УДК 371.90 (05) ББК Ч-430 С71 Учредители: ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» Институт специального образования «Специальное образование» включен в «Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук» ВАК РФ. <...> Главный редактор: кандидат педагогических наук, профессор И. А. ФИЛАТОВА Заместитель главного редактора: доктор педагогических наук, профессор О. Л. АЛЕКСЕЕВ Члены редакционной коллегии: доктор педагогических наук, профессор Б. М. ИГОШЕВ доктор психологических наук, профессор Н. С. ГЛУХАНЮК доктор педагогических наук, профессор М. Н. ДУДИНА кандидат педагогических наук, профессор В. В. КОРКУНОВ кандидат педагогических наук, профессор З. А. РЕПИНА доктор филологических наук, профессор А. П. ЧУДИНОВ Технический редактор: Т. Р. ТЕНКАЧЕВА Выпускающий редактор: доктор филологических наук, профессор А. В. КУБАСОВ Специальное образование: научно-методический журнал / ФГБОУ ВПО С71 «Урал.гос.пед. ун-т»; Ин-т спец. образования. <...> ISSN 1999-6993 Журнал зарегистрирован в Париже в Международном регистрационном каталоге Журнал зарегистрирован Министерством по делам печати, телевидения и средств массовой коммуникации Российской Федерации НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВЫПУСК 1 (25) Подписано в печать 16.01.2012. <...> © ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», 2012 © Специальное образование, 2012 ISSN 1999-6993 ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» Институт специального образования СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ SPECIAL EDUCATION 1(25) ` 2012 Chief Editor: I. <...> Екатеринбург, Россия Роль математических субитаций в подготовке учащихся нарушением интеллекта к изучению систематического курса математики . <...> Санкт-Петербург, Россия Реабилитационный потенциал инвалидов: к проблеме системного педагогического анализа . <...> 44 Карасѐва Е. Г <...>
Специальное_образование_№1_(25)_2012.pdf
УДК 371.90 (05)
ББК Ч-430
С71
Учредители:
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный
педагогический университет»
Институт специального образования
«Специальное образование» включен в «Перечень ведущих рецензируемых
научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные
научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата
наук» ВАК РФ.
Главный редактор: кандидат педагогических наук, профессор И. А. ФИЛАТОВА
Заместитель главного редактора:
доктор педагогических наук, профессор О. Л. АЛЕКСЕЕВ
Члены редакционной коллегии:
доктор педагогических наук, профессор Б. М. ИГОШЕВ
доктор психологических наук, профессор Н. С. ГЛУХАНЮК
доктор педагогических наук, профессор М. Н. ДУДИНА
кандидат педагогических наук, профессор В. В. КОРКУНОВ
кандидат педагогических наук, профессор З. А. РЕПИНА
доктор филологических наук, профессор А. П. ЧУДИНОВ
Технический редактор: Т. Р. ТЕНКАЧЕВА
Выпускающий редактор: доктор филологических наук, профессор А. В. КУБАСОВ
Специальное образование: научно-методический журнал / ФГБОУ ВПО
С71 «Урал.гос.пед. ун-т»; Ин-т спец. образования. – Екатеринбург, 2012. –
№ 1. –187 c.
ISSN 1999-6993
Журнал зарегистрирован в Париже в Международном регистрационном каталоге
Журнал зарегистрирован Министерством по делам печати, телевидения и средств
массовой коммуникации Российской Федерации
НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ
СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ВЫПУСК 1 (25)
Подписано в печать 16.01.2012. Формат 60х84 1/16
Бумага для множ. аппаратов. Гарнитура «Times». Печать на ризографе.
Усл. печ. л. 11,7. Уч.-изд. л. 10,9. Тираж 500 экз. Заказ 3803.
© ФГБОУ ВПО «Уральский государственный
педагогический университет», 2012
© Специальное образование, 2012
ISSN 1999-6993
Стр.1
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный
педагогический университет»
Институт специального образования
СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
SPECIAL EDUCATION
1(25) ` 2012
Chief Editor:
I. A. FILATOVA, Ph.D., Prof.
Deputy Editor:
O. L. ALEKSEEV, Ed.D., Prof.
Editorial board:
B. M. IGOSHEV, Ed.D., Prof.
N. S. GLUHANYUK, Dr. of Psychology, Prof.
M. N. DUDINA, Ed.D., Prof.
V. V. KORKUNOV, Ph.D., Prof.
Z. A. REPINA, Ph.D., Prof.
A. P. CHUDINOV, Dr., Prof.
Technical Editor: T. R. TENKACHEVA
Executive: A. V. KUBASOV, Dr., Prof.
Ekaterinburg 2012
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ИЗУЧЕНИЕ, ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
Алексеев О. Л.
Екатеринбург, Россия
Системный подход к аппаратному лечению
детей с нарушениями зрения ...................................................................... 6
Богановская Н. Д.
Екатеринбург, Россия
Роль математических субитаций в подготовке
учащихся нарушением интеллекта к изучению
систематического курса математики ...................................................... 10
Волкова И. П., Кантор В. З.
Санкт-Петербург, Россия
Аксиологические аспекты адаптационно-реабилитационного
потенциала инвалидов по зрению:
опыт эмпирического изучения ................................................................. 18
Горлова О.А.
Москва, Россия
Профилактика коммуникативно-речевых отклонений
у детей раннего возраста............................................................................ 27
Дмитриев А. А.
Тюмень, Россия
К вопросу управления качеством специального образования.............. 35
Кантор В. З.
Санкт-Петербург, Россия
Реабилитационный потенциал инвалидов:
к проблеме системного педагогического анализа ................................... 44
Карасѐва Е. Г.
Тюмень, Россия
Изучение сформированности произвольной регуляции
общей и речевой деятельности дошкольников с заиканием ................. 54
Специальное образование. 2012. № 1
3
Стр.3
Корнеева Н.Ю.
Челябинск, Россия
Некоторые аспекты инклюзивного
профессионального образования
для людей с ограниченными физическими возможностями ................. 64
Кравцов Ю. И., Жарныльская Е. Л.
Пермь, Россия
Характеристика речевого развития
в процессе нейропсихологического тестирования
детей с перинатальным поражением головного мозга
средней и легкой степени тяжести ........................................................... 72
Крохалев К. Ю.
Екатеринбург, Россия
Семенов Л. А.
Сургут, Россия
Влияние неврологического дефицита
на характеристики двигательной функции
учащихся младшего школьного возраста
с легкой и умеренной умственной отсталостью ...................................... 80
Лапп Е. А.
Волгоград, Россия
Специфика мотивации учебной деятельности
студентов — будущих дефектологов ........................................................ 89
Леонович Е. Н.
Москва, Россия
Проблемы и пути формирования преемственности
дошкольного и начального школьного образования
детей с ограниченными возможностями здоровья ................................. 98
Маршалкин А. П., Чурилов Ю. С.
Екатеринбург, Россия
Проблемы социальной реабилитации детей
с ограниченными возможностями развития
в системе специального образования ..................................................... 106
Москалькова С.Н.
Екатеринбург, Россия
Особенности художественно-графических действий
младших школьников с нарушением интеллекта
в процессе работы кистью и красками .................................................. 112
4
Специальное образование. 2012. № 1
Стр.4
Поливара З. В., Карабулатова И. С.
Тюмень, Россия
К понятию этнопсихолингвистической нормы
у детей- билингвов.................................................................................... 122
Туманова Т. В.
Москва, Россия
Реализация идей Л. С. Выготского в логопедии:
системный подход к проблеме
общего недоразвития речи у детей ......................................................... 127
Филичева Т. Б.
Москва, Россия
Комплексный подход к обследованию детей
с общим недоразвитием речи .................................................................. 139
Чурилов Ю. С.
Екатеринбург, Россия
Значение медико-биологических дисциплин
в системе образовательных программ бакалавриата и магистратуры
в специальном (дефектологическом) образовании ............................... 151
УЧЕНЫЕ — ПРАКТИКАМ
Баряева Л. Б., Лопатина Л. В.
Москва, Россия
Игровая деятельность младших дошкольников
с первым уровнем речевого развития —
путь к формированию коммуникативных умений .............................. 156
Лебедева И. Н.
Санкт-Петербург, Россия
Связная речь: речь в общении и речь в деятельности ........................ 166
ПРИГЛАШАЕМ НА УЧЕБУ .................................................................. 184
Специальное образование. 2012. № 1
5
Стр.5