Н. Е. Вакулина ДИКТАНТ КАК ПРИЕМ ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ, ПУНКТУАЦИИ, РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ Учебно-методическое пособие 3-е издание, переработанное и дополненное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2012 Диктант как прием обучения орфографии, пунктуации, развития речи учащихся УДК 811.161.1(075.8) ББК 81.2Рос-923 В 12 Н а у ч н ы й р е д а к т о р Кудряшова В. А., канд. пед. наук, зав. кафедрой русского языка, теории и методики обучения русскому языку ОГТИ Р е ц е н з е н т ы : Левашова Г. Н., канд. пед. наук, Заслуженный учитель России, директор (ГОУ СПО «Педагогический колледж г. Орска»); Белявская М. С., Заслуженный учитель России (ГОУ СПО «Педагогический колледж г. Орска») Вакулина Н. Е. <...> В12 Диктант как прием обучения орфографии, пунктуации, развития речи учащихся [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / Н. Е. Вакулина. <...> В нем представлены свыше сорока видов обучающих и проверочных диктантов, методические указания к их подготовке и проведению. <...> Виды диктантов по русскому языку, их классификация … <...> Роль обучающих диктантов для формирования орфографических и пунктуационных навыков . <...> Диктант «Проверяю себя» как прием формирования орфографической и пунктуационной зоркости учащихся . <...> Диктанты как средство развития речи учащихся . <...> Роль, назначение и методика проведения графического диктанта на уроках русского языка . <...> Работа над орфографическими ошибками: учет, исправление, приемы отработки правильного написания . <...> В пособии названы и описаны свыше сорока видов диктантов (не считая того, что одних только словарных диктантов представлено более десяти), тогда как в современной методической литературе, содержащей различные подходы к классификации диктантов (Е. А. Баринова, М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, А. В. Текучев, Т. М. Воителева и др.), выделяется не более полутора десятков различных видов диктантов. <...> К каждой теме (за редким исключением) приведен примерный план работы. <...> ДИКТАНТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Под диктантом как методическим <...>
Диктант_как_прием_обучения_орфографии,_пунктуации,_развития_речи_учащихся.pdf
Вакулина Н. Е.
Н. Е. Вакулина
ДИКТАНТ
КАК ПРИЕМ ОБУЧЕНИЯ
ОРФОГРАФИИ, ПУНКТУАЦИИ,
РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ
Учебно-методическое пособие
4-е издание, стереотипное
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2017
Стр.1
Диктант как прием обучения орфографии, пунктуации, развития речи учащихся
УДК 811.161.1(075.8)
ББК 81.2Рос-923
В 12
Н а у ч н ы й р е д а к т о р
Кудряшова В. А., канд. пед. наук, зав. кафедрой русского языка,
теории и методики обучения русскому языку ОГТИ
Р е ц е н з е н т ы :
Левашова Г. Н., канд. пед. наук, Заслуженный учитель России,
директор (ГОУ СПО «Педагогический колледж г. Орска»);
Белявская М. С., Заслуженный учитель России
(ГОУ СПО «Педагогический колледж г. Орска»)
Вакулина Н. Е.
В12
Диктант как прием обучения орфографии, пунктуации, развития
речи учащихся [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие /
Н. Е. Вакулина. – 4-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2017. – 113 с.
ISBN 978-5-9765-1539-0
Пособие предназначено для студентов филологического факультета. В нем
представлены свыше сорока видов обучающих и проверочных диктантов, методические
указания к их подготовке и проведению. Рассматривается специфика работы
с отдельными видами диктантов в школьных учебниках нового поколения.
Пособие ориентировано также и на самостоятельную работу студентов.
УДК 811.161.1(075.8)
ББК 81.2Рос-923
ISBN 978-5-9765-1539-0
© Вакулина Н. Е., 2017
© Издательство «ФЛИНТА», 2017
2
Стр.2
Вакулина Н. Е.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ............................................................................................. 5
1. Диктанты на уроках русского языка ....................................... 7
1.1. Виды диктантов по русскому языку, их классификация …. 7
1.2. Нормы оценки диктантов ....................................................... 12
2. Диктант как средство контроля за усвоением знаний
учащихся ............................................................................................ 14
2.1. Контрольный диктант. Контрольный диктант
с дополнительными заданиями. Мини-диктант .............................. 14
3. Роль обучающих диктантов для формирования
орфографических и пунктуационных навыков ........................ 19
3.1. Словарные диктанты: виды, методика проведения,
нормы оценки ..................................................................................... 19
3.2. Методика проведения предупредительного,
комментируемого, объяснительного диктантов.
Диктант с обоснованием ................................................................... 29
3.3. Специфика подготовки и проведения подготовленного,
разученного, зрительного диктантов................................................ 32
3.4. Методика проведения самодиктанта и взаимодиктанта.
Фонодиктант как особый вид диктанта ........................................... 37
3.5. Диктант «Проверяю себя» как прием формирования
орфографической и пунктуационной зоркости учащихся ............. 42
3.6. Диктант-соревнование. Релейный диктант. Диктант-игра .. 47
4. Диктанты с изменением текста ................................................. 53
4.1. Выборочный, распределительный, выборочнораспределительный
диктанты ........................................................... 53
5. Диктанты как средство развития речи учащихся ................ 58
5.1. Творческие диктанты: их разновидности, значение,
методика проведения ......................................................................... 58
5.2. Диктант по картине: назначение, методика проведения ..... 65
5.3. Свободный диктант ................................................................. 70
5.4. Диктант с продолжением ........................................................ 78
5.5. Восстановленный диктант ...................................................... 83
5.6. Диктант по аналогии ............................................................... 85
5.7. Немой «диктант» ..................................................................... 87
6. Диктант как средство подготовки к ЕГЭ ............................... 91
6.1. Диктант с языковым анализом текста как средство
подготовки к ЕГЭ ............................................................................... 92
3
Стр.3
Диктант как прием обучения орфографии, пунктуации, развития речи учащихся
7. Диктанты с графическим изображением диктуемого .......... 97
7.1. Роль, назначение и методика проведения графического
диктанта на уроках русского языка .............................................. 97
8. Работа над ошибками, допущенными в диктанте ................. 106
8.1. Работа над орфографическими ошибками: учет,
исправление, приемы отработки правильного написания ......... 107
8.2. Работа над пунктуационными ошибками ............................. 108
8.3. Итоговое занятие ..................................................................... 109
4
Стр.4