Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный Арктический федеральный университет имени М.В. Ломоносова» Институт социально-гуманитарных и политических наук Кафедра журналистики В. С. Варакин Система СМИ Направление подготовки 42.03.02 Журналистика Квалификация (степень): бакалавр Учебно-методическая разработка Архангельск 2014 2 Печатается по решению Ученого Совета Института социально-гуманитарных и политических наук Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Автор: В.С. Варакин, кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры журналистики САФУ имени М. В. Ломоносова Рецензент: О.В. Третьякова, доктор политических наук, доцент, зав. кафедрой журналистики САФУ имени М.В. Ломоносова Издание содержит методические рекомендации по изучению дисциплины «Система СМИ» по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика. <...> 3 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА Учебный курс «Система СМИ» предусматривает изучение студентами закономерностей формирования системы средств массовой информации, ее организации и самоорганизации. <...> Назначение настоящей дисциплины – сформировать у будущих журналистов понимание процессов дифференциации и интеграции различных компонентов медиасистемы, понимание механизмов ее регулирования. <...> При проведении семинарских занятий прорабатывается предлагаемая по курсу литература. <...> 4 Цели курса: – сформировать знания закономерностей функционирования системы средств массовой информации (ее организации и самоорганизации); – сформировать понимание смысла процессов дифференциации и интеграции различных компонентов медиасистемы, механизмов регулирования ее структуры; понимание качественных особенностей различных медийных структур, современных типологических моделей различных СМИ. <...> Для достижения поставленных целей ставятся <...>
Система_СМИ_учебно-методическая_разработка.pdf
3
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Учебный курс «Система СМИ» предусматривает изучение студентами
закономерностей формирования системы средств массовой информации, ее
организации и самоорганизации. Назначение настоящей дисциплины –
сформировать у будущих журналистов понимание процессов дифференциации
и интеграции различных компонентов медиасистемы, понимание механизмов
ее регулирования. Студенты должны знать качественные особенности
различных образований в медийной системе, типологические модели
различных средств массовой информации современной России.
Лекционный курс строится не на абстрактно-теоретической базе
научных представлений, а на их тесной взаимосвязи с современной медийной
практикой. При проведении семинарских занятий прорабатывается
предлагаемая по курсу литература. Студенты учатся применять усвоенные
теоретические знания при анализе деятельности разных видов и типов массмедиа.
На лекциях и тем более семинарах предполагаются дискуссии по
основным темам курса, обсуждение предметно-функциональных и
организационно-методических проблем печати, радиовещания и телевидения,
онлайновых СМК, различных информационных служб и издательств –
многообразных медийных структур Российской Федерации.
Учебно-методическая разработка «Система СМИ» предназначена для
студентов первого курса, обучающихся по направлению подготовки
«Журналистика». Дисциплина изучается в первом семестре.
Объем курса – 72 часа (лекционных занятий – 20 часов, семинарских
занятий – 8 часов, самостоятельная работа – 44 часа).
Итоговая форма контроля – зачет.
Стр.3
4
Цели курса:
– сформировать знания закономерностей функционирования системы
средств массовой информации (ее организации и самоорганизации);
– сформировать понимание смысла процессов дифференциации и
интеграции различных компонентов медиасистемы, механизмов
регулирования ее структуры; понимание качественных особенностей
различных медийных структур, современных типологических моделей
различных СМИ.
Для достижения поставленных целей ставятся следующие задачи курса:
знать:
- как организована система СМИ в России и каковы направления ее
оптимизации с точки зрения общественных потребностей, современных
теоретических подходов и апробированного опыта мировой практики.
уметь:
- использовать полученные знания в коллективной редакционной
работе (разработка концепции периодического издания, теле-,
радиопрограммы, тематической и дизайнерской модели издания,
формирование медийного контента) и в индивидуальном журналистском
творчестве (при подготовке авторских материалов в соответствии со
спецификой вида, типа, формата СМИ).
владеть:
- системным подходом и основанным на нем методом типологического
анализа СМИ в профессиональных целях.
Стр.4