Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634160)
Контекстум
.

Традиционное скотоводческое хозяйство бурят восточного присаянья (190,00 руб.)

0   0
АвторыМаншеев Доржа Михайлович
ИздательствоИздательство ВСГТУ
Страниц108
ID256562
АннотацияМонография посвящена традициям скотоводческого хозяйства бурят Восточного Присаянья конца XIX – начала XX в., которые иллюстрируют хозяйственно культурную адаптацию кочевников к специфическим условиям субаридной системы. Результаты исследования сопоставлены с данными по скотоводству других групп бурят и народов Центральной Азии и Южной Сибири. На основе проведенного анализа выявляется типология скотоводства, прослеживается трансформация скотоводческих традиций, определяются причины изменения традиций у присаянских бурят в условиях постоянных контактов с монголами, русскими и сойотами. Книга рассчитана на этнографов, исследователей кочевых скотоводческих культур и краеведов.
ISBN5-89230-221-0
УДК392
ББКМ 23
Традиционное скотоводческое хозяйство бурят восточного присаянья : Монография / Д. М. Маншеев .— Улан-Удэ : Издательство ВСГТУ, 2006 .— 108 с. — ISBN 5-89230-221-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/256562 (дата обращения: 16.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ISBN 5 – 89230 – 221 – 0 Монография посвящена традициям скотоводческого хозяйства бурят Восточного Присаянья конца XIX – начала XX в., которые иллюстрируют хозяйственно культурную адаптацию кочевников к специфическим условиям субаридной системы. <...> ISBN 5 – 89230 – 221 – 0 © Д.М. Маншеев, 2006 © Изд-во ВСГТУ, 2006 Улан-Удэ Издательство ВСГТУ 2006 скотоводческих традиций, определяются причины изменения традиций у присаянских бурят в условиях постоянных контактов с монголами, русскими и сойотами. <...> Книга рассчитана на этнографов, исследователей кочевых ВВЕДЕНИЕ Присаянья конца XIX – начала XX в. иллюстрируют процесс хозяйственно-культурной специфическим адаптации кочевников условиям субаридной предлагаемой работе культура бурят Присаянья рассматривается в рамках современных реалий. <...> Бурятское население Восточного Присаянья, а именно тункинские, окинские и закаменские буряты, проживает в южной части Восточных Саян (Тункинский, Окинский и Закаменский районы Республики Бурятия – рис. <...> Этническое ядро зачастую присаянских бурят составляют хонгодоры – одно из основных племенных объединений. <...> Восточное Присаянье представляет значительный интерес для исследования, так как особенностью рассматриваемой территории является разнообразие природноклиматических условий. <...> Мы в своем исследовании выделяем две формы скотоводческого хозяйства: кочевые и оседлые, так как за основу классификации скотоводства берутся локальные особенности традиций присаянских бурят. <...> На основе хозяйственно-культурной типологии, разработанной Н.Н. Чебоксаровым и М.Г. Левиным, присаянские буряты относятся к хозяйственно-культурному типу скотоводов, вспомогательной деятельностью которых были охота и земледелие [СЭ, 1955. <...> М.М. Геденштром сообщает: “Вследствие бесплодия земель тункинские буряты ограничиваются одним скотоводством; места их изобилуют всяким зверем и мягкой рухлядью (пушниной), особенно белкой”. <...> В 1853 г. Н.И. Бакшевич совершил поездку <...>
Традиционное_скотоводческое_хозяйство_бурят_восточного_присаянья.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Восточно-сибирский государственный технологический университет УДК 392 (=512.36)(571.54) ББК М 23 Утверждено к печати редакционно-издательским советом ВСГТУ Ответственный редактор Н.А. Алексеев, доктор исторических наук Рецензенты: Д. М. Маншеев М 23 ТРАДИЦИОННОЕ СКОТОВОДЧЕСКОЕ ХОЗЯЙСТВО БУРЯТ ВОСТОЧНОГО ПРИСАЯНЬЯ (КОНЕЦ XIX – НАЧАЛО XX вв.) Н.А. Томилов, доктор исторических наук Д.Г. Коровушкин, доктор исторических наук А.А. Люцидарская кандидат исторических наук Д.М. Маншеев Традиционное скотоводческое хозяйство бурят Восточного Присаянья (конец XIX – начало XX вв.). – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2006. – 20? С. ISBN 5 – 89230 – 221 – 0 Монография посвящена традициям скотоводческого хозяйства бурят Восточного Присаянья конца XIX – начала XX в., которые иллюстрируют хозяйственно культурную адаптацию кочевников к специфическим условиям субаридной системы. Результаты исследования сопоставлены с данными по скотоводству других групп бурят и народов Центральной Азии и Южной Сибири. На основе проведенного анализа выявляется типология скотоводства, прослеживается трансформация скотоводческих культур и краеведов. ISBN 5 – 89230 – 221 – 0 © Д.М. Маншеев, 2006 © Изд-во ВСГТУ, 2006 Улан-Удэ Издательство ВСГТУ 2006 скотоводческих традиций, определяются причины изменения традиций у присаянских бурят в условиях постоянных контактов с монголами, русскими и сойотами. Книга рассчитана на этнографов, исследователей кочевых
Стр.1
ВВЕДЕНИЕ Присаянья конца XIX – начала XX в. иллюстрируют процесс хозяйственно-культурной специфическим адаптации кочевников условиям субаридной предлагаемой работе культура бурят Присаянья рассматривается в рамках современных реалий. Этнические традиции – наиболее устойчивые нормативные формы повседневной жизни этноса, которые проявляются в культуре, быту, языке, искусстве, поведении и общении, передаются от поколения к поколению и сохраняются в течение длительного времени. Основная функция этнических традиций заключается в сохранении преемственности культуры и истории этноса, в трансформации и эволюции исторического опыта этнических общностей. Этнические традиции складываются в определенных исторических эпохах в связи с социальноэкономическими и естественно-географическими условиями каждого народа. Они определяют своеобразие каждого этноса, его место в ряду других народов и после своего возникновения приобретают значительную устойчивость и сохраняются даже тогда, когда породившие их условия давно изменились, а сами этносы исчезли [Садохин, 2002. С. 147-187]. Одной из важнейших задач этнографической науки является изучение специфики традиционной культуры хозяйствования народов мира во всем многообразии ее проявлений. Предметом исследования становятся традиции различных хозяйственнокультурных типов, в том числе скотоводства. Как известно, хозяйственно-культурные типы складывались в определенных экологических условиях. Географическая среда оказывала сильное влияние жизнедеятельности общества. Многообразие проявляющееся в на естественно-природных особенностях многообразие форм основные параметры условий, рельефа, климата, гидрографического режима, почвы, растительного покрова, ландшафтной зональности и т.п. в значительной мере детерминировало материального Традиции скотоводческого хозяйствования бурят Восточного к экосистемы. В производства, хозяйственно-культурных типов, а следовательно, и способов производства [Андрианов, Марков, 1990. С. 8-15]. В условиях развития государства и роста его роли в жизни населения в России начались миграционные процессы, связанные с освоением новых территорий. Русское население страны осваивает прежде всего пространства, где возможно пашенное земледелие. В результате этого оно сталкивается с народами различной культуры. В число этих народов входят скотоводы Южной Сибири, обитающие в горных долинах на границе степей и лесов. В связи с этим большой научный интерес вызывает изучение традиционного хозяйства бурят Восточного Присаянья, занимающих экологическую нишу горных долин на границе степей и тайги, которая представляет контактную зону оседлоземледельческой культуры с кочевой культурой. Бурятское население Восточного Присаянья, а именно тункинские, окинские и закаменские буряты, проживает в южной части Восточных Саян (Тункинский, Окинский и Закаменский районы Республики Бурятия – рис. 1). Этническое ядро зачастую присаянских бурят составляют хонгодоры – одно из основных племенных объединений. Восточное Присаянье представляет значительный интерес для исследования, так как особенностью рассматриваемой территории является разнообразие природноклиматических условий. Отметка дна котловин над уровнем моря варьирует от 700 до 1400 м, что влияет на разницу температур, особенности растительного покрова, видовой состав скота в хозяйствах. Кроме того, южная часть Восточных Саян является контактной зоной бурят, монголов, русских, тувинцев, тофаларов и сойотов. Современные этнографы, изучающие этносы-номады, основываются на характеристиках кочевых хозяйств, данных Г.Е. Марковым и С.И. Вайнштейном [Вайнштейн, 1972. С. 66-73; Марков, 1979. С. 275-289]. По классификации С.И. Вайнштейна существуют четыре формы скотоводческого хозяйства: кочевые, полукочевые, полуоседлые и оседлые [Вайнштейн, 1972. С. 7374]. Мы в своем исследовании выделяем две формы скотоводческого хозяйства: кочевые и оседлые, так как за основу
Стр.2
классификации скотоводства берутся локальные особенности традиций присаянских бурят. Известный казахский этнолог Н.Э. Масанов типологизировал местообитание номадов в соответствии с принципами общепринятой экологической систематики на ареал (экосистема) кочевничества и маргинальную зону (экотон) [Масанов, 1991. С. 11]. Район проживания присаянских бурят, по данной классификации, относится к маргинальной зоне, находящейся на границе между лесом и степью. На основе хозяйственно-культурной типологии, разработанной Н.Н. Чебоксаровым и М.Г. Левиным, присаянские буряты относятся к хозяйственно-культурному типу скотоводов, вспомогательной деятельностью которых были охота и земледелие [СЭ, 1955. № 4. С. 3-17]. Первые сведения о бурятах Присаянья даны в материалах русских и иностранных путешественников XVII - первой половины XIX вв. В материалах П.С. Палласа и И.Г. Георги имеются сведения о количестве и наименовании родов, проживавших в районе Тункинского острога. М.М. Геденштром сообщает: “Вследствие бесплодия земель тункинские буряты ограничиваются одним скотоводством; места их изобилуют всяким зверем и мягкой рухлядью (пушниной), особенно белкой”. Он также информирует о широком использовании царской администрацией тункинских бурят для капитального ремонта дороги вокруг Байкала в 1811 г. [Гирченко, 1939. С. 30, 57]. В 1853 г. Н.И. Бакшевич совершил поездку в Тункинский край и собрал сведения о быте и хозяйстве русских крестьян и бурят, которые, однако, недостаточно полны и достоверны [Бакшевич, 1856. С. 1-53]. П.А. Кропоткин в 1865 г. на основе своих наблюдений, зафиксированных во время поездки по Тункинскому краю и Горной Оке, опубликовал этнографические наблюдения. В них он подробно описал историю края, дал характеристику этнического состава населения (ясачных, казаков, бурят), их быта, религиозной жизни. Особое внимание было обращено на т.н. группу "ясачных" – метисированных бурят (13 % общего количества бурят), переходивших от кочевого образа жизни к оседлому [Кропоткин, 1867, 1992]. В конце 60-х – первой половине 70-х гг. XIX в. П. Ровинский издает очерки о Тунке, где знакомит с топографией края, подробно рассказывает о крещении бурят, дает краткие сведения о сезонных перекочевках [Ровинский, 1875]. Наиболее информативные данные о закаменских бурятах конца XIX в. (расселение этнических групп, форма землепользования, хозяйство) были приведены в “Материалах комиссии Куломзина для исследования землевладения и землепользования в Забайкальской области” [1898]. Из этих материалов следует, что буряты, проживающие в восточной части Закамны, являются скотоводами-земледельцами, а в западной – скотоводами. Скотоводы-земледельцы в урожайные годы имели излишки хлеба для продажи, а скотоводы покупали хлеб. П. Полтараднев в статье “Пушной промысел в Тункинском районе”, изданной в 1926 г., досконально описал охотнические традиции тункинских бурят, дал сведения о количестве добываемой дичи, о трудностях, испытываемых охотниками. В этой статье он осветил тему бурятского скотоводческого хозяйства на материалах населенных пунктов Хойтогол и Монды Тункинского района. Впервые им были выявлены различия в содержании скота в двух селениях, обусловленные природно-географической средой. Автор указывает на отсутствие зимних пастбищ в Хойтоголе. Жители Хойтогола были вынуждены заготавливать большое количество сена на зиму. Скот мондинских бурят круглый год находился на подножном корму [Полтораднев, 1929. С. 103-104]. В своей следующей публикации – "Окинский край" за 1930 г. исследователь дает статистические сведения о количестве жилых и надворных построек (6 войлочных юрт, 920 деревянных юрт, 36 домов русского типа, 756 стаек, 459 амбаров), сенокосных и пастбищных участков (1734 га), скота окинских бурят (29 752 голов). Также имеется описание жилых и хозяйственных построек и различных пород скота у местных бурят [Полтораднев, 1930. С. 57-65]. Ценные сведения о формах кочевания и хозяйстве окинских бурят находятся в работе И. Никонова "Хозяйство Окинского хошуна" [Никонов, 1926. С. 98-102]. В зависимости от природно
Стр.3
климатических особенностей в исследовании И. Никонова Окинский хошун был разделен на два хозяйственных района, отличавшихся друг от друга количеством перекочевок за год. Так, в высокогорье проводилось до 4 и более перекочевок в год, а в низовье – 2 и только исключительные условия заставляют выгонять скот зимой в поисках корма далеко от стоянок. В исследовании Е.М. Залкинда (Хозяйство бурят-монголов в XVII-XVIII вв. Улан-Удэ, 1957) отмечается, что буряты в XVII в. занимались земледелием и сенокошением. В книге И.Е. Тугутова “Материальная культура бурят” (1958) раскрывается история жилища бурят от войлочной юрты и примитивной однокамерной избы до многокамерных рубленых домов с правильной планировкой. Большой вклад в изучение традиционного хозяйства бурят внес известный бурятский ученый И.А. Асалханов (Социальноэкономическое развитие Юго-Восточной Сибири во второй половине XIX в. – Улан-Удэ, 1963). На основе анализа скотоводческого хозяйства бурят он отмечает, что к концу XIX в., кроме Агинских, все буряты вели оседлый образ жизни. В материалах, приведенных исследователем, отсутствуют данные о хозяйстве присаянских бурят. В трудах Ю.Б. Рандалова (1967) дается характеристика дореволюционных поселений бичурских бурят, которые состояли из 8-9 дворов, назывались хотонами и имели вид маленьких деревушек. Такое расселение было характерно для тункинских и западной части закаменских бурят, которые кроме скотоводства занимались земледелием. В 1969 г. выходит в свет книга К.В. Вяткиной “Очерки культуры и быта бурят”. В этой книге дается общая характеристика хозяйства всех бурят. В работе указывается, что тункинские буряты занимались в основном скотоводством и охотой, наряду с этим у них существовало в небольших размерах земледелие. Концепция о выделении хозяйственно-культурных типов предбайкальских и забайкальских бурят, принятая К.В. Вяткиной, сегодня устарела. Различия, на наш взгляд, имеют более дробный, этнолокальный характер. Первая работа, целиком посвященная культуре закаменских бурят, была опубликована Г.Р. Галдановой в 1992 г. Исследователь прослеживает этническую связь закаменских, тункинских и окинских бурят, состоящих из хонгодорских родов – обурятившихся монголов. В частности, она дает характеристику народного календаря закаменских бурят. Монография, прежде всего, затрагивает традиционное хозяйство закаменских бурят, близкое традициям скотоводства окинских и тункинских бурят. Монография И.Б. Батуевой “Буряты на рубеже XIX – XX вв.”, изданная в 1992 г., посвящена традициям скотоводства у бурят. Автор выделяет следующие формы скотоводческих хозяйств бурят: кочевые, полукочевые, полуоседлые и оседлые. По сведениям автора, в конце XIX – начале XX вв. большинство скотоводческих хозяйств Иркутской губернии относилось к полуоседлому типу скотоводства, а у забайкальских бурят преобладало полукочевое и полуоседлое скотоводство [Батуева, 1992. С. 15-25]. Хотя в монографии содержится богатый материал по скотоводству, автор перед собой не ставит специальных задач по изучению традиционного хозяйства отдельных этнолокальных групп бурят. В 1995 г. вышли в свет рукописи бывшего монаха-ламы из Тункинского района, краеведа, научного сотрудника ГД. Нацова. Материалы Г-Д. Нацова содержат краткие сведения об истории и хозяйственной деятельности тункинских бурят, записанные в 20-30-е гг. XX в. [Нацов, 1995. С. 17-26]. ГД. Нацов пишет, что тункинские буряты в XVI в. входили в состав войск западно-монгольского хана Галдан-Бошокту и обитали на территории Кобдоского округа Монголии. После разгрома западных монголов маньчжурами и халха-монголами они покинули родные места и обосновались в местности Алтан Мундарга (Восточные Саяны). Таким образом, по данным ГД. Нацова, тункинские буряты вышли из горной зоны Монголии, схожей с природно-климатическими условиями Тунки. Автором выделены особенности традиционного хозяйства бурят, в частности содержание видов скота, дано описание бурятской мясной и молочной пищи. В исследовании Ж.А. Зимина "Этнокультурные традиции Окинского края" имеются сведения по скотоводству, материальной культуре окинских бурят и сойотов. Исследователь
Стр.4
считает, что в конце XIX – начале XX вв. окинские буряты перешли на оседлый образ жизни [Зимин, 2001]. Данные нашего исследования говорят об обратном. Большинство окинских бурят вело кочевое скотоводство вплоть до коллективизации 1930-х годов. Таким образом, на протяжении длительного периода культура хозяйствования бурят Восточного Присаянья привлекала к себе внимание со стороны ряда исследователей. Авторами изучены отдельные аспекты скотоводческих традиций тункинских, закаменских и окинских бурят. Тем не менее вопрос о специфике традиционного хозяйства присаянских бурят рассмотрен недостаточно. Целью нашего исследования является выявление особенностей традиционного скотоводческого хозяйства бурят Восточного Присаянья. Хронологические рамки исследования охватывают период с конца XIX в. до начала XX в. Выбор данного периода объясняется возможностями источниковедческой базы, обусловленной недостаточным объемом материала по присаянским бурятам в период до середины XIX века. Также привлекаются более ранние и поздние материалы, которые позволяют достаточно полно изучить поставленную проблему и проследить изменения, происходившие в скотоводческом хозяйстве. С XVII по XVIII вв. происходит колонизация Присаянья русскими казаками. Характерным для бытования казаков является строительство острогов для охраны южных границ. С середины XIX в. начинает возрастать влияние российской экономики на бурятское кочевое хозяйство. В этот период идет активная работа российского правительства по распространению земледелия среди бурятского населения. В конце XIX – начале XX в. активизируются инициированные реформой П.А. Столыпина переселения крестьян из европейской части России в Сибирь, в том числе в Предбайкалье и Забайкалье. Миграция русских крестьян в Прибайкалье способствовала развитию этнокультурных контактов русского и бурятского населения, в результате которого происходят изменения в культуре как бурят, так и русских. Исследование основано на разнообразных источниках – как этнографических, так и письменных (архивных). Использование в данной работе характерных для каждого вида источников сведений позволяет адекватно оценить традиционного хозяйства бурят Восточного Присаянья. К этнографическим источникам относятся особенности объекты непосредственного наблюдения (современные способы ведения скотоводческого хозяйства, жилища и хозяйственные сооружения, виды скота, предметы быта, конская сбруя и упряжь, средства передвижения), устные сообщения информаторов (рассказы людей, осведомленных в вопросах скотоводчества и скотоводческой обрядности, местных мастеров и плотников), музейные коллекции (старинные предметы быта и культа, одежда, конская сбруя и упряжь, средства передвижения, подборки фотографий, связанные со скотоводством, зарисовки). Полевые исследования, проводившиеся автором совместно с к. и. н. А.А. Бадмаевым в 2000-2003 гг. в Тункинском, Окинском и Закаменском районах Республики Бурятия в составе экспедиции Байкальского этнографического отряда ИАЭТ СО РАН, легли в основу изучения традиций скотоводческого хозяйства. Программа исследования включала сбор материала с помощью интервьюирования информаторов, непосредственного участия в хозяйственной деятельности, изучения музейных коллекций и фондов районных архивов. В качестве технических средств для сбора материала использовались фото-, аудио- и видеосредства. Маршрут исследования пролегал через села Тункинского района (Торы, Кырен, Хужир, Туран, Хойтогол, Монды), Окинского района (Бугсон, Сорог, Орлик, Саяны, Хужиры), Закаменского района (Дутулур, Хужиры, Шара-Азарга, Енгорбой, Санага, Утата, Далахай). Определенные знания по традиционному хозяйству присаянских бурят были приобретены автором во время проживания в с. Туран Тункинского района Республики Бурятия с 1992 по 1999 г. Автор изучил экспонаты Бурятского этнографического музея народов Забайкалья (г. Улан-Удэ), которые характеризуют материальную культуру различных групп бурят. Кроме музеев Республики Бурятия, были исследованы бурятские коллекции
Стр.5