Строфический ритм в русском четыр¸хстопном ямбе и хорее . <...> 350 П. де Ман. аллегории чтения: Фигуральный язык руссо, Ницше, рильке и Пруста . <...> . В основе таких определений, отразивших наивное, синкретическое представление природы, закрепощенных языком и верованием, лежит перенесение признака, свойственного одному члену параллели, в другой. это — метафоры языка; наш словарь ими изобилует, но мы орудуем многими из них уже бессознательно, не ощущая их когда-то свежей образности; когда «солнце садится», мы не представляем себе раздельно самого акта, несомненно живого в фантазии древнего человека (126): нам нужно подновить его, чтобы ощутить рельефно. язык поэзии достигает этого определениями либо частичною характеристикой общего акта, так и здесь в применении к человеку и его психике. <...> Одним из них является — умолчание в одном из членов параллели черты, логически вытекающей из его содержания в соответствии с какой-нибудь чертой второго члена. я говорю об умолчании — не об искажении: умолчанное подсказывалось на первых порах само собой, пока не забывалось. <...> <.> Внутреннему логическому развитию отвечает внешнее, обнимающее порой оба члена параллели, с формальным, несодержательным соответствием частей. <.> <...> Простейший вид одночленности представляет тот случай, когда один из членов параллели умалчивается, а другой является ее показателем; это — pars pro toto; так как в параллели существенный интерес отдан действию из человеческой жизни, которая иллюстрируется сближением с каким-нибудь природным актом, то последний член параллели и стоит за целое. <...> Примеры отрицательной одночленной формулы мы встречали в загадках. <...> Психологически на отрицательную формулу можно смотреть, как на выход из параллелизма, положительную схему которого она предполагает сложившеюся. та сближает действия и образы, ограничивая их парность или накопляя сопоставления: не то дерево хилится, не то молодец печалится; отрицательная формула подчеркивает <...>
Теория_литературы._История_русского_и_зарубежного_литературоведения.pdf
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
История русского
и зарубежного литературоведения
ХРЕСТОМАТИЯ
3-е издание, стереотипное
Составитель Н.П. Хрящева
Рекомендовано УМО по образованию в области подготовки
педагогических кадров в качестве учебного пособия
для студентов высших учебных заведений, обучающихся
по специальности 050301 – русский язык и литература
Издательство «ФлИНта»
2021
Москва
1
Стр.1
УДК 82.0(082.24)
ББК 83я73
т33
Составитель Н.П. Хрящева
Р е ц е н з е н т ы:
д-р филол. наук, профессор Н.М. Малыгина;
д-р филол. наук, профессор Н.А. Петрова
Теория литературы : История русского и зарубежного
литературоведения [Электронный ресурс] : хрестоматия / сост.
Н.П. Хрящева. — 3-е изд., стер. — М. : ФлИНта, 2021. —
456 с.
ISBN 978-5-9765-0960-3
В хрестоматии собраны и систематизированы труды авторитетных
ученых-литературоведов, показывающие развитие теоретической мысли от
первых методологических подходов к изучению произведений словесного
искусства до ее современного состояния, нашедшего отражение в постструктуралистских
методиках. Отбор и группировка работ определялись задачей
показать совмещение диахронного и синхронного уровней развития науки о
литературе: проявить систему литературоведческих категорий как понятийнологических,
прояснить происхождение и развитие этой системы. К каждому
научному тексту предлагаются вопросы и задания для лучшего понимания и
усвоения материала.
Для студентов (магистрантов) филологических факультетов, аспирантов,
научных работников, учителей-словесников.
УДК 82.0(082.24)
ББК 83я73
ISBN 978-5-9765-0960-3
© Хрящева Н.П., составление, 2016
© Издательство «ФлИНта», 2016
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
От составителя ....................................................................... 7
I. Труды академических школ в русском
и зарубежном литературоведении ..................................... 10
МИФОлОгИчеСКая шКОла ....................................... 10
Э.Б. Тайлор. Первобытная культура .............................. 10
А.Н. Афанасьев. Поэтические воззрения славян
на природу ................................................................. 12
КУльтУрНО-ИСтОрИчеСКая шКОла ........................ 17
И. Тэн. Философия искусства ....................................... 17
А.Н. Пыпин. История русской литературы в 4-х томах ..... 21
СраВНИтельНО-ИСтОрИчеСКОе
лИтератУрОВеДеНИе ................................................ 28
А.Н. Веселовский. три главы из «Исторической поэтики» ... 28
А.Н. Веселовский. Психологический параллелизм
и его формы в отражении поэтического стиля .................. 36
ПСИХОлОгИчеСКая шКОла ...................................... 51
Ш. Сент-Б¸в. что такое классик? ................................. 51
А.А. Потебня. Мысль и язык ....................................... 56
II. Русское литературоведение ХХ века:
кружки, школы, направления .......................................... 68
СОцИОлОгИчеСКОе НаПраВлеНИе ......................... 68
Г.В. Плеханов. Французская драматическая литература
и французская живопись XVIII века с точки зрения
социологии .......................................................... 68
В.М. Фриче. Социология искусства ............................... 73
3
Стр.3
ФОрМальНая шКОла ................................................. 81
В.Б. Шкловский. Искусство как прием .......................... 81
Б.М. Эйхенбаум. Как сделана «шинель» гоголя ............ 88
В.М. Жирмунский. Задачи поэтики ............................. 100
НеВельСКО-ВИтеБСКИй КрУжОК
И М.М. БаХтИН ........................................................... 114
М.М. Бахтин. Проблема содержания, материала
и формы в словесном художественном творчестве .......... 114
В.Н. Волошинов (М.М. Бахтин). Фрейдизм ................. 133
тартУСКО-МОСКОВСКая
СеМИОтИчеСКая шКОла ......................................... 145
Ю.М. Лотман. лекции по структуральной поэтике ....... 145
Ю.М. Лотман. Происхождение сюжета
в типологическом освещении ....................................... 156
Б.А. Успенский. История и семиотика
(Восприятие времени как семиотическая проблема) ....... 173
М.Л. Гаспаров. Строфический ритм
в русском четыр¸хстопном ямбе и хорее ........................ 186
Ю.И. Левин. Б. Пастернак. разбор
трех стихотворений .................................................... 199
Ю.Н. Чумаков. Пир поэтики: Стихотворение
Ф.И. тютчева «Кончен пир, умолкли хоры...» .............. 203
ИСтОрИКО-тИПОлОгИчеСКОе НаПраВлеНИе ....... 219
Д.С. Лихач¸в. Поэтика древнерусской литературы ........ 219
А.М. Панченко. Два этапа русского барокко ................. 231
ИЗУчеНИе ПрОБлеМы аВтОра ................................ 242
С.С. Аверинцев. авторство и авторитет ........................ 242
Б.О. Корман. Итоги и перспективы изучения
проблемы автора ........................................................ 258
Е.А. Подшивалова. Время, пространство, сюжет
в цикле стихов а.а. ахматовой «четки» ....................... 266
4
Стр.4
III. Актуальные проблемы методологии в зарубежном
литературоведении ХХ века .......................................... 275
ФеНОМеНОлОгИчеСКИй МетОД ........................... 275
М. Хайдеггер. Время и бытие .................................... 275
Р. Ингарден. Исследования по эстетике ...................... 289
герМеНеВтИчеСКИй МетОД .................................. 300
Г.-Г. Гадамер. О круге понимания ............................. 300
рецеПтИВНая эСтетИКа ........................................ 308
Х.-Р. Яусс. Средневековая литература
и теория жанров ....................................................... 308
Р. Барт. Миф сегодня ............................................. 316
IV. Постструктуралистские методологии и методики
анализа в современном литературоведении .................... 325
ДИСКУрСНый аНалИЗ ............................................ 325
М. Фуко. Слова и вещи. археология
гуманитарных наук ................................................... 325
П. Серио. анализ дискурса во французской школе
(Дискурс и интердискурс) ......................................... 335
В.И. Тюпа. анализ художественного текста ................ 342
аНалИЗ С ПОЗИцИй ДеКОНСтрУКцИИ ................. 350
Ж. Деррида. Письмо к японскому другу ..................... 350
П. де Ман. аллегории чтения: Фигуральный язык
руссо, Ницше, рильке и Пруста ................................. 355
МОтИВНый аНалИЗ ................................................ 367
И.В. Силантьев. Мотив как единица
художественного повествования ................................. 367
Б.М. Гаспаров. Из наблюдений
над мотивной структурой романа М.а. Булгакова
«Мастер и Маргарита» ............................................. 377
аНалИЗ арХетИПОВ ................................................ 383
Ю.В. Доманский. Смыслообразующая роль
архетипических значений в литературном тексте .......... 383
5
Стр.5
В.Н. Топоров. Миф о воплощении юноши-сына,
его смерти и воскресении в творчестве елены гуро ....... 393
ИНтертеКСтУальНый аНалИЗ .............................. 402
А.К. Жолковский. Блуждающие сны .......................... 402
аНалИЗ КрУПНыХ ХУДОжеСтВеННыХ
СИСтеМ ..................................................................... 413
И.П. Смирнов. Мегаистория. К исторической
типологии культуры ................................................. 413
Н.Л. Лейдерман. траектории «экспериментирующей
эпохи» ................................................................... 429
М.Н. Липовецкий. Паралогии: трансформации
(пост)модернистского дискурса в русской культуре
1920—2000-х годов ................................................... 442
6
Стр.6