Issers5.qxd 12.12.2008 12:07 Page 1 О.С. Иссерс Речевое воздействие Учебное пособие ОКСАНА СЕРГЕЕВНА ИССЕРС — профессор, доктор филологических наук. <...> Специалист в области коммуникативной лингвистики, автор монографии «Коммуникативные стратегии и тактики русской речи» и более 100 научных публикаций. <...> Консультант по речевой коммуникации и связям с общественностью. <...> РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ Учебное пособие О.С. Иссерс ФЛИНТА•НАУКА ФЛИНТА•НАУКА О.С. <...> Иссерс Речевое воздействие О.С. Иссерс Речевое воздействие Учебное пособие 4-е издание, стереотипное Допущено Учебнометодическим объединением вузов Российской Федерации по образованию в области международных отношений в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по направлению (специальности) «Связи с общественностью» Москва Издательство «Флинта» 2016 УДК 80(075.8) ББК 81.25923 И89 Рецензенты: др филол. наук, профессор кафедры общего и русского языкознания Российского университета Дружбы народов Е.Н. Ремчукова др филол. наук, профессор кафедры общего языкознания и стилистики Воронежского государственного университета И.А. Стернин др филол. наук, профессор кафедры общественных связей и рекламы факультета журналистики СанктПетербургского государственного университета А.Д. Кривоносов И89 Иссерс О.С. <...> Этот список отнюдь не ограничивается названными специальностями: вопросы речевого воздействия актуальны для всех, кто интересуется проблемами эффективной речевой коммуникации, задумывается не только о том, что сказать, но и как выразить свою мысль. <...> Для филологов, журналистов, специалистов по рекламе и связям с об щественностью, а также для всех, кто интересуется современными подходами к речевой коммуникации и хочет усовершенствовать навыки речевого воздействия. <...> Античный риторический канон и его современная интерпретация в аспекте речевого воздействия . <...> Механизмы номинации и проблема выбора слова . <...> Проблема недискретности мира и дискретности <...>
Речевое_воздействие_.pdf
О.С. Иссерс
Речевое воздействие
Учебное пособие
Рекомендовано Учебно-методическим объединением вузов
Российской Федерации по образованию
в области международных отношений в качестве учебного
пособия для студентов вузов, обучающихся
по направлению подготовки (специальности) 031600 –
«Реклама и связи с общественностью»
6-е издание, стереотипное
Москва
Издательство «ФлИнта»
2020
Стр.1
УДК 80(075.8)
ББК 81.2-5я73
И89
Р е ц е н з е н т ы:
д-р филол. наук, профессор кафедры общего и русского язы коз на ния
Рос сий с ко го университета Дружбы народов Е.Н. Ремчукова
д-р филол. наук, профессор кафедры общего языкознания и сти ли с ти ки
Во ро неж с ко го государственного университета И.А. Стернин
д-р филол. наук, профессор кафедры общественных связей и рекламы
фа куль те та журналистики Санкт-Петербургского государственного
университета А.Д. Кри во но сов
И89
Иссерс О.С.
Речевое воздействие [Электронный ресурс] : учеб.
пособие / О.С. Иссерс. – 6-е изд., стер. – М. : ФлИнта,
2020. – 240 с.
ISBN 978-5-9765-0766-1
В основу книги положен курс лекций, который автор читает более
10 лет. Многие ме то ди ки, пред став лен ные в по со бии, были ап ро би ро ва ны
на консультациях, тре нин гах и се ми на рах, ко то рые ав тор проводил в различных
государственных и ком мер чес ких струк ту рах. В пособии представлены
различные аспекты те о рии и прак ти ки ре че во го воз дей ствия, наиболее
значимые для подготовки про фес си о наль но го коммуникатора – журналиста,
фи ло ло га, специалиста по рекламе и свя зям с общественностью.
Этот спи сок отнюдь не ог ра ни чи ва ет ся на зван ны ми спе ци аль но с тя ми: вопросы
ре че во го воздействия ак ту аль ны для всех, кто ин те ре су ет ся про бле мами
эф фек тив ной речевой ком му ни ка ции, за ду мы ва ет ся не толь ко о том, что
ска зать, но и как выразить свою мысль. Особое вни ма ние в по со бии об раща
ет ся на приемы влияния на собеседника, выбор оп ти маль ных языко вых
средств. В каждой главе имеются практические задания, которые по зво ляют
при ме нить полученные знания в конкретной сфере.
Для филологов, журналистов, специалистов по рекламе и свя зям с обще
ствен но с тью, а также для всех, кто интересуется со вре мен ны ми под хо дами
к ре че вой коммуникации и хочет усо вер шен ство вать навыки речевого
воз дей ствия.
УДК 80(075.8)
ББК 81.2-5я73
ISBN 978-5-9765-0766-1
© Иссерс О.С., 2011
© Издательство «ФлИнта», 2011
Стр.2
Оглавление
Предисловие ...................................................................................................................... 5
Введение .............................................................................................................................. 7
Глава 1. Истоки теории речевого воздействия. Риторика
как на ука убеждать ................................................................................................. 9
1.1. Краткий исторический экскурс .................................................................... 9
1.2. античный риторический канон и его современная
интерпретация в ас пек те речевого воздействия ...................................12
Задания после лекции ....................................................................................18
Глава 2. Современный человек – субъект и объект речевого воздействия ......20
2.1. Предмет и задачи науки о речевом воздействии ..................................20
2.2. Что значит быть субъектом и объектом речевого воздействия? .....24
2.3. Психологические предпосылки современных технологий
речевого воздействия .....................................................................................25
Задания после лекции ....................................................................................31
Глава 3. Власть языка .................................................................................................33
3.1. Речевое общение как деятельность ...........................................................33
3.2. Понятие о модели мира и ее роли в речевом воздействии ................35
3.3. Семиотические предпосылки речевого воздействия.
Устройство язы ко во го знака ........................................................................38
3.4. Речевое общение и речевое воздействие .................................................43
3.5. Модель коммуникации и ее речевоздействующий потенциал ........46
Задания после лекции ....................................................................................53
Глава 4. Когнитивные механизмы речевого воздействия ............................54
4.1. Базовые стратегии интерпретации действительности .......................55
4.2. Когнитивная теория аргументации ...........................................................61
4.3. Приемы ввода имплицитной информации .............................................66
Задания после лекции ....................................................................................83
Глава 5. Механизмы номинации и проблема выбора слова ........................87
5.1. Мир слов и мир вещей: все имеет свое имя? ..........................................87
5.2. Проблема выбора слова. ложь в акте номинации ................................91
5.3. Проблема недискретности мира и дискретности имен ......................95
5.4. Уровень абстракции как манипуляционный ресурс............................98
5.5. «ловушка» со временем ..............................................................................103
5.6. Как «этикетки» влияют на людей ............................................................105
5.7. Сужение возможностей, или черно-белый мир ..................................108
Задания после лекции ..................................................................................110
Глава 6. Потенциал речевого воздействия лексической си с те мы языка .......113
6.1. Семантическая структура слова ...............................................................113
6.2. Символы Добра и Зла ..................................................................................115
3
Стр.3
6.3. Коннотативные элементы лексического значения ............................119
6.4. Языковая игра, основанная на многозначности, омонимии,
паронимии ........................................................................................................122
6.5. антонимические противопоставления в аспекте речевого
воздействия ......................................................................................................129
6.6. Использование ресурсов фразеологии ...................................................132
Задания после лекции ..................................................................................135
Глава 7. Приемы актуализации грамматических значений .......................139
7.1. Морфология.....................................................................................................139
7.2. Словообразовательная игра .......................................................................151
7.3. Ресурсы синтаксиса ......................................................................................154
Задания после лекции ..................................................................................164
Глава 8. Фонетические ресурсы речевого воздействия .............................166
8.1. Орфоэпические нормы, акцент, интонация ..........................................166
8.2. Штучки-дрючки устной речи (прием рифмованного эха) ..............169
8.3. Игра на созвучиях, рифмах и ритме ........................................................169
Задания после лекции ..................................................................................171
Глава 9. Выразительные средства языка в аспекте речевого
воздействия ............................................................................................................173
9.1. Метафора ..........................................................................................................174
9.2. Сравнение, метонимия .................................................................................181
9.3. Эпитет ................................................................................................................186
Задания после лекции ..................................................................................188
Глава 10. Коммуникативные стратегии и их реализация в речи .............191
10.1. Предпосылки выделения понятий речевой стратегии и тактики ....191
10.2. Стратегия как способ прогнозирования ..............................................195
10.3. Речевые маркеры коммуникативных стратегий ...............................198
10.4. Проблемы планирования диалога .........................................................200
10.5. Контроль в речевом общении (коммуникативный мониторинг) ....202
10.6. Как стать коммуникативным стратегом? ............................................204
Задания после лекции ..................................................................................207
лИтеРатУРа ..............................................................................................................211
Приложения .................................................................................................................219
Приложение 1. Реклама пива ...................................................................................219
Приложение 2. тексты для анализа .......................................................................222
Приложение 3. анализ рекламы .............................................................................232
Приложение 4. тест по курсу «Речевое воздействие» ....................................237
Стр.4