Доктор филологических наук, профессор Л.Г. БАБЕНКО Доктор филологических наук, профессор В.И. ТОМАШПОЛЬСКИЙ Кандидат филологических наук, доцент Е.В. ДЗЮБА Л 59 Лингвистика: Бюллетень Уральского лингвистического общества / Урал. гос. пед. ун-т; Отв. ред. <...> Концептуальная метафора «Выборы президента – это театр» в российском политическом дискурсе………………. <...> 5 Развертывание концептуальной метафоры в английском экономическом тексте…………………………………. <...> 154 Лингвостилистическая аспектуализация философского концепта «О противоположностях» в произведении Ф. Ницше <...> Концептуальная метафора «Выборы президента – это театр» в российском и американском политическом дискурсе Оформившаяся в конце ХХ века в самостоятельную дисциплину, когнитивная лингвистика получила большое распространение в нашей стране и зарубежом (Дж. <...> Концептуальная метафора – это особого рода когнитивный процесс, нацеленный на генерирование нового знания, структурирующий «промежуточный мир» представителей лингвокультурного сообщества. <...> Смысловая антитеза правдивый – лживый, настоящий – наигранный, искренний – лицемерный усиливает эмотивный эффект, активизируя семы искусственности, пронизывающие описание деятельности субъектов политики. <...> В целом, концептуальная метафора «Выборы президента – это театр заполняет политическое коммуникативное пространство, имея высокий потенциал воздействия на читателя. <...> Развертывание концептуальной метафоры в английском экономическом тексте Способность к развертыванию в тексте – важнейшее свойство концептуальной метафоры, охарактеризованной Дж. <...> В тексте происходит дальнейшее развертывание метафор фрейма, меры по дерегулированию представляются как пособники флирта, а новые объединения или поглощения СЭД как обмен партнерами. <...> В этом случае в тексте происходит многоаспектное развертывание метафор, принадлежащих разным фреймам одной модели, приобретающей функцию метафорической <...>
Политическая_лингвистика_№9_2003.pdf
Министерство образования Российской Федерации
Уральский государственный педагогический университет
ТОМ 9
Екатеринбург
2003
Стр.1
УДК 410 (047)
ББК Ш 100
Л 59
Редакционная коллегия:
Доктор филологических наук, профессор А.П. ЧУДИНОВ (Отв. ред.)
Доктор филологических наук, профессор Л.Г. БАБЕНКО
Доктор филологических наук, профессор В.И. ТОМАШПОЛЬСКИЙ
Кандидат филологических наук, доцент Е.В. ДЗЮБА
Л 59 Лингвистика: Бюллетень Уральского лингвистического общества /
Урал. гос. пед. ун-т; Отв. ред. В.И. Томашпольский / А.П. Чудинов. Екатеринбург,
2003. Т. 9. 194 С.
ISBN ________________
Бюллетень издается Уральским лингвистическим обществом. Общие
задачи издания: обмен новейшей информацией в области лингвистики;
обсуждение фундаментальных и прикладных проблем языкознания, а также
вопросов взаимоотношения языка, культуры и общества. Бюллетень
предназначен для ученых-языковедов всех специальностей. Он может
представлять интерес для преподавателей, аспирантов, всех тех, кто интересуется
проблемами лингвистики.
УДК 410 (047)
ББК Ш 100
НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ
ЛИНГВИСТИКА
Том 9
ЛР № _____________ от _____
Подписано в печать 15.03.2003. Формат 60х84/16.
Бумага для множительных аппаратов. Печать на ризографе.
Усл. печ. л. 12,0. Тираж 100 экз. Заказ ____.
Оригинал макет отпечатан в отделе множительной техники
Уральского государственного педагогического университета
620219 Екатеринбург, ГСП – 135, пр. Космонавтов, 26
E-mail: uspu@dialup.uk.ru
ISBN ___________
2
© Лингвистика, 2003
Стр.2
Содержание
Раздел 1. Когнитивная лингвистика
Каслова А.А.
Колотнина Е.В.
Майорова Э.В.
Миронова И.К.
Осинцева Т.Н.
Чудинов А.П.
Шустрова Е.В.
Концептуальная метафора «Выборы
президента – это театр» в российском
политическом дискурсе………………..5
Развертывание концептуальной метафоры
в английском экономическом
тексте…………………………………..17
Структурно-когнитивный анализ рекламного
текста…….…………………..27
Структура концептосферы «Еда» в русском
языке……………………………..33
Категория «событие» в когнитивной
лингвистике……………………...……40
Методика сопоставительного исследования
метафорических моделей…….47
Метафора в афро-американском варианте
английского языка (опыт типологического
исследования)……………..57
Раздел 2. Коммуникативная лингвистика
Горина Е.В.
Лазарева Э.А.
Олешков М.Ю.
Раздел 3. Лингвокультурология
Авдеева Г.А.
3
Экспериментальное выявление воздействующей
силы газеты……………....62
Рекламный дискурс: стратегии и тактики……………………………………82
Метафора
в речи учителя………..…121
Взаимодействие различных фигур повтора
в поэтическом тексте………....131
Стр.3
Елина Е.А.
Корнеева Ю.Б.
Снигирев А.В.
Шабаева М.А.
Влияние непластических элементов на
вербальное толкование картины……138
Текстовые функции символа тени в художественном
произведении……….145
Канон. Литературность. Интертекст (к
проблеме динамики языкового диалогизма)………………………………...154
Лингвостилистическая
аспектуализация
философского концепта «О противоположностях»
в произведении Ф. Ницше
«Так говорил Заратустра»……...…...172
Хроника. О работе Диссертационного совета Д 212.283.02 в
УрГПУ………………………………………………………….184
Хроника. О работе Диссертационного совета К 212.283.05 в
УрГПУ………………………………………………………….188
Сведения об авторах………………………………...…………191
4
Стр.4