СВАЛЕНЬ СОБЫТИЙ
1
Вы представьте, - однажды под вечер Мандро - фон-Мандро - пробирался по неосвещенным
покоям, таясь от лакеев, не в шубе собольей, а в драном пальтишке, подняв воротник; проюркнув, точно
ворик, в подъездную дверь и на дрянненьких саночках, точно какой неимущий, поехал куда-то; стрельнул
сверкунцами Кузнецкий, Тверская; Никитская сбавила свету; замеркли уже переулочки. <...> Поземица снежная перевивала волокна под ноги; расстались два дома; меж ними писались замахи
метели; мутнел переклик расстояний; кривой переулок разглазил фонариком; вот - и заборик: с приметами
снега. <...> И голос сказал:
- Не споткнулись бы вы о корбасину. <...> В окне дозиратель вскочил, прилипая к стеклу старобабьим своим подбородком; взял лампу:
пошел отворять; прокащеила пастень в окне световом, переломанная на гнилявом заборике; два
растрепанца в тени приворотенки лясы точили:
- Смотри-ка... <...> Дверь тарарыкнула (домик был с поскрипом); и на пороге, ладонями стиснувши ворот
расстегнутый, шеи своей худобину показывал Грибиков, руку простерши (живот с подтягухой); глаза - с
прихиреньем; в старьишке, в исплатанных, серо-кофейных штанах; как-то косо взглянул на пальтишко
(зачем не в песцах), подал плоскую руку; сказал - с хрипотцой:
- Вы и есть. <...> Не смутило его посетительство это; строптивил всем видом своим; он пошел дерганогом, валяся
набок и едва волоча свои кости в прожолклую комнатку, где охватил запах каши и клея; Мандро, не
снимая пальто, шел за ним, замрачася, и будто с пригрозою вымедлив:
- Что постоялец? <...> Он - дельтообразным казался; и Грибиков - "кси" - вдруг пропсел как-то ртом; и рукой гребанул
раздражительно:
- Сутормы строит: плохонек, - овшивел... <...> И с пожесклым лицом Эдуард Эдуардович шел в эту дверь; затворил ее; Грибиков заколтыхался к
столу; и, дву-глазку надевши на нос, продолжал себе что-то подшопты-вать, тихо мурлыча, как будто его
не касается вовсе при-бытье Мандро; но в глазах подымался <...>
Москва_под_ударом.pdf
Андрей Белый
Москва под ударом
Москва - 2
OCR Busya http://lib.aldebaran.ru/
Андрей Белый "Москва"": Советская Россия; Москва; 1990
Аннотация
Романы Андрея Белого "Московский чудак", "Москва под ударом" и "Маски" задуманы как части
единого произведения о Москве. Основную идею автор определяет так: "...разложение устоев
дореволюционного быта и индивидуальных сознаний в буржуазном, мелкобуржуазном и интеллигенстком
кругу". Но как у всякого большого художника, это итоговое произведение несет много духовных,
эстетических, социальных наблюдений, картин.
Предисловие автора
Роман "Москва" задуман в трех томах, из которых каждый - законченное целое; но оба лишь
создают целое - "Москву", как мировой центр.
В первом томе, состоящем из двух частей, показано разложение устоев дореволюционного быта и
индивидуальных сознаний, - в буржуазном, мелкобуржуазном и интеллигенческом кругу.
Во втором томе я постараюсь дать картину восстания новой "Москвы", не татарской; и по
существу уже не "Москвы", а мирового центра.
Лишь в обоих томах очертится тема моего романа.
Сентябрь 1925 года. Кучино.
Автор".
Глава первая. СВАЛЕНЬ СОБЫТИЙ
1
Вы представьте, - однажды под вечер Мандро - фон-Мандро - пробирался по неосвещенным
покоям, таясь от лакеев, не в шубе собольей, а в драном пальтишке, подняв воротник; проюркнув, точно
ворик, в подъездную дверь и на дрянненьких саночках, точно какой неимущий, поехал куда-то; стрельнул
сверкунцами Кузнецкий, Тверская; Никитская сбавила свету; замеркли уже переулочки.
Над многоверхой Москвой неслись тучи.
Поземица снежная перевивала волокна под ноги; расстались два дома; меж ними писались замахи
метели; мутнел переклик расстояний; кривой переулок разглазил фонариком; вот - и заборик: с приметами
Стр.1