Н.И. Колесникова ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЖАНРОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ Монография •ФЛИНТА• Н.И. Колесникова ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЖАНРОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ Монография 2-е издание, исправленное и дополненное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2013 УДК 81’1 ББК 81.411.2-7-91 К 60 Рецензенты: д-р пед. наук, проф. <...> К 60 Лингводидактическая концепция формирования жанровой компетенции учащихся в системе непрерывного языкового образования [Электронный ресурс] : монография / Н.И. Колесникова. <...> ISBN 978-5-9765-1670-0 В монографии представлена межпрофильная концепция поэтапного, преемственного, модульного формирования жанровой компетенции в научной сфере общения студентов и магистрантов нефилологических вузов. <...> Учебно-методическое обеспечение и научное со-провождение включает межжанровую модель научного текста, модели простых и сложных научных жанров, методику формирования жанрово-стилистической компетенции с учетом специальности обучающихся и этапа обучения. <...> Научный стиль в системе функциональных разновидностей современного русского литературного языка. <...> Функциональные разновидности современного русского литературного языка . <...> Лингводидактические и лингвопсихологические особенности формирования жанровой компетенции студентов и магистрантов. <...> Анализ соответствия учебников и учебных пособий «Русский язык и культура речи» коммуникативным потребностям студентов . <...> Когнитивный подход к описанию языковой и речевой деятельности студентов нефилологического вуза . <...> Система упражнений для формирования жанровой компетенции в научной сфере общения . <...> Система подготовительных упражнений (формирование языковой/речевой, стилистической и текстовой компетенции) . <...> Развитие научной речи российских учащихся долгое время было прерогативой общеобразовательной школы, направлявшей в вузы <...>
Лингводидактическая_концепция_формирования_жанровой_компетенции_учащихся_в_системе_непрерывного_языкового_образования_(1).pdf
Н.И. Колесникова
ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКАЯ
КОНЦЕПЦИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ЖАНРОВОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ
В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО
ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Монография
2-е издание, исправленное и дополненное
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2013
Стр.1
УДК 81’1
ББК 81.411.2-7-91
К 60
Рецензенты:
д-р пед. наук, проф. Е.Н. Пузанкова,
д-р филол. наук, проф. Ю.В. Фоменко
Колесникова Н.И.
К 60
Лингводидактическая концепция формирования
жанровой компетенции учащихся в системе непрерывного
языкового образования [Электронный ресурс] : монография /
Н.И. Колесникова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : ФЛИНТА,
2013. – 411 с.
ISBN 978-5-9765-1670-0
В монографии представлена межпрофильная концепция поэтапного,
преемственного, модульного формирования жанровой компетенции в
научной сфере общения студентов и магистрантов нефилологических
вузов. Предложенная концепция основана на идее непрерывности
языкового образования, жанрово-стилистическом и деятельностном
подходах к содержанию и организации обучения. Учебно-методическое
обеспечение и научное со-провождение включает межжанровую
модель научного текста, модели простых и сложных научных жанров,
методику формирования жанрово-стилистической компетенции с
учетом специальности обучающихся и этапа обучения.
Книга адресована специалистам, работающим на стыке филологии
и лингводидактики, преподавателям русского языка и речеведческих
дисциплин в высших и средних специальных учебных заведениях,
научным руководителям магистрантов и аспирантов любого профиля,
а также всем, кто причастен к научной деятельности.
УДК 81’1
ББК 81.411.2-7-91
ISBN 978-5-9765-1670-0
© Издательство «ФЛИНТА», 2013
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.......................................................................................................................7
ГЛАВА 1. Научный стиль в системе функциональных разновидностей
современного русского литературного языка. ....................13
1.1. Функциональные разновидности современного русского литературного
языка . ................................................................................13
1.1.1. Понятие «стиля» в современной лингвистической науке . ....15
1.1.2. Классификация функциональных стилей и их отличительные
особенности ...................................................................18
1.1.3. Стилеобразующие факторы и стилевые черты........................21
1.1.4. Стили языка и стили речи. ..........................................................23
1.1.5. Стили и жанры..............................................................................25
1.2. Научный стиль речи...............................................................................29
1.2.1. Актуальность исследований научного стиля ...........................29
1.2.2. Стилевые черты научной речи ...................................................32
1.2.3. Устная и письменная формы научной речи .............................38
1.2.4. Внутристилевая дифференциация научной речи. ...................40
1.3. Язык науки и подъязыки специальностей . ........................................43
1.3.1. Научный стиль и язык науки ......................................................45
1.3.2. Специфические особенности терминов....................................50
1.4. Научный текст: стилевые, категориальные и структурносмысловые
особенности . ......................................................................56
1.5. Типология способов изложения в научных текстах .........................68
1.5.1. Подтипы способов изложения ...................................................76
Выводы. ..........................................................................................................80
Стр.3
4
ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА 2. Лингводидактические и лингвопсихологические особенности
формирования жанровой компетенции студентов
и магистрантов. ....................................................................................83
2.1. Коммуникативно-деятельностные потребности студентов нефилологических
вузов . ..........................................................................83
2.1.1. Анализ соответствия учебников и учебных пособий
«Русский язык и культура речи» коммуникативным
потребностям
студентов ..................................................................97
2.2. Языковая личность студента нефилологического вуза . ................113
2.3. Когнитивный подход к описанию языковой и речевой деятельности
студентов нефилологического вуза . ......................................129
2.4. Научные жанры в лингводидактическом освещении. ....................140
2.4.1. Жанрово-стилевое многообразие русской научной речи
как пространство для формирования жанровой компетенции...........................................................................................140
2.4.2.
Актуальные для изучения научные жанры и их внутрижанровые
варианты ....................................................................150
2.4.3. Типологические модели научных текстов и жанров ............163
2.4.3.1. Типологическая текстовая модель «Коммуникативный
блок» .................................................................163
2.4.3.2. Типологическая жанровая модель «Субжанр» . .......171
2.4.3.3. Жанр «Введение» и его «субжанры».........................174
2.4.3.4. Межжанровая модель научного текста . ....................186
Выводы. ........................................................................................................197
ГЛАВА 3. Организация процесса формирования жанровой компетенции
учащихся в системе непрерывного языкового образования
. ...........................................................................................200
3.1. Организация процесса формирования жанровой компетенции
учащихся на предвузовском этапе .....................................................200
3.2. Организация процесса формирования жанровой компетенции
студентов на вузовском этапе обучения (бакалавриат) . ................208
3.3. Организация процесса формирования жанровой компетенции
магистрантов .........................................................................................219
3.4. Система упражнений для формирования жанровой компетенции
в научной сфере общения . ..........................................................236
Стр.4
5
3.4.1. Система подготовительных упражнений (формирование
языковой/речевой, стилистической и текстовой компетенции)
.........................................................................................237
3.4.2. Система упражнений, направленных на овладение вторичными
жанрами. .....................................................................278
3.4.3. Система упражнений, направленных на овладение первичными
жанрами. .....................................................................289
3.5. Экспериментальное исследование лингводидактической концепции
формирования жанровой компетенции . .............................310
Выводы......................................................................................................................327
Заключение. ............................................................................................................329
Список литературы . .............................................................................................333
Приложения . ..........................................................................................................377
Стр.5