Озерова ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ: ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ И ТРАДИЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ* В статье обоснована актуальность использования понятия «образовательная стратегия» для изучения поведений социальных групп в сфере образования. <...> На основании анализа общих свойств стратегического поведения дано авторское определение данного термина. <...> Представлен обзор имеющихся традиций изучения образовательных стратегий. <...> Показана специфика детерминации образовательных стратегий социальными факторами и условиями образовательной среды. <...> Ключевые слова: стратегии поведения, образовательные стратегии, неравенство в образовании, стартовые возможности, образовательная среда. <...> В ситуации масштабной модернизации российской системы образования исследователи испытывают потребность в выработке подходов к изучению поведения ключевых участников образовательного процесса обучающихся. <...> Данная статья посвящена анализу подходов к определению понятия «образовательная стратегия» и описанию специфики различных традиций их изучения. <...> Повышение интереса исследователей к изучению поведения социальных групп и отдельных индивидов с позиции стратегического подхода обусловлено, с одной стороны, развитием социологической теории: произошло расширение сферы применения категории «стратегия», которая ранее употреблялась исключительно для анализа военно-политической сферы, области организационного управления и бизнес-процессов [6]. <...> В настоящее время исследователи ведут речь о стратегиях поведения, стратегиях личности и необходимости «
определить, при каких условиях человек превращается в подлинного актора, способного к реализации собственных стратегий» [10, 10]. <...> ЗАБОРОВА Елена Николаевна доктор социологических наук, профессор кафедры социологии и социальных технологий управления Института государственного управления и предпринимательства Уральского федерального университета (е-mail: ezaborova@yandex.ru <...>