Русская Православная Церковь
Смоленская православная духовная семинария
Вера и наука: от конфронтации к диалогу
IV студенческая конференция
5 - 6 апреля 2011 г.
Смоленск
2011
Стр.2
Печатается по решению
Ученого совета Смоленской
православной духовной семинарии
Рецензенты.
Ильина А.М., кандидат педагогических наук (ответственный редактор);
Урбанович Л.Н., кандидат педагогических наук.
Вера и наука: от конфронтации к диалогу: материалы IV студенческой
конференции 5 - 6 апреля 2011 г. - Смоленск. Смоленская православная духовная
семинария, 2011. - 128 с.
В сборник включены работы студентов светских и духовных учебных заведений,
посвященные проблемам исследования Священного Писания Ветхого и
Нового Завета, патрологии и истории Церкви, религиозной философии, науки и
религии, всеобщей истории и истории России.
Структура сборника повторяет логику конференции и включает следующие
разделы: библейско-богословские исследования, религиозные аспекты современных
гуманитарных исследований, церковно-исторические исследования.
Материалы сборника адресованы, в первую очередь, широкому кругу студентов,
занимающихся вопросами религиоведения, библеистики и богословия, а
также всем тем, кто интересуется данной проблематикой.
Стр.3
БИБЛЕЙСКО-БОГОСЛОВСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Веселов Е.,
студент 3 курса
Московской духовной академии
Учение о молитве в евангельских притчах
Не помолимся фарисейски, братие, ибо возносяй себе смирится;
смирим себе пред Богом, мытарски пощением зовуще:
очисти ны, Боже, грешныя1.
Учение о молитве в Евангелии занимает исключительно важное место. Мы встречаем
упоминания о ней в средоточии этического учения Спасителя - в Нагорной проповеди, а также в
течение всего общественного служения. Господь наш Иисус Христос и Сам многократно давал
пример молитвы, оставил нам молитву Господню. Для его человеческого естества молитва была
столь необходима, что Он молился ночами, после усиленных дневных трудов. Молился Он и на
Тайной Вечери, и в Гефсиманском саду. Внутреннее усилие Его в молитве было столь велико,
что, по словам евангелиста Луки, был пот Его, как капли крови, падающие на землю (Лк. 22:44).
Поэтому о правильной молитве в Евангелии сказано немало, в том числе и в притчах. Однако в
данной работе круг изучаемых притч был ограничен лишь такими, в которых учение о молитве
находится в центре внимания: о мытаре и фарисее (Лк. 18:9 - 14), о неправедном судии (Лк. 18:1
- 8) и о человеке, просящем хлеба в полночь у своего друга (Лк. 11:5 - 8).
Поясним критерии определения предмета исследования. Само учение о молитве было изложено
Господом как общепонятным языком, так и иносказательно. Скажем, повеление молясь
не говорить лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны
(Мф. 6:7), вполне понятно. Но здесь же сказано и следующее: «Ты же, когда молишься, войди в
комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий
тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:6). Последние слова породили обширную традицию
монашеского толкования внутренней молитвы. Например, свт. Игнатий (Брянчанинов) раскрывает
их таким образом: «Затвори двери кельи твоей от людей, приходящих для пустословия, для
похищения у тебя молитвы; затвори двери ума от посторонних помышлений, которые предстанут,
чтобы отвлечь тебя от молитвы; затвори двери сердца от ощущений греховных, которые
покусятся смутить и осквернить тебя, и помолись» . Очевидно, здесь наблюдается некая приточность
речи Господа, хотя непосредственно нельзя сказать, что была сказана притча.
Поэтому следует определиться с предметом исследования. По определению толковых
словарей, притча - это «краткий иносказательный поучительный рассказ»3, «рассказ, в иносказательной
форме содержащий нравоучение»4. Впрочем, в Большой советской энциклопедии утверждается,
что притча допускает отсутствие развитого сюжетного движения и может редуцироваться
до простого сравнения, сохраняющего, однако, особую символическую наполнен1
Стихира первая на «Господи, воззвах» в Неделю мытаря и фарисея.
2 Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о келейном молитвенном правиле // Полное собрание творений святителя Игнатия
Брянчанинова. М., 2006. Т. 2. Аскетические опыты. С. 159.
3 Притча [Электронный ресурс] // Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой. URL:
http://www.mirslovozhegova.ru/show_termin/72147.
4
Притча
[Электронный
ресурс]
//
http://www.mirslovushakova.ru/show_termin/103796.
Толковый
словарь
русского
языка
Д.Н.
Ушакова. URL:
Стр.4
ность5. Но при таком подходе теряется повествовательность притчи. Пожалуй, оптимальное определение
притчи дает «Википедия»: «Небольшое повествовательное произведение назидательного
характера, содержащее религиозное или моральное поучение в иносказательной (аллегорической)
форме»6. Равным образом не вполне понятно, что такое молитва. Свт. Игнатий (Брян-у
чанинов) определяет ее так: «Молитва - обращение падшего и кающегося человека к Богу» .
Однако эти слова нужно отнести не ко всякой молитве, но к молитве правильной. Притча о мытаре
и фарисее ясно показывает нам образ неправильной молитвы фарисея. Фарисей был человеком
падшим, как и все мы, но явно не кающимся.
Судя по всему, молитвой можно считать всякое обращение человека к Богу. Писание доносит
до нас образы молитвы не только внешней, устной, но и внутренней. Именно так молилась
св. Анна, мать прор. Самуила (1 Цар. 1:13), и св. пророк Моисей перед Чермным морем
(Исх. 14:15). В некотором смысле молитвой можно считать слова ненавидевших господина граждан
в притче о десяти минах, которые даже отправили вслед за ним посольство, сказав: «Не
хотим, чтобы он царствовал над нами» (Лк. 19:14). Однако это, конечно, отрицательный пример
взаимоотношений человека с Богом. Поэтому круг изучаемых притч был ограничен лишь такими,
в которых учение о молитве находится в центре внимания. Еще раз повторим: это притчи о
мытаре и фарисее (Лк. 18:9 - 14), о неправедном судии (Лк. 18:1 - 8) и о человеке, просящем
хлеба в полночь у своего друга (Лк. 11:5 - 8).
Итак, что представляет молитва с внешней стороны?
Молитва как беседа человека с Богом является своеобразной разновидностью коммуникации.
При описании последовательности (структуры) ее формального изучения можно применить
сведения по теории коммуникации. Так, модель коммуникативного процесса Лассуэлла
включает пять элементов: 1) кто? (передает сообщение) - коммуникатор; 2) что? (передается) -
сообщение (текст); 3) как? (осуществляется передача) - канал; 4) кому? (направлено сообщение)
- аудитория; 5) с каким эффектом? - эффективность . Поэтому при исследовании этих притч
последовательно обратим внимание на лица (кто и Кому), внешние обстоятельства, внутреннее
расположение молящихся (как), а также на свойства и предмет самой молитвы (что). Завершим
же мы рассмотрением приточного описания плода от молитвы (эффективность).
Итак, лица. Мытарь, фарисей, вдова и некий друг. Это люди разного общественного положения,
разного пола. Никто из них не назван по имени: это неважно для молитвы. С точки
зрения ветхозаветной нравственности, не всех их можно назвать безупречными. Даже напротив,
мытарь предстает перед нами как явный грешник, несомненно, часто обличаемый за это от иудеев
и презираемый ими. В то же время безупречный по закону фарисей порицается. Следовательно,
не в делах закона нужно искать основание молитвы. По словам ап. Павла, «Израиль, искавший
закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? потому что искали не в
вере, а в делах закона» (Рим. 31 - 32).
В числе лиц нельзя не назвать и адресата молитвы. Это вопрос не такой очевидный, как
может показаться на первый взгляд. Так, в притче о друге, пришедшем в полночь, блаж. Феофилакт
под именем друга, к которому пришли, понимает Бога, Который всех любит и всем хочет
спастись, тогда как свт. Амвросий конкретизирует: это Сын Божий9.
5 Притча [Электронный ресурс] // Большая Советская Энциклопедия. URL: http://dic.academю.ra/dic.nsl7bse/123924/Притча.
6 Притча [Электронный ресурс] // URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Притча.
7 Игнатий (Брянчанинов), свт. О молитве // Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. М., 2006. Т. 1. Аскетические
опыты. С. 128.
8 Структура общения [Электронный ресурс] // URL: http://azps.ru/articles/soc/soc101 .html (Дата обращения: 27.02.2010).
9 Сильвестр (Лебединский), еп. Приточник Евангельский. СПб.: 1894. С. 159.
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
Библейско-богословские исследования
Веселов Е. (Московская духовная академия). Учение о молитве в евангельских притчах.
3
Ерощенко Р. (Смоленская православная духовная семинария). Способы и средства передвижения
во времена ап. Павла. (научн. рук. - кандидат богословия, прот. Георгий Урбанович).
11
Беляков Д. (Смоленская православная духовная семинария). Книга Откровения в Древней
Церкви. История принятия в канон Книг Нового Завета. (научн. рук. - кандидат богословия,
прот. Георгий Урбанович)
16
Волков А. (Санкт-Петербургская духовная академия). Исторический фон малоазийской миссии
ап. Иоанна Богослова. (научн. рук. - кандидат богословия, прот. Димитрий Юревич).
22
Давыдов Д. (Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет). Взаимодействие
теологии и гуманитарных наук на примере библейской археологии
26
Жернаков С. (Костромская духовная семинария). Апокастасис: историко - богословское развитие.
(научн. рук. - кандидат богословия Г.В. Андрианов)
34
Пиганов Д. (Смоленская православная духовная семинария). Учение о Евхаристии в творениях
Св. Отцов и учителей Восточной Церкви (1У-У1П в.). (научн. рук. - игумен Тарасий
Ланге)
Ясонов А. (Свято-Филаретовский православно-христианский институт. Возникновение и развитие
учения о Евхаристии как о жертве
37
43
Терещенко Э. (Костромская духовная семинария). Ипостась. История термина. (научн. рук. -
кандидат богословия Г.В. Андрианов)
Цыкин А. (Смоленская православная духовная семинария). Сотериологические споры в русском
богословии XIX - XX вв. (научн. рук. - игумен Тарасий Ланге)
49
52
Религиозные аспекты современных гуманитарных исследований
Алимесов Н. (Смоленская православная духовная семинария). К вопросу о религиозном воспитании
детей: актуальность, задачи и проблемы. (научн. рук. - кандидат педагогических
наук Л.Н. Урбанович)
58
Габриелян В. (Смоленская православная духовная семинария). Православное семейное воспитание
как основа формирования православного мировоззрения у детей. (научн. рук. -
кандидат педагогических наук Л.Н. Урбанович)
62
Лисовский А. (Смоленская православная духовная семинария). Христианский университет
Константинополя V - X веков и Афинская академия: сравнительный анализ. (научн. рук. -
кандидат богословия О.Г. Ребизов)
66
Козин С. (Саратовская духовная семинария). Место науки в духовной жизни христианина по
творениям святителя Феофана Затворника
71
Крысько Н. (Белорусский государственный университет). Возможности христианской педагогики
как науки в духовно-нравственном воспитании современных школьников.
77
Лунёв А. (Коломенская духовная семинария). Трансгуманизм как следствие неверия в XXI в.
79
Церковно-исторические исследования
Ситало А. (Коломенская духовная семинария). Евагрий Понтийский. Возможно ли православное
прочтение?
84
Бельский В. (Смоленская православная духовная семинария). Донатизим и тринитарные споры
на Западе в IV в. (научн. рук. - доктор исторических наук проф. М.М. Казаков)
90
Стр.127
Собачинский М. (Смоленская православная духовная семинария). Особенности распространения
монашества на Синайском полуострове в IV - VI веках. (научн. рук. - кандидат богословия
О.Г. Ребизов)
96
Васюков И. (Смоленская православная духовная семинария). Некоторые аспекты изучения
собора Смоленских святых. (научн. рук. - доктор исторических наук А. Ф. Гавриленков)
99
Калинин Е. (Военная Академии ВПВО ВС РФ). Новомученики - исповедники Российские.
Подвиг Евгения Родионова. (научн. рук. - прот. Владимир Дмитриев)
103
Колесов А. (Санкт-Петербургская духовная академия). Об автокефалии в Болгарской Церкви
и предпосылках греко-болгарского конфликта по неизданным источникам XIX века
107
Сафронова
А. (Свято-Филаретовский православно-христианский институт). Устроение Богослужения
в Крестовоздвиженском трудовом братстве Н.Н.Неплюева
112
Корнеев Д. (Военная Академии ВПВО ВС РФ). Место и роль Церкви в российской армии.
117
Беда А. (Военная Академии ВПВО ВС РФ). Духовно-нравственное воспитание военнослужащих.
Наследие прошлого и настоящего. (научн. рук. - прот. Владимир Дмитриев)
121
Стр.128