Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635151)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Социология трудовой активности личности (опыт теоретико-прикладного исследования). (290,00 руб.)

0   0
Первый авторНастявин И. М.
ИздательствоКГТУ
Страниц204
ID261005
АннотацияВ основу работы положены данные теоретико-прикладного социологического исследования трудовой активности учителя. В соответствии с требованиями, которые предъявляются к таким исследованиям, вначале работы раскрывается социальная значимость, общественная и государственная оценка труда учителя в современной России и за рубежом. Определяются теоретико-методологические и методические основы проведения социологического исследования его трудовой активности. Затем, определяется структура, содержание и особенности мотивационного механизма учителя к активному труду. Выявляется роль потребностей, интересов, ценностей и ценностных ориентаций, убеждений, установок, стереотипов поведения, принципов и идеалов, напряжения и воли, а так же социальных норм, трудовой морали и общественного мнения в формировании этого механизма. Значение трудового потенциала и возрастных особенностей личности в формировании направленности этой активности. Значительное место в работе уделяется выявлению наиболее эффективных форм, средств и методов управления трудовой активностью. Управленческому воздействию руководителя на формирование и стимулирование у работника этой активности. Структура и содержание работы могут быть использованы в качестве теоретической и методической основы для проведения теоретико-прикладного исследования трудовой активности личности в других сферах человеческой жизнедеятельности. Имеющиеся в работе выводы и рекомендации могут представлять практический интерес для работников сферы управления образованием: администрации, директоров общеобразовательных школ, для всех, кто призван помочь учителю совершенствоваться в его нелегком, но благородном труде.
ISBN978-7882-0451-2-0
УДК316.37.334.5
Настявин, И. М. Социология трудовой активности личности (опыт теоретико-прикладного исследования). / И. М. Настявин .— Казань : КГТУ, 2007 .— 204 с. — ISBN 978-7882-0451-2-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/261005 (дата обращения: 07.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

И.М. Настявин Социология трудовой активности личности (опыт теоретико-прикладного исследования) И.М. Настявин Социология трудовой активности личности (опыт теоретико-прикладного исследования) Казань – 2007 На обложке, картина: «Радость общения», авт. <...> Затем, определяется структура, содержание и особенности мотивационного механизма учителя к активному труду. <...> 141 1.3 Формы, средства и методы управленческого воздействия и их классификация…………………………144 2. <...> Труд учителя был и остается одним из важнейших определяющих факторов будущего нашего общества. <...> Во-вторых, раскрыть содержание понятия «трудовая активность» в целом и «трудовая активность учителя», в частности. <...> Рассматриваются вопросы теоретикометодологического и методического характера, касающиеся выяснения содержания и структуры основного понятия - «трудовая активность учителя» и возможные способы ее измерения. <...> Неудовлетворенность общественным признанием педагогической профессии, побуждает многих учителей искать смысл своей жизни в непрофессиональной сфере. <...> Учащиеся признают высокую социальную значимость учительского труда. <...> Если рассматривать степень привлекательности профессии, т.е. те возможности, которые она предоставляет, то и здесь учительская профессия явно проигрывает в сравнении со многими другими профессиями. <...> Учитель на селе не только более узнаваем, но и пользуется большим, чем учитель города, авторитетом среди населения. <...> Такой «социальный заказ» формировал и соответствующий социальный тип активного учителя. <...> В труде учителя, как воспитателя, всегда содержится гуманистическое общечеловеческое начало. <...> Тем не менее, общество, государство все в большей мере связывают деятельность учителя с творческой самостоятельностью, поиском, высоким профессионализмом в сфере учебно-воспитательной деятельности. <...> Открытие коммерческих классов, появление негосударственных средств (вследствие чего появились возможности их внеправовых <...>
Социология_трудовой_активности_личности_(опыт_теоретико-прикладного_исследования)..pdf
И.М. Настявин Социология трудовой активности личности (опыт теоретико-прикладного исследования)
Стр.1
И.М. Настявин Социология трудовой активности личности (опыт теоретико-прикладного исследования) Казань – 2007 На обложке, картина: «Радость общения», авт. Настявин И.М. УДК 316.37.334.5 ББК Настявин И.М. Социология трудовой активности личности (опыт теоретико-прикладного исследования). – Казань, 2007. – 204 с. В основу работы положены данные теоретико-прикладного социологического исследования трудовой активности учителя. В соответствии с требованиями, которые предъявляются к таким исследованиям, вначале работы раскрывается социальная значимость, общественная и государственная оценка труда учителя в современной России и за рубежом. Определяются теоретико-методологические и методические основы проведения социологического исследования его трудовой активности. Затем, определяется структура, содержание и особенности мотивационного механизма учителя к активному труду. Выявляется роль потребностей, интересов, ценностей и ценностных ориентаций, убеждений, установок, стереотипов поведения, принципов и идеалов, напряжения и воли, а так же социальных норм, трудовой морали и общественного мнения в формировании этого механизма. Значение трудового потенциала и возрастных особенностей личности в формировании направленности этой активности. Значительное место в работе уделяется выявлению наиболее эффективных форм, средств и методов управления трудовой активностью. Управленческому воздействию руководителя на формирование и стимулирование у работника этой активности. Структура и содержание работы могут быть использованы в качестве теоретической и методической основы для проведения теоретико-прикладного исследования трудовой активности личности в других сферах человеческой жизнедеятельности. Имеющиеся в работе выводы и рекомендации могут представлять практический интерес для работников сферы управления образованием: администрации, директоров общеобразовательных школ, для всех, кто призван помочь учителю совершенствоваться в его нелегком, но благородном труде. Данную работу можно использовать, как учебное пособие по изучению и исследованию поведения человека в сфере труда, управления его трудовой деятельностью. 2
Стр.2
Оглавление Введение……………………………………………………………………………………………………………4 Глава I. Теоретико-методологические и методические основы социологического исследования 1. Школа и учитель в современных условиях…………………………………………………………………6 1.1 Изменение социальной роли и статуса школы в новых социальных условиях……………………………..6 1.2 Престиж профессии………………………………………………………………………………………….8 1.3 Социальные представления о профессии и личности учителя……………………………………………..10 1.4 Материальное положение (заработная плата) ……….………………………………………..…………….10 1.5 Социально-демографическая характеристика ……………….……………………………………………...12 1.6 Семейное положение, досуг………………………………………………………………………………….13 1.7 Социально-профессиональная мобильность………………………………………………………………...14 2. Трудовая активность: понятие, уровни, виды и формы существования………………………………15 2.1 Понятие, виды и формы существования……………………………………………………………………...15 2.2 Уровни трудовой активности и способы их измерения……………………………………………………...20 3. Выборка и основные методы сбора информации об объекте исследования…………………………....24 3.1 Выборка на основе составления социальной карты………………………………………………………….24 3.2 Инструментарий исследования……………………………………………………………………………….27 Глава II. Факторы трудовой активности 1. Мотивационный механизм……………………………………………………………………………………28 1.1 Теории мотивации…………………………………………………………………………………………….28 1.2 Понятие мотива и мотивации………………………………………………………………………………...34 1.3 Мотивация и стимулы………………………………………………………………………………………...47 1.4 Потребности и интересы……………………………………………………………………………………...51 1.5 Удовлетворение потребностей и интересов………………………………………………………………….61 1.6 Ценности и ценностные ориентации ………………………………………………………………………...80 1.7 Убеждения, принципы и идеалы …………………………………………………………………………….86 1.8 Мотивационное ядро и его структура ……………………………………………………………………….91 1.9 Социальные нормы, трудовая мораль и общественное мнение…………………………………………….94 1.10 Установка, стереотипы поведения, напряжение и воля…………………………………………………….98 2. Трудовой потенциал…………………………………………………………………………………………..102 2.1 Понятие трудового потенциала учителя, его структура и содержание……………………………………..102 2.2 Квалификационный потенциал……………………………………………………………………………....103 2.3 Психофизиологический потенциал………………………………………………………………………….107 2.4 Личностный потенциал……………………………………………………………………………………....108 3. Возраст и его особенности……………………………………………………………………………………109 3.1 Начало профессиональной деятельности …………………………………………………………………....110 3.2 Этап профессиональной зрелости……………………………………………………………………………119 3.3 Этап завершения профессиональной деятельности ………………………………………………………....123 3.4 Стабилизация и кризисы в развитии трудовой активности …………………………………………………131 Глава III. Управление трудовой активностью 1. Основы управления…………………………………………………………………………………………..140 1.1 Управленческое воздействие………………………………………………………………………………….140 1.2 Стиль руководства и управления и его классификация ……………………………………………………..141 1.3 Формы, средства и методы управленческого воздействия и их классификация…………………………144 2. Основные направления стимулирующей деятельности администрации, руководства……………..151 2.1 Выбор наиболее эффективных форм, средств, методов стимулирующего воздействия………………….151 2.2 Деятельность по оптимизации непосредственных условий труда……………………………………161 2.3 Использование системы материального и нематериального поощрения…………………………….168 2.4 Помощь в преодолении трудностей……………………………………………………………………….171 3. Основные направления государственной политики……………………………………………………..177 3.1 Улучшение общих условий труда……………………………………………………………………….177 3.2 Повышение квалификации. Аттестация………………………………………………………………...180 3.3 Подбор и подготовка руководителей………………………………………………………………………182 Заключение (основные выводы и рекомендации)……………………………………………………………….185 Литература…………………………………………………………………………………………………………190 Приложение 1 Характерные черты личности учителя в зависимости от уровня его трудовой активности..195 Приложение 2 Образец анкеты и специального шифровального листа………………………………………..196 3
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ