Т.В. Иванчикова ЯЗЫКОВАЯ И РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЭКОНОМИСТОВ Учебное пособие 2-е издание, стереотипное Москва Издательство «Флинта» 2012 УДК 81'256,5:65.0(075,8) ББК 81я73 И18 Р е ц е н з е н т ы: д-р филол. наук, проф. каф. зарубеж. лит. <...> Языковая и речевая компетентность экономистов [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Т.В. Иванчикова. <...> Безусловно значимым фактором формирования позитивного профессионального имиджа экономистов является речевая компетентность. <...> Так, в соответствии с логикой компетентностного подхода, пособие состоит из двух частей: первая часть «Литературный язык как основа учебных и профессиональных коммуникаций» ориентирована на возрастные характеристики студентов 1 курса, не знакомых со спецификой профессионального языка. <...> Для данного контингента является актуальным: знакомство с нормами литературного языка, выработка навыков эффектного публичного выступления и корректного речевого поведения в среде вуза, устранение речевых ошибок, «школьных пробелов» в области орфографии и пунктуации, а также усвоение текстовых норм жанров учебных коммуникаций. <...> Литературный язык как основа учебных и профессиональных коммуникаций Раздел 1. <...> Нормативное произношение и ударение Трудности должны будоражить, а не обескураживать. <...> Попробуйте протестировать собственное языковое чутье, употребив приведенные ниже примеры в форме родительного падежа и поставив ударение: кий пруд слоги строки гуляш гусь уголь кураж метраж трельяж киргизы чуваши армяне мордвины башкиры ясли грабли кочерги помидоры абрикосы мандарины баклажаны килограммы Критерии оценки Правильно употреблено 24 слова (70%) - 1 балл. <...> Если у Вас есть сомнения в постановке ударения у слова во множественном числе: фронт'ы, фр'онты, - вспомните фразу: «на разных фронтах шли ожесточенные бои…». <...> Дополнительно 1 балл за правильную аргументацию своего выбора. <...> Вы знаете, что искажение норм ударения иногда является следствием жаргонизации профессиональной <...>
Языковая_и_речевая_компетентность_экономистов_(2).pdf
УДК 811.161.1(075.8)
ББК 81.411.2-5я73
И18
Р е ц е н з е н т ы:
д-р филол. наук, проф. каф. зарубеж. лит.
Чувашского гос. ун-та им. И.Н. Ульянова Л.А. Мишина;
канд. филол. наук, доц. каф. рус. яз. как иностр.
Чувашского гос. ун-та им. И.Н. Ульянова Е.А. Кожемякова
О т в е т с т в е н н ы й р е д а к т о р:
д-р пед. наук, проф. Н.С. Толстов
Иванчикова Т.В.
И-18 Языковая и речевая компетентность экономистов : учеб. пособие /
Т.В. Иванчикова. – 4-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2024. – 366 c. –
ISBN 978-5-9765-1364-8. – Текст : электронный.
Пособие нацелено на поэтапное системное формирование языковой
и речевой компетентности студентов экономических специальностей
с учетом специфики их возраста и в контексте профессиональной
подготовки. Специфика заданий предполагает возможность обучения
по методу «портфолио» и в рамках балльно-рейтингового обучения.
Предназначено студентам экономических специальностей.
ISBN 978-5-9765-1364-8
© Иванчикова Т.В., 2021
© Издательство «ФЛИНТА», 2021
Стр.2
Содержание
Введение . . . . . . . . . . 3
Часть I. Литературный язык как основа учебных
и профессиональных коммуникаций . . . . . 5
Раздел 1. Нормы литературного языка . . . . 6
1.1. Нормативное произношение и ударение . . . . 7
1.2. Правильность, точность словоупотребления . . . 19
1.3. Фразеологические средства языка . . . . . 23
1.4. Употребление грамматических норм . . . . . 28
Раздел 2. Речевое поведение в учебных коммуникациях.
Риторика, прагматика, этика . . . . . 39
2.1. Искусство и культура публичного выступления . . . 39
2.2. Корректность речевого поведения . . . . . 50
Раздел 3. Оформление письменной речи
в учебных коммуникациях . . . . . . 66
3.1. Текстовые нормы жанров учебных коммуникаций . . 66
3.2. Трудные случаи орфографии и пунктуации . . . 82
Часть II. Язык и речь в профессиональном общении . . 99
Раздел 1. Терминосистема профессионального
языка экономистов . . . . . . . . 99
1.1. Точность профессионального словоупотребления . . 99
1.2. Богатство профессионального словоупотребления
. . 116
1.3. Правильность профессионального словоупотребления . . 125
Раздел 2. Профессиональная риторика экономистов . 140
2.1. Самопрезентация речевой личности специалиста . . 140
2.2. Мастерство решения профессиональных . . . .
речевых задач в сфере менеджмента и маркетинга . . . 148
Раздел 3. Прагматизм речевого поведения в
профессиональных коммуникациях . . . . 161
3.1. Речевое поведение в устных коммуникациях . . . 161
3.2. Коммерческая эффективность и этика
деловой переписки . . . . . . . . 191
Стр.365
Раздел 4. Профессионально значимые стили речевых
коммуникаций экономистов .
4.1. Официально-деловой стиль .
4.2. Научный стиль .
Учебные материалы .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Словарь трудных случаев ударения в лексике
экономического языка .
.
.
.
.
.
Речевая компетентность экономистов (статья) .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Специфика профессионального языка экономистов (статья)
.
.
.
Примеры языковых маркетинг-клише,
используемых для позиционирования и брендинга .
Характеристика профессионально значимых стилей языка
(конспект лекции)
.
.
.
.
Оформление списка литературы. Примеры
библиографических описаний .
.
.
.
.
Словарь экономических терминов-метафор, фразеологизмов . 254
Экономические термины слэнгового происхождения .
Аббревиатуры экономического языка .
.
.
.
.
.
Документы, сопровождающие договорные отношения .
.
.
Приложение 1. Диагностика предрасположенности студентов
к формированию речевой компетентности (анкета) .
.
Литература
.
.
.
.
.
Учебное издание
Иванчикова Татьяна Владимировна
Языковая и речевая компетентность экономистов
Учебное пособие
Подписано к выпуску 25.03.2024.
Уч.-изд. л. 15,25.
Электронное издание для распространения через Интернет.
ООО «ФЛИНТА», 117342, г. Москва, ул. Бутлерова, д. 17-Б, офис 324.
Тел.: (495) 334-82-65; 336-03-11.
E-mail: flinta@mail.ru; WebSite: www.flinta.ru
.
.
.
. 202
. 202
. 224
. 235
. 235
. 240
. 248
. 265
. 266
. 267
. 269
. 277
. 302
Нормы литературного языка (справочник в таблицах и конспектах) 304
Трудные случаи орфографии и пунктуации (справочник в таблицах) 324
Приложение 2. Оценка качества учебной мотивации (вопросник)
Приложение 3. Образцы тестовых и контрольных заданий .
. 336
338
. 340
. 361
Стр.366