Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Военно-промышленный курьер

Военно-промышленный курьер №25 2013 (20,00 руб.)

0   0
Страниц12
ID268373
АннотацияОбщероссийская еженедельная газета. Публикует информационные и аналитические материалы по широкому кругу проблем общеполитической, военной и экономической жизни Российской Федерации, стран СНГ, дальнего зарубежья. Освещает состояние и перспективы оборонно-промышленного комплекса России. В центре внимания - хроника главных событий, создание отечественной военной техники и вооружения, выполнение гособоронзаказа, отраслевые особенности развития и реформирования, внешнеэкономическая деятельность структур ОПК.
Военно-промышленный курьер .— 2013 .— №25 .— 12 с. — URL: https://rucont.ru/efd/268373 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

16 + 16 + ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЭБ МИНОБОРОНЫ МИНОБОРОНЫ НУЖНА МАЛАЯ АВИАЦИЯ НУЖНА МАЛАЯ АВИАЦИЯ совместное производство с D amond Aircraft совместное производство с Diamond Aircrafi ТЕМА МВМС-2013 ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПО ЭКСПОРТУ Международному военноМеждународному военноморскому салону (МВМС) Проводится он в шестой раз. в шестой раз. <...> 02 МОДЕРНИЗИРОВАННЫЕ С-5М ПОСТУПИЛИ В ВВС США Военно-воздушные силы США получили от компании «Локхид Мартин» одиннадцатый модернизированный стратегический военно-транспортный самолет (ВТС) C-5M «Супер Гэлакси». <...> 100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% ТОКИО НАЧИНАЕТ РАКЕТНУЮ ПРОГРАММУ разработки собственных баллистических ракет дальностью 400–500 километров, которые планируется использовать для обороны спорных островов Сенкаку. <...> В случае успешной реализации японские Силы самообороны впервые оснастят баллистическими ракетами – до сих пор эта страна не обладала наступательным вооружением большой дальности, включая бомбардировщики и авианосцы. <...> По прогнозам Минобороны Японии, новые ракеты смогут преодолевать расстояние 500 километров примерно за пять минут, в то время как используемым в настоящее время Силами самообороны крылатым ракетам требуется на это несколько десятков минут. <...> Сокращения предпринимаются как в свете завершения иракМВМС-2013 ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА РОССИИ ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА РОССИИ Николай НОВИЧКОВ Николай НОВИЧКОВ «АТЛАНТЫ» МОДЕРНИЗИРУЮТ ВОЕННО-МОРСКОЙ ТЕХНИКИ ВЫПОЛНЕНЫ ВОЕННО-МОРСКОЙ ТЕХНИКИ ВЫПОЛНЕНЫ Северодвинский центр судоремонта «Звездочка» проведет ремонт и модернизацию крейсеров проекта 1164 «Атлант». <...> МАДРИД СПИСАЛ «МИРАЖИ» МАДРИД СПИСАЛ «МИРАЖИ» ВВС Испании 23 июня 2013 года сняли с вооружения последнюю эскадрилью из 18 легких истребителей Mirage F1. <...> Последние Mirage F1 были приписаны к 18-й эскадрилье и базировались в «Альбасете» в одноименной провинции. <...> Испания заказала у Франции первые 45 истребителей Mirage F1CE в 1975 году, а позднее докупила еще 22 модернизированных <...>
Военно-промышленный_курьер_№25_2013.pdf
16 + 16 + ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЭБ МИНОБОРОНЫ МИНОБОРОНЫ НУЖНА МАЛАЯ АВИАЦИЯ НУЖНА МАЛАЯ АВИАЦИЯ совместное производство с D amond Aircraft совместное производство с Diamond Aircrafi ТЕМА МВМС-2013 ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПО ЭКСПОРТУ Международному военноМеждународному военноморскому салону (МВМС) Проводится он в шестой раз. в шестой раз. За непродолжительный За непродолжительный период салон успел период салон успел зарекомендовать себя новейших достижений в области военного кораблестроения. в области военного кораблестроения. морскому салону (МВМС) в Санкт-Петербурге в этом в Санкт-Петербурге в этом году исполняется десять лет. году исполняется десять лет. Проводится он зарекомендовать себя ведущим мировым смотром ведущим мировым смотром новейших достижений Продолжение на стр. 03 ТЕНДЕНЦИИ ФРАНЦУЗСКАЯ КОМПАНИЯ ЗАЙМЕТСЯ РОСКОСМОСОМ Переговоры между генеральным директором ФГУП «НПО «Техномаш» Дмитрием Пановым и вице-президентом компании «Дассо Системс» (Dassault Systemes) прошли в рамках 50-го международного аэрокосмического салона «Париж эйршоу-2013» в Ле Бурже. Стороны договорились о необходимости проведения анализа и возможности трансфера передовых технологий, применяемых в европейской космической промышленности, на предприятия Роскосмоса. Также была рассмотрена возможность применения программных средств «Дассо Системс» в российской космической промышленности и привлечения специалистов французской компании к разработке концепции техперевооружения предприятий Роскосмоса. ФГУП «НПО «Техномаш» – головное предприятие Федерального космического агентства по реализации Федеральной космической программы в области технологий. В настоящее время на предприятии ведется работа над проектом нового пилотируемого корабля. Надежда АРБАТОВА ЗОНТИК ЗОНТИК БЕЗОПАСНОСТИ ЗАПАДА БЕЗОПАСНОСТИ ЗАПА ОБВЕТШАЛ ОБВЕТШАЛ АРИИ НАТО В ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ XXI ВЕКА: ПРОБЛЕМЫ И СЦЕНАРИИ НТИЧЕСКИХ КА: Во времена холодной войны трансатлантическая солидарность основывалась на общих стратегических интересах союзников, прежде всего в сфере безопасности, которая рассматривалась через призму биполярной модели международных отношений. Дин Ачесон, один из архитекторов НАТО, писал в 1950 году по свежим следам событий, связанных с созданием Североатлантического блока: «Как нас научил горький опыт, единственный способ общения с Советским Союзом – это создавать ситуации силы...» Читайте материал на стр. 02 МОДЕРНИЗИРОВАННЫЕ С-5М ПОСТУПИЛИ В ВВС США Военно-воздушные силы США получили от компании «Локхид Мартин» одиннадцатый модернизированный стратегический военно-транспортный самолет (ВТС) C-5M «Супер Гэлакси». Передача машины состоялась на заводе компании в городе Мариетте (штат Джорджия), после чего самолет прибыл на базу ВВС США «Довер» (штат Дэлавер), где базируются С-5М. Всего до 2017 года планируется модернизировать 52 самолета С-5 в вариант С-5М. Первые три, модернизированные в вариант С-5М и переданные ВВС, являются опытными машинами. C-5 «Гэлакси» – стратегический военно-транспортный самолет, предназначенный для межконтинентальных перевозок личного состава с тяжелым крупногабаритным вооружением и боевой техникой. ВТС может использоваться для парашютного и посадочного десантирования войск, грузов, боевой техники, а также для эвакуации раненых. Максимальная грузоподъемность C-5 «Гэлакси» составляет 118 тонн, взлетный вес – 348 тонн, скорость полета – 920 километров в час. ВТС может транспортировать 345 десантников, или два основных боевых танка (ОБТ) М1А1 «Абрамс», или один ОБТ М1А1 «Абрамс» и две БМП «Брэдли», или пять БТР М113. Результаты опроса посетителей сайта www.vpk-news.ru Кем, по вашему мнению, является Эдвард Сноуден? 100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% ТОКИО НАЧИНАЕТ РАКЕТНУЮ ПРОГРАММУ разработки собственных баллистических ракет дальностью 400–500 километров, которые планируется использовать для обороны спорных островов Сенкаку. Баллистические ракеты планируется разместить на Минобороны Японии начало рассмотрение вопроса 62% 31% 7% южном японском острове Окинава для предотвращения возможного вторжения на острова Сенкаку со стороны КНР. Подробный план проекта будет подготовлен в июле в рамках программы национальной безопасности. В случае успешной реализации японские Силы самообороны впервые оснастят баллистическими ракетами – до сих пор эта страна не обладала наступательным вооружением большой дальности, включая бомбардировщики и авианосцы. По прогнозам Минобороны Японии, новые ракеты смогут преодолевать расстояние 500 километров примерно за пять минут, в то время как используемым в настоящее время Силами самообороны крылатым ракетам требуется на это несколько десятков минут. Ведомство намерено использовать новые баллистические ракеты для мгновенного предотвращения возможной высадки неприятеля на острова Сенкаку еще на подступах к ним. К 2016 году японское оборонное ведомство также планировало начать разработки собственных баллистических ракет дальнего действия. Однако из-за опасений члена правящей коалиции партии «Новая Комэйто» о том, что подобные разработки могут противоречить девятой статье конституции Японии, Минобороны было вынуждено отказаться от подобной идеи. Согласно этой статье деятельность вооруженных сил страны формально ограничена только обороной государства. Территориальный спор вокруг Сенкаку (Дяоюйдао) между Японией и Китаем обострился после того, как в начале сентября прошлого года Токио объявил о покупке островов у частных владельцев. Следом за этим в КНР прошли массовые антияпонские демонстрации, сопровождавшиеся погромами. На протяжении последних месяцев сторожевые корабли Китая почти постоянно находятся вблизи спорных островов и время от времени делают краткие демонстративные заходы в прибрежную зону. ПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ: КАТАЛОГИ «РОСПЕЧАТЬ» – 25933, «ПОЧТА РОССИИ» – 60514 СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ СОКРАЩАЮТ СУХОПУТНЫЕ ВОЙСКА Соединенные Штаты приступают к масштабному сокращению численности своих сухопутных войск. Об этом объявил на специальном брифинге в Пентагоне начальник штаба армии США генерал Реймонд Одьерно. Численность сухопутных войск будет «урезана» с нынешних 570 тысяч – пикового показателя, достигнутого в связи с операциями в Ираке и Афганистане, до 490 тысяч, то есть на 80 тысяч человек или на 14 процентов. Намечается, что процесс этих сокращений завершится к концу 2017 финансового года. Как пояснил Одьерно, речь идет о реорганизации сухопутных войск, в результате которой в них останутся 33 боевые бригады, а не 45, как в настоящее время. Сокращения предпринимаются как в свете завершения иракМВМС-2013 ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА РОССИИ ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА РОССИИ Николай НОВИЧКОВ Николай НОВИЧКОВ «АТЛАНТЫ» МОДЕРНИЗИРУЮТ ВОЕННО-МОРСКОЙ ТЕХНИКИ ВЫПОЛНЕНЫ ВОЕННО-МОРСКОЙ ТЕХНИКИ ВЫПОЛНЕНЫ Северодвинский центр судоремонта «Звездочка» проведет ремонт и модернизацию крейсеров проекта 1164 «Атлант». Речь идет о РКР «Москва» и «Варяг» – флагманах Черноморского и Тихоокеанского флотов. В настоящее время «Звездочка» проводит работы на РКР «Маршал Устинов» того же проекта, входящем в боевой состав Северного флота. Крейсер выведен из док-камеры и ошвартован у мелководной набережной для проведения достроечных и модернизационных работ на плаву. Предстоит заменить свыше 50 процентов кабельных трасс, усовершенствовать ракетный комплекс, системы связи и разведки. Ремонтные работы на «Маршале Устинове» завершатся в 2014 году. Модернизация ракетного комплекса намечена на 2015-й. Впервые в истории предприятия, специализирующегося на ремонте, модернизации и утилизации атомных подводных лодок, проводятся работы на крупном надводном корабле. «ВИКРАНТ» ГОТОВЯТ К СПУСКУ Церемония состоится 12 августа 2013 года на индийском ССЗ Cochin Shipyard. Это первый авианосец национальной постройки. Министр обороны Индии Аракапарамбил Куриан Энтони объявил о планах по достройке корабля. После спуска на воду авианосец отбуксируют в достроечный док. В июне 2014-го основные работы будут завершены и «Викрант» приступит к испытаниям. В январе 2018 года корабль планируется включить в боевой состав ВМС Индии. Национальное Министерство обороны заключило контракт на строительство авианосца в 2003-м. Сумма сделки составила 32,6 миллиарда рупий (592 миллиона долларов), однако с тех пор расходы значительно возросли. Закладка «Викранта» состоялась в феврале 2009 года. Изначально корабль В р « т к ч И с к а с л д р р с г П Г г Г щ п 2 ю планировалось спустить на воду в октябре 2010-го, но этого не произошло. В июле 2012 года стало известно, что Индия сорвала первоначальный график строительства авианосца, работы на котором теперь должны завершиться в 2017-м, на три года позже, чем планировалось. Причина переноса сроков завершения строительства авианосца «Викрант» – нехватка и плохое качество некоторых комплектующих. Длина его – 260 метров, ширина – 60. На корабле будет размещена силовая установка LM 2500 американской компании General Electric. Авианосец полным водоизмещением около 40 тысяч тонн сможет развивать скорость до 28 узлов. В состав авиагруппы войдут 29 палубных истребителей Tejas или МиГ-29К/КУБ и десять вертолетов Ка-31 и HAL Dhruv. ПЛАН РАЗРАБОТКИ ГПВ-2025 В России началась разработка Государственной программы вооружения (ГПВ) до 2025 года. Основные мероприятия по подготовке проекта ГПВ на 2016–2025 годы определены соответствующим планом-графиком, который предусматривает представление этого проекта президенту РФ в июле 2015-го. Государственными заказчиками ГПВ являются силовые ведомства. Минобороны РФ – и заказчик, и координатор. Документ включает 12 программ вооружения, из них десять – традиционные по видам вооружения ВС, одна – по обеспечению вооружением, военной и специальной техникой силовых ведомств. Особенность ГПВ-2025 – раздел, связанный с фундаментальными, поисковыми, прикладными и технологическими работами по созданию перспективных вооружений и военной техники. ской кампании, так и в рамках экономии Министерством обороны бюджетных средств. Военному ведомству предстоит в соответствии с ранее принятыми законами уменьшить свои расходы на 417 миллиардов долларов в течение более чем 10 лет, а на долю армии из этой суммы приходится примерно 170 миллиардов долларов. Согласно изложенной военачальником информации утвержденные планы предусматривают завершение расформирования двух американских армейских бригад в Германии – в Баумхолдере и Графенвере в текущем году. Вследствие этого у сухопутных войск США в Европе останутся две бригады – одна в Германии и одна в Италии. Между тем, объяснил генерал, в США сокращения коснутся таких баз, как «Форт-Блисс» (штат Техас), «Форт-Брэгг» (Северная Каролина), «ФортКэмпбелл» (Кентукки), «ФортКарсон» (Колорадо), «ФортДрам» (Нью-Йорк), «Форт-Худ» (Техас), «Форт-Нокс» (Кентукки), «Форт-Райли» (Канзас), «Форт-Стюарт» (Джорджия) и «Льюис-Маккорд» (Вашингтон). МАДРИД СПИСАЛ «МИРАЖИ» МАДРИД СПИСАЛ «МИРАЖИ» ВВС Испании 23 июня 2013 года сняли с вооружения последнюю эскадрилью из 18 легких истребителей Mirage F1. К этому времени самолеты такого типа прослужили в составе национальных ВВС 38 лет. Последние Mirage F1 были приписаны к 18-й эскадрилье и базировались в «Альбасете» в одноименной провинции. Теперь эта авиабаза полностью перешла на новые истребители Eurofighter Typhoon. Испания заказала у Франции первые 45 истребителей Mirage F1CE в 1975 году, а позднее докупила еще 22 модернизированных одноместных самолета F1EE и шесть двухместных F1BE. Спустя несколько лет Министерство обороны Испании приобрело 16 подержанных истребителей Mirage F1, включая 12 самолетов из состава ВВС Катара. До начала списания устаревшего типа самолетов во второй половине 90-х годов на вооружении ВВС Испании стояли 90 французских истребителей. В крупных военных конфликтах испанские Mirage F1 не принимали участия. В июле – ноябре 2006-го несколько истребителей ВВС Испании базировались в Литве и участвовали в миссии НАТО по патрулированию воздушного пространства стран Балтии. Mirage F1 был разработан в 60-х годах. Истребитель способен развивать скорость до 2,3 тысячи километров в час и совершать полеты на расстояние до 3,3 тысячи километров, а его боевой радиус составляет 425 километров. Самолет вооружен двумя 30-миллиметровыми пушками с боезапасом 125 снарядов на оружие и оснащен семью точками подвески для авиационных бомб и ракет общей массой до четырех тонн. Следует ли организовывать06 Следует ли организовывать06 УНИКАЛЬНАЯ МИССИЯ «ИГОРЯ БЕЛОУСОВА» УНИКАЛЬНАЯ МИССИЯ «ИГОРЯ БЕЛОУСОВА» Оборудование «Тетис Про» превращает 07суда в глубоководных спасателей 07 Оборудование «Тетис Про» превращает суда в глубоководных спасателей РЭБ СЕГОДНЯ И ЗАВТРА СЕГОДНЯ И ЗАВТРА электромагнитное оружие08 Главный ее козырь - электромагнитное оружие Главный ее козырь 08 № 25 (493) № 25 (493) выходит по средам 3–9 июля 2013 года выходит по средам ИСЛАМ И ИСЛАМИЗМ ИСЛАМ И ИСЛАМИЗМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Социальный и политический аспекты10 Социальный и политический аспекты10 Борец за интересы человечества Агент спецслужб какой-либо страны Предатель интересов своей страны
Стр.1
№ 25 (493) 3 –9 июля 2013 года АРМИЯ ЕСТЬ МНЕНИЕ В СВЯЗИ С ИЗМЕНИВШЕЙСЯ РОЛЬЮ ИХ ОПЕРАТИВНОЕ ИСКУССТВО ПРИДЕТСЯ РАЗРАБАТЫВАТЬ ПРИДЕТСЯ РАЗРАБАТЫВАТЬ ВО МНОГОМ ПРАКТИЧЕСКИ ЗАНОВО ВО МНОГОМ ПРАКТИЧЕСКИ ЗАНОВО Оперативное искусство как теория и практика подготовки и ведения операций по достижению оперативных целей и решению оперативных задач возникло не по чьей-то воле. Оно появилось, когда в общей системе целей и задач военных действий между стратегическими задачами войны и тактическими задачами поля боя возникли срединные, промежуточные оперативные задачи и были наработаны способы, созданы войска, силы и средства для их решения. Анатолий КОРАБЕЛЬНИКОВ, доктор военных наук, профессор Юрий КРИНИЦКИЙ, кандидат военных наук, профессор Оперативные задачи, способы, силы и средства их решения составили объект и предметную область, исследованием которых до настоящего времени занималось оперативное искусство как одна из составных частей военной науки. Но в теории и практике этой предметной области появились новые элементы и сформировались неочевидные тенденции, требующие коренного пересмотра того, что было наработано ранее. Многими специалистами, в том числе и практиками, эти элементы и тенденции оцениваются как простые несоответствия «между вчера и сегодня». Упрощенное восприятие реальности порождает ее непонимание и неприятие. Даже ученые порой догматически подходят к оценке «вековых истин», давным-давно доказанных авторитетными научными школами. Остановимся подробнее на возникших проблемах оперативного искусства, объединив их в характерные блоки. Эти проблемы обусловлены следующими факторами: – объективным расширением границ объекта и предметной области оперативного искусства; – выживанием и развитием оперативного искусства (сокращены, а кое-где и прямо ликвидированы оперативные органы управления и сами войсковые формирования, способные решать оперативные задачи); – общим уровнем развития военной науки; подхода при построении Вооруженных Сил и их системы действий по освоенным в предыдущих войнах средам: земля (суша), море и воздух; – принятой сейчас проигрышно– применением традиционного однобокой методологией организации борьбы с единым воздушнокосмическим противником; – неучетом современным оперативным искусством новых тенденций вооруженной борьбы с воздушным противником; – игнорированием ВВС как основного и первоочередного средства вооруженной агрессии. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА Расширение границ объекта и предметной области определяется, с одной стороны, неминуемым изменением содержания стратегии. С другой стороны, тактика также развивается. В настоящее время стратегические задачи (по сути дела задачи войны) достигаются (и, очевидно, будут достигаться) по сценарию, как это происходило в Тунисе, Ливии, Египте, а потом и в Сирии. Здесь вместо открытой военной агрессии применялась другая, так называемая мягкая сила протестных настроений. К процессу подключались определенные слои населения, в том числе террористы, задачей которых была преднамеренная дестабилизация государственных устоев, разжигание вражды (неважно между кем) и эскалация хаоса внутри страны. По ожидаемым и достигаемым результатам это война, но с иным (нетрадиционным) содержанием. У нее нечеткие начало и окончание, измененное содержание и ПИСЬМО В «ВПК» Генеральному прокурору Российской Федерации Чайке Юрию Яковлевичу ЗАЯВЛЕНИЕ О нарушении прав военных пенсионеров Министерством обороны РФ 1 января 2012 года был введен в действие федеральный закон Российской Федерации от 8.11.2011 года № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который был разработан Министерством обороны РФ, возглавляемым Анатолием Сердюковым. Статья 2 этого закона дополнила статью 43 закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовноисполнительной системы и их семей» частью второй следующего содержания: «Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов…» Положения части второй статьи 43 настоящего закона (в редакции 2011 года № 309-ФЗ) не применяются в отношении судей Военной коллегии Верховного суда РФ и военных судов, прокурорских работников (в том числе военнослужащих органов военной прокуратуры) и сотрудников Следственного комитета РФ (в том числе военных следственных органов этого комитета), пенсионеров из числа указанных лиц и членов их семей. Действовавшая до 1 января 2012 года редакция статьи 43 Закона РФ № 4468-I предусматривала при исчислении пенсии для всех пенсионеров Министерства обороны РФ и приравненных к ним лиц, в том числе для военных судей, военных прокуроров и следователей, учитывать денежное довольствие в объеме 100 процентов. В соответствии с частью 1 статьи 4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Однако часть 2 статьи 43 Закона РФ № 4468-I (с изменениями от 8 ноября 2011 года), содержащая норму «Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов…», Федеральный закон № 309-ФЗ, дополняющий статью 43 Закона РФ № 4468-I частью 2, содержащей указанную норму, и постановление правительства РФ от 5 декабря 2011 года № 992 «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту», не содержат прямого указания на то, что ее положения распространяются на лиц, пенсии которым назначены до 1 января 2012 года, то есть что их положения распространяются на отношения, возникшие до введения ее в действие. Закон РФ № 4468-1 (с изменениями от 8 ноября 2011 года) в целом определяет, что 54 процента денежного довольствия применяются при исчислении пенсии с 1 января 2012 года. Предполагается при исчислении пенсии увольняемым военнослужащим после 1 января 2012 года. Однако Министерство обороны РФ в нарушении Закона РФ № 4468-1 (с изменениями от 8 ноября 2011 года) издает подзаконный акт – Указания Департамента социальных гарантий № 182/3/1/1085 от 6 декабря 2011 года за подписью Анны Кондратьевой, которая потребовала: «До 10 декабря текущего года ПЕРЕСМОТРЕТЬ размеры пенсий пенсионерам Минобороны России и направить в территориальные учреждения Сбербанка России необходимые документы на выплату пенсий в декабре 2011 года за январь 2012 года, исчисленных из 54 процентов сумм соответствующего денежного довольствия…» Тем самым она превысила свои полномочия и статус данного подзаконного акта, потребовав ПЕРЕСМОТРА размеров пенсий и нарушила пункт 2 статьи 39 Конституция РФ, где сказано: «Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом». Кроме того, статья 4 федерального закона РФ от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в редакции от 01.07.2011 года) однозначно определяет сроки назначения пенсии: «Пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается на следующий срок: 1) пенсия за выслугу лет (за исключением пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим и пенсии за выслугу лет гражданам из числа работников летно-испытательного состава, установленных к трудовой пенсии по инвалидности) – БЕССРОЧНО…» Из этого следует, что пенсия за выслугу лет исчисляется единожды при ее назначении пожизненно, а в дальнейшем в соответствии со статьей 49 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 лишь пересматривается. Поэтому применение Министерством обороны РФ для пенсионеров, получивших статус пенсионера до 1 января 2012 года, положений статьи 43 при пересмотре пенсий со ссылкой на Федеральный закон № 309-ФЗ является незаконным, так как ее предмет регулирования – НАЗНАЧЕНИЕ пенсий, а она им уже была назначена ранее. И тем более никакой подзаконный акт Управления Департамента социальных гарантий неправомочен отменить положения федерального закона, определяющего ранее установленный порядок исчисления пенсии, что закреплено пунктом 1 статьи 1 главы I Федерального закона № 166-ФЗ, где сказано: «Изменение условий и норм назначения и выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению, предусмотренных настоящим федеральным законом, осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий федеральный закон». Такое толкование и применение закона соответствует Конституции РФ и решениям Конституционного суда РФ. В Постановлении от 9 июля 2009 года № 12-П (п. 5.1) Конституционный суд РФ указал: «Вместе с тем при установлении соответствующего правового регулирования и внесении в него изменений законодатель должен исходить из недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан (статья 55 часть 2 Конституции Российской Федерации), и основывать свои решения на конституционных принципах и нормах как закрепляющих единый для всех граждан Российской Федерации конституционный статус личности, так и обусловливающих специальный статус отдельных категорий граждан, не допуская при этом снижения достигнутого уровня их социальной защищенности». В Определении от 4 апреля 2006 года № 89-О Конституционный суд РФ указал: «Между тем государство не может произвольно изменять уже признанный им статус таких лиц и уменьшать обусловленный этим статусом объем социальных гарантий, поскольку в противном случае подрывается авторитет государственной власти, уважение граждан к закону, умаляется достоинство личности». Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, сформулированной в Постановлении от 24 мая 2001 года № 8-П… и неоднократно подтвержденной в ряде последующих решений, изменение законодателем ранее установленных льгот и социальных гарантий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, предсказуемость политики в социальной сфере с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Иначе правовое регулирование по существу будет означать отмену для них прав, приобретенных в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемых в конкретных правоотношениях, что несовместимо с положениями статей 1 (часть 2), 2, 18, 19 (части 1 и 2), 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации. размытые границы. И в эту войну так или иначе (но неминуемо) будет втянута вся военная организация государства и его вооруженные силы. Перед стратегией возникает задача поиска адекватных способов парирования таких сил и их действий. Пока это территориальная оборона с привлечением регулярных войск и населения в виде территориальных войск. Но неизбежно появятся и свои «мягкие» контрсилы, киберсилы. Для них придется искать новые способы организации. И необходимо будет разрабатывать эффективные технологии (способы) решения нетрадиционных (с позиции современной военной науки) оперативных задач. Тактика тоже не стоит на месте. Ее соВ СВЯЗИ С ИЗМЕНИВШЕЙСЯ РОЛЬЮ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕМ ВВС И ВОЙСК ВКО И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕМ ВВС И ВОЙСК ВКО ИХ ОПЕРАТИВНОЕ ИСКУССТВО ПОКА НИ ВОЙСК, НИ ИСКУССТВА ПОКА НИ ВОЙСК, НИ ИСК ССТВА построена для решения стратегических задач по отражению крупномасштабной агрессии в «большой» войне, а реально решает задачи по управлению войсками и силами в «малых» войнах. Надо отметить, что такая асимметрия держание обогащается в первую очередь за счет оснащения тактических войсковых формирований высокоточным мобильным вооружением. На повестке дня стоят уже роботы, робототехнические системы и соответствующие им войсковые формирования. Внедрение высокоточного оружия и роботизация войны приведут к тому, что оперативные задачи можно будет решать не столько массовым применением войск и сил, сколько массированным применением оружия, запускаемого ограниченным составом тактических сил. Очевидно, что в такой ситуации необходимо не только искать и совершенствовать способы оперативного применения войск, но и найти оперативные способы применения новых тактических средств вооружения. АСИММЕТРИЯ В УПРАВЛЕНИИ Поскольку нет войск, способных решать оперативные задачи, то не востребовано и не будет развиваться оперативное искусство. Произойдет это по следующим причинам. Если нет войск, способных решать оперативные задачи борьбы с противником, то не будет заказчика и заказа на разработку соответствующего оперативного искусства. Если не будет войск, способных решать оперативные задачи борьбы с противником, то оперативное искусство (как теория и практика подготовки и ведения соответствующих операций) деградирует. Его теория превратится в военно-научную фантастику оперативного уровня, а практика – в юношеские компьютерные военные игры на моделирующих комплексах (по образу и подобию интернет-кафе), развернутых при штабах различных командований, в научно-исследовательских центрах МО РФ, в учебных корпусах военных академий. В настоящее время происходит стирание границ между стратегическим, оперативным и тактическим уровнями управления. Определяется это тем, что в предположении отсутствия прямой военной опасности и развязывания крупномасштабной войны Вооруженные Силы России ориентируют и готовят к локальным войнам и вооруженным конфликтам. А для них характерно то, что в них решаются государственные стратегические задачи войны, но оперативными и даже тактическими группировками войск. В этом случае стратегические органы управления объективно, параллельно со своими стратегическими задачами начинают решать задачи оперативного уровня. А порой они просто подменяют его, вмешиваются в решение тактических задач управления – занимаются распределением огня по объектам, распределением целей для поражения и т. д. Это же делает и оперативный орган управления. Получается асимметрия: система управления ВС РФ далеко не безобидна. Дело в том, что ни оперативные, ни тем более стратегические органы управления не могут по своему составу, подготовке и оснащенности решать тактические задачи управления огнем. Но властно вмешиваясь в их решение, оперативные, а тем более стратегические органы управления дезорганизуют и фактически блокируют тактический уровень управления со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. Характерным примером такого «перепутывания» задач и уровней управления может служить многократно описанный в СМИ эпизод августа 2008 года, когда в ходе осетино-грузинского вооруженного конфликта боевыми действиями отдельных экипажей самолетов руководил (используя обычный телефон) лично главнокомандующий ВВС. Попытки устранить подобные негативные последствия и восстановить симметрию простыми решениями, без опоры на науку приводят к тому, что в жертву приносятся именно органы оперативного уровня управления. Тем более что в результате проведенной оптимизации у них практически не осталось войск. Но фактически сокращая войска, реформаторы порой забывают, что объективно сохраняются оперативные задачи, которые придется решать. Отсюда следует, что оперативное искусство как наука должно найти способы устранения такой асимметрии в управлении, а также предложить решение оперативных задач изменившимся составом войск. Скорее всего эти способы должны быть асимметричными по отношению к действиям противника. Иными словами, симметрию в системе управления надо восстанавливать не урезанием оперативных органов управления, а разработкой асимметричных способов решения оперативных задач. ВОЕННАЯ НАУКА Современная наука испытывает дефицит авторитетных личностей, сопоставимых с авторами теории глубокой операции накануне Великой Отечественной войны. По-прежнему имеет место предвзятое недоверие практиков к плодам исследований военных ученых. Как следствие – результаты исследований медленно внедряются либо прямо игнорируются. Причин здесь много, но все они по большей части носят субъективный характер. В результате практики интуитивно идут по апробированному (проверенному опытом прошлых войн) пути и порождают четвертый блок проблем оперативного искусства. Был проигнорирован научный факт, установленный военными учеными еще 20 лет назад, что воздух и космос из физических сред перемещения летательных и космических аппаратов превратились в единый и решающий театр военных действий со своими целями, задачами, силами и средствами. Наука доказала, что главное содержание современных войн и вооруженных конфликтов, их ход и исход определяют войска, силы и средства, действующие из воздушнокосмического пространства (или через него). Но практики до сих пор индифферентно воспринимают это положение и не признают фактической смены главного оружия и главной силы современных войн и вооруженных конфликтов. Построение Вооруженных Сил и системы их действий по традиционным физическим средам с передачей по умолчанию приоритета земле приведет и уже приводит к построению группировок войск и организации борьбы с противником по наземным театрам военных действий и соответствующим стратегическим (операционным) направлениям. Их границы никак не соотносятся с ко тогда, когда обеспечено упреждение противника в действиях и своевременное овладение инициативой. Оборона обходится дороже и методологически исключает инициативу, поскольку осуществляется как адекватная реакция на действия наступающих войск противника. Оборона является вынужденной мерой (даже если организуется преднамеренно) и не имеет стратегического смысла без последующего наступления или контрнаступления. Эта закономерность справедлива по областями вероятных первоочередных агрессивных действий противника, которые следует ожидать на решающем воздушно-космическом театре военных действий (ВК ТВД). Практически преданы забвению и не употребляются в оперативных документах понятия «стратегическое воздушно-космическое направление», «воздушное направление». А ведь именно эти военно-географические категории со второй половины ХХ столетия обозначали пространства предполагаемого воздушно-космического нападения на стратегическом и оперативном уровнях. Такой консервативный подход ориентирует Вооруженные Силы России на подготовку не к тем войнам и вооруженным конфликтам, которые будут вести современные индустриально развитые государства и военные блоки. А война, которая реально начнется, окажется для наших ВС неожиданной не только в тактическом смысле (внезапное нападение, как в июне 1941 года), но и в стратегическом отношении (неожиданное содержание вооруженной борьбы). Центр тяжести в современной вооруженной борьбе объективно перемещается в воздушно-космическую сферу и для нее необходимо разрабатывать адекватные способы решения оперативных задач. В связи с этим меняются предназначение и роль ВВС, войск ПВО, РКО, ВКО. Из войск и сил, обеспечивающих боевые действия Сухопутных войск и ВМФ, они становятся самостоятельной и определяющей силой современных войн и вооруженных конфликтов. Но в ВВС не было и до сих пор нет самостоятельных операций, а Войска ПВО их имели лишь в 80-е годы (и только в ВС СССР). В последние десятилетия мы сделали гигантский шаг назад, подчинив оперативное применение этих войск и их оперативное искусство операциям и боевым действиям наземных группировок ВС. В связи с изменившейся ролью и предназначением ВВС и Войск ВКО (они решают самостоятельные оперативные задачи войны, а не поля боя) их оперативное искусство придется разрабатывать с резкой переориентацией и во многом практически заново. Но для того чтобы это было возможно, нужны воля и соответствующие решения военно-политических органов управления. Но даже это не поможет, если не будет изменено мышление наших практикующих генералов, офицеров и многих военных ученых. ОБОРОНА – ЭТО ПРОИГРЫШ Вооруженная борьба с любым противником может вестись наступлением, контрнаступлением, обороной и их сочетанием. Наступление всегда дешевле по стоимости и эффективнее по достигаемому результату, чем оборона. Но тольотношению к любой сфере вооруженной борьбы. Из нее следует, что если ученые будут и впредь рекомендовать практикам только оборонительные действия против воздушно-космического противника, то они сознательно создадут предпосылку к удорожанию вооруженной борьбы, обеспечат гарантированное отставание в этой борьбе и в конечном счете проигрыш. Другой вопрос – что понимать под наступательными действиями в воздушно-космической сфере. Уничтожение СВН в местах их базирования, разрушение аэродромов, пусковых установок БР, пунктов управления – задача крайне важная. Она решается войсками, силами и средствами, развернутыми и действующими на земле, в море, в воздушно-космическом пространстве. А сами объекты поражения находятся на поверхности земли (на суше, в море). Значит, эти действия относятся к наземной и морской сферам вооруженной борьбы. И планируются они в рамках операций на ТВД (ранее эти театры назывались континентальными и океанскими). Но появление ВК ТВД заставляет предположить возможность ведения на этом специфическом театре и обороны, и наступления. Оборонительные действия на ВК ТВД – защита объектов (направлений, рубежей, районов) от ударов сил и средств воздушно-космического нападения. Реализуется уничтожением этих сил и средств на подступах к обороняемым объектам. Действия войск и сил ВКО, находящихся в обороне, подчинены и зависимы (по пространству, времени) от действий СВКН. Оборонительную борьбу на ВК ТВД следует организовать по целям, задачам и объектам ударов противника, памятуя об объективном законе соответствия: целям действий жестко соответствуют задачи действий, а задачам действий однозначно соответствуют объекты. Группировка войск, сил и средств ВКО, применяемая в обороне, может действовать с земли (наземные средства ПВО, РКО), с моря (корабельные зенитные огневые средства), с воздуха (истребительная авиация), из космоса (орбитальные комплексы и системы различного предназначения). Наступательные действия на ВК ТВД – упреждающий разгром группировки противника (развернутой или еще только развертываемой в воздушнокосмическом пространстве) и разрушение выстроенной (там же) военной инфраструктуры (воздушные пункты дальнего радиолокационного обнаружения и управления, воздушные элементы РУК, заправщики, постановщики помех, воздушные и космические средства разведки, навигации, связи и др.). Разгром этой группировки осуществляется до того, как она приступила к реализации своего замысла, и вне зависимости от того, по каким объектам должны были применяться СВКН. Действия войск и сил ВКО в наступлении являются активными, инициативными, упреждающими и внезапными. Они не только независимы (по целям, задачам, пространству, времени) от действий СВКН, но и вынуждают его перейти к обороне, отказавшись от агрессивных планов нанесения ударов по объектам. Наступательную борьбу с воздушно-космическим противником следует организовывать по своим целям, задачам и объектам действий. Группировка войск, сил и средств ВКО, применяемая в наступлении, также (как в обороне) действует с земли, с моря, с воздуха и из космоса. Таким образом, нужна не оборона от воздушно-космического противника, как это привычно сейчас, а борьба с ним как обороной, так и наступлением в единой воздушнокосмической сфере. В интересах этой борьбы могут (и 04 04 должны) проводиться целенаправленные действия в других сферах (поражение СВКН, их носителей и обеспечивающих систем на земле, в море). Но действия по уничтожению СВКН в воздушнокосмическом пространстве, на земле и в акватории океана недопустимо насильственно включать в одну (несовместимую по своим составляющим элементам содержания) «разносферную» операцию. Ни спланировать, ни управлять войсками одновременно на континентальном и воздушно-космическом ТВД не сможет ни один орган управления, ни одно должностное лицо. Функция Верховного главнокомандующего и его ставки в этом процессе – согласование планов разрабатываемых стратегических операций и определение приоритетов в вооруженной борьбе. Другое дело, что орган управления, планирующий вооруженную борьбу в воздушно-космической сфере (допустим, это командующий Войсками ВКО), вправе обратиться к начальнику Генерального штаба с просьбой о выводе из строя ряда наземных объектов противника (пунктов управления ВВС, аэродромов и т. д.). И допустим, начальник Генштаба удовлетворит эту просьбу. Он прикажет поразить (подавить, блокировать) объект силами РВ и А, ударной авиацией ВВС, формированием ВДВ или спецназа ГРУ. Кем конкретно – для командующего Войсками ВКО в принципе неважно. Это будут действия в интересах ВКО, но никак не составная часть операции по отражению воздушно-космической агрессии. К сожалению, приходится констатировать, что оборонительные способы борьбы с воздушно-космическим противником на сегодня разработаны лучше и полнее, чем наступательные. Группы способов ведения этой борьбы известны и в большей степени наработаны. Во-первых, это уничтожение войск, сил и средств воздушно-космического нападения на дальних рубежах до их распределения по объектам и до того, как применены бортовые средства поражения (крылатые ракеты, управляемые бомбы и др.). Во-вторых, это уничтожение войск, сил и средств воздушного нападения на ближних подступах к объектам обороны. В-третьих, усилиями ученых ВА ВКО имени Маршала СоКоллаж Андрея СЕДЫХ
Стр.4
05 05 ПОДРОБНОСТИ ветского Союза Г. К. Жукова обоснована и разработана группа способов борьбы с воздушно-космическим противником, которая предполагает борьбу не с войсками и силами воздушнокосмического противника, а с примененными, запущенными, сброшенными средствами поражения на ближних подступах и внутри воздушного пространства обороняемых объектов. Реализуется путем внедрения подразделения (части) ПВО внутрь объекта и маневра этих сил в пределах границ обороняемого объекта. Причем данная группа способов разработана как в отношении БР (способы тактической ПРО), так и в отношении аэродинамических средств (способы внутриобъектовой маневренной ПВО). НЕВЕРНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ Какие же новые тенденции вооруженной борьбы с воздушным противником не отражает современное оперативное искусство? Воздушный противник отказался от ввода и применения пилотируемой авиации в зонах огня ЗРВ. Для этого у него есть дистанционное вооружение. Но обученные на устаревших догматах командиры по-прежнему ждут пилотируемую авиацию в зонах огня своих ЗРС. Целевое предназначение пилотируемой авиации противника – доставка сбрасываемых и запускаемых бортовых средств на рубежи применения. Но истребительная авиация, которой располагают виды и рода войск ВС РФ, после 1998 года применяется все больше для обеспечения действий наземных войск вместо того, чтобы воспрепятствовать сбросу и запуску бортовых средств поражения. Зенитные ракетные войска остаются сориентированными на уничтожение тех СВН, которых в зонах огня не будет (самолеты – носители средств поражения). Задача борьбы со сброшенными и запущенными средствами поражения противника, которые в зонах огня ЗРВ обязательно будут, по-прежнему является неприоритетной. Воздушный противник на 70 процентов оснастил свою пилотируемую авиацию высокоточным оружием и отказался от нанесения ударов по площади. В сложном объекте выделяется ряд точечных объектов. По каждому из них воздушный противник наносит адресные удары. Но войсками (силами) ПВО по-прежнему организуется равнопрочная круговая оборона больших объектов без их декомпозиции на ключевые элементы. Уязвимость таких объектов остается высокой. стоящее время задач и объектов ВКО не соответствует системе задач и объектов первого массированного ракетноавиационного удара (МРАУ) воздушного противника. Формирования Войск ВКО сейчас обороняют совсем не те объекты, по которым будет действовать воздушный противник в начале своей воздушной наступательной операции (ВНО). От результатов отражения первого удара ВВС агрессора зависят ход и исход последующих военных действий. Если все спланированные задачи будут успешно решены действиями СВКН, то наземной фазы войны может не быть вовсе. Но в российских Вооруженных Силах все оперативные мероприятия (учения, командно-штабные военные игры, программы обучения офицерского состава в военных академиях) планируются и проводятся при исходной посылке главенства событий в наземной сфере. Наблюдается явное стремление «пересадить» агрессоров с самолетов на танки и пустить их в первом ударе. С другой стороны, организуется противовоздушная оборона тех объектов, которые не являются первоочередными объектами поражения для воздушного противника. Они будут объектами ударов завершающего этапа ВНО. Поясним сказанное применительно к двум возможным сценариям развязывания войны. Первый сценарий – война без применения ядерного оружия. Развитые страны десятилетиями демонстрируют миру, что целью первого и решающего МРАУ (в войне с государствами, не обладающими ядерным потенциалом) будет завоевание превосходства в воздухе. Лишь после и при условии достижения этой цели противник может перейти к решению других задач. Основная нагрузка по достижению завоевания Система спланированных в напревосходства в воздухе ляжет на ВВС. Следуя концепции применения авиации за пределами зон огня ЗРВ и оснастив ее ВТО, воздушный противник вынужден будет действовать в основном на средних и больших высотах для обеспечения максимальной дальности применения и реализации заложенной точности ВТО. На малых и предельно малых высотах сброшенное высокоточное средство не успевает компенсировать ошибки сброса, в силу чего теряет свои точностные свойства и становится малоэффективным. Однако на средних и больших высотах воздушному противнику эффективно противодействуют ЗРС, а на дальних подступах к объектам – истребительная авиация. По этой причине воздушный противник вынужден будет в первую очередь бороться с войсками (силами) ПВО. Подавление противовоздушной обороны станет главной составляющей завоевания превосходства в воздухе. Содержание этого процесса составит решение следующих частных задач: ослепление противовоздушной обороны, дезорганизация управления войсками (силами) ПВО, подавление зенитной ракетной обороны, уничтожение ИА на земле и в воздухе, разрушение инфраструктуры ПВО. В соответствии с системой задач объектами первого МРАУ воздушного противника следует считать командные пункты формирований ПВО, радиолокационные станции РТВ, зенитные ракетные системы (комплексы), истребители, аэродромы, склады зенитных управляемых ракет и авиационных средств поражения (ЗУР, АСП). Второй сценарий – ракетноядерная война. Основное условие ее развязывания потенциальным противником – гарантированное исключение возмездия. Прогнозируемый ущерб в результате ответно-встречных или ответных мер ВС РФ должен быть не более того, который является приемлемым для агрессора. Источниками этого ущерба станут компоненты СЯС. Решение на проведение стратегической операции ядерных сил принимает военнополитический орган управления. А условия для успешного и своевременного применения СЯС обеспечиваются системой предупреждения о ракетном нападении (СПРН). Поэтому первоочередная задача СВКН в ракетноядерной войне (лишение России возможности причинить неприемлемый ущерб агрессору) декомпозируется на несколько частных задач: ослепление системы предупреждения о ракетном нападении, дезорганизация или нарушение системы управления стратегическими ядерными силами, уничтожение средств ответного (ответно-встречного) ракетно-ядерного удара. Итог анализа – предполагаемые объекты удара. В ракетно-ядерной войне ими будут элементы СПРН, пункты и органы военно-политического управления, пусковые установки и элементы боевого порядка формирований РВСН, РПК СН, аэродромы дальней авиации. А какие объекты обороняют войска (силы) ПВО современных ВС РФ? Это крупные военно-политические, административные и экономические центры. Налицо противоречие между приоритетами воздушной агрессии и противовоздушной обороны. Причем для любого из рассмотренных сценариев начала войны. Но мало того, что российская ПВО (ВКО) обороняет не совсем то, что надо. Она еще и делает это не совсем так, как надо. Что лежит в основе применяемой сейчас логики организации противовоздушной обороны? За основу принимается не относительная во времени и по задачам противника, а абсолютная и неизменная важность всех объектов, потенциально подверженных удару воздушного противника. Поэтому, в частности, ПВО Москвы всегда оказывается важнее обороны аэродрома, где базируется дальняя авиация, или обороны командного пункта объединения Войск ВКО. Необходимо отойти от позиционных принципов организации ПВО (ВКО) и оборонять приоритетно те объекты, которые определяются содержанием целей и задач каждого очередного МРАУ противника, вне зависимости от их абсолютной (стоимостной, политической, экономической) важности. Это же относится и к обороне точечных объектов (критических элементов) в структуре большого (площадного) объекта. задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время, в размере до 100 процентов оклада по воинской должности; – размеры ежегодной материальной помоВ соответствии с новой системой: – размеры окладов по воинским званиям увеличены в 3 (рядовой) – 6,5 раза (маршал РФ), оклады по воинской должности – в 4,5 (стрелок) – 4,6 раза (первый заместитель министра обороны РФ); – предельные размеры ежемесячной надбавки за выслугу лет снижены с 70 до 40 процентов оклада по воинской должности, при этом фактические размеры надбавки увеличились; – размеры ежемесячной надбавки за классную квалификацию (квалификационную категорию) увеличены с 5–10 до 5–30 процентов оклада по воинской должности с установлением выплаты за третий класс и распространением права на ее получение на всех военнослужащих; – установлен предельный размер надбавки за особые условия военной службы до 100 процентов по воинской должности; – предельные размеры надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, снижены с 75 до 65 процентов оклада по воинской должности, при этом фактические размеры надбавки увеличились; – установлена надбавка за выполнение Продолжение. Начало в № 24 Продолжение. Начало в № 24 этого оклада; – установлены иные дополнительные выплаты (премии за добросовестное и эффективное СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ДЕНЕЖНОГО ДОВОЛЬСТВИЯ ФИНАНСОВАЯ РЕФОРМА ВС ОБУСЛОВЛЕНО РЯДОМ ОБЪЕКТИВНЫХ ПРИЧИН Предлагаем вниманию читателей вторую часть основных положений отчета Счетной палаты России о результатах проверки целевого и эффективного использования средств федерального бюджета на денежное довольствие военнослужащих и заработную плату гражданского персонала ВС РФ. ОПТИМИЗАЦИЯ довольствия военнослужащих были обусловлены необходимостью: Изменения действовавшей системы денежного гулирующей вопросы этой сферы, в соответствие со сложившимися общественными и экономическими условиями в целях повышения эффективности правового регулирования отношений в сфере оплаты труда военнослужащих; – повышения уровня их материального обеспечения с учетом создания новой структуры выплат, основу которой должны составлять оклады денежного содержания, за счет сокращения количества многочисленных надбавок; – приведения нормативной правовой базы, ре– приведения структуры органов, осуществляющих обеспечение денежным довольствием военнослужащих и оплату труда лиц гражданского персонала, в соответствие с новыми условиями функционирования ВС РФ. НОВАЯ СИСТЕМА Во исполнение перечня поручений президента России от 30 сентября 2010 года № К4196 был разработан и принят Федеральный закон от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ. В соответствии с этим документом размеры денежного довольствия военнослужащих с 1 января 2012 года были увеличены в среднем в 2,5–3 раза. В системе денежного довольствия существенное место заняли выплаты стимулирующего характера. Их размеры в рамках одной воинской должности поставлены в зависимость от профессионального мастерства военнослужащего, сложности и важности решаемых задач, добросовестного отношения к выполнению своих обязанностей и других условий, способствующих качественному исполнению служебных обязанностей. Установлены и компенсационные выплаты, учитывающие климатические и экологические особенности местностей, в которых дислоцируются воинские части, степень риска для жизни и здоровья, а также другие факторы. Размеры окладов денежного содержания, повышающие коэффициенты, а также дополнительные выплаты изложены в приказе министра обороны от 30 декабря 2011 года № 2700 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих ВС РФ». проведен комплекс мер, направленных на совершенствование финансового обеспечения Вооруженных Сил. В основу оптимизации был положен территориальный принцип. Ранее финобеспечение воинских частей, в том числе выплата денежного довольствия военнослужащим и заработной платы гражданскому персоналу, осуществлялось через военные округа, виды, рода войск. С 2011 года исполнение этих функций передано созданным территориальным финансовым органам. По состоянию на 1 января 2013 года функционировал 41 территориальный финорган. В целях обеспечения централизованных расчетов с личным составом с применением единых алгоритмов в соответствии с приказом министра обороны от 3 октября 2011 года № 1771 создано ФКУ «Единый расчетный центр МО РФ» (ЕРЦ), штатная численность которого по состоянию на 1 января 2013 года составила 420 человек. С 2011-го начался поэтапный переход на централизованные расчеты через ЕРЦ по заработной плате с гражданским персоналом воинских частей и учреждений, расположенных на территории Москвы и Московской области, центрального аппарата Минобороны, а также по денежному довольствию со всеми военнослужащими, проходящими военную службу по контракту. С 1 сентября 2012 года приступили к поэтапному зачислению на финансовое обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. При этом в 2012-м на 30 единиц была сокращена штатная численность гражданского персонала Управления финансового обеспечения (УФО) МО РФ по Москве и Московской области (с 984 до 954). Остальных УФО изменения не коснулись. По состоянию на 1 января 2013 года всего в 41 УФО работали 8877 человек. Через УФО в 2012-м осуществлялась оплата служебных командировок, а также выплата иных пособий и компенсаций. В результате денежные средства военнослужаВ 2010–2012 годах Министерством обороны щие получали от двух финансовых органов: ЕРЦ – денежное довольствие, УФО – остальные выплаты. При этом указанные финансовые органы выполняют практически аналогичные функции. Для обеспечения расчетов с личным составом через ЕРЦ необходимо проводить работу по подготовке проектов соответствующих приказов и внесению в базу данных их содержания, а также сведений, исполнение должностных обязанностей, повышающие и районные коэффициенты, за службу в районах Крайнего Севера и др.). Из состава денежного довольствия исключены и переведены в категорию других выплат подъемное пособие и суточные за каждый день нахождения в пути, а также единовременное пособие при увольнении с военной службы. щи снижены с двух до одного оклада денежного содержания в связи со значительным ростом необходимых для начисления причитающихся выплат каждому военнослужащему. Данные функции возложены на Главное управление кадров МО РФ (ГУК) и кадровые органы объединенных стратегических командований (ОСК) военных округов. Для выполнения вышеуказанной работы ежемесячно задействуются от 120 до 130 военнослужащих и лиц гражданского персонала ГУК (при его общей штатной численности 294 человека). Ранее этим занимались финансовые работники военных округов, видов ВС, родов войск (эти должности сокращены). ДОКУМЕНТЫ Кроме того, в период с февраля по декабрь 2012 года для работы с персональными данными военнослужащих в ГУК из военных округов, видов и родов войск ежемесячно прикомандировывались от 123 до 183 военнослужащих и лиц гражданского персонала. Таким образом, для обеспечения централизованных расчетов с личным составом помимо сотрудников ЕРЦ (на 1 января 2013 года – 279) ежемесячно задействуются свыше 300 военнослужащих и лиц гражданского персонала других органов военного управления (без учета помощи, оказываемой сотрудниками кадровых органов ОСК военных округов на местах). По информации, полученной от командования военных округов, в результате проведенной с 1 января 2012 года централизации выплат денежного довольствия через ЕРЦ резко возросло количество обращений военнослужащих по проблемам, связанным с начислением и выплатой причитающихся сумм денежного довольствия. По данным ОСК военных округов, основными недостатками при производстве расчетов с военнослужащими через ЕРЦ являлись: – несвоевременное (неполное) удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей; – задержка (до 8 месяцев) выдачи денежных аттестатов уволенным военнослужащим, в связи с чем они не имели возможности своевременно оформить и получить пенсию; – несвоевременное оформление аттестатов военнослужащим, переведенным для дальнейшего прохождения службы в другие части, в результате чего многим военнослужащим длительное время не выплачивалось денежное довольствие за период их перемещения из одной воинской части в другую; – несвоевременное включение в приказ МО РФ по личному составу и строевой части военнослужащих, вновь принятых на военную службу по контракту, в результате чего задержка выплаты денежного довольствия указанным военнослужащим составляла до четырех месяцев; – отсутствие механизма удержаний из денежного довольствия военнослужащих, привлеченных приказами командиров воинских частей к материальной ответственности. БАНКОМАТЫ ШАГОВОЙ ДОСТУПНОСТИ В 2011-м в Минобороны была организована работа по переходу на безналичный порядок расчетов с личным составом. Начальникам управлений (отделов) финансового обеспечения Минобороны предписывалось провести мониторинг кредитных учреждений в субъектах России и организовать с ними взаимодействие по установке банкоматов на территории воинских частей либо в непосредственной близости от них. В целях реализации зарплатных проектов для Минобороны Банком ВТБ 24 установлено 348 банкоматов, из которых 100 (28,7 процента) размещены на территории воинских частей и 248 находятся в шаговой доступности от них, Сбербанком России – 2817 банкоматов, из которых 263 (9,3 процента) – на территории воинских частей и 2554 – в шаговой доступности от них. Однако анализ информации, полученной от ОСК военных округов, свидетельствует о наличии фактов значительного удаления банкоматов от пунктов дислокации воинских частей и учреждений. В большей степени данная проблема затрагивает права военнослужащих по призыву, которые не имеют возможности свободно выходить за пределы части. Так, в Восточном военном округе удаленность банкоматов от пунктов дислокации частей командования подводных сил ТОФа и частей 3-го командования ВВС и ПВО составляет до 170 километров, а еще более чем по 50 воинским частям и учреждениям – до 250 километров. Удаленность банкоматов от пунктов дислокации частей Балтийского и Северного флотов, Войск ВКО, дислоцированных на территории Западного военного округа, составляет до 200 километров. От пунктов дислокации ряда войсковых частей Южного военного округа удаленность банкоматов – до 50 и до 60 километров соответственно. Указанные недостатки характерны и для Центрального военного округа. Личный состав 49 воинских частей и учреждений округа пользуется банкоматами, установленными на расстоянии до 10 километров от пунктов дислокации, а более чем по 50 воинским частям и учреждениям – до 50 километров. Значительная удаленность банкоматов от пунктов дислокации воинских частей и учреждений приводит к необходимости выделения оборудованного для перевозки личного состава транспорта в целях доставки военнослужащих к ним, что ведет к перерасходу горюче-смазочных материалов. Окончание следует В Постановлении Конституционного суда РФ от 20 апреля 2010 года № 9-П указано: «Вместе с тем вводя в действие новые правовые нормы и признавая утратившими силу прежние, федеральный законодатель – в силу статей 1, 2, 17 (часть 1), 18, 19, 54 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации – обязан соблюдать принципы справедливости, равенства и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства и не вправе придавать обратную силу новому регулированию, если оно ухудшает правовое положение личности, ограничивает ее субъективные права, уже существующие в конкретных правоотношениях». Таким образом, применение Министерством обороны РФ к пенсионерам Министерства обороны РФ и приравненным к ним лицам (кроме военных судей, военных прокуроров и следователей), получивших статус пенсионера до 1 января 2012 года части 2 ст. 43 Закона РФ № 4468-I (с изменениями от 8 ноября 2011 года), содержащей норму об исчислении пенсии исходя из 54 процентов денежного довольствия, незаконно и противоречит пункту 2 статьи 19 главы 2 Конституции РФ, где сказано: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». Это подтверждается тем, что когда с 1 января 2013 года были значительно повышены оклады военным судьям, военным прокурорам и следователям, к пенсионерам этих категорий, уволенным до 1 января 2012 года, денежное довольствие для исчисления пенсии (ДДИП) в размере 54 процентов не стали применять, а продолжили использовать 100 процентов. Вывод: 1. Министерство обороны РФ не вправе придавать обратную силу новому регулированию, ограничивающему объем денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии, в отношении пенсионеров, получивших статус пенсионеров до 01.01.2012 года, поскольку в отношении указанной категории лиц такое ограничение снижает уже ранее достигнутый объем (уровень) денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии, со 100 процентов до 54 процентов. 2. С 1 января 2012 года за всеми пенсионерами Министерства обороны РФ и приравненными к ним лицами, получившими статус пенсионера до 1 января 2012 года, должно сохраниться право на исчисление пенсии исходя из 100 процентов денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии, а не только за военными судьями, военными прокурорами и следователями. Правоту моих выводов подтверждает часть 1 статьи 15 Конституции РФ, где сказано: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации». На основании изложенного от себя лично и десятков тысяч пенсионеров Министерства обороны РФ ПРОШУ: 1. Проверить законность применения Министерством обороны РФ части 2 статьи 43 Закона РФ № 4468-I (с изменениями от 8 ноября 2011 года) к пенсионерам Министерства обороны РФ и приравненным к ним лицам (кроме военных судей, военных прокуроров и следователей), получившим статус пенсионера до 1 января 2012 года, содержащей норму об исчислении пенсии исходя из 54 процентов денежного довольствия. 2. Принять меры к восстановлению конституционных прав и социальных гарантий для всех пенсионеров Министерства обороны РФ и приравненных к ним лиц, получивших статус пенсионера до 1 января 2012 года в части, касающейся отмены для них понижающего коэффициента 0,54. С уважением, пенсионер Министерства обороны РФ Завьялов Геннадий Алексеевич 18 июня 2013 года PHOTOXPRESS
Стр.5