Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

История Сибири: экологическое источниковедение Северо-Западной Сибири (конец 19 - начало 20 в.)

0   0
АвторыГололобов Евгений Ильич
ИздательствоРИО СурГПИ
Страниц122
ID247409
АннотацияВ пособии рассматриваются вопросы выявления исторических источников по проблемам экологического характера на севере Западной Сибири.
История Сибири: экологическое источниковедение Северо-Западной Сибири (конец 19 - начало 20 в.) / Е. И. Гололобов .— Сургут : РИО СурГПИ, 2005 .— 122 с. — URL: https://rucont.ru/efd/247409 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Е.И. <...> ББК 36.3 (253.3)ю ISBN 5-93190-145-0 Рецензенты: к.и.н., доцент Т.М. Захожая к.и.н., доцент, заведующий кафедрой истории и общеправовых дисциплин ИПЭУ ЮГУ А.Г. Киселев Гололобов Е.И., 2005 Сургутский государственный педагогический институт, 2005 2 из важнейших проблем современности. <...> Итак, студент после завершения курса будет иметь представление: • об историческом и источниковедческом аспектах лище исторической информации; • об истории административно-территориального деления России; студент будет знать: 4 проблемы взаимодействия природы и человека; • об архиве как государственном учреждении и храни ном и местном уровне на территории севера Западной Сибири в конце XIX - первой трети XX вв.; • ключевые понятия пособия: историческая стадия территориального деления севера Западной Сибири в конце XIX - первой трети XX вв.; • систему государственного устройства на региональ• основные этапы и содержание административновзаимодействия природы и человека, природоохранная политика, архивный фонд, фондообразователь, единица хранения (дело), справочно-информационный аппарат архива (путеводители, краткие справочники, тематическая картотека, компьютерные поисковые системы, тематические обзоры); • основные комплексы источников по теме «Взаимодействие природы и человека на севере Западной Сибири в конце XIX - первой трети XX вв.»; • видовые характеристики делопроизводственной документации; студент будет уметь (владеть): • грамотно и эффективно организовать свою работу в архиве; • пользоваться справочно-информационным аппаратом архива; • выявлять архивные фонды по теме исследования; • выявлять архивные документы в пределах фонда; • применять первичный источниковедческий анализ к выявленным документам; • грамотно использовать выявленные архивные докудически дополняет курс «Истории Сибири <...>
История_Сибири_экологическое_источниковедение_Северо-Западной_Сибири_(конец_19_-_начало_20_в.).pdf
ББК 63.3(253.3)ю1я73 Г 61 Печатается по решению Редакционно-издательского совета СУРГПИ Гололобов Е.И. История Сибири: экологическое источниковедение Северо-Западной Сибири (конец XIX – начало XX вв.). Учебное пособие. – Сургут: РИО СурГПИ, 2005 – 122с. В XX веке хозяйственное освоение Сибири привело к серьезным негативным последствиям в ее природной среде. Специалисты не исключают возможности возникновения экологических катастроф. Это делает необходимым изучение, в том числе, и исторических аспектов хозяйственного освоения различных регионов Сибири, усиления внимания к экологической тематике в курсе «Истории Сибири». В пособии рассматриваются вопросы выявления исторических источников по проблемам экологического характера на севере Западной Сибири. Пособие «История Сибири: экологическое источниковедение Северо-Западной Сибири (конец XIX – начало XX)» предназначено как для студентов очного и заочного отделений исторического факультета, так и для молодых ученых. ББК 36.3 (253.3)ю ISBN 5-93190-145-0 Рецензенты: к.и.н., доцент Т.М. Захожая к.и.н., доцент, заведующий кафедрой истории и общеправовых дисциплин ИПЭУ ЮГУ А.Г. Киселев Гололобов Е.И., 2005 Сургутский государственный педагогический институт, 2005 2
Стр.2
из важнейших проблем современности. В значительной степени потому, что в этом взаимодействии у человека преобладала тенденция к покорению природы, во многом сохранившаяся до нашего времени. Развитие России по такому пути привело к потере значительного числа естественных богатств. В ряде регионов страны деятельность человека, игнорировавшего экологические знания, нарушила допустимые пределы, что привело к тяжелым экологическим последствиям. К таким регионам можно отнести Сибирь в целом, и Северо-Западную Сибирь, в частности. Исторический опыт, как положительный, так и отрицаПредисловие Взаимодействие природы и человека (общества) – одна ражена в курсе истории Сибири. Тем более что изучение экологических проблем в историческом ключе имеет целый ряд явных преимуществ. Во-первых: историко-экологическая проблематика выхотельный, использования человеком природных ресурсов на севере Западной Сибири полезен и необходим, так как может быть использован при разрешении многих новых и неизбежных конфликтов между природой и человеком на северных территориях, которые занимают значительную часть страны. Несмотря на это экологическая проблематика слабо отгда уделялось большое внимание в российской исторической науке. Важно отметить, в частности, тесную связь истории и географии в отечественной науке. Начинать историческое исследование с анализа географического положения и особенностей территории страны или региона, изучения влияния природно-климатических и географических факторов на тенденции развития общества, специфику его структуры и экономического положения стало своеобразной историографической традицией. В-третьих: экологические проблемы очень остро стоят дит за пределы какой-либо одной науки, а также области практической деятельности и имеет ярко выраженный полидисциплинарный, мировоззренческий характер. Во-вторых: роли природы в историческом процессе всеперед северными территориями (Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа в данном случае не исключение). Проблемы эти имеют давнюю историю и появились задолго до начала освоения месторождений нефти и газа. Без историко-географического осмысления модные слова «экология», «регион» лишены смысла. Пространственная слепота, потребительское отношение к природе и историческая 3
Стр.3
неграмотность населения - вот причины деградации среды обитания. При изучении прошлого севера Западной Сибири связь истории и географии становится естественной, а ее экологизация очевидной. В-четвертых: выбранная тема в достаточной степени обеспечена источниками с одной стороны, с другой стороны они еще не в полной мере введены в научный оборот, что дает широкий простор для активной исследовательской деятельности студентам-историкам. Реализация такого подхода на практике требует серьезной, многоплановой, источниковедческой подготовки студентов исторических факультетов. В первую очередь, они должны уметь работать в архиве. Перед исследователем, который обращается в архив дение Северо-Западной Сибири (конец XIX – начало XX)» на примере проблемы взаимодействия природы и человека на севере Западной Сибири в конце XIX - первой трети XX вв. призвано ответить на поставленные выше вопросы и актуализировать историко-экологическую тематику в курсе истории Сибири. Таким образом, цель - пособия научить студента осущестдля поиска необходимой информации, встает целый ряд вопросов, от правильного решения которых зависит успех всей работы. На какой стадии исследования целесообразнее начать работу в архиве? Как найти среди огромного количества документов необходимые? Как целесообразно и экономично организовать работу по их изучению? Как технически правильно использовать документы, как на них ссылаться? Пособие «История Сибири: экологическое источниковевлять исследовательский поиск документов историкоэкологической тематики и использовать их в контексте истории Сибири. Реализация этой цели осуществляется в процессе последовательного решения целого ряда задач по формированию знаний, навыков и умений студентов. Итак, студент после завершения курса будет иметь представление: • об историческом и источниковедческом аспектах лище исторической информации; • об истории административно-территориального деления России; студент будет знать: 4 проблемы взаимодействия природы и человека; • об архиве как государственном учреждении и храни
Стр.4
ном и местном уровне на территории севера Западной Сибири в конце XIX - первой трети XX вв.; • ключевые понятия пособия: историческая стадия территориального деления севера Западной Сибири в конце XIX - первой трети XX вв.; • систему государственного устройства на региональ• основные этапы и содержание административновзаимодействия природы и человека, природоохранная политика, архивный фонд, фондообразователь, единица хранения (дело), справочно-информационный аппарат архива (путеводители, краткие справочники, тематическая картотека, компьютерные поисковые системы, тематические обзоры); • основные комплексы источников по теме «Взаимодействие природы и человека на севере Западной Сибири в конце XIX - первой трети XX вв.»; • видовые характеристики делопроизводственной документации; студент будет уметь (владеть): • грамотно и эффективно организовать свою работу в архиве; • пользоваться справочно-информационным аппаратом архива; • выявлять архивные фонды по теме исследования; • выявлять архивные документы в пределах фонда; • применять первичный источниковедческий анализ к выявленным документам; • грамотно использовать выявленные архивные докудически дополняет курс «Истории Сибири» темы, посвященные хозяйственному освоению Сибири в конце XIX - начале XX вв. Оно ориентировано на практическую деятельность (работа с библиографией, со справочно-информационным аппаратом архива, с фондами, выявление документов в рамках фонда, извлечение из них информации и ее фиксация и т.д.). точниковедение отечественной истории», на котором студенты знакомятся с корпусом письменных источников российской истории, рассматривают важнейшие методологические аспекты источниковедения: понятие исторического источника, классификацию исторических источников, основные этапы источниковедческого анализа, историографию отечественного источниковедения. В теории пособие опирается на нормативный курс «Ис5 менты в научном аппарате исследования (оформление ссылок, сносок, цитат, списка неопубликованных источников). Пособие существенным образом содержательно и мето
Стр.5
позволяющий студентам заниматься самостоятельной работой. Структуризация материала пособия осуществлена по технологическому принципу. В нем представлены все этапы работы в архиве, начиная от подготовки и первого его посещения, заканчивая оформлением ссылок на выявленные архивные материалы. Таким образом, система проведения занятий поэтапная. В данном пособии представлен содержательный блок, лагается выполнить серию практических заданий разной степени сложности для закрепления полученных навыков. Задания повышенной сложности отмечены звездочкой. Содержание глав и параграфов не несет в себе прямые ответы на задания. Цель пособия заключается не в том, чтобы давать студенту ответы в готовом виде. Цель в другом – создать условия для того, чтобы студент сам находил правильные ответы. Пособие также снабжено справочными материалами и материалами для выполнения практических заданий. Его можно использовать в качестве учебного материала в рамках архивной практики студентов-историков 3-го курса. Пособие «История Сибири: экологическое источниковеНа первом этапе осуществляется первичное знакомство с темой, работа с библиографией и опубликованными источниками. На втором этапе рассматривается подготовка к работе в архиве (поиск архивов, необходимых для изучения темы, определение основных фондообразователей). На третьем этапе речь идет непосредственно о работе в архиве (студенты учатся выявлять архивные фонды по теме исследования, документы в пределах, осуществлять первичный анализ архивных документов, вести записи и ссылаться на архивные материалы). После каждого раздела (этапа) пособия студентам преддение Северо-Западной Сибири (конец XIX – начало XX)» предназначено как для студентов очного и заочного отделений исторических факультетов, так и для молодых ученых. 6
Стр.6