Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

История повседневности

0   0
АвторыРашевская Наталья Николаевна
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц90
ID824800
АннотацияУчебно-методическое пособие предназначено для обучающихся по образовательной про-грамме высшего образования направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) Направленность: История и обществознание в соответствии с ФГОС ВО – бакалавриата по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) № 125 от 22 февраля 2018 года. Материалы пособия включают учебно-тематическое планирование, структуру и основное содержание разделов курса, методические рекомендации и дополнительные материалы для подготовки к практическим занятиям, список основной и дополнительной литературы. Разработанные и представленные в приложении критерии оценивания позволяют сориентировать обучающихся на систему оценивания в ходе обучения.
История повседневности : учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) направленность «История и обществознание», уровень бакалавриата / Н.Н. Рашевская .— Сургут : РИО СурГПУ, 2023 .— 90 с. — URL: https://rucont.ru/efd/824800 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

История_повседневности.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
История_повседневности.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Н. Н. Рашевская История повседневности УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) Направленность «История и обществознание» Уровень бакалавриата Сургут, 2023 1
Стр.1
УДК 94(470/571):316.728(075.8) ББК 63.3(2)-752я73-9 Р 28 Печатается по решению Редакционно-издательского совета БУ «Сургутский государственный педагогический университет» Учебно-методическое пособие утверждено на заседании кафедры социально-гуманитарного образования 14 ноября 2022 года, протокол № 3 Рецензенты: Стафеев Олег Николаевич, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры социально-гуманитарного образования Сургутского государственного педагогического университета Иванов Александр Сергеевич, кандидат исторических наук, научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории исторической географии и регионалистики Тюменского государственного университета Рашевская, Н.Н. Р 28 История повседневности : учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность «История и обществознание», уровень бакалавриата / Н. Н. Рашевская ; Департамент образования и науки ХМАО – Югры, Бюджетное учреждение высшего образования ХМАО –Югры «Сургутский государственный педагогический университет». – Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2023. – 89, [1] с. – Текст : непосредственный. Учебно-методическое пособие предназначено для обучающихся по образовательной программе высшего образования направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) Направленность: История и обществознание в соответствии с ФГОС ВО – бакалавриата по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) № 125 от 22 февраля 2018 года. Материалы пособия включают учебно-тематическое планирование, структуру и основное содержание разделов курса, методические рекомендации и дополнительные материалы для подготовки к практическим занятиям, список основной и дополнительной литературы. Разработанные и представленные в приложении критерии оценивания позволяют сориентировать обучающихся на систему оценивания в ходе обучения. УДК 94(470/571):316.728(075.8) ББК 63.3(2)-752я73-9 © Рашевская Н.Н., 2023 © БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2023 2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ ......................................................................................................................... 4 Раздел 1. История повседневности в системе исторических дисциплин .................................. 7 У.Э. 1.1. Развитие истории повседневности как научного направления .................................. 8 У.Э. 1.2. Методы истории повседневности ............................................................................... 24 У.Э. 1.3. Источники истории повседневности .......................................................................... 26 У.Э. 1.4. Рубежный контроль по разделу 1 «История повседневности в системе исторических дисциплин» (коллоквиум – 2 часа) ................................................................... 29 Раздел 2. Исследование повседневной жизни населения России ........................................... 30 У.Э. 2.1. Планирование исследования по истории повседневности ....................................... 32 У.Э. 2.2. Исследование повседневной жизни населения допетровской Руси ......................... 34 У.Э. 2.3. Исследование повседневной жизни российских сословий: дворянство, купечество, мещанство, духовенство, крестьянство (XVIII – начало ХХ вв.) ....................... 36 У.Э. 2.4. Исследование городской и сельской повседневности в условиях советской цивилизации .............................................................................................................. 39 У.Э. 2.5. Исследование повседневной жизни жителей ХМАО-Югры в XX веке ................... 41 У.Э. 2.6. Рубежный контроль по разделу 2 «Повседневность жителей ХМАО-Югры в XX веке» (учебная конференция – 2 часа) ............................................................................ 43 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ....................................................................... 44 ПРИЛОЖЕНИЯ ......................................................................................................................... 46 3
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ Изучение дисциплины «История повседневности» направлено на рассмотрение основных теоретических положений истории повседневности как одного из новых направлений исторических исследований. История повседневности – это отрасль исторического знания, предметом изучения которой является сфера человеческой обыденности во множественных историко-культурных, политико-событийных, этнических и конфессиональных контекстах. В центре внимания истории повседневности находится комплексное исследование повторяющегося, «нормального» и привычного, конструирующего стиль и образ жизни у представителей разных социальных слоев, включая эмоциональные реакции на жизненные события и мотивы поведения. Данный подход занимает все более прочные позиции в системе подготовки кадров профессионалов-историков, что отражает общую тенденцию развития исторической науки и обращения к истории «маленького человека». Но в тоже время реконструкция повседневной жизни является сложной исследовательской задачей из-за неопределенности понятия повседневность, отсутствия достаточного количества или наоборот большого числа источников по тому или ному историческому периоду. Актуальность изучения дисциплины объясняется тем, что в процессе подготовки будущего учителя истории и обществознания важно научить его правильно организовывать научно-исследовательскую деятельность с обучающимися школ. Для этого обучающимся необходимо самим уметь проводить научное исследование, в том числе по изучению повседневности как важного аспекта прошлого. На решение этой проблемы и направлено изучение данного курса. Кроме того, успешное освоение дисциплины поможет обучающимся при написании научно-исследовательской работы (теоретической) и выпускной квалификационной работы. Преподавание истории повседневности осложнено отсутствием официально рекомендованных пособий и учебников по данной дисциплине в виду недостаточной институциализации направления, что создаёт определённые трудности в изложении дисциплины. Учитывая вышеназванные сложности, курс во многом носит проблемный характер, ориентируясь на историографический анализ наиболее известных работ историков, написанных в русле истории повседневности. Большое внимание в рамках курса уделяется работе с разными видами исторических источников, позволяющих реконструировать отдельные аспекты повседневной жизни людей предшествующих поколений. Для освоения дисциплины «История повседневности» обучающимся необходимо опираться на компетенции, сформированные в процессе изучения курсов «Источниковедение», «Современные методы исследования», «Философия и методология общественных наук». Дисциплина «История повседневности» является дисциплиной по выбору и изучается на 4 курсе в 7 семестре. Отдельные материалы курса могут стать дополнением к таким базовым курсам как: «Краеведческая работа в школе» в 9 семестре и «Тенденции мировой истории» в 10 семестре. Освоение дисциплины «История повседневности» научит обучающихся организовывать исследовательскую работу по истории с учетом современных подходов в исторической науке. Цель дисциплины – научиться организовывать исследование по истории повседневности. как направления исторических исследований. 2. Научиться планировать и проводить исследование по истории повседневности. ций: Задачи: 1. Научиться выделять и характеризовать особенности истории повседневности Процесс освоения дисциплины направлен на формирование следующих компетен способен формировать целостное представление об общественно-историческом процессе у обучающихся (ПК-4);  способен формировать у обучающихся умение работать с различными источниками информации по истории и обществознанию (ПК-5). 4
Стр.4
В результате изучения дисциплины обучающийся должен овладеть следующими компонентами компетенций: знать:  основные подходы в изучении истории повседневности;  содержание предмета истории повседневности;  методы изучения повседневности;  источники истории повседневности;  структуру и содержание процесса исследования повседневности;  основные элементы повседневной жизни социальных групп в разные исторические периоды; уметь:  определять специфические особенности истории повседневности как научного направления;  использовать методы истории повседневности при организации исследования по истории;  отбирать и анализировать разные виды источников по истории повседневности;  характеризовать отдельные элементы повседневной жизни разных социальных групп населения; владеть:  способом определения состава и последовательности действий при проведении исследования повседневности;  приемами работы с источниками по истории повседневности;  способом выбора методов при изучении истории повседневности;  способом характеристики исторических событий, явлений и процессов по истории повседневности в разные исторические периоды; опыт:  работы с научной литературой по истории повседневности разных исторических эпох;  работы с источниками по истории повседневности;  организации исследования по истории повседневности. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа, из них: – контактная работа (лекционные, практические занятия) – 36 часов; – самостоятельная работа – 36 часов. Дисциплина разделена на два раздела. Первый раздел «История повседневности в системе исторических дисциплин» посвящен теоретическим основам истории повседневности как сравнительного нового направления исторических исследований. В разделе рассматриваются следующие аспекты: Социально-исторические предпосылки выделения истории повседневности как направления исторических исследований. Работы Э. Гуссерля, Н. Элиаса, Г. Гарфинкеля и А. Сикуреля, К. Гирца, М. Блока, Ф. Броделя, Ф. Арьеса. Этапы развития истории повседневности в России: изучение бытовой истории в XIX веке Н. Костомаровым, И. Забелиным, И. Прыжовым, В. Ключевским. Советская историография и история повседневности: Б. Романов, М. Бахтин, А. Гуревич, Ю.М. Лотман. История повседневности на современном этапе развития отечественной исторической науки (работы Е. Зубковой, Н. Лебиной, Е. Сенявской и др.). Отличие истории повседневности от бытовой истории и этнографии. Методы исторического исследования и их применение в истории повседневности. Проблемы источниковой базы. Первое занятие раздела организуется в форме лекции на тему: Развитие истории повседневности как научного направления. Темы последующих практических занятий посвящены методам и источникам истории повседневности. 5
Стр.5
В рамках второго раздела «Исследование повседневной жизни населения России» обучающиеся научатся организовывать исследование по истории повседневности, а также познакомятся с отдельными элементами повседневной жизни населения России в разные периоды истории. Во втором разделе особое внимание уделяется организации исследовательской деятельности обучающихся по изучению повседневной жизни людей в допетровские времена, трансформации основных аспектов повседневной жизни населения России в XVIII-XIX веках, городской и сельской повседневности советских людей, а также повседневной жизни населения ХМАО-Югры в XX веке. Практические занятия организуются по следующим темам: Исследование повседневной жизни населения допетровской Руси; Исследование повседневной жизни российских сословий: дворянство, купечество, мещанство, духовенство, крестьянство (XVIII – начало ХХ вв.); Исследование городской и сельской повседневности в условиях советской цивилизации; Исследование повседневной жизни жителей ХМАО-Югры в XX веке. Основные формы организации учебного процесса – лекционные и практические занятия. На лекциях рассматривается фактический материал, а также раскрываются и анализируются ключевые вопросы истории повседневности, основные этапы развития истории повседневности как научного направления. На практических занятиях обсуждаются важные вопросы истории повседневности: предмет, источники, методы, особенности повседневной жизни населения России в разные исторические периоды, что дает возможность вывести обучающихся на дискуссию, а также систематизировать и закрепить полученные ими знания и умения. Важной частью работы является анализ основных трудов историков, написанных в русле истории повседневности, а также работе с историческими источниками разных эпох. Аудиторная работа в рамках курса тесно взаимосвязана с самостоятельной работой. Самостоятельная работа студентов реализуется в процессе подготовки к практическим занятиям, коллоквиуму и учебной конференции. Проверка самостоятельной работы студентов осуществляется посредством выполнения практических заданий во время аудиторной работы, а также в рамках рубежных контролей. Работа на практических занятиях организуется с использованием технологии группового и проблемного обучения, а также с применением элементов деятельностного подхода. Основные формы и виды текущего контроля успеваемости: практические занятия, на которых обучающимся предлагается выполнить различные практические задания: составить таблицы и схемы, проанализировать разные виды исторических источников. Первый рубежный контроль осуществляется в форме коллоквиума, направленного на обсуждение теоретических аспектов изучения истории повседневности. Второй рубежный контроль организуется в форме учебной конференции, на которой обучающимся необходимо представить структурированный доклад на основе проведенного собственного исследования по истории повседневной жизни населения ХМАО в XX веке. Зачет по дисциплине выставляется по результатам успешного освоения двух разделов. В процессе обучения используются следующие образовательные технологии: технология развития критического мышления (при сравнении различных подходов, теорий, выделении причинно-следственных связей), технология модульного обучения (построение курса в модульной системе), технология проблемного обучения (при работе на практических занятиях через постановку и решение проблемных вопросов), дискуссионное обучение (в ходе проведения коллоквиума и учебной конференции). 6
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.