Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Военно-промышленный курьер

Военно-промышленный курьер №20 2011 (20,00 руб.)

0   0
Страниц12
ID268252
АннотацияОбщероссийская еженедельная газета. Публикует информационные и аналитические материалы по широкому кругу проблем общеполитической, военной и экономической жизни Российской Федерации, стран СНГ, дальнего зарубежья. Освещает состояние и перспективы оборонно-промышленного комплекса России. В центре внимания - хроника главных событий, создание отечественной военной техники и вооружения, выполнение гособоронзаказа, отраслевые особенности развития и реформирования, внешнеэкономическая деятельность структур ОПК.
Военно-промышленный курьер .— 2011 .— №20 .— 12 с. — URL: https://rucont.ru/efd/268252 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 20 (386) 25–31 мая 2011 года выходит по средам нОВОЕ ПОЛЕ ДЕЯТЕЛЬнОСТИ 02 ЗА ОКЕАнОМ Отечественная «оборонка» укореняется на латиноамериканском рынке вооружения ТЕМА ПЕКИн ОБРЕЛ ВСЕ СВОЕ – ТУРЕЦКОЕ Анкара форсирует развитие национального ОПК 04 РОССИЯ СОБИРАЕТСЯ РАЗРАБАТыВАТЬ ТЯЖЕЛуЮ МЕЖКОнТИнЕнТАЛЬнуЮ РАКЕТу Как теперь стало известно, Госпрограмма вооружения-2020 предусматривает создание новых жидкостных МБР. <...> Константин БОГДАНОВ История с разработкой в России новой тяжелой МБР на жидПРАВИТЬ БАЛ НЕ ВЫПОЛНИВШИЕ ГОСЗАДАНИЯ НАКАЗАНЫ Вице-премьер РФ Сергей Иванов доложил президенту Дмитрию Медведеву об исполнении поручения об ответственности за срыв реализации гособоронзаказа. <...> В связи с недопоставками ВВТ в Минобороны РФ уволены с военной службы ряд должностных лиц из руководящего состава заказывающих органов военного управления, в том числе заместитель начальника Главного управления ВС генерал-майор И. И. Ваганов, начальник Управления развития и организации заказов авиационной техники и вооружения полковник И. В. Крылов, заместитель главнокомандующего ВМФ по вооружению вице-адмирал Н. К. Борисов. <...> ДА 83% НЕ ЗНАЮ 5% НЕТ 12% БУДУТ НАСЛЕДНИКИ «САТАНЫ» ТЕНДЕНЦИИ «ХАММЕРу» И уАЗу нА СМЕну Илья КРАМНИК В последние два десятилетия легкие боевые бронированные машины (ББМ) нашли широчайшее применение в армии и различных силовых структурах как в ходе военных действий, так и при проведении специальных операций. <...> Повышенное внимание к возможностям и характеристикам задуматься над тем, как должен выглядеть современный броневик и каково его место в ряду ББМ других классов? <...> 07 УНИВЕРСАЛЬНАЯ ТЕХНИКА НОВОГО ВРЕМЕНИ ЛЕГКИЕ БРОНЕМАШИНЫ: ПРЕГРАДЫ НА ПУТИ «МИСТРАЛЯ» Вице-премьер Сергей Иванов сообщил, что переговоры с Францией о покупке вертолетоносцев «Мистраль» с российской стороны возглавил Рособоронэкспорт. <...> О том, что подготовка контракта по «Мистралю» очень продолжительный процесс, ранее говорил <...>
Военно-промышленный_курьер_№20_2011.pdf
№ 20 (386) 25–31 мая 2011 года выходит по средам нОВОЕ ПОЛЕ ДЕЯТЕЛЬнОСТИ 02 ЗА ОКЕАнОМ Отечественная «оборонка» укореняется на латиноамериканском рынке вооружения ТЕМА ПЕКИн ОБРЕЛ ВСЕ СВОЕ – ТУРЕЦКОЕ Анкара форсирует развитие национального ОПК 04 РОССИЯ СОБИРАЕТСЯ РАЗРАБАТыВАТЬ ТЯЖЕЛуЮ МЕЖКОнТИнЕнТАЛЬнуЮ РАКЕТу Как теперь стало известно, Госпрограмма вооружения-2020 предусматривает создание новых жидкостных МБР. Как же впишутся в боевой состав РВСН наследники ракет семейства Р-36М, получившего от натовцев зловещую кличку «Сатана»? Константин БОГДАНОВ История с разработкой в России новой тяжелой МБР на жидПРАВИТЬ БАЛ НЕ ВЫПОЛНИВШИЕ ГОСЗАДАНИЯ НАКАЗАНЫ Вице-премьер РФ Сергей Иванов доложил президенту Дмитрию Медведеву об исполнении поручения об ответственности за срыв реализации гособоронзаказа. В соответствии с указаниями главы государства приняты меры дисциплинарного характера к ответственным лицам организаций, которые не обеспечили поставку вооружения и военной техники в 2010 году. Отстранены от занимаемых должностей генеральные директора ОАО «Ижмаш» Владимир Гродецкий и ФГУП «Научно-исследовательский институт электромеханики» Аркадий Хохлович. В связи с недопоставками ВВТ в Минобороны РФ уволены с военной службы ряд должностных лиц из руководящего состава заказывающих органов военного управления, в том числе заместитель начальника Главного управления ВС генерал-майор И. И. Ваганов, начальник Управления развития и организации заказов авиационной техники и вооружения полковник И. В. Крылов, заместитель главнокомандующего ВМФ по вооружению вице-адмирал Н. К. Борисов. За снижение уровня руководства производственной деятельностью подчиненных предприятий, отсутствие требуемой координации работ при выполнении заданий государственного оборонного заказа на 2010 год генеральному конструктору и генеральному директору ОАО «Информационные спутниковые системы» Николаю Тестоедову, генеральному директору ОАО «ВПК «НПО машиностроения» Александру Леонову объявлены выговоры. Предлагается также за низкий уровень руководства организациями ракетно-космической промышленности по созданию космических аппаратов военного назначения объявить выговор заместителю руководителя Роскосмоса Анатолию Шилову. Кроме того, приняты меры административного и дисциплинарного характера в отношении восьми руководителей других организаций оборонной промышленности, допустивших срыв выполнения заданий государственного оборонного заказа. На июнь назначено заседание совета директоров ОАО «ПО «Севмаш» по вопросу о соответствии занимаемой должности гендиректора предприятия Николая Калистратова. Запланировано также рассмотрение на советах директоров дочерних обществ ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» вопросов о персональной ответственности их руководителей за невыполнение графиков поставки самолетов. Принятые кадровые решения в отношении руководителей организаций оборонной промышленности и должностных лиц Минобороны РФ, допустивших срыв заданий государственного оборонного заказа в 2010 году, достаточны как для повышения исполнительской дисциплины и персональной ответственности, так и для предотвращения случаев нарушения сроков сдачи изделий заказчику. Результаты опроса посетителей сайта www.vpk-news.ru Разделяете ли вы точку зрения о том, что причина войны с Муамаром Каддафи заключается в стремлении не допустить усиления «Газпрома» за счет эксплуатации ливийских недр? ДА 83% НЕ ЗНАЮ 5% НЕТ 12% БУДУТ НАСЛЕДНИКИ «САТАНЫ» ТЕНДЕНЦИИ «ХАММЕРу» И уАЗу нА СМЕну Илья КРАМНИК В последние два десятилетия легкие боевые бронированные машины (ББМ) нашли широчайшее применение в армии и различных силовых структурах как в ходе военных действий, так и при проведении специальных операций. Повышенное внимание к возможностям и характеристикам задуматься над тем, как должен выглядеть современный броневик и каково его место в ряду ББМ других классов? Читайте материал на стр. 07 УНИВЕРСАЛЬНАЯ ТЕХНИКА НОВОГО ВРЕМЕНИ ЛЕГКИЕ БРОНЕМАШИНЫ: ПРЕГРАДЫ НА ПУТИ «МИСТРАЛЯ» Вице-премьер Сергей Иванов сообщил, что переговоры с Францией о покупке вертолетоносцев «Мистраль» с российской стороны возглавил Рособоронэкспорт. При этом он подчеркнул, что не может уточнить фамилию руководителя этой делегации, поскольку данный вопрос не входит в его компетенцию. 20 апреля военнодипломатический источник заявил, что контракт на закупку у Франции двух вертолетоносных кораблей «Мистраль» для российского ВМФ будет подписан не ранее следующего года, так как его подготовка – очень сложный и длительный процесс: «Что касается политического решения о закупке французских вертолетоносцев, то оно принято уже давно, о чем было официально заявлено руководством страны. Сейчас идет рутинная предконтрактная работа, которая займет несколько месяцев, а возможно, и годы». Он отметил, что шаг за шагом согласовываются сотни позиций, подбираются компромиссные варианты. О том, что подготовка контракта по «Мистралю» очень продолжительный процесс, ранее говорил и генеральный директор ФГУП «Рособоронэкспорт» Анатолий Исайкин: «Даты – это домыслы. Такие контракты, когда речь идет о сотнях миллионов евро, – это годы и годы переговоров. Здесь ожидать, что за несколько месяцев мы заключим такой контракт, просто смешно». Соглашение о строительстве двух десантных кораблей-доков типа «Мистраль» в Сен-Назере и двух – по лицензии в России было заключено в декабре 2010 года. Многоцелевой десантный вертолетоносец класса «Мистраль» имеет стандартное водоизмещение 16 500 тонн, полное – 21 300 тонн, при заполненном доке – 32 300 тонн. Длина – 199 метров, ширина – 32 метра, осадка – 6,2 метра. Скорость полного хода – 18,8 узла, дальность плавания – до 19 800 миль. Вертолетная группа корабля включает 16 машин (восемь десантных и восемь штурмовых боевых вертолетов). Одновременно на взлетной палубе может размещаться шесть вертолетов. Сейчас в составе ВМС Франции имеется два вертолетоносца класса «Мистраль» и ведется строительство третьего. По неофициальным данным, стоимость одного корабля – порядка 600 миллионов евро. Тем не менее Россия отмечает продвижение в переговорах по подписанию ПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ: КАТАЛОГИ «ПРЕССА РОССИИ» – 39593, «РОСПЕЧАТЬ» – 25933, «ПОЧТА РОССИИ» – 60514 окончательного контракта на поставку этих вертолетоносцев. Об этом сообщил глава администрации президента РФ Сергей Нарышкин по итогам переговоров с главой МИДа Франции Аленом Жюппе и генсеком Елисейского дворца Ксавье Мюска. По словам Нарышкина, на переговорах обсуждался вопрос об окончательной сделке по поставкам РФ «Мистралей»: «Совсем недавно состоялись очередные переговоры, консультации между партнерами. Продвижение обозначилось, поэтому мы вполне оптимистично настроены. По срокам (подписания) пока ничего не могу сказать». Межправительственное соглашение о покупке вертолетоносцев типа «Мистраль» было заключено 25 января 2011 года во французском Сен-Назере. В нем не указаны ни сроки, ни стоимость будущего контракта – они будут оговорены в отдельном соглашении, которое должны заключить Рособоронэкспорт и DCNS. Контракт оценивается не менее чем в 1,5 миллиарда евро. Предметом спора при подписании сделки стали две системы управления натовского стандарта, которыми оборудован вертолетоносец: боевая информационно-управляющая система «Зенит-9» (Zenith-9) и командная система управления соединением (флотом) SIC-21 (ею оборудован единственный авианосец Франции «Шарль де Голль»). этой техники заставляет ком топливе, похоже, продолжает неуклонно развиваться: пусть медленно, зато методично. В прошлом году сообщалось, что ведутся предварительные проработки на этот счет. Потом, уже в начале нынешнего года Владимир Поповкин (тогда еще первый заместитель министра обороны по вооружению) заявил, что решение о создании такой ракеты в целом принято и тема включена в готовящуюся Государственную программу вооружения на период до 2020 года. И наконец, совсем недавно появилась информация, что головным разработчиком нового тяжелого носителя станет Государственный ракетный центр имени академика В. П. Макеева, находящийся в городе Миассе (Челябинская область). У некоторых наблюдателей сразу возник вопрос: а почему тема передается уральцам, а не челомеевской фирме – НПО машиностроения в подмосковном Реутове? Продолжение на стр. 06 «ДЛИннуЮ РуКу» Бывший советский бомбардировщик послужит Китаю до середины XXI века МОРСКАЯ СТОЛИЦА ЖДЕТ ГЛАВНЫЙ ШТАБ Почти 190 офицеров органов управления ВМФ отправятся в начале лета к новому месту службы в Санкт-Петербурге. Утверждены все руководящие документы, согласно которым Главному штабу ВМФ предписывается до 1 июня передислоцировать органы управления из Москвы в Петербург. В городе на Неве предстоит служить 189 офицерам, часть из которых уже успела переселиться из Большого Козловского переулка столицы в здание петербургского Адмиралтейства. Переезд структур и органов управления ВМФ, непосредственно не влияющих на боеготовность флота, полностью завершится только к концу текущего – началу следующего года. Министр обороны РФ Анатолий Сердюков заявил журналистам в сентябре прошлого года, что перевод Главного штаба ВМФ из Москвы в СанктПетербург никто не отменял: «Идет плановая работа. Мы с самого начала говорили, что не собираемся делать это в течение какого-то короткого периода, например за год. Все по мере готовности». Министр также сообщил, что Центральный командный пункт ВМФ оборудуют новейшей техникой и новыми средствами, а старый, вероятнее всего, будет законсервирован. В свое время первым предложил переместить ГШ ВМФ в СанктПетербург спикер Госдумы РФ Борис Грызлов, сославшись на то, что Петербург – морская столица России. 09 нЕуТОМИМый КАП-ЯР Количество образцов вооружения, которые испытают на 4-м государственном центральном межвидовом полигоне РФ Капустин Яр (4-й ГЦМП) в Астраханской области в 2011 году, возрастет более чем в четыре раза по сравнению с предыдущим. В 2011-м на этом полигоне планируется испытать около 90 образцов вооружения более чем по 200 испытательным темам. В прошлом году здесь завершены испытания более 20 образцов вооружения и военной техники. Среди них – ракетный комплекс оперативно-тактического назначения «Искандер-М», зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-С», ЗРК «Тор-М2» и «Бук», ЗРС С-300 и С-400, реактивные системы залпового огня «Смерч». Кроме того, проведены очередные испытания боевого оснащения межконтинентальных баллистических ракет и другой техники. В 2010 году на полигоне проведено более 350 пусков ракет, мишеней, реактивных снарядов и облетов авиацией. Обеспечена работа специалистов военных ведомств делегаций Алжира, Азербайджана, Белоруссии, Вьетнама, Мьянмы и Венесуэлы. 13 мая 4-й ГЦМП отметил 65-летие со дня образования. ОЧЕНЬ БОЛЬШОЙ ВЫБОР ВЕРТОЛЕТОВ В международной выставке вертолетной индустрии «Хели Раша-2011», которая прошла с 19 по 21 мая в столице России, приняли участие 125 отечественных и 40 зарубежных организаций из 15 государств. Продукцию военного назначения представили 11 российских организаций и украинская компания ОАО «Мотор Сич». На «Хели Раша-2011» экспонировались следующие винтокрылые машины: опытный образец нового среднетяжелого вертолета Ми-38 (ОАО «МВЗ им. Миля»), оборудованный турбовальными двигателями XPW127/5 производства компании «Пратт Уитни» (Канада), многоцелевой спасательный Ка-32 А11ВС (ОАО «Камов»), многоцелевой Ка-226Т (ОАО «Камов») с медицинским модулем, оснащенный двумя газотурбинными двигателями «Арриус-2G» французской компании «Турбомека», прототип сверхлегкого вертолета (ООО «Беркут»), пассажирский АК1-3 (КБ «Аэрокоптер», Украина), газотурбинный пассажирский R66 производства «Робинсон» (США), поршневой пассажирский R44, пассажирский EC135 производства «Еврокоптер» (Франция), полноразмерная экспериментальная модель вертолета SKYe SH09 производства «Маренко Суиссгеликоптер» (Швейцария). Подробности – на стр. 02–03 ПРОТИВ КОГО ПРО? Состоявшийся в Государственной думе «круглый стол» по проблеме ЕвроПРО является первым публичным обсуждением этой темы, за которым последует целый ряд аналогичных мероприятий. Об этом заявил глава думского Комитета по международным делам Константин Косачев. Подводя итоги прошедших дебатов, он обозначил четыре крупных блока вопросов. «Нам сегодня неизвестны характер и степень серьезности тех угроз, которые могут исходить от стран третьего мира, и мы не знаем, сохранятся ли через 5–10–20 лет эти же угрозы с их стороны», – сказал Косачев, отметив, что имеет в виду Иран, Пакистан и ряд других стран. Депутат подчеркнул, что операция по ликвидации лидера «Аль-Каиды» Усамы бен Ладена в Пакистане продемонстрировала всему миру, насколько нестабильна ситуация в этой стране: «Ведь здесь ядерное оружие может в любой момент оказаться неизвестно в чьих руках». Он подчеркнул, что еще один уровень неизвестности заключается в том, что «мы пока не знаем, чего хотят достичь американцы, продвигая ПРО в Европу». Третий блок вопросов: Россия сейчас не знает, как НАТО будет реагировать на эту американскую инициативу, поскольку внутри альянса есть разные мнения на этот счет. И, наконец, четвертый блок вопросов: «Нет окончательной ясности, в каком направлении будет развиваться наш ракетно-ядерный потенциал и сколько мы позволим себе выделить затрат на эту отрасль». «Единственная хорошая новость: у нас есть достаточно времени – многие годы для того, чтобы попытаться достичь договоренности по обсуждаемой проблеме», – сказал депутат. Коллаж Андрея СЕДЫХ
Стр.1
№ 20 (386) 25–31 мая 2011 года IDEF-2011 СОСЕДИ Александр ВАСИЛЬЕВ ВСЕ СИЛЫ НА НАЦИОНАЛЬНУЮ ВОЕННУЮ ТЕХНИКУ Повышенная деловая активность турецких фирм на оружейном рынке не случайна. Еще в апреле 2009 года Секретариат оборонной промышленности (СОП) страны выпустил «Отраслевой стратегический документ по развитию оборонной промышленности на 2009–2016 годы». В нем была поставлена следующая главная задача: в течение указанного периода «преобразовать оборонную промышленность (Турции. – А. В.) таким образом, чтобы она могла предлагать независимые национальные решения и была конкурентоспособной на международной арене». В этой связи большое значение придавалось поощрению внешнеэкономической активности предприятий малого и среднего бизнеса, а также смежных производств, выпускающих продукцию двойного назначения. По замыслу СОПа их созидательная, гибкая и динамичная структура должна была укрепить отрасль и повысить ее производительность. Рост турецкой экономики создал определенные условия для ускоренного развития ОПК. Основными элементами стратегии государства стали импортозамещение (в виде создания совместных предприятий с иностранными компаниями), объединение гражданских и военных производств (например передача мощностей танкоремонтных заводов в городах Кайсери и Арифие частным холдингам), перенос критически важных на территорию Турции (например титана и полупроводников), развитие отраслевой науки и использование научного потенциала университетов, а также широкая международная кооперация. Были сформулированы и приоритетные проекты НИОКР: создание национального основного боевого танка (ОБТ), собственного беспилотного летательного аппарата (БПЛА) и своего ударного вертолета. Но особенно амбициозной стала программа модернизации ВМС. ОРИЕНТИР НА ВОСТОК IDEF-2011 свидетельствует об успехе данной программы и определенном прогрессе турецкой промышленности. Выставку можно считать знаковым событием для обороннопромышленного комплекса страны. Так, в Стамбуле в торжественной обстановке был продемонстрирован макет перспективного ОБТ «Алтай», разработанного при участии Республики Корея (на базе южнокорейского танка ХК 2). Связи с Южной Кореей и другими развинамеревалось закупить танки по итогам тендера с участием традиционных мировых, в том числе и российских производителей. Но в итоге выбор пал на корейский ОБТ. Во-первых, технологии его производства были переданы без каких-либо политических требований. Во-вторых, в полном объеме. В-третьих, в случае победы, скажем, России или США в Анкаре опасались возникновения военно-политической зависимости, которая могла бы оказать влияние на боеготовность турецких сухопутных войск. Сотрудничество с Республикой Корея, таким образом, позволяет Турции обрести определенную независимость от ведущих мировых производителей боевой техники. В-четвертых, Анкара желала бы в будущем реэкспортировать данный танк совместно с южнокорейскими фирмами. Стоит отметить, что ВТС между Турцивающимися государствами Азии – отличительная черта международного сотрудничества турецкого ОПК. Эти контакты отражают также и смещение внешнеполитических приоритетов Анкары в сторону более тесных отношений с Востоком. Азиатские экономические гиганты, с одной стороны, рассматриваются турками как важный источник технологий. Хотя большая часть узлов и агрегатов «Алтая» будет производиться предприятиями Турции, имела место существенная по объему передача технологий. Ранее правительство Турецкой Республики прекрасно себя зарекомендовали) и противотанковых ракетных комплексов «Корнет-Э». Важными факторами, сокращающими возможности России, являются сильное военнопромышленное лобби Запада, консерватизм турецких генералов и адмиралов, с подозрением и недоверием относящихся к незнакомой технике незнакомого производителя. Но существенно затрудняет ситуацию не 04 только это. В 1992–1993 годах Турция уже приобретала у РФ партию вертолетов. Однако отсутствие послепродажного обслуживания, невозможность их модернизировать на российских предприятиях, а также коррупционный скандал, связанный с нецелевым использованием выделенных на модернизацию денег турецкими военными и фирмамипосредниками, наряду с перечисленными выше причинами привели Россию к проигрышу в вертолетном и танковом тендерах. Вместе с тем руководство Турции пытается ОРУЖЕиНЫЕ АМБиЦии ЭКСПОЗИЦИЯ САЛОНА НА БЕРЕГУ БОСФОРА ПОКАЗАЛА ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОПК ТУРЦИИ АНКАРЫ С 10 по 13 мая проходила очередная международная оборонная выставка IDEF-2011, на которой были широко представлены мировые производители вооружения, в том числе и российские компании. Вместе с тем ее особенностью стало достаточно широкое участие турецких производителей. ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ БЕСПИЛОТНИКАМ И КОРАБЛЯМ ронки» Турецкой Республики на IDEF-2011 явился показ БПЛА «Анка». В 2005 году Турция подписала с ИзраиЕще одним знаковым событием для «обоей и Южной Кореей развивается достаточно позитивно. Реализованы проекты по созданию САУ и артиллерийских систем, строительству учебно-боевого самолета и производству авионики. Страны ведут переговоры о совместной разработке перспективного боевого самолета. С другой стороны, государства ЮгоВосточной Азии являются большим и перспективным рынком сбыта для турецкой «оборонки». Анализ рынков стран ЮВА показывает, что Турции уже удалось занять на них определенную нишу – это прежде всего поставки катеров военного и гражданского назначения, легкой колесной и гусеничной бронетехники, автотранспорта, снаряжения и амуниции. В перспективе Анкара планирует увеличить и долю высокотехнологичной продукции, продвигая на экспорт ускоренно разрабатывающуюся сейчас электронную автоматизированную систему управления войсками (аналог российского «Созвездия»). НОВОСТИ ВИНТОКРЫЛАЯ ГРОЗА ПОДЛОДОК Госпрограмма вооружения, рассчитанная на период до 2020 года, предусматривает производство морских вертолетов радиолокационного дозора Ка-31 для ВМФ России. Об этом заявил генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Дмитрий Петров, отвечая на вопрос о продолжении выпуска вертолетов Ка-31. «Однако поставки комплексов Ка-31 не будут носить масштабный характер», – отметил он. КБ Камова начало разработку вертолета Ка-31 в 1985 году. Первый полет машины состоялся через два года. В 1995-м Ка-31 принят на вооружение ВМФ России. Вертолет серийно производится на Кумертауском авиационном производственном предприятии (Башкирия). Стоимость его согласно открытым источникам – порядка 23 миллионов долларов. Длина фюзеляжа – 11,6 метра, ширина – 3,8 метра, высота – 5,5 метра, диаметр несущих винтов – 15,9 метра. Масса пустой машины – 5520 килограммов, максимальная взлетная масса – 12 500 килограммов. Экипаж – три человека. Крейсерская скорость – 220 км/ч, максимальная скорость – 255 км/ч. Дальность полета – 680 километров, статический потолок – 3,5 километра, динамический – 5 километров. Холдинг «Вертолеты России» проведет модернизацию военных корабельных вертолетов Ка-28 ВМС Индии и предложит аналогичную модернизацию российскому флоту. «У нас сейчас намечена интересная программа по модернизации вертолетов Ка-28. Предстоит совместная работа с индийскими коллегами по совершенствованию и применению Ка-28 в качестве противолодочных вертолетов», – сказал Дмитрий Петров. После завершения работ холдинг намерен предложить российскому военному ведомству такого же плана модернизацию Ка-27 и Ка-27М, отметил гендиректор. По его словам, индийские вертолеты планируется оборудовать российско-итальянским комплексом аппаратуры для борьбы с подлодками. Ка-27 предназначен для обнаружения, отслеживания и уничтожения подводных лодок, следующих на глубине до 500 метров на скоростях до 75 км/ч при волнении моря до 5 баллов днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях. Диаметр несущих винтов – 15,9 метра, длина фюзеляжа – 12,25 метра, ширина – 3,8 метра, высота – 5,4 метра. Масса боевой нагрузки – 2 тонны. Экипаж – 3–4 человека. Максимальная скорость – 270 км/ч. Дальность полета – 800 километров. Ка-28 – экспортная модификация вертолета Ка-27. Ми-34С1: СКОРО ВЫХОД В БОЛЬШОЕ НЕБО Сертификационные испытания глубоко модернизированного легкого четырехместного вертолета Ми-34С1 планируется завершить в 2011 году. «В целях скорейшего вывода Ми-34С1 на рынок активно готовится его сертификация. Базовую модификацию вертолета планируется сертифицировать в четвертом квартале текущего года», – сказал директор программы Ми-34 холдинга «Вертолеты России» Дмитрий Родин. По его словам, в конце года планируется получить дополнение к сертификату на вертолет Ми-34С1: «Всего в сертификационных испытаниях примут участие два опытных вертолета». Сейчас достраивается первый. Его предполагается продемонстрировать в полете уже на международном авиакосмическом салоне «МАКС-2011» в августе этого года в подмосковном Жуковском. Дмитрий Родин отметил, что на МАКСе-2011 планируется провести конференцию, посвященную вертолету Ми-34С1: «Конференция будет проведена для того, чтобы потенциальные покупатели смогли в полной мере ознакомиться с вертолетом и принять окончательное решение о его приобретении». Ранее сообщалось, что начиная с 2013 года ожидаются выпуск и поставка заказчикам не менее 20 машин Ми-34С1 в год. Есть основания предполагать, что объемы производства будут увеличены. Планируется, что в 2012 году ОАО «Арсеньевская авиационная компания «Прогресс», которая входит в состав холдинга «Вертолеты России», начнет серийный выпуск вертолетов легкого класса Ми-34С1. По сообщениям корреспондентов «ВПК», информагентств АРМС-ТАСС и Интерфакс-АВН лем соглашения на закупку 10 средневысотных беспилотников Heron TP с установкой на них бортовой аппаратуры турецких компаний и передачей технологии. Ввиду того что промышленность Турции оказалась на тот момент неспособной изготовить оборудование с требуемыми характеристиками (особенно весовыми), программа сильно затянулась. Проблемы по данному проекту усугубились охлаждением отношений между Анкарой и Тель-Авивом в 2009–2010 годах. Однако в итоге СОП решил не отказываться от проекта, и в 2010-м началась поставка первых израильских аппаратов. Их эксплуатация была связана с многочисленными скандалами, суть которых сводилась к тому, что израильские военные плохо учили турецких операторов обращаться с техникой и не полностью передавали полученные с помощью БПЛА разведданные. Одновременно велась разработка проектов собственных беспилотников. Первым стал БПЛА «Анка», конструктивно являющийся дальнейшей модернизацией израильского Elbit Hermes 450, однако практически полностью изготовленный турецкими предприятиями. По заявлениям официальных лиц Турции, производителя «Анка» – компанию TAI (Turkish Aerospace Industries) пригласили участвовать в европейском (франко-германо-испанском) проекте «Таларион» – создании БПЛА гражданского назначения. С одной стороны, это может свидетельствовать и об определенных успехах часть стендов на IDEF в этом году была посвящена морским системам вооружения. По словам представителей турецкого ОПК, это связано с амбициозными планами развития ВМС страны. Программа модернизации военно-морских сил Турции предусматривает проектирование перспективных кораблей (сторожевика, корвета, фрегата) и быстроходных катеров, а также планы строительства в консорциуме с западными компаниями широкой гаммы боевых единиц и вспомогательных судов. Интерес представляют в том числе и проекты создания для турецких ВМС двух десантно-вертолетных кораблей-доков, двух больших и восьми средних десантных кораблей. На выставке продемонстрирован проект перспективного корвета Milgem (сокращение от Milli Gemi – национальный корабль). Он послужит основой для отработки новых технологических решений, которые затем будут использованы для создания турецкого фрегата TF2000. Головной корвет Heybeliada заложен на верфи в Стамбуле в 2006 году, спущен на воду в 2008-м и планируется к передаче флоту в 2011-м. Начата постройка второго корабля, а всего в серии ожидается восемь единиц. Проект также продвигается на экспорт. Для кораблей создается боевая информационноуправляющая система Genesis. И это еще одна любопытная тенденция. Если ранее основу турецких вооруженных сил составляли сухопутные войска, а ВВС и ВМС турецкой промышленности, и о том, что она получает шанс приобрести дополнительный опыт. С другой – есть определенные сомнения: окажется ли данный опыт значимым для TAI и не сведется ли все, как и ранее, лишь к софинансированию турками европейского проекта и производству дешевых запчастей? Примечателен тот факт, что значительная осуществляли вспомогательные функции, то в будущем, по-видимому, возрастет значение флота. Это связано и с тем, что нынешние турецкие геополитические концепции рассматривают окружающие страну моря как перекресток важнейших транспортных коммуникаций, которые связывают ее с соседними государствами и народами. Значительно усилился интерес военных Турции к созданию сторожевиков, быстроходных боевых катеров и корветов. Такое пристальное внимание к строительству кораблей ближней морской зоны обусловлено тем, что, во-первых, вблизи от прибрежных зон находятся некоторые очаги конфликтов, создающих угрозу для страны. Во-вторых, на турецком шельфе были обнаружены значительные запасы нефти и газа, которые планируется активно использовать в будущем. Подводя итоги IDEF-2011, можно сказать, использовать «российский фактор» для психологического давления на западных партнеров по ВТС. Так, приглашение России к участию в вертолетном тендере было сигналом американцам и даже нажимом на них, чтобы обеспечить выгодные условия сделки по передаче технологий производства боевых винтокрылов AH-1Z Super Cobra, уже хорошо знакомых турецким военным (у них на вооружении находится около 30 машин подобного типа). Но в связи с обвинением руководством США турецкой армии в нарушении прав человека в операциях против курдов на севере Ирака результаты тендера были аннулированы Анкарой. Провели новый тендер, победителем которого стала компания из Италии AgustaWestland. Когда же выяснилось, что США могут наложить запрет на поставку итальянских вертолетов из-за используемых в них американских технологий, в турецких СМИ была распространена информация о имевших место переговорах с фирмами России о возможности лизинга Ми-28. Вообще следует отметить, что оценка в СМИ опыта применения российского оружия играет для турок важную роль. Так, закупка ПТРК «Корнет-Э» была обусловлена отчасти скандалами в прессе в связи с их успешным применением в конфликтах в Ираке и Ливане. Пока что у наших компаний есть возможчто она стала для турецкого ОПК своего рода показателем определенных технических достижений и свидетельством его амбициозных планов. Однако эта выставка свидетельствует, что основные проблемы комплекса – неспособность самостоятельно проектировать системы вооружения, нехватка квалифицированных кадров, неравномерность развития разных отраслей, зависимость от ведущих мировых поставщиков ВВТ – сохраняются, несмотря на усилия правительства, и будут оказывать влияние на оборонную политику страны и в будущем. Одновременно IDEF-2011 показала, что Турция, хотя и с помощью иностранных технологий, вполне способна производить для нужд своих ВС всю гамму основной военной техники. ИМЕЮТСЯ СЛОЖНОСТИ, НО ШАНСЫ ЕСТЬ Что это может означать для России? Турецкий рынок вооружения в значительной мере поделен между западными компаниями. Вместе с тем растущий ОПК Турции нуждается в расширении сбыта своей продукции. В последнее время в свете громких заявлений российского руководства о военных закупках за рубежом ощущается интезнанию необходимости перемен. Может быть, следовало предложить более широкую кооперацию с турецкими фирмами. Не секрет, что важным требованием, которое зачастую отпугивает иностранных поставщиков, является установка на иностранные машины турецкой авионики. И здесь еще есть шанс у российских вертолетостроителей. Вероятно, стоило бы более смело продвигать идею о создании СП для производства (как, например, это имело место с Иорданией) и последующей продажи некоторых видов техники на экспорт. В качестве перспективных направлений ность поставлять свою технику на турецкий рынок. Но надо определить, какой его сегмент Россия действительно может закрепить за собой. По-видимому, это ракетостроение и частично – техника для ВМС и освоение космоса. Об это свидетельствует и участие РФ в тендере на поставку Турции систем ПВО. Кроме того, видимо, нужно прийти к ососотрудничества отметил бы сегмент оружия на новых физических принципах, а также экспорт систем ПВО, РЭБ, РЛС, высокочастотной связи. В числе возможных – производство боеприпасов всех видов. Принимая во внимание стратегические планы руководства Турции по развитию ОПК страны, можно предположить, что к 2016– 2020 годам перспективы России по поставкам изделий на турецкий оружейный рынок могут существенно ухудшиться. И здесь нашим «оборонщикам» нужен качественный рывок. Учитывая существующие тенденции, Связи с Южной Кореей и другими развивающимися государствами Азии – отличительная черта международного сотрудничества турецкого ОПК рес турецких производителей, особенно военной электроники и амуниции, к нашей стране. В этой связи возможности Российской Федерации по продаже ВВТ Турецкой Республике сильно ограничены. Ранее, в 1990–2000 годах Москва продавала Анкаре стрелковое оружие, боеприпасы, легкую бронетехнику (в обмен на табак и сельхозпродукцию). Имел место неудачный опыт – поражение в тендерах на поставку танков и боевых вертолетов. Были и успехи – закупка турками многоцелевых вертолетов Ми-8МТШ (которые, кстати, они смогут более или менее успешно поставлять в Турцию ВВТ, которые в этой стране не выпускаются или же производство которых безнадежно устарело. Козырями для Москвы в случае с Анкарой могут стать полная и безусловная передача технологий, широкая кооперация, совместный реэкспорт, обучение за российский счет турецкого персонала, а также создание сети сервисных центров качественного послепродажного обслуживания. См. также материал на стр. 09 Коллаж Андрея СЕДЫХ (фото Константина МАКИЕНКО)
Стр.4
05 ГЕОПОЛиТиКА РЕАЛИИ ДАВНЯЯ ИГРА: НАТО КАК ВНЕШНиЙ ЦЕНТР ВЛиЯНиЯ НА СТРАНЫ БЛиЖНЕГО и СРЕДНЕГО ВОСТОКА «ВПК» продолжает публикацию материалов видного отечественного эксперта-политолога, посвященных анализу обстановки на пространстве от Атлантики до Индийского океана и границ Китая. Евгений САТАНОВСКИЙ, президент Института Ближнего Востока Значение Ближнего и Среднего Востока (БСВ) для мировой экономики, его роль в качестве ключевого поставщика углеводородов делают неизбежной борьбу за влияние в этом регионе – не случайно само понятие «Большая игра» родилось в связи с соперничеством Российской и Британской империй на БСВ. Соотношение сил и сама ситуация с внешними игроками здесь динамично трансформируются. Возникают и исчезают экономические, политические и военные альянсы с переменным составом участников. Выходит на поверхность или временно сглаживается конкуренция внутри военно-политических блоков. Лоббирование местных элит, отражающее их противостояние, зачастую втягивает великие державы в конфликты, существенные не для этих стран, а для их союзников и сателлитов. ГЛАВНЫЕ – ЕВРОПА и США Появление в регионе новых и возвращение на мировую арену покинувших ее первые ряды государств, экономический и военный потенциал которых оказывается сопоставим с лидерами, все чаще нарушают сложившийся баланс сил. Свою роль играют такие межгосударственные альянсы, как ЕС, НАТО или ШОС, не говоря об ООН и других международных организациях. Однако при всем значении для БСВ Японии, КНР, Южной Кореи, России, Индии, стран Юго-Восточной Азии и Латинской Америки главным из этих игроков является Запад. Сегодня бывшие метрополии, в состав которых в колониальные времена входили нынешние независимые государства БСВ, – Великобритания, Франция, Италия и Испания действуют в регионе с оглядкой на признанного лидера западного блока – США, экономических гигантов из Азии и Латинской Америки и своих соседей по Европе. Лондон, Париж, Рим и Мадрид вынуждены считаться с региональными игроками, амбиции которых подкреплены финансами, как у стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), или мощными вооруженными силами, как у Израиля, Ирана, Турции и Пакистана (а в случае Израиля и Пакистана – еще и ядерным потенциалом). Национальные интересы экс-метрополий ограничены коллективной ответственностью в рамках НАТО, ЕС и (для Великобритании и Франции) Совета Безопасности ООН. Общеевропейская политика влияет на политику отдельных стран ЕС, а стратегия и тактика Североатлантического альянса зависят от консенсуса между его членами до такой степени, что политика теряет логику, а военная деятельность – управляемость. И все же Европа, несмотря на царящую в ней на первый взгляд неразбериху, вопреки ее внутренней противоречивости, то идя в фарватере американской политики, то соперничая с Вашингтоном, играет на Ближнем и Среднем Востоке важную роль. Впрочем, на БСВ, как и в остальных районах операций Североатлантического альянса, его бесспорным лидером являются Соединенные Штаты. В военных мероприятиях НАТО (в том числе в Афганистане, Ираке и Ливии) велика роль Великобритании (в отдельных контртеррористических операциях участвовали спецподразделения Канады, Австралии и Новой Зеландии). Германия активна в «гуманитарных миссиях НАТО» и несет значительную часть финансовых расходов блока, но от участия в ливийской кампании воздержалась, скомпенсировав это увеличением контингента бундесвера в Афганистане, отправив туда разведывательные самолеты AWACS и 300 военнослужащих. В составе миссии ООН UNIFIL три сотни немецких солдат и офицеров патрулируют побережье Ливана (до 30 июня 2011 года), а в Судане, в том числе в Дарфуре, в рамках миссии UNMIS германский контингент составляет 50 человек (до 15 августа 2011 года). Франция, соперничая с США на БСВ, вернувшись в военную систему НАТО, выступила инициатором действий против Ливии. Противоречия Парижа и Анкары отражаются и на военно-политической деятельности альянса. ГЕНЕРАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНиЯ – АФГАНиСТАН, ЛиВиЯ Ключевой частью стратегии НАТО на БСВ является деятельность альянса в Афганистане. На лиссабонской встрече стран – членов НАТО (19–20 ноября 2010 года) приняты Стратегическая концепция блока на 10 лет, Соглашение о долгосрочном партнерстве в сфере безопасности и обсуждена новая система ПРО. В Афганистане войска НАТО (130 тысяч человек), входящие в состав Международных сил содействия безопасности (МССБ), будут находиться до 2014 года, поддерживая режим Х. Карзая в его попытках вовлечения в правительство пуштунских лидеров (так называемых умеренных талибов). Передача контроля над безопасностью афганскому правительству, в распоряжении которого намечается предоставить 300 тысяч местных военнослужащих, подготовленных НАТО, планируется с июля 2011-го. Исламская Республика Пакистан (ИРП) просила МССБ и Соединенные Штаты отложить начало вывода войск из Афганистана и предпринять меры для развития приграничного пуштунского племенного региона. Осложнение отношений между Вашингтоном и Исламабадом после ликвидации бен Ладена позволяет предположить снижение в ближайшей перспективе уровня координации действий в Афганистане с руководством ИРП. Разногласия включают претензии Пакистана в отношении проведения несанкционированной его руководством операции против бен Ладена, отказ в расширении операций против талибов на пакистанский Северный Вазиристан, угрозу возможных осложнений в случае использования беспилотников на территории ИРП, неприятие усиления роли Индии в Афганистане и острую реакцию Исламабада на информацию о планах США по захвату ядерных объектов Пакистана в случае возникновения критической ситуации в сфере обеспечения их безопасности. Итогом всего этого могут быть сокращение возможностей транспортировки грузов НАТО по пакистанскому коридору и ответное прекращение Западом экономической и военной помощи Пакистану. Вследствие этого неизбежен отвод войск МССБ на север Афганистана, на территорию Северного альянса, что потребует большего присутствия НАТО в Центральной Азии и укрепления его сотрудничества с Россией. Не исключено, что в качестве компенсации РФ получит право на участие в коллективной ПРО Европы и совместных с НАТО операциях против афганских наркопроизводителей. В свою очередь США, вероятно, усилят давление на членов альянса по вопросу увеличения ими финансирования операции в Афганистане и разворачивания военно-медицинской инфраструктуры. Вовлечение НАТО в операцию «Одиссея. Рассвет» в Ливии существенно влияет на репутацию блока как военной силы. Пентагон предоставил для подавления войск Каддафи 42 истребителя – F-15C Block 50, F-15Е и F-16Е, базировавшихся на ВВБ «Сиганела» (остров Сицилия) и «Суда-Бей» (остров Крит). Штурмовики AV-8В «Харриер II» действовали с палубы универсального десантного корабля «Кирсардж», ВВБ «Суда-бей» и «Авиано» (Северная Италия), а три стратегических бомбардировщика В-2 – с континентальной части США. В состав американской авиационной группировки вошли самолеты радиоэлектронной борьбы RC-135, EC-130Y, EC-130J, EA-18G, электронной разведки ЕР-3Е, базовой патрульной авиации Р-3 «Орион» и заправщики КС-135Р и КС-10А (ВВБ «Мидденхолл» в Великобритании, «Рота» в Испании и «Суда-Бей»). В группировке ВМС – атомная ракетная подлодка «Флорида» типа «Огайо» (носитель крылатых ракет «Томагавк»), две атомные подлодки типа «Лос-Анджелес», два ракетных эсминца типа «Арли Берк», корабль управления «Маунт Уитни», УДК «Кирсардж» и транспорт-док типа «Остин». Инициатор операции – Франция выделила альянсу восемь истребителей «Рафаль», два «Мираж 2000-5», два «Мираж 2000D», самолет ДРЛО и У Е-3F, самолетразведчик С-160 «Трансаль» и шесть самолетов-заправщиков С-135FR (действуют с ВВБ на территории Франции). Побережье Ливии патрулирует авианосец «Шарль де Голль», на борту которого находятся восемь истребителей «Рафаль-М», 12 штурмовиков «Супер Этандер», два самолета ДРЛО и У Е-2С «Хокай», вертолеты ЕС-275 «Еврокоптер» и SA-330 «Пума», а также два фрегата. Британская группировка ВВС состоит из 20 истребителейбомбардировщиков GR.4 «Торнадо», 10 истребителей «Еврофайтер Тайфун», самолетов ДРЛО и У типа E-3D и «Сентинел» R.1, самолетов-разведчиков «Ниморд» R.1 и заправщиков VC-10 (действуют с ВВБ на территории Великобритании и базы «Акротири» на острове Кипр). Группировка ВМФ включает АПЛ «Триумф» типа «Трафальгар», оснащенную КР «Томагавк», и два фрегата. Италия задействовала истребители «Тайфун» (для обеспечения ПВО ВВБ «Сигонела»), истребители-бомбардировщики типа «Торнадо» и самолеты РЭБ. Группа ВМФ включала легкий авианосец «Джузеппе Гарибальди» со штурмовиками AV-8В «Харриер II», два эсминца типа «Андре Дориа» и десантный корабль «Сан Джоржио». Испания выделила для операции четыре истребителя F-18, самолет-заправщик «Боинг-707», патрульный самолет СN-235, а также подводную лодку и фрегат. Норвегия – шесть истребителей F-16, Дания – четыре истребителя F-16, Катар – четыре истребителя «Мираж 2000-5», Канада – шесть истребителей СF-18, Бельгия – шесть истребителей F-16 (с ВВБ в Греции), ОАЭ – шесть F-16 и шесть «Мираж 2000». В операции задействовано до 200 самолетов, в том числе 80 из США, которые совершили около четырех тысяч вылетов (интенсивность на порядок ниже операции НАТО в Косове в 90-е годы). По некоторым данным, на территорию Ливии переброшены подразделения американского и британского спецназа. ПАРТНЕРЫ ПО ВТС Сотрудничество государств региона с НАТО определяется их историей, приоритетами руководителей и политикой как блока в целом, так и отдельных членов альянса. Единственной ближневосточной страной, входящей в НАТО, является Турция, что предоставляет ей уникальные в своем роде возможности для влияния на политику и Брюсселя, и отдельных союзников по блоку, в том числе не связанных напрямую с его военной деятельностью (в рамках противостояния с Францией, давления на Германию и постепенного дистанцирования от США). Именно Анкара выступила за проведение операции против Ливии в формате коалиции «НАТО + арабские страны» и поддержала операцию при условии, что она не окончится оккупацией Ливии. Тесное сотрудничество с НАТО связывает Израиль, на территории которого расположен американский радар, контролирующий зону Персидского залива и склады Пентагона. Израильский оборонно-промышленный комплекс тесно связан с ОПК Соединенных Штатов, Германии и других членов альянса. Израиль – единственная страна региона, вооруженные силы которой достигли полной оперативной и технологической совместимости с ВС НАТО. Это же характерно для отдельных подразделений армий Иордании, Марокко и государств ССАГПЗ. Прочные связи с НАТО в арабском мире поддерживают Иордания, Ирак, ССАГПЗ (военные базы США, Великобритании, Франции, склады ВВТ), Египет, Тунис, Марокко, Мавритания и Джибути (военные базы США и Франции). В настоящее время Великобритания строит базу радиоэлектронной разведки в Сомалилэнде, несмотря на непризнанность этого анклава. Франция же сокращает контингент Иностранного легиона в Джибути и Чаде. Интенсифицирует контакты с альянсом Алжир. Контакты с рядом стран НАТО Ливана (укрепление армии и пресечение контрабанды оружия) и Йемена (борьба с терроризмом) находятся под вопросом из-за дестабилизации внутриполитической ситуации в этих странах. Активное ВТС с НАТО Ливии прервано после начала операции против Каддафи и не имеет шансов на восстановление в среднесрочной перспективе. Одна из форм сотрудничества стран БСВ с НАТО – Средиземноморский диалог с участием Алжира, Египта, Израиля, Иордании, Мавритании, Марокко и Туниса, в рамках которого проводится обмен информацией в сфере борьбы с терроризмом. Другая – Стамбульская инициатива, принятая в 2004 году, с ориентацией на страны ССАГПЗ для содействия им в борьбе с терроризмом и распространением ОМУ, проведения учений, помощи в подготовке погранохраны и др., ее участниками являются Бахрейн, Катар, Кувейт и ОАЭ при потенциальном присоединении к ним Саудовской Аравии. В числе многосторонних и двусторонних учений НАТО с ВС арабских государств выделяются маневры «Брайт стар» (проходят раз в два года на территории Египта), «Безопасность и бдительность на море» и «Феникс экспресс» (с 2008 года при участии ВМС Алжира, Мавритании, Марокко и Туниса) – на средиземноморском ТВД. Проводятся совместные антитеррористические учения и операции, в том числе американская «Транссахарская контртеррористическая инициатива» (вместе со странами Сахеля). Алжир, Израиль и Марокко участвуют в операции НАТО «Активные усилия» (патрулирование в Средиземном море). Страны Магриба принимают участие в мероприятиях группы «5 + 5» (государства Магриба + Испания, Италия, Франция, Португалия и Мальта). С рядом арабских стран ближневосточной страной, входящей в НАТО, является Турция, что предоставляет ей уникальные в своем роде возможности для влияния на политику и Брюсселя, и отдельных союзников по блоку, в том числе не связанных напрямую с его военной деятельностью НАТО ведет обмен разведывательной информацией. Кувейт и Бахрейн подписали соглашения с блоком об обмене информацией в сфере борьбы с терроризмом. Альянс содействует странам БСВ в подготовке кадров вооруженных сил. В Ираке натовцы обучают военнослужащих и сотрудников сил безопасности, предоставляют ВВТ, снаряжение и экипировку. В Багдаде во взаимодействии с командованием ВС США и правительством Ирака под контролем Совета НАТО работает Миссия по реализации обучения. На основе программ британского военного колледжа в Сандхерсте на территории Иордании организуется по стандартам НАТО офицерское военное училище. В 2011 году в столице Катара – Дохе откроется филиал французского военного колледжа Сен-Сир, в котором будут заниматься 50 курсантов из стран ССАГПЗ. С 2007-го офицеры из Катара обучаются на ближневосточном факультете военного колледжа НАТО в Риме. В натовской школе в Германии и колледже в Италии организовано обучение представителей стран – членов программы по вопросам миротворчества, экологии, контроля над вооружением, безопасности в Европе и планирования предотвращения чрезвычайных ситуаций. Часть подразделений ВС Марокко проходит подготовку во Франции. В марокканских военных училищах и академии ряд дисциплин преподают французы, французские офицеры выполняют при Академии Генштаба функции советников. Часть военнослужащих армии Марокко учится во Франции. В Великобритании обучают офицеров армии Иордании. ПОЛНЯТСЯ АРСЕНАЛЫ В последние годы страны БСВ увеличили импорт ВВТ, активизировав военно-техническое сотрудничество со странами НАТО. Так, в 2006–2009 годах ЕС заключил контракты и частично поставил в Магриб военной продукции на 2,8 миллиарда долларов, а США – на 2,5 миллиарда. Крупнейшим покупателем оружия в Магрибе является Алжир, подписавший в 2006–2009 годах соглашения на приобретение за рубежом ВВТ на 6,8 миллиарда долларов (в том числе на 600 миллионов долларов в странах ЕС), а в 2010-м – на 2,16 миллиарда долларов. Наибольшее развитие получили военные связи Алжира с Великобританией, Италией и Францией. Королевство Марокко, вынужденное держать значительную часть ВС в Западной Сахаре, пытается поддерживать баланс сил Единственной с Алжиром. В 1998–2005 годах Рабат заключил контракты на закупку за рубежом ВВТ на 900 миллионов долларов, в 2006–2009 годах – на 4,7 миллиарда (в том числе на 2,5 миллиарда долларов с США). В 2009-м король Мохаммед VI одобрил подписание в ближайшие два года соглашений о поставках ВВТ на 2,5 миллиарда долларов. Помимо США и Франции поставщиками ВВТ для ВС Марокко являются Нидерланды, Испания, Италия и Бельгия. Тунис приобретает вооружение и технику для своей армии в ограниченных количествах у США и Франции. В 2009-м он и НАТО подписали соглашение о сотрудничестве в военной сфере. В том же году возобновилось такое сотрудничество НАТО с Мавританией, прерванное в 2008-м после государственного переворота в этой стране. Поставщиками ВВТ для нее выступают Испания и Германия. В 2002–2005 годах Ливия подписала соглашения на приобретение ВВТ на 900 миллионов долларов, в 2006–2009-м – на 1,6 миллиарда долларов. Партнерами Бейрута в импорте вооружения из числа стран НАТО стали Франция, Италия, Германия и Великобритания. В Египет в 2008–2010 годах поставляли ВВТ Соединенные Штаты, Норвегия и Германия. Израиль в 2010 году реализовывал крупные контракты в сфере ВТС со странами НАТО, среди которых выделялись Америка и ФРГ. Поставки военной техники в Ирак велись из США, Италии, Германии. Страны ССАГПЗ намерены израсходовать в ближайшие пять лет на закупки одной лишь военно-морской техники до 8 миллиардов долларов. Основные экспортеры ВВТ в Бахрейн – США и Германия, ряд кораблей будет построен на верфях компании ADSB (Абу-Даби). Катару продают вооружение США, Германия, Франция и Нидерланды. Кувейт закупает военную технику в США, Германии и Великобритании. ОАЭ – в Италии, Германии, Франции и Турции, а также у национальной компании Abu-Dhabi Shipbuilding. Оман осуществляет ВТС с Великобританией, Германией и США. Крупнейшие ассигнования на военные нужды в регионе выделяет Саудовская Аравия, ее оборонные расходы ежегодно достигают 35–40 процентов госбюджета или 12–15 процентов ВВП. Большую часть оружия королевство импортирует из США, Великобритании и Германии. При этом на долю Омана, Саудовской Аравии и ОАЭ приходится около 80 процентов немецкого экспорта в секторе «Наиболее востребованные виды вооружения» (22 позиции). В число покупателей немецкой боевой техники входили Иордания, Сирия, Йемен, Пакистан и Турция (15,2 процента военного экспорта Германии в 2004–2008 годах). Следует отметить, что значительные объемы современного вооружения, приобретенного странами ССАГПЗ, не осваиваются национальными ВС, боеспособность которых за исключением отдельных подразделений невысока в отличие от армий Марокко, Алжира, Египта, Сирии, Иордании, Ирана, Турции, Пакистана и Израиля. Следствием этого стало решение ОАЭ о формировании профессионального наемного контингента для подавления возможных волнений на территории Эмиратов. Его спровоцировало самоустранение США и других стран НАТО от вмешательства в «арабские революции» в Тунисе и Египте, а также волнения на Бахрейне (подавление которых стало задачей сводного контингента КСА, ОАЭ, Катара и Кувейта). При этом монархии Залива активно стремятся к участию в акционерном капитале производителей вооружения из числа стран НАТО, ограниченному в США, но возможному в Европе, в том числе в Германии. Так, поддержав приобретение госфондом IPIC из Абу-Даби 30 процентов акций предприятия MAN (город Эссен), руководство Ferrostaal пригласило инвестора участвовать и в оборонных проектах. Это же касается слияния концерна Thyssen-Krupp с крупнейшим в ФРГ судостроителем Blohm+Voss (город Гамбург) при поддержке судостроительной компании Abu Dhabi Mar (ОАЭ). Вместе с тем укрепление связей со странами, входящими в НАТО, и блоком в целом позволило Лиге арабских государств (точнее, Катару, ОАЭ и Саудовской Аравии) подтолкнуть Францию к вмешательству в ливийскую гражданскую войну на стороне оппозиции, втянув в этот конфликт НАТО и США. ПОЛЕ ПРЕЖНЕЕ, ЛИДЕРЫ МЕНЯЮТСЯ Коллаж Андрея СЕДЫХ
Стр.5