Российския академия обРазования
ноу впо «московский психолого-социальный институт»
Л.А. Лысакова, Г.С. Завгородняя,
Е.Н. Лесная
Немецкий язык для бакалавров
экономических специальностей
учебник
Рекомендовано Редакционноиздательским Советом
Российской академии образования
к использованию в качестве учебного пособия
москва
издательство «Флинта»
ноу впо «мпси»
2012
1
Стр.1
удк 811.112.2(075.8)
ббк 81.2нем-923
л88
главный редактор д-р псих. н., проф., акад. Рао Д.И. Фельдштейн
зам. главного редактора д-р псих. н., проф., акад. Рао С.К. Бондырева
члены редакционной коллегии:
д-р псих. н., проф., акад. Рао Ш.А. Амонашвили; д-р пед. н., член-корр. Рао
В.А. Болотов; д-р псих. н., проф., акад. Рао А.А. Деркач; д-р псих. н., проф.,
акад. Рао А.И. Донцов; д-р псих. н., проф., акад. Рао И.В. Дубровина;
д-р псих. н., проф. В.П. Зинченко; д-р филол. н., проф., акад. Рао
В.Г. Костомаров; д-р пед. н., проф., акад. Рао Н.Н. Малофеев;
д-р физ.-мат. н., проф., акад. Рао В.Л. Матросов; д-р пед. н., проф.,
акад. Рао Н.Д. Никандров; д-р псих. н., проф., акад. Рао В.В. Рубцов;
д-р пед. н., проф., акад. Рао М.В. Рыжаков; д-р ист. н., проф. Э.В. Сайко
Р е ц е н з е н т ы:
зав. кафедрой иностранных языков Рви Рв,
канд. пед. наук, доцент М.В. Рябова
зав. кафедрой «лингвистика и иностранные языки»,
канд. пед. наук, доцент Н.В. Требухина
Лысакова Л.А.
л88 немецкий язык для бакалавров экономических специальностей
: учебник / л.а. лысакова, г.с. завгородняя, е.н лесная. — м. :
Флинта : ноу впо «мпси», 2012. — 376 с.
ISBN 978-5-9765-1054-8 (Флинта)
ISBN 978-5-9770-0684-2 (ноу впо «мпси»)
целью учебника является подготовка бакалавров экономических направлений
по дисциплине «немецкий язык» в соответствии с требованиями
государственного образовательного стан дарта. учебник построен
на модульном принципе обучения с привлечением критериев оценки качества
знаний бакалавров в балльно-рейтинговой системе.
для студентов бакалавриата первого курса экономических специаль ностей,
изучающих немецкий язык в качестве первого иностранного языка.
удк 811.112.2(075.8)
ббк 81.2нем-923
ISBN 978-5-9765-1054-8 (Флинта)
2
© лысакова л.а., завгородняя г.с.,
ISBN 978-5-9770-0684-2 (ноу впо «мпси») лесная е.н., 2012
© издательство «Флинта», 2012
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
предисловие ....................................................................................................3
общие положения ...........................................................................................5
Модуль I. Учеба в университете. Мой факультет.
Рабочая неделя студента и досуг .............................................................7
Lektion 1. Bekanntschaft ................................................................................7
грамматика: порядок слов в простом распространенном
и вопросительном предложениях. отрицания “nicht” и “kein”.
отрицательные местоимения. основные формы глагола.
система временных форм глагола в немецком языке.
образование настоящего времени Präsens Aktiv. спряжение
глаголов haben, sein, werden в Aktiv ........................................................7
грамматические упражнения .........................................................................8
изучающее чтение: Dialog “Bekanntschaft” ................................................13
послетекстовые упражнения и контрольные задания.
лексические упражнения .............................................................................14
задания на развитие навыков устной и письменной речи ........................16
текст для ознакомительного чтения ............................................................20
Lektion 2. Lebenslauf ...................................................................................21
грамматика: возвратные глаголы. определенный и неопределенный
артикль. имя существительное. склонение имен существительных.
образование множественного числа имен существительных.
указательные местоимения. глаголы с отделяемыми
и неотделяемыми приставками. повелительное наклонение ............21
грамматические упражнения .......................................................................22
Teкст для изучающего чтения: “Der Lebenslauf eines Studenten” .............30
послететекстовые упражнения и контрольные задания. лексические
упражнения ....................................................................................................31
задания на развитие навыков устной и письменной речи ........................34
текст для ознакомительного чтения ............................................................37
Lektion 3. Das Studium und Freizeitgestaltung .........................................39
грамматика: Präteritum Perfekt, Plusquamperfekt Aktiv. личные
местоимения. склонение личных и притяжательных местоимений.
Речевые намерения: Формы выражения просьбы, согласия,
сомнения .................................................................................................39
365
Стр.365
грамматические упражнения .......................................................................40
Teкст для изучающего чтения: “Mein Studium an der Fakultät
für Kommerz und Marketing” ........................................................................51
послететекстовые упражнения и контрольные задания.
лексические упражнения .............................................................................54
задания на развитие навыков устной речи, аудирования и письма ..........59
текст для ознакомительного чтения ............................................................61
проектное задание к модулю I ....................................................................67
тестовые задания для рубежного контроля к модулю I ............................67
критерии оценки рубежного контроля в балльно-рейтинговой
системе ...........................................................................................................72
Модуль II. Страны изучаемого языка (Германия, Австрия,
Швейцария) ................................................................................................73
Lektion 1. Geografische Lage Deutschlands ...............................................73
грамматика: степени сравнения прилагательных и наречий
модальные глаголы. предлоги. многозначность предлогов.
предлоги с Dativ. предлоги с Akkusativ. предлоги с Dativ
и Akkusativ. предлоги с Genetiv. будущее время Futurum.
неопределенно-личное местоимение man. безличное
местоимение es .......................................................................................73
грамматические упражнения .......................................................................74
Teкст для изучающего чтения: “Gegrafische Lage von Deutschland” ........87
послетекстовые упражнения и контрольные задания.
лексические упражнения .............................................................................89
задания на развитие навыков устной и письменной речи ........................92
текст для ознакомительного чтения ............................................................97
Lektion 2. Die Bundesrepublik Deutschland ..............................................98
грамматика: сложносочиненное предложение. парные союзы.
имя прилагательное. склонение прилагательных. количественные
числительные. порядковые числительные. месяцы и даты ..............98
грамматические упражнения .......................................................................98
Teкст для изучающего чтения: “Die BRD” ...............................................112
послететекстовые упражнения и контрольные задания. лексические
упражнения ..................................................................................................115
задания на развитие навыков устной и письменной речи ......................118
текст для ознакомительного чтения ..........................................................121
366
Стр.366
Lektion 3. Berlin — die Hauptstadt Deutschlands ..................................123
грамматика: Passiv. Infinitiv Passiv с модальными глаголами.
Результативный Passiv (Zustandspassiv). безличный пассив ............123
грамматические упражнения .....................................................................123
Teкст для изучающего чтения: “Berlin” ....................................................130
послететекстовые упражнения и контрольные задания. лексические
упражнения ..................................................................................................132
задания на развитие навыков устной и письменной речи ......................133
текст для ознакомительного чтения ..........................................................141
проектное задание к модулю II .................................................................144
тестовые задания для рубежного контроля к модулю II .........................144
критерии оценки рубежного контроля в балльно-рейтинговой
системе .........................................................................................................150
Модуль III. Система высшего образования в России
и Германии. Крупнейшие вузы России и Германии
как центры образования и научных исследований .......................152
Lektion 1. Das Hochschulwesen in Deutschland ......................................152
грамматика: сложноподчиненное предложение. виды придаточных
предложений. инфинитив. инфинитивные группы.
инфинитивные обороты. модальные конструкции haben,
sein + zu + Infinitiv ................................................................................152
грамматические упражнения .....................................................................152
Teкст для изучающего чтения: “Die Wege zur Hochschulbildung
in Deutschland” .............................................................................................169
послететекстовые упражнения и контрольные задания. лексические
упражнения ..................................................................................................174
задания на развитие навыков устной и письменной речи ......................182
текст для ознакомительного чтения ..........................................................188
Lektion 2. Die Hochschulen in Deutschland .............................................191
грамматика: Partizip II в качестве определения. образование
Partizip I и перевод на русский язык. Partizip I с zu.
Распространенное определение. обособленный причастный
оборот ....................................................................................................191
грамматические упражнения .....................................................................191
Teкст для изучающего чтения: “Die Universität Dortmund” ....................196
послететекстовые упражнения и контрольные задания. лексические
упражнения ..................................................................................................200
367
Стр.367
задания на развитие навыков устной и письменной речи ......................206
текст для ознакомительного чтения ..........................................................206
Lektion 3. Die Hochschulen in Russland ..................................................211
грамматика: управление глаголов и прилагательных.
местоименные наречия .......................................................................211
грамматические упражнения .....................................................................211
Teкст для изучающего чтения: “Die Staatliche Wirtschaftsuniversität
Rostow am Don” ...........................................................................................215
послететекстовые упражнения и контрольные задания. лексические
упражнения ..................................................................................................219
задания на развитие навыков устной и письменной речи ......................220
текст для ознакомительного чтения ..........................................................222
проектное задание к модулю III ................................................................225
тестовые задания для рубежного контроля к модулю III ........................225
критерии оценки рубежного контроля в балльно-рейтинговой
системе .........................................................................................................229
Модуль IV. Три основных сектора немецкой экономики:
промышленность, торговля, сфера услуг .........................................230
Lektion 1. Die drei wichtigsten Bereiche der deutschen Wirtschaft:
Industrie, Handel und Dienstleistungen ...................................................230
грамматика: Konjunktiv II как средство выражения нереального
действия. глагол sich lassen + Infinitiv ................................................230
грамматические упражнения .....................................................................230
Teкст для изучающего чтения: “Die drei wichtigsten Bereiche
der deutschen Wirtschaft: Industrie, Handel und Dienstleistungen” ............235
послетекстовые упражнения .....................................................................237
упражнения на развитие навыков устной и письменной речи ...............238
текст для ознакомительного чтения ..........................................................240
Lektion 2. Die Wirtschaft Deutschlands. Industrie .................................242
грамматика: Konjunktiv II как средство выражения нереального
действия. глагол sich lassen + Infinitiv ................................................242
грамматические упражнения .....................................................................242
Teкст для изучающего чтения: “Standorte, Infrastuktur und Branchen
in Deutchland” ..............................................................................................245
послетекстовые упражнения и контрольные задания .............................248
упражнения на развитие навыков устной и письменной речи ...............249
текст для ознакомительного чтения ..........................................................250
368
Стр.368
Lektion 3. Russisch-Deutsche Handels- und Wirtschaftsbeziehungen.
Handel ..........................................................................................................252
грамматика: особые случаи употребления Konjunktiv Präsens.
употребление относительных местоимений в роли союзного
слова в придаточных определительных. придаточные условные
предложения .........................................................................................252
грамматические упражнения .....................................................................252
Teкст для изучающего чтения: “Der Handel” ............................................256
послетекстовые упражнения .....................................................................258
упражнения на развитие навыков устной и письменной речи ...............261
текст для ознакомительного чтения ..........................................................263
проектное задание к модулю IV ................................................................263
тестовые задания для рубежного контроля к модулю IV .......................264
критерии оценки рубежного контроля в балльно-рейтинговой
системе .........................................................................................................269
гРамматический спРавочник .....................................................270
Морфология ...............................................................................................270
§ 1. определенный и неопределенный артикль .......................................270
§ 2. имя существительное ..........................................................................273
§ 3. образование множественного числа имен существительных .........275
§ 4. склонение имен существительных ....................................................277
§ 5. Разделительный Genitiv .......................................................................279
§ 6. личные местоимения. склонение личных местоимений ................270
§ 7. возвратное местоимение sich .............................................................280
§ 8. притяжательные местоимения ...........................................................280
§ 9. указательные местоимения .................................................................281
§ 10. вопросительные местоимения .........................................................281
§ 11. отрицательные местоимения и отрицания ......................................282
§ 12. относительные местоимения ...........................................................282
§ 13. неопределенные местоимения .........................................................283
§ 14. неопределенно-личное местоимение man ......................................283
§ 15. местоимение es как безличное, личное и указательное ................284
§ 16. имя прилагательное ...........................................................................285
§ 17. склонение имен прилагательных .....................................................286
§ 18. степени сравнения прилагательных и наречий ..............................288
§ 19. числительные .....................................................................................289
§ 20. глагол ..................................................................................................291
§ 21. основные формы глагола ..................................................................292
§ 22. отделяемые и неотделяемые приставки ..........................................294
369
Стр.369
§ 23. система временных форм в немецком языке ..................................294
§ 24. Präsens .................................................................................................294
§ 25. Präteritum .............................................................................................296
§ 26. Perfekt и Plusquamperfekt ...................................................................297
§ 27. Futurum I .............................................................................................299
§ 28. глаголы haben, sein, werden ...............................................................300
§ 29. модальные глаголы ............................................................................302
§ 30. неправильные глаголы ......................................................................305
§ 31. глаголы wissen и kennen ....................................................................306
§ 32. глагол lassen .......................................................................................307
§ 33. Infinitiv .................................................................................................308
§ 34. конструкции haben + zu + Infinitiv, sein + zu + Infinitiv ..................310
§ 35. причастия ...........................................................................................311
§ 36. Passiv ...................................................................................................312
§ 37. Infinitiv Passiv с модальными глаголами ..........................................315
§ 38. наклонения .........................................................................................316
§ 39. Imperativ ..............................................................................................316
§ 40. Konjunktiv ...........................................................................................318
§ 41. употребление и перевод Konjunktiv .................................................320
§ 42. предлоги ..............................................................................................323
§ 43. многозначность предлогов ...............................................................325
§ 44. управление глаголов и прилагательных ..........................................333
§ 45. местоименные наречия .....................................................................337
синтаксис ..............................................................................................339
Простое предложение ...............................................................................339
§ 46. структура простого предложения ....................................................339
§ 47. Распространенное определение ........................................................340
§ 48. отрицания ...........................................................................................343
Сложное предложение ..............................................................................344
§ 49. сложносочиненное предложение .....................................................344
§ 50. сложноподчиненное предложение ..................................................347
§ 51. виды придаточных предложений .....................................................348
§ 52. придаточные дополнительные (Objektsätze) ...................................350
§ 53. придаточные определительные (Attributsätze) ................................350
§ 54. придаточные места (Lokalsätze) .......................................................352
§ 55. придаточные времени (Temporalsätze) ............................................352
§ 56. придаточные цели (Finalsätze) ..........................................................353
§ 57. придаточные причины (Kausalsätze) ................................................354
§ 58. придаточные следствия (Folgesätze) ................................................354
370
Стр.370
§ 59. придаточные уступительные (Konzessivsätze) ................................355
§ 60. придаточные условные (Konditionalsätze) .......................................355
§ 61. придаточные сравнительные (Komparativsätze) .............................356
§ 62. придаточные образа действия (Modalsätze) ....................................357
§ 63. инфинитивные группы ......................................................................357
§ 64. инфинитивные обороты ....................................................................359
§ 65. обособленный причастный оборот ..................................................360
список сильных и неправильных глаголов ..............................................361
литература ...................................................................................................364
371
Стр.371