно ли Лаврентьев и гробов должны понести наказание? режима автоматического включения системы пожаротушения ЛОХ у экипажа возникали. Однако самостоятельно перевести систему ЛОХ на ручное управление экипаж не мог, поскольку «Нерпа» принадлежала заводу, а не ВМФ. Да и в страшном сне никому не могло присниться, что в системе окажется яд, а не малотоксичный хладон 114В2… Следует отметить: «нештатное содержимое» не впервые попадает в системы пожаротушения кораблей нашего ВМФ. Малоизвестный факт – в 1977 году при ходовых испытаний в Японском море в 20.30 по московскому (3.30 по местному) времени на «Нерпе» в результате «несанкционированного срабатывания системы пожаротушения с выбросом фреона» погибли 20 человек (17 из них – гражданские специалисты). Всего на борту корабля находились в общей сложности 208 человек, в том числе 81 военнослужащий. Лодка экстренно всплыла, началось вентилирование отсеков. На поверхность подняли около 80 человек в бессознательном состоянии. Испытания были остановлены. 9 ноября в 10.30 АПЛ своим ходом прибыла в Большой Камень. По факту аварии и гибели людей в военном следственном управлении СКП РФ на ТОФе возбудили уголовное дело по статье 352 УК («Нарушение правил кораблевождения, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия»). Уже 10 ноября следствие определилось с виновником. Трюмному машинисту матросу Дмитрию Гробову предъявили обвинение в «причинении смерти по неосторожности двум и более лицам» (часть 3 статьи 109 УК). Он был взят под стражу и вскоре «дал признательные показания», что «запустил систему пожаротушения ЛОХ» с местного поста управления. Однако в СМИ попали лишь малые отголоски того, что реально происходило в те дни на «Нерпе» и вокруг нее. «Известия» от 16 ноября 2008 года: «Моряки, рабочие и инженеры с «Нерпы», которых сейчас лечат в госпитале, узнали версию прокуратуры в ночь на пятницу. И тут же позвонили корреспонденту приморского издания «Известий» на мобильный, попросили приехать… – Сегодня днем (13 ноября) у нас на лодке следователи проводили следственный эксперимент, где в качестве подозреваемого фигурировал наш сослуживец Дмитрий Гробов, – продолжает моряк, который отказался назвать свое имя и звание. – Дима успел сообщить нашему сослуживцу, что на него оказывается сильное давление… Мы считаем, что в сложившейся ситуации, когда чуть ли не называется планируемая дата установления виновников аварии, экипаж лодки просто обливают грязью. Знаем, что нашего командира хотят снять». И правда: в конце января 2010 года военные следователи предъявили обвинение по части 3 статьи 293 УК («Халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц») капитану 1-го ранга Лаврентьеву и капитану 1-го ранга Захарченко – бывшему командиру 72-й бригады строящихся и ремонтируемых подводных лодок в Большом Камне. Со всех фигурантов расследования уголовного дела взяли подписку о неразглашении информации. Капитана 1-го ранга Захарченко в конце 2009 года уволили в запас, в последующем обвинение с него сняли. Матроса Гробова освободили из-под стражи и он продолжил службу в подплаве (в другом экипаже). Капитан 1-го ранга Лаврентьев, несмотря на предъявленное обвинение, по-прежнему командовал АПЛ К-152, осуществляя ходовые и государственные испытания, обучая индийский экипаж. «УДОБНАЯ» ФАМИЛИЯ С самого начала расследования этого дела обозначились некоторые странные подходы со стороны следствия. В первую очередь это исключительное предпочтение версии виновности членов экипажа «Нерпы» синхронно с информационной кампанией руководства АСЗ по дискредитации моряковподводников. Причины «включения» матросом Гробовым системы ЛОХ назывались разные – от скуки, в результате употребления спиртных напитков, из любопытства… Прозвучали и абсолютно неадекватные заявления типа «вызова подменного вахтенного включением ревуна». Последнее, увы, не шутка, а слова, на полном серьезе произнесенные начальником пресс-службы АСЗ Мариной Радаевой, причем, несомненно, не по личной инициативе. Бывший директор АСЗ Анатолий Адаменя тогда же утверждал: «Никто не смог привести ее (систему ЛОХ) в действие. Обученные офицеры, которые специально инструктированы, как и что включать, не смогли запустить систему пожаротушения… Все, кроме руководителя трюмной группы и Гробова, не подтвердили своих знаний». То есть фактически руководство АСЗ стремилось доказать, что экипаж (и командир) «Нерпы» некомпетентен, в коллективе нет должной организованности и дисциплины. В одном ряду со всем этим и документ, подписанный следователем А. А. Романовым, где, по информации защиты, Лаврентьев обвиняется «в срыве сроков сдачи АПЛ заказчику – ВМФ и подрыве деловой репутации предприятия-изготовителя – Амурского судостроительного завода». Вместе с тем следствие упорно не желало касаться темы фреона. Хотя голоса, свидетельствовавшие: в системе вместо штатного хладона 114В2 оказалось «что-то не то», прозвучали сразу: «…приводится информация, что фреон тек по стенам и т. д. В случае с хладоном 114 этого быть не могло... Смею предположить, что в системе было другое вещество, которое не соответствовало техническим параметрам давления и форсунки» (blog. kp.ru 12.11.2008). «…по моим данным, фреон пошел не чистый, а с примесью ядовитого трифтортрихлорэтана... На заводе уже обсуждают, что после анализа фреона выявлено несоответствие норме, правда, пока официально эта версия не подтверждается. Но все признаки есть: люди падали мгновенно, как подкошенные, а сейчас у многих наших ребят повылезали побочные болячки» (blog.kp.ru 19.11.2008). Документы на фреон системы ЛОХ, предоставленные представителями АСЗ экипажу «Нерпы» перед выходом в море, соответствовали требованиям. Однако после прибытия в базу остатки содержимого ЛОХ были сданы на анализы в лабораторию Дальневосточного государственного университета (ДВГУ). Но не следствием, не сотрудниками АСЗ, а флотскими химиками. Результаты исследования стали известны уже в первые дни после трагедии на лодке: в пожаротушащей смеси всего 34,6 процента хладона 114В2 и 64,4 процента ядовитого растворителя тетрахлорэтилена. Администрация АСЗ признала этот факт только через три недели, когда дал интервью главный инженер предприятия Меринов. Зато следствие подчеркнуто проигнорировало. Материалы по фреону были выделены в отдельное производство – в следственное управление УВД Комсомольска-на-Амуре. По информации СМИ, спустя три года после ЧП в этом деле нет даже подозреваемых. Но коли фреон «не виноват», то следствию, видимо, «можно не искать» организаторов этой аферы. Ведь «виновный» есть, и с такой «удобной» фамилией... Окончание следует Коллаж Андрея СЕДЫХ
Стр.5