Стрельчук РуССкая РЕчЕвая культуРа иНоСтРаННых бакалавРов НЕгумаНитаРНых СпЕциальНоСтЕй Монография 2-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2014 1 УДК 811.161.1’271.2(0.054.6) ББК 81.2Рус-5-96 С84 Реценз ент ы: д-р филол. наук, проф. <...> С84 Русская речевая культура иностранных бакалавров негуманитарных специальностей [Электронный ресурс]: монография / Е.Н. Стрельчук. <...> Представлена интерпретация понятия «речевая культура» и определены его составляющие в процессе обучения иностранных учащихся русскому языку в условиях языковой среды, предложена методическая организация обучения русской речевой культуре иностранных бакалавров негуманитарного профиля. <...> Книга адресована преподавателям русского языка, аспирантам, учащимся негуманитарных специальностей и всем, кто интересуется речевой культурой и вопросами преподавания русского языка в иностранной аудитории. <...> Российская многоуровневая система высшего профессионального образования: сущность и основные подходы к обучению иностранных бакалавров негуманитарного профиля . <...> Реализация компетентностного подхода в процессе обучения иностранцев русскому языку . <...> Речевая культура иностранных бакалавров негуманитарных специальностей как речевая деятельность . <...> Речевая личность иностранного бакалавра негуманитарной специальности . <...> Понятие «речевая личность» в лингвистике и методике преподавания языков . <...> Особенности речевой личности иностранного бакалавра негуманитарной специальности . <...> 51 глава 2. культура речи в методике обучения русской речевой культуре иностранных бакалавров негуманитарных специальностей 2.1. <...> 99 глава 3. прикладная лингвокультурология и лингвострановедение в методике обучения русской речевой культуре иностранных бакалавров негуманитарных специальностей 3.1. <...> Прикладная лингвокультурология и лингвострановедение в методике преподавания РКИ: общее и частное . <...> Виды русского искусства в процессе обучения инофонов русской речевой <...>
Русская_речевая_культура_иностранных_бакалавров_негуманитарных_специальностей.pdf
УДК 811.161.1’271.2(0.054.6)
ББК 81.2Рус-5-96
С84
Реценз ент ы:
д-р филол. наук, проф. Н.Ф. Алефиренко;
д-р пед. наук, проф. С.С. Пашковская
С84
Стрельчук Е.Н.
Русская речевая культура иностранных бакалавров негумаспециальностей
нитарных
[Электронный
ресурс]:
монография / Е.Н. Стрельчук. — 3-е изд., стер. — М. :
ФЛИНТА, 2019. — 208 с. — (Русский язык как иностранный).
ISBN 978-5-9765-1702-8
В монографии рассматриваются вопросы формирования и развития
русской речевой культуры иностранных бакалавров технических,
естественнонаучных и экономических специальностей в много
уровневой системе российского высшего профессионального об разования.
Представлена интерпретация понятия «речевая культура»
и определены его составляющие в процессе обучения иностранных
учащихся русскому языку в условиях языковой среды, предложена
методическая организация обучения русской речевой культуре иностранных
бакалавров негуманитарного профиля.
Книга адресована преподавателям русского языка, аспирантам,
учащимся негуманитарных специальностей и всем, кто интересуется
речевой культурой и вопросами преподавания русского языка в
иностранной аудитории.
УДК 811.161.1’271.2(0.054.6)
ББК 81.2Рус-5-96
ISBN 978-5-9765-1702-8
© Стрельчук Е.Н., 2013
© Издательство «ФЛИНТА», 2013
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ........................................................................................................................... 6
глава 1. лингвистические и психолого-педагогические основы
обучения русской речевой культуре иностранных бакалавров
негуманитарных специальностей
1.1. Российская многоуровневая система высшего профессионального
образования: сущность и основные подходы к обучению
иностранных бакалавров негуманитарного профиля ............................10
1.1.1. Общая характеристика процесса обучения русскому
языку иностранных бакалавров негуманитарных
специальностей с позиций новых Государственных
стандартов высшего профессионального образования ..............10
1.1.2. Реализация компетентностного подхода в процессе
обучения иностранцев русскому языку ...........................................15
1.2. Социолингвистические особенности обучения иностранных
бакалавров в современной языковой среде ................................................19
1.2.1. Вопросы лингвокультурной адаптации иностранных
учащихся .....................................................................................................19
1.2.2. Характеристика современной языковой (речевой) среды ........22
1.2.3. «Речевая культура»: лингвистический подход
к определению понятия .........................................................................27
1.3. Речевая культура иностранных бакалавров негуманитарных
специальностей как речевая деятельность ................................................32
1.3.1. Речевая культура в аспекте психологии образования ................32
1.3.1.1. Язык — речь — речевое общение ........................................................32
1.3.1.2. «Речевое общение» и «коммуникация»: сопоставление
понятий ....................................................................................................35
1.3.2. Традиции обучения русской речи ........................................................38
1.3.2.1. Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности .......38
1.3.2.2. Профессиональная речевая деятельность бакалавровнегуманитариев
.....................................................................................39
1.3.2.3. Связная речь: текст и дискурс .........................................................43
3
Стр.3
1.4. Речевая личность иностранного бакалавра негуманитарной
специальности .......................................................................................................46
1.4.1. Понятие «речевая личность» в лингвистике и методике
преподавания языков ...............................................................................46
1.4.2. Особенности речевой личности иностранного бакалавра
негуманитарной специальности ...........................................................51
глава 2. культура речи в методике обучения русской речевой культуре
иностранных бакалавров негуманитарных специальностей
2.1. Основные аспекты культуры речи в методике преподавания
русского языка как иностранного .................................................................55
2.2. Нормативный аспект культуры речи ...........................................................58
2.2.1. Общая характеристика нормативного аспекта ..............................58
2.2.2. Нормы устной речи .................................................................................61
2.2.3. Нормы письменной речи .......................................................................65
2.2.4. Нормы устной и письменной речи .....................................................70
2.2.4.1. Грамматические нормы ......................................................................70
2.2.4.2. Лексические нормы ...............................................................................75
2.3. Коммуникативный аспект культуры речи .................................................79
2.3.1. Общая характеристика коммуникативного аспекта ....................79
2.3.2. Коммуникативные качества русской речи ......................................80
2.3.3. Функциональные стили современного русского языка .............86
2.3.3.1. Стилевое многообразие в процессе обучения культуре
русской речи иностранных бакалавров негуманитарных
специальностей .....................................................................................86
2.3.3.2. Книжные стили речи ...........................................................................88
2.3.3.3. Разговорная речь ...................................................................................96
2.4. Этический аспект культуры речи ..................................................................99
глава 3. прикладная лингвокультурология и лингвострановедение
в методике обучения русской речевой культуре иностранных
бакалавров негуманитарных специальностей
3.1. Прикладная лингвокультурология и лингвострановедение
в методике преподавания РКИ: общее и частное ..................................103
3.2. Русская национально-своеобразная картина мира ...............................108
3.2.1. Концептуальная и языковая картины мира: сущность
и определение понятий ........................................................................108
3.2.2. Лингвокультурологические (лингвострановедческие)
единицы и их характеристика ...........................................................112
4
Стр.4
3.3. Виды русского искусства в процессе обучения инофонов
русской речевой культуре ..............................................................................118
3.3.1. Русская народная сказка .....................................................................119
3.3.2. Русская песня ..........................................................................................122
3.3.3. Русская художественная литература ..............................................126
3.3.4. Русские кинофильмы ...........................................................................130
3.3.5. Русское изобразительное искусство ...............................................134
3.4. Региональная культура как компонент общей культуры
в процессе обучения русской речевой культуре иностранных
студентов ..............................................................................................................137
3.5. Межкультурное общение: диалог культур и толерантность .............140
глава 4. методическая организация обучения русской речевой
культуре иностранных бакалавров негуманитарных специальностей
4.1. Комплексное обучение русской речевой культуре иностранных
бакалавров негуманитарных специальностей .........................................145
4.2. Педагогические технологии в обучении русской речевой культуре
иностранных бакалавров ................................................................................148
4.2.1. Технологии личностно ориентированного обучения ................149
4.2.2. Проектные технологии .........................................................................157
4.2.3. Игровые технологии .............................................................................161
4.2.4. Экскурсионный метод ..........................................................................164
4.3. Дисциплина «Русский язык и культура речи» в иностранной
аудитории бакалавров негуманитарных специальностей ...................167
4.3.1. Общая характеристика дисциплины ...............................................168
4.3.2. Организация процесса обучения ......................................................171
4.3.3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины .......................177
Заключение .................................................................................................................181
Литература ..................................................................................................................183
5
Стр.5