Культура речи журналиста Практикум для студентов вузов 2-е издание стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2013 УДК 410 ББК 81.053 Г96 Рецензенты: Чистяков В.И., председатель Тамбовского регионального отделения общественной организации «Союз журналистов России», главный редактор областной общественно-политической газеты «Тамбовская жизнь» Гуськова С.В. <...> Издание включает упражнения, формирующие навыки применения актуальных норм произношения, словоупотребления, словоизменения и построения предложений (орфоэпические, акцентологические, морфологические, лексические и синтаксические нормы), а также методические рекомендации. <...> Трудности употребления причастного и деепричастного оборота . <...> Мы чувствуем, насколько активно в нашу речь входят новые слова и заимствования, как, казалось бы, легко и просто приживаются жаргоны, бранные слова и просторечия, которые в нашей речи используются неоправданно, происходит вульгаризация языка, бытует сленг, обнаруживает себя речевая агрессия, игнорируются нормы речевого этикета… Все это ведет к тому, что расшатываются нормы русского литературного языка, особенно орфоэпические и акцентологические. <...> В Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина, кроме частных исследований, результатом которых является выпуск монографий, учебно-методических пособий, публикаций в сборниках научных трудов и средствах массовой информации, осуществлен ряд научных исследований, фундаментального и прикладного характера, в том числе на средства грантов, посвященных изучению проблем русского языка. <...> ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ У всех звуков, из которых складывается слово, своя душа, своя природа, свое содержание, которые должен почувствовать говорящий. <...> На примере произношения сочетания чн докажите, что орфоэпические нормы изменяются. <...> АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ Акцентология – раздел науки о языке, изучающий правила постановки ударения. <...> В русском языке ударение разноместное <...>
Культура_речи_журналиста_практикум_для_студентов_вузов_(1).pdf
ГУСЬКОВА С.В.
Культура речи журналиста
Практикум для студентов вузов
2-е издание стереотипное
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2013
Стр.1
УДК 410
ББК 81.053
Г96
Рецензенты:
Чистяков В.И., председатель Тамбовского регионального отделения
общественной организации «Союз журналистов России»,
главный редактор областной общественно-политической газеты «Тамбовская жизнь»
Гуськова С.В.
Г96
Культура речи журналиста. Практикум для студентов вузов
[Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / С.В. Гуськова. –
2-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2013. – 97 с.
ISBN 978-5-9765-1679-3
Цель данного пособия – повышение коммуникативной компетенции будущих
работников средств массовой информации. Издание включает упражнения, формирующие
навыки применения актуальных норм произношения, словоупотребления, словоизменения
и построения предложений (орфоэпические, акцентологические, морфологические,
лексические и синтаксические нормы), а также методические рекомендации.
Предназначено для студентов факультетов и отделений журналистики,
обучающихся по специальности 030601 – Журналистика, изучающих предмет «Культура
речи журналиста».
ISBN 978-5-9765-1679-3
ISBN 978-5-9765-1679-3
УДК 410
ББК 81.053
© Гуськова С.В., 2013
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
От автора . ............................................................................................................. 5
I. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ . ................................................................... 10
II. АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ........................................................ 15
III. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ........................................................... 25
1. Употребление имен существительных. ................................................... 25
2. Употребление имен прилагательных . ..................................................... 31
3. Употребление имен числительных .......................................................... 32
4. Употребление местоимений . .................................................................... 35
5. Употребление глаголов ............................................................................. 36
IV. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ . ...................................................................... 39
1. Трудности выбора слова по значению . ................................................... 39
2. Трудности употребления паронимов .......................................................46
3. Лексическая сочетаемость слов ............................................................... 52
4. Проблемы многословия и речевой недостаточности...............................52
5. Проблемы использования фразеологизмов . ............................................54
V. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ . ...............................................................56
1. Трудные случаи управления .....................................................................56
2. Трудные случаи согласования. ................................................................. 62
3. Трудности употребления причастного и деепричастного оборота . ...... 63
4. Трудности, связанные с порядком слов в предложении . ....................... 64
VI. РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ . .................................................................................. 66
VII. СРЕДСТВА КОДИФИКАЦИИ ЯЗЫКА . ..............................................74
1. Этимологические словари . ........................................................................74
2. Толковые словари . .................................................................................... 76
3. Семонимические словари. ........................................................................ 76
4. Фразеологические словари. ...................................................................... 79
Приложение 1. Орфоэпический минимум. ...................................................... 82
Приложение 2. Морфологический минимум . ................................................. 86
Приложение 3. Лексический минимум ............................................................ 88
Приложение 4. Синтаксический минимум . ..................................................... 93
Рекомендуемая литература. .............................................................................94
3
Стр.3