КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ УЧИТЕЛЯ Когда-то мы выбрали профессию учителя. <...> (Макет федерального ГОС высшего проф. образования подготовки бакалавра) <...> Каждый уровень, в свою очередь, включает в себя набор знаний, умений и навыков, необходимых для свободной и эффективной речевой деятельности: l языковая компетенция — владение системой сведений об изучаемом языке по его уровням: фонетика, лексика, состав слова и словообразование, морфология, синтаксис простого и сложного предложения, основы стилистики текста; l речевая — владение способами формирования и формулирования мыслей посредством языка и умение пользоваться такими способами в процессе восприятия и порождения речи; l дискурсивная — составляющая коммуникативной компетенции, которая позволяет измерять уровень сформированности 8 умений личности в осуществлении эффективной и результативной дискурсивной деятельности; l культуроведческая — осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения; l риторическая — способность осознанно создавать, произносить и рефлексировать авторско-адресный текст речевого/риторического жанра в соответствии с целью и ситуацией публичной речи. <...> Макет федерального ГОС высшего проф. образования подготовки бакалавра. <...> «При выделении критериев отнесения человека к носителям того или иного типа речевой культуры необходимо помнить, что речь идет именно о типе культуры, а не о речи человека» (О.Б. Сиротинина). <...> Элитарный тип речевой культуры Владение всеми языковыми, этическими и коммуникативными нормами. <...> Учитель — профессия повышенной речевой ответственности. независимо от того, какой предмет преподает педагог, его речь, манера общаться с окружающими являются образцом для учеников. любой промах в общении, любая речевая ошибка, иногда <...>
Совершенствование_коммуникативной_компетенции_учителя.pdf
О.А. САЛЬНИКОВА
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
УЧИТЕЛЯ
Конспекты лекций
Тренинги
4-е издание, стереотипное
Рекомендовано Редакционно-издательским Советом
Российской академии образования к использованию
в качестве учебного пособия
Москва
Издательство «ФлИнта»
2021
1
Стр.1
УДК 80:37.0(075.8)
ББК 81-5
С16
ОГЛАВЛЕНИЕ
Г л а в н ы й р е д а к т о р
д-р псих. н., проф., акад. РаО Д.И. Фельдштейн
З а м. г л а в н о г о р е д а к т о р а
д-р псих. н., проф., акад. РаО С.К. Бондырева
Ч л е н ы р е д а к ц и о н н о й к о л л е г и и:
д-р псих. н., проф., акад. РаО Ш.А. Амонашвили; д-р пед. н., член-корр. РаО
В.А. Болотов; д-р псих. н., проф., акад. РаО А.А. Деркач; д-р псих. н., проф.,
акад. РаО А.И. Донцов; д-р псих. н., проф., акад. РаО И.В. Дубровина; д-р псих. н.,
проф. В.П. Зинченко; д-р филол. н., проф., акад. РаО В.Г. Костомаров; д-р пед. н.,
проф., акад. РаО Н.Н. Малофеев; д-р физ.-мат. н., проф., акад. РаО В.Л. Матросов;
д-р пед. н., проф., акад. РаО Н.Д. Никандров; д-р псих. н., проф., акад. РаО В.В. Рубцов;
д-р пед. н., проф., акад. РаО М.В. Рыжаков; д-р ист. н., проф. Э.В. Сайко
С16
Сальникова О.А.
Совершенствование коммуникативной компетенции учителя
ISBN 978-5-9765-1114-9
Учитель — профессия повышенной речевой ответственности. Общение
— неотъемлемая составляющая педагогической деятельности. Как сделать
общение эффективным, полезным и доброжелательным для всех его
участников? Как правильно говорить? Как подготовить объяснительный
монолог? Как поступить в конфликтной ситуации? В настоящем учебном
пособии содержатся ответы на эти и многие другие вопросы. автор
обратился к наиболее проблемным точкам современного образования и
собрал воедино новейшие рекомендации ведущих ученых.
Для студентов педагогических вузов, педагогов, слушателей курсов
повышения квалификации, а также всех интересующихся проблемами
коммуникативной компетенции.
УДК 80:37.0(075.8)
ББК 81-5
ISBN 978-5-9765-1114-9
2
© Сальникова О.а., 2016
© Издательство «ФлИнта», 2016
3
От автора . ................................................................................................................ 4
лекция № 1.
лекция № 2.
лекция № 3.
лекция № 4.
лекция № 5.
лекция № 6.
[Электронный ресурс] : конспекты лекций ; тренинги / О.а.
Сальникова. — 4-е изд., стереотип. — М. : ФлИнта, 2021. — 88 с.
лекция № 7.
Коммуникативная компетенция учителя .............................. 5
Основные критерии хорошей речи ...................................... 10
Педагогическое общение . ..................................................... 16
Специфика невербального общения на уроке ..................... 22
Учитель как коммуникативный лидер ................................ 27
Конфликт и взаимодействие
в педагогическом общении . .................................................. 33
Речевая деятельность учителя . ............................................. 39
лекция № 8—9. Основы мастерства публичного выступления .................... 45
лекция № 10. Постулаты общения . ............................................................. 58
Задания для тренингов . ........................................................................................ 64
Проверьте себя! .................................................................................................... 81
литература . ........................................................................................................... 83
Список использованных словарей . .................................................................... 84
Стр.2