Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Материалы студенческой конференции "Вера и наука: от конфронтации к диалогу"

Материалы студенческой конференции "Вера и наука: от конфронтации к диалогу" Материалы студенческой конференции "Вера и наука: от конфронтации к диалогу" - 2011 год. 2011 (449,00 руб.)

0   0
Авторы
Страниц129
ID258909
АннотацияВ сборник включены работы студентов светских и духовных учебных заведений, посвященные проблемам исследования Священного Писания Ветхого и Нового Завета, патрологии и истории Церкви, религиозной философии, науки и религии, всеобщей истории и истории России. Структура сборника повторяет логику конференции и включает следующие разделы: библейско-богословские исследования, религиозные аспекты современных гуманитарных исследований, церковно-исторические исследования. Материалы сборника адресованы, в первую очередь, широкому кругу студентов, занимающихся вопросами религиоведения, библеистики и богословия, а также всем тем, кто интересуется данной проблематикой.
Материалы студенческой конференции "Вера и наука: от конфронтации к диалогу" .— : Смоленская православная духовная семинария .— 2011 .— Материалы студенческой конференции "Вера и наука: от конфронтации к диалогу" - 2011 год. — 129 с. — URL: https://rucont.ru/efd/258909 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Русская Православная Церковь Смоленская православная духовная семинария Вера и наука: от конфронтации к диалогу IV студенческая конференция 5 - 6 апреля 2011 г. Смоленск 2011 Печатается по решению Ученого совета Смоленской православной духовной семинарии Рецензенты. <...> Структура сборника повторяет логику конференции и включает следующие разделы: библейско-богословские исследования, религиозные аспекты современных гуманитарных исследований, церковно-исторические исследования. <...> БИБЛЕЙСКО-БОГОСЛОВСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Веселов Е., студент 3 курса Московской духовной академии Учение о молитве в евангельских притчах Не помолимся фарисейски, братие, ибо возносяй себе смирится; смирим себе пред Богом, мытарски пощением зовуще: очисти ны, Боже, грешныя1. <...> Феофилакт под именем друга, к которому пришли, понимает Бога, Который всех любит и всем хочет спастись, тогда как свт. <...> Усиленность молитвы в трудных жизненных обстоятельствах еще более подчеркивается при обращении к греческому тексту притчи о неправедном судии. <...> Известно изречение аввы Евагрия: «Богослов тот, кто чисто молится, и кто чисто молится, тот богослов». <...> Ерощенко Р., студент 2 курса Смоленской Православной духовной семинарии Способы и средства передвижения во времена апостола Павла Тема моего исследования связана с изучением апостольской миссии в Малой Азии, в частности с описанием первого путешествия Апостола Павла по материалам историкоархеологических исследований. <...> По имеющимся в апокрифических деяниях сведениям мы можем предположить, что они были грязны и опасны. <...> Апокрифические деяния Филипа сообщают нам, что в порту Кессарии он видел судно, направляющееся в Карфаген, которое ждало «в течение двадцати дней» благоприятного бриза. <...> Беляков Д. , студент 3 курса Смоленской Православной духовной семинарии Книга Откровения Иоанна Богослова в Древней Церкви. <...> История принятия в канон книг Нового Завета Книга Откровения Иоанна Богослова, во все <...>
Материалы_студенческой_конференции_Вера_и_наука_от_конфронтации_к_диалогу_Материалы_студенческой_конференции_Вера_и_наука_от_конфронтации_к_диалогу_-_2011_год._2011.pdf
Стр.1
Русская Православная Церковь Смоленская православная духовная семинария Вера и наука: от конфронтации к диалогу IV студенческая конференция 5 - 6 апреля 2011 г. Смоленск 2011
Стр.2
Печатается по решению Ученого совета Смоленской православной духовной семинарии Рецензенты. Ильина А.М., кандидат педагогических наук (ответственный редактор); Урбанович Л.Н., кандидат педагогических наук. Вера и наука: от конфронтации к диалогу: материалы IV студенческой конференции 5 - 6 апреля 2011 г. - Смоленск. Смоленская православная духовная семинария, 2011. - 128 с. В сборник включены работы студентов светских и духовных учебных заведений, посвященные проблемам исследования Священного Писания Ветхого и Нового Завета, патрологии и истории Церкви, религиозной философии, науки и религии, всеобщей истории и истории России. Структура сборника повторяет логику конференции и включает следующие разделы: библейско-богословские исследования, религиозные аспекты современных гуманитарных исследований, церковно-исторические исследования. Материалы сборника адресованы, в первую очередь, широкому кругу студентов, занимающихся вопросами религиоведения, библеистики и богословия, а также всем тем, кто интересуется данной проблематикой.
Стр.3
БИБЛЕЙСКО-БОГОСЛОВСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Веселов Е., студент 3 курса Московской духовной академии Учение о молитве в евангельских притчах Не помолимся фарисейски, братие, ибо возносяй себе смирится; смирим себе пред Богом, мытарски пощением зовуще: очисти ны, Боже, грешныя1. Учение о молитве в Евангелии занимает исключительно важное место. Мы встречаем упоминания о ней в средоточии этического учения Спасителя - в Нагорной проповеди, а также в течение всего общественного служения. Господь наш Иисус Христос и Сам многократно давал пример молитвы, оставил нам молитву Господню. Для его человеческого естества молитва была столь необходима, что Он молился ночами, после усиленных дневных трудов. Молился Он и на Тайной Вечери, и в Гефсиманском саду. Внутреннее усилие Его в молитве было столь велико, что, по словам евангелиста Луки, был пот Его, как капли крови, падающие на землю (Лк. 22:44). Поэтому о правильной молитве в Евангелии сказано немало, в том числе и в притчах. Однако в данной работе круг изучаемых притч был ограничен лишь такими, в которых учение о молитве находится в центре внимания: о мытаре и фарисее (Лк. 18:9 - 14), о неправедном судии (Лк. 18:1 - 8) и о человеке, просящем хлеба в полночь у своего друга (Лк. 11:5 - 8). Поясним критерии определения предмета исследования. Само учение о молитве было изложено Господом как общепонятным языком, так и иносказательно. Скажем, повеление молясь не говорить лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны (Мф. 6:7), вполне понятно. Но здесь же сказано и следующее: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:6). Последние слова породили обширную традицию монашеского толкования внутренней молитвы. Например, свт. Игнатий (Брянчанинов) раскрывает их таким образом: «Затвори двери кельи твоей от людей, приходящих для пустословия, для похищения у тебя молитвы; затвори двери ума от посторонних помышлений, которые предстанут, чтобы отвлечь тебя от молитвы; затвори двери сердца от ощущений греховных, которые покусятся смутить и осквернить тебя, и помолись» . Очевидно, здесь наблюдается некая приточность речи Господа, хотя непосредственно нельзя сказать, что была сказана притча. Поэтому следует определиться с предметом исследования. По определению толковых словарей, притча - это «краткий иносказательный поучительный рассказ»3, «рассказ, в иносказательной форме содержащий нравоучение»4. Впрочем, в Большой советской энциклопедии утверждается, что притча допускает отсутствие развитого сюжетного движения и может редуцироваться до простого сравнения, сохраняющего, однако, особую символическую наполнен1 Стихира первая на «Господи, воззвах» в Неделю мытаря и фарисея. 2 Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о келейном молитвенном правиле // Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. М., 2006. Т. 2. Аскетические опыты. С. 159. 3 Притча [Электронный ресурс] // Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой. URL: http://www.mirslovozhegova.ru/show_termin/72147. 4 Притча [Электронный ресурс] // http://www.mirslovushakova.ru/show_termin/103796. Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова. URL:
Стр.4
ность5. Но при таком подходе теряется повествовательность притчи. Пожалуй, оптимальное определение притчи дает «Википедия»: «Небольшое повествовательное произведение назидательного характера, содержащее религиозное или моральное поучение в иносказательной (аллегорической) форме»6. Равным образом не вполне понятно, что такое молитва. Свт. Игнатий (Брян-у чанинов) определяет ее так: «Молитва - обращение падшего и кающегося человека к Богу» . Однако эти слова нужно отнести не ко всякой молитве, но к молитве правильной. Притча о мытаре и фарисее ясно показывает нам образ неправильной молитвы фарисея. Фарисей был человеком падшим, как и все мы, но явно не кающимся. Судя по всему, молитвой можно считать всякое обращение человека к Богу. Писание доносит до нас образы молитвы не только внешней, устной, но и внутренней. Именно так молилась св. Анна, мать прор. Самуила (1 Цар. 1:13), и св. пророк Моисей перед Чермным морем (Исх. 14:15). В некотором смысле молитвой можно считать слова ненавидевших господина граждан в притче о десяти минах, которые даже отправили вслед за ним посольство, сказав: «Не хотим, чтобы он царствовал над нами» (Лк. 19:14). Однако это, конечно, отрицательный пример взаимоотношений человека с Богом. Поэтому круг изучаемых притч был ограничен лишь такими, в которых учение о молитве находится в центре внимания. Еще раз повторим: это притчи о мытаре и фарисее (Лк. 18:9 - 14), о неправедном судии (Лк. 18:1 - 8) и о человеке, просящем хлеба в полночь у своего друга (Лк. 11:5 - 8). Итак, что представляет молитва с внешней стороны? Молитва как беседа человека с Богом является своеобразной разновидностью коммуникации. При описании последовательности (структуры) ее формального изучения можно применить сведения по теории коммуникации. Так, модель коммуникативного процесса Лассуэлла включает пять элементов: 1) кто? (передает сообщение) - коммуникатор; 2) что? (передается) - сообщение (текст); 3) как? (осуществляется передача) - канал; 4) кому? (направлено сообщение) - аудитория; 5) с каким эффектом? - эффективность . Поэтому при исследовании этих притч последовательно обратим внимание на лица (кто и Кому), внешние обстоятельства, внутреннее расположение молящихся (как), а также на свойства и предмет самой молитвы (что). Завершим же мы рассмотрением приточного описания плода от молитвы (эффективность). Итак, лица. Мытарь, фарисей, вдова и некий друг. Это люди разного общественного положения, разного пола. Никто из них не назван по имени: это неважно для молитвы. С точки зрения ветхозаветной нравственности, не всех их можно назвать безупречными. Даже напротив, мытарь предстает перед нами как явный грешник, несомненно, часто обличаемый за это от иудеев и презираемый ими. В то же время безупречный по закону фарисей порицается. Следовательно, не в делах закона нужно искать основание молитвы. По словам ап. Павла, «Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона» (Рим. 31 - 32). В числе лиц нельзя не назвать и адресата молитвы. Это вопрос не такой очевидный, как может показаться на первый взгляд. Так, в притче о друге, пришедшем в полночь, блаж. Феофилакт под именем друга, к которому пришли, понимает Бога, Который всех любит и всем хочет спастись, тогда как свт. Амвросий конкретизирует: это Сын Божий9. 5 Притча [Электронный ресурс] // Большая Советская Энциклопедия. URL: http://dic.academю.ra/dic.nsl7bse/123924/Притча. 6 Притча [Электронный ресурс] // URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Притча. 7 Игнатий (Брянчанинов), свт. О молитве // Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. М., 2006. Т. 1. Аскетические опыты. С. 128. 8 Структура общения [Электронный ресурс] // URL: http://azps.ru/articles/soc/soc101 .html (Дата обращения: 27.02.2010). 9 Сильвестр (Лебединский), еп. Приточник Евангельский. СПб.: 1894. С. 159.
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ Библейско-богословские исследования Веселов Е. (Московская духовная академия). Учение о молитве в евангельских притчах. 3 Ерощенко Р. (Смоленская православная духовная семинария). Способы и средства передвижения во времена ап. Павла. (научн. рук. - кандидат богословия, прот. Георгий Урбанович). 11 Беляков Д. (Смоленская православная духовная семинария). Книга Откровения в Древней Церкви. История принятия в канон Книг Нового Завета. (научн. рук. - кандидат богословия, прот. Георгий Урбанович) 16 Волков А. (Санкт-Петербургская духовная академия). Исторический фон малоазийской миссии ап. Иоанна Богослова. (научн. рук. - кандидат богословия, прот. Димитрий Юревич). 22 Давыдов Д. (Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет). Взаимодействие теологии и гуманитарных наук на примере библейской археологии 26 Жернаков С. (Костромская духовная семинария). Апокастасис: историко - богословское развитие. (научн. рук. - кандидат богословия Г.В. Андрианов) 34 Пиганов Д. (Смоленская православная духовная семинария). Учение о Евхаристии в творениях Св. Отцов и учителей Восточной Церкви (1У-У1П в.). (научн. рук. - игумен Тарасий Ланге) Ясонов А. (Свято-Филаретовский православно-христианский институт. Возникновение и развитие учения о Евхаристии как о жертве 37 43 Терещенко Э. (Костромская духовная семинария). Ипостась. История термина. (научн. рук. - кандидат богословия Г.В. Андрианов) Цыкин А. (Смоленская православная духовная семинария). Сотериологические споры в русском богословии XIX - XX вв. (научн. рук. - игумен Тарасий Ланге) 49 52 Религиозные аспекты современных гуманитарных исследований Алимесов Н. (Смоленская православная духовная семинария). К вопросу о религиозном воспитании детей: актуальность, задачи и проблемы. (научн. рук. - кандидат педагогических наук Л.Н. Урбанович) 58 Габриелян В. (Смоленская православная духовная семинария). Православное семейное воспитание как основа формирования православного мировоззрения у детей. (научн. рук. - кандидат педагогических наук Л.Н. Урбанович) 62 Лисовский А. (Смоленская православная духовная семинария). Христианский университет Константинополя V - X веков и Афинская академия: сравнительный анализ. (научн. рук. - кандидат богословия О.Г. Ребизов) 66 Козин С. (Саратовская духовная семинария). Место науки в духовной жизни христианина по творениям святителя Феофана Затворника 71 Крысько Н. (Белорусский государственный университет). Возможности христианской педагогики как науки в духовно-нравственном воспитании современных школьников. 77 Лунёв А. (Коломенская духовная семинария). Трансгуманизм как следствие неверия в XXI в. 79 Церковно-исторические исследования Ситало А. (Коломенская духовная семинария). Евагрий Понтийский. Возможно ли православное прочтение? 84 Бельский В. (Смоленская православная духовная семинария). Донатизим и тринитарные споры на Западе в IV в. (научн. рук. - доктор исторических наук проф. М.М. Казаков) 90
Стр.127
Собачинский М. (Смоленская православная духовная семинария). Особенности распространения монашества на Синайском полуострове в IV - VI веках. (научн. рук. - кандидат богословия О.Г. Ребизов) 96 Васюков И. (Смоленская православная духовная семинария). Некоторые аспекты изучения собора Смоленских святых. (научн. рук. - доктор исторических наук А. Ф. Гавриленков) 99 Калинин Е. (Военная Академии ВПВО ВС РФ). Новомученики - исповедники Российские. Подвиг Евгения Родионова. (научн. рук. - прот. Владимир Дмитриев) 103 Колесов А. (Санкт-Петербургская духовная академия). Об автокефалии в Болгарской Церкви и предпосылках греко-болгарского конфликта по неизданным источникам XIX века 107 Сафронова А. (Свято-Филаретовский православно-христианский институт). Устроение Богослужения в Крестовоздвиженском трудовом братстве Н.Н.Неплюева 112 Корнеев Д. (Военная Академии ВПВО ВС РФ). Место и роль Церкви в российской армии. 117 Беда А. (Военная Академии ВПВО ВС РФ). Духовно-нравственное воспитание военнослужащих. Наследие прошлого и настоящего. (научн. рук. - прот. Владимир Дмитриев) 121
Стр.128