УДК 347.746.7:339.178
ББК 67.404[65.428]
Н63
Николюкин, С. В.
Н63
Посреднические договоры / С. В. Николюкин. — М. : Юстицинформ,
2010. — 224 с. (Серия «Деловая библиотека»).
ISBN 978-5-7205-1016-9.
Настоящее издание представляет собой первое комплексное исследование
торгово-посреднических сделок, связанных с внешнеторговой
куплей-продажей и выполняемых по поручению продавца не зависимым
от него посредником на основе отдельного поручения либо заключенного
соглашения.
Торговое посредничество в условиях рыночной экономики, считаясь
самостоятельным видом предпринимательства, приобретает одно из
приоритетных значений как механизм, способствующий развитию торгово-хозяйственных
связей. Это связано с тем, что производители, освоив
один рынок, стремятся продвигать свою продукцию на иные рынки.
Однако продвижение товаров на новые рынки зачастую невозможно
без привлечения посредников, которые достаточно хорошо знают свой
внутренний рынок и условия торговли.
В работе рассмотрены различные виды торгово-посреднических
соглашений: торговое агентирование, договор комиссии, консигнационные
соглашения, дистрибьюторский договор, коммерческое поручение,
случайное посредничество, посредничество при заключении
договоров через Интернет.
Благодаря множеству примеров из арбитражной практики МКАС при
ТПП РФ, их анализу, подробным комментариям настоящее издание
может быть рекомендовано в качестве практического пособия для российских
и иностранных предпринимателей.
Книга предназначена для практикующих юристов, предпринимателей,
занимающихся внешнеторговой деятельностью, а также для научных
работников, преподавателей, аспирантов и студентов экономических
и юридических специальностей.
УДК 347.746.7:339.178
ББК 67.404[65.428]
Предисловие
Коммерческий оборот по своей природе предполагает совершение
различных взаимосвязанных операций, обслуживающих международный
обмен материальными ценностями и услугами. В целях совершения
такого обмена необходимо найти покупателя, заключить с ним контракт,
в котором оговариваются все условия, и исполнить контракт.
При осуществлении торговой деятельности часто возникает необходимость
обращения к лицам, которые представляют интересы
предпринимателей в отношениях с третьими лицами. Такое содействие
особенно актуально в случае продвижения товаров, услуг на
территории иностранных государств. Речь идет о торгово-посредническом
предпринимательстве или торговом посредничестве.
Данный вид деятельности направлен, во-первых, на обеспечение
первоначальных контактов между заинтересованными предпринимателями;
во-вторых, на оказание содействия в заключении
сделок; в-третьих, на получение посреднического процента от суммы
заключенных контрактов.
Активное развитие торгового посредничества обусловлено рядом
факторов. Прежде всего привлечение посредников расширяет зоны
торговой деятельности коммерсантов, позволяет им проникать на
такие рынки, где они самостоятельно не могут рассчитывать на успех
в силу неизвестности особенностей торговли в нем.
Кроме того, обращение к посредникам во внешней торговле обусловлено
многими причинами и может обеспечивать ряд преимуществ:
1) посреднические фирмы, специализируясь на определенном
наборе товаров и услуг, могут быстрее, чем сами поставщики, найти
фирмы, заинтересованные в приобретении данной продукции, обеспечив
тем самым ускорение оборачиваемости капитала;
2) фирма-экспортер не вкладывает каких-либо значительных
средств в организацию сбытовой сети на территории страны-импортера,
поскольку посреднические фирмы обычно имеют собственную
материально-техническую базу — складские помещения,
демонстрационные залы, ремонтные мастерские, а иногда и свои
розничные магазины;
ISBN 978-5-7205-1016-9
© ЗАО «Юридический Дом «Юстицинформ», 2010
3) капитал посреднических фирм используется для финансирования
сделок на основе как краткосрочного, так и среднесрочного
кредитования;
3
Стр.2
Оглавление
Глава 11
СЛУЧАЙНОЕ ПОСРЕДНИЧЕСТВО В МЕЖДУНАРОДНОЙ
ТОРГОВЛЕ .....................................................................................172
Глава 12
ПОСРЕДНИЧЕСТВО ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ДОГОВОРОВ
ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ .......................................................................176
Глава 13
БИРЖЕВАЯ ТОРГОВЛЯ
Понятие биржевой торговли .........................................................183
Что же такое биржа? .......................................................................183
Глава 14
СПОРЫ ПО ПОСРЕДНИЧЕСКИМ СДЕЛКАМ
В МЕЖДУНАРОДНОМ КОММЕРЧЕСКОМ
АРБИТРАЖЕ ..................................................................................192
Литература ......................................................................................216
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮСТИЦИНФОРМ»
(юридическая, экономическая и другая деловая литература;
журналы «Право и экономика»,
«Вестник Арбитражного суда города Москвы»)
Главный редактор
В.А. Вайпан
Генеральный директор
В.В. Прошин
Компьютерная верстка
Н.А. Кромпляс
Подписано в печать 21.12.2009. Бумага офсетная.
Формат 60х90/16. Гарнитура «Ньютон». Печать офсетная. Печ.л. 14.
Тираж 500 экз. Заказ №
C полным ассортиментом продукции Юстицинформ
вы можете ознакомиться на сайте издательства в разделе «Прайслист»
http://www.jusinf.ru
ЗАО «Юридический Дом «Юстицинформ»
111024, г. Москва, ул. Энтузиастов 2-я, д. 5.
Тел.: (495) 232-12-42
Email: pravoecon@jusinf.ru;
info@jusinf.ru (по вопросам маркетинга и приобретения книг)
WWW: http://www.jusinf.ru
Отпечатано в ООО «Формула печати»
г. Москва, 121170, ул. Поклонная, д. 15
www.print-formula.ru
ПОСРЕДНИЧЕСКИЕ
ДОГОВОРЫ
Николюкин Станислав Вячеславович
222
Стр.112