В наше запутанное, сложное, безумное, злое время особенно актуально звучат такие слова Л.Н. Толстого: «Нельзя плыть и грести, не зная, куда плывёшь, и нельзя жить и делать свою жизнь, не зная зачем» (там же. <...> Есть только один бесспорный путь к решению вопроса о смысле жизни – это путь универсального эволюциониста. <...> Быть универсальным эволюционистом – значит быть проводником эволюционного мировоззрения. <...> Другой пример: движение от обезьяны к человеку (гоминизация) – пример 6 эволюции, а обратное движение (анимализация) – пример инволюции. <...> Весь мир часто называют универсумом, а его эволюцию – унигенезом. <...> На первом этаже мироздания расположилась физическая природа (вода, горы, воздух и т.д.) <...> У физиосферы нет эволюционного возраста, потому что она вечна. <...> Но эволюционный возраст Земли известен – около пяти миллиардов лет. <...> На втором этаже мироздания расположилась живая природа (растения, животные, люди). <...> Внутри этого этажа происходит её эволюция – биогенез. <...> На третьем этаже мироздания мы обнаруживаем психику (ощущения, восприятия, представления, понятия, суждения, умозаключения, модели, образ мира). <...> Внутри этого этажа протекает её эволюция – психогенез. <...> Если психическую способность приписывать всем животным, то можно сказать, что эволюционный возраст психосферы совпадает с возрастом животных. <...> На четвёртом этаже мироздания, наконец, расположилась культура (пища, одежда, жилище, техника, религия, наука, искусство, нравственность и т.д.) <...> Эволюционный возраст культуросферы совпадает с эволюцинным возрастом человечества, поскольку создателем культуры стал человек. <...> Вот почему культурогенез можно назвать также антропогенезом или гоминизацией (очеловечением). <...> Физиогенез, биогенез, психогенез и культурогенез не существуют сами по себе. <...> Это, очевидно, означает, что эволюция в физиосфере (физиогенез) уступит место инволюции (афизиогенезу), поскольку конечным пунктом её сужения станет сверхплотное вещество, подобное <...>
Смысл_жизни_(1).pdf
В.П. ДАНИЛЕНКО
СМЫСЛ ЖИЗНИ
Учебное пособие
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2012
Стр.1
УДК 124/128(075.8)
ББК 87.7я73
Д18
ОГЛАВЛЕНИЕ
Даниленко В.П.
Д18
Смысл жизни : учеб. пособие / В.П. Даниленко. – М. :
ФЛИНТА, 2012. – 296 с.
ISBN 978-5-9765-1317-4
Среди всех живых существ только человек способен думать о
смысле своей жизни. Его осмысление возвышает человека над животным.
Но есть ли он, этот смысл? В новой книге В.П. Даниленко анализируются
разные ответы на этот вопрос.
Для студентов гуманитарных специальностей и всех, кто думает о
смысле своей жизни.
УДК 124/128(075.8)
ББК 87.7я73
Введение ..........................................................................................................4
1. НЕТ .......................................................................................................... 14
2. ДА / НЕТ ................................................................................................ 51
3. ДА ............................................................................................................. 67
Универсум: хаос ↔ гармония .......................................................... 83
Культура: животное ↔ человек ...................................................... 95
Религия: дьявол ↔ Бог ....................................................................108
Наука: ложь ↔ истина ......................................................................131
Искусство: безобразное ↔ красота .............................................159
Нравственность: зло ↔ добро ........................................................201
Политика: несправедливость ↔ справедливость ....................237
Язык: разобщение ↔ единение ......................................................264
Заключение ...............................................................................................292
На обложке: Ф.-А. Венсан. Демокрит среди абдеритов. 1790 г.
© Даниленко В.П., 2012
ISBN 978-5-9765-1317-4
© Издательство «ФЛИНТА», 2012
Стр.2
Памяти моей матери –
Серафимы Ефимовны Даниленко (Полещук)
какого-то сумасшедшего счастья» (Чуковский К.И. Стихи и сказки.
От двух до пяти. М., 1999. С. 663).
Введение
Когда тебе за шестьдесят
И вечные проблемы над душой висят,
Всё чаще червь сознанье точит,
Что жизнь проходит, жизнь проходит,
жизнь проходит...
Моя мама была святым человеком. Мне она говорила: «Сынок,
ты только учись!». По воскресеньям я уезжал на неделю учиться в
педучилище. Каждый раз она плакала так, будто провожает меня
на войну. Я любил её до беспамятства. Она мечтала об иной жизни.
Очень часто я слышал от неё: «Вот так живёшь, живёшь... Ни
богу свечка, ни чёрту кочерга». Она прожила мучительную жизнь.
Много лет тяжело болела и умерла в больнице одна. В это время я
уже жил с Ларисой в Иркутске. Помню, мама глядела на неё своими
добрыми глазами с сочувствием, будто предвидя её судьбу.
На смену одной великомученице пришла другая великомученица.
Лучше их в моей жизни никого не было. Первая прожила 63 года,
вторая – 51.
«Однова живём», – говорит какой-нибудь бодро настроенный
русский человек. В этой незамысловатой, но ёмкой фразе заложен
жизнерадостный смысл, указывающий на единственность и самоценность
жизни. Зачем такому человеку ломать голову над вопросом
о высшем смысле человеческой жизни, если он видит его в самой
жизни? Зачем ему мучительно искать ответ на него в мудрых
книгах, если его распирает радость от самого его существования
на Земле? Очень просто и хорошо описал эту радость К.И. Чуковский:
«... у меня с юности было – да и сейчас остаётся – одно драгоценное
свойство: назло всем передрягам вдруг ни с того ни с сего,
без всякой видимой причины, почувствуешь сильнейший прилив
4
Современной молодёжи сейчас не до высоких материй. Не
до жиру – быть бы живу. Вот почему мои медитации над высшим
смыслом жизни, выведенные в этой книге, для большей её части –
vox clamantis in deserto (глас вопиющего в пустыне). В этом нет ничего
удивительного: из глубокой демографической ямы к нам выползает
поколение неучей. Оно – естественный плод постсоветской
действительности. Отсюда не следует, что нашему брату ничего не
остаётся, как опустить крылья и ползать вместе с этим поколением
в грязи исключительно прагматических интересов.
Для лучших представителей рода человеческого вопрос о
смысле жизни всегда стоял на первом месте среди других. «Вопрос
о смысле жизни, – писал Альбер Камю, – я считаю самым неотложным
из всех вопросов» (В поисках смысла / сост. А.Е. Мачехин. М.,
2004. С. 189).
Но так ли уж важен вопрос о смысле человеческой жизни,
если можно припеваючи жить и не задумываясь о нём? На этом
свете живут миллионы людей, не обременяющих себя этим вопросом.
Неосознанно они видят его в самой жизни. К одному из таких
счастливцев А.С. Пушкин обращается так:
Ты понял жизни цель, счастливый человек,
Для жизни ты живёшь.
Именно о таких людях писал Р. Роллан: «Когда человек полон
жизни, он не спрашивает себя, зачем он живёт; он живёт для того,
чтобы жить, потому что жить – чертовски славная вещь» (там же.
С. 199).
Но есть люди, которые ставят счастье и смысл жизни, как ни
странно, в причинно-следственные отношения. Позицию таких людей
прекрасно сформулировал Ю.В. Бондарев: «Понятие “счастье”
и понятие “смысл жизни” нельзя отделить друг от друга, как следствие
от причины, и наоборот» (там же. С. 199). Подобным образом
рассуждал и А. Сент-Экзюпери: «Когда мы осмыслим свою роль на
Земле, пусть самую скромную и незаметную, тогда лишь мы будем
счастливы» (там же. С. 189).
А что это за роль? Если уж быть предельно кратким, отвечу
так: быть человеком (см. об этом подр.: Даниленко В.П. Быть Че5
Стр.3