Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева

Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева №4 (68) 2010

0   0
Страниц238
ID243477
АннотацияНаучный журнал "Вестник Чувашского государственного педагогического института им. И.Я. Яковлева" издаётся с 1997 года. Публикация статей осуществляется по сериям естественные и технические науки, Гуманитарные и педагогические науки. Отдельный выпуск может быть тематический или в нём могут публиковаться научные статьи по актуальным проблемам естественных, технических и гуманитарных наук. Учредителем и издателем журнала является ФГБОУ ВПО Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева. Входит в Перечень ВАК
Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева : Научный журнал .— Чебоксары : Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева .— 2010 .— №4 (68) .— 238 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/243477 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ЯКОВЛЕВА № 4 (68) 2010 Учредитель ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. <...> И. Я. Яковлева» Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-36709 от 01 июля 2009 г.) Главный редактор Г. Н. Григорьев Заместитель главного редактора А. А. Шуканов Ответственный секретарь Л. Н. Улюкова Редакционная коллегия: Андреев В. И., Анисимов Г. А., Бондырева С. К., Волков Г. Н., Воронов Л. Н., Газизов М. Б., Димитриев Д. А., Зорина З. А., Ивлев Д. Д., Константинов В. М., Максимов В. Г., Миронов Б. Г., Митрасов Ю. Н., Насакин О. Е., Павлов И. В., Петрова Т. Н., Радаев Ю. Н., Сергеев Л. П., Скворцов В. Г., Столяров А. В., Филиппов Г. М. <...> 62-75-16, 62-73-14 E-mail: redak_vestnik@chgpu.edu.ru www: http://vestnik.chgpu.edu.ru/ © ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. <...> Проведена одна серия экспериментов и лабораторных тестов с подбором 60 студентов-юношей (20–21 год) технических специальностей в Чебоксарском политехническом институте (филиале) ГОУ ВПО «Московский государственный открытый университет» в течение 7 и 8 учебных семестров (4 курс). <...> Следует отметить, что в начале учебного года (сентябрь), в конце третьего (январь) и четвертого (июнь) учебных семестров у юношей из СМГ1 отмечено превышение АДС по сравнению с таковыми у их сверстников из ОГ соответственно на 7,8, 8,9 и 9,1 мм рт. ст. <...> В остальные сроки исследований значительных различий в СОК в межгрупповом разрезе не выявлено (Р>0,05). <...> В то же время в октябре, 5 Вестник ЧГПУ им. <...> 6 Естественные и технические науки УДК 57.022 СПЕЦИФИЧНОСТЬ МОРФОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОК МЛАДШИХ КУРСОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ БИОПРЕПАРАТА «СЕЛЕНЕС+»∗ PECULIARITY OF THE MORPHOPHYSIOLOGICAL CONDITION OF THE BODI IN THE FIRST AND SECOND-YEAR FEMALE STUDENTS <...>
Вестник_Чувашского_государственного_педагогического_университета_им._И.Я._Яковлева_№4_(68)_2010.pdf
ISSN 1680-1709 ББК 95.4 Ч-823 ВЕСТНИК ЧУВАШСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И. Я. ЯКОВЛЕВА № 4 (68) 2010 Учредитель ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-36709 от 01 июля 2009 г.) Главный редактор Г. Н. Григорьев Заместитель главного редактора А. А. Шуканов Ответственный секретарь Л. Н. Улюкова Редакционная коллегия: Андреев В. И., Анисимов Г. А., Бондырева С. К., Волков Г. Н., Воронов Л. Н., Газизов М. Б., Димитриев Д. А., Зорина З. А., Ивлев Д. Д., Константинов В. М., Максимов В. Г., Миронов Б. Г., Митрасов Ю. Н., Насакин О. Е., Павлов И. В., Петрова Т. Н., Радаев Ю. Н., Сергеев Л. П., Скворцов В. Г., Столяров А. В., Филиппов Г. М. Адрес редакции: 428000, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, 38 Тел.: (8352) 62-75-16, 62-73-14 E-mail: redak_vestnik@chgpu.edu.ru www: http://vestnik.chgpu.edu.ru/ © ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», 2010
Стр.1
ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ УДК 796.01:61 ОСОБЕННОСТИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ, ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМ И АДАПТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ У СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ РАЗНЫХ РЕЖИМОВ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ PECULIARITIES OF THE CARDIOVASCULAR, RESPIRATORY SYSTEMS AND ADAPTIVE PROCESSES IN THE SENIOR STUDENTS, DEPENDING ON DIFFERENT MODES OF MOTOR ACTIVITY В. В. Алексеев, А. В. Агафонов V. V. Alekseev, A. V. Agafonov ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары Аннотация. Изучены специфика кардиореспираторной системы и особенности адаптации организма студентов-юношей старших курсов технических специальностей вуза Чувашии. Экспериментально доказана физиологическая целесообразность проведения дополнительных тренировочных занятий для студентов специальной медицинской группы. Установлено, что адаптивные процессы у студентов сопровождаются значительным напряжением в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма. Abstract. The specifity of the cardio-respiratory system and peculiarities of adaptation of organism of senior male-students of technical specialties of a university of Chuvashia. Experiments proved that the physiological feasibility of additional training sessions for students of special medical group. It is established that the students' adaption processes are characterized by high load in the cardiovascular and the respiratory system of the organism. Ключевые слова: студенты-юноши, кардиореспираторная система, двигательная активность, адаптация. Keywords: male-students, cardio-respiratory system, motor activity, adaptation. 3
Стр.2
Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2010. № 4(68) Актуальность исследуемой проблемы. Учебная деятельность обучающегося в высшем учебном заведении связана с периодическим, иногда довольно длительным и интенсивным воздействием экстремальных значений профессиональных, социальных, экологических факторов и часто сопровождается негативными эмоциями, перенапряжением физических и психических функций, а также деструкцией деятельности. В то же время возрастает необходимость усвоения студентами значительно возросшего объема учебного материала в сочетании с недостаточными знаниями о здоровом образе жизни, относительно слабым физическим развитием, что затрудняет их адаптацию к учебному процессу. В этой связи целью работы явилось изучение особенностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также адаптации к условиям обучения в вузе в зависимости от разных режимов двигательной активности у студентов старших курсов [1, 148], [2, 4]. Материал и методика исследований. Работу выполняли в научно-исследовательской лаборатории биотехнологии и экспериментальной биологии ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» и в Чебоксарском политехническом институте (филиале) ГОУ ВПО «Московский государственный открытый университет». Проведена одна серия экспериментов и лабораторных тестов с подбором 60 студентов-юношей (20–21 год) технических специальностей в Чебоксарском политехническом институте (филиале) ГОУ ВПО «Московский государственный открытый университет» в течение 7 и 8 учебных семестров (4 курс). Группы сформированы на основе данных индивидуальных медицинских карт, а также медицинского осмотра, проведенного в МУЗ «Городская больница № 7» г. Чебоксары. По результатам медосмотра и анализа индивидуальных медицинских карт студентов 4 курса для решения поставленных задач были сформированы 3 группы по 15 чел. в каждой: 1 – основная (ОГ), занимающаяся физической культурой в соответствии с основной программой без ограничений; 2 – специальная медицинская (СМГ1), занимающаяся физической культурой по стандартной программе для лиц с ослабленным здоровьем; 3 – специальная медицинская (СМГ2), занимающаяся по специализированной программе, включающей комплекс дополнительных тренировочных занятий (2 раза в неделю по 60 мин) на фоне стандартной программы для студентов СМГ1. У всех студентов сравниваемых групп ежемесячно изучали физиологические показатели кардиореспираторной системы в покое и после физической нагрузки. Изучали общепринятые физиологические параметры (частоту сердечных сокращений – ЧСС; пульсовое давление – ПД; систолическое и диастолическое артериальное давление – АДС и АДД; систолический объем кровообращения – СОК; минутный объем кровообращения – МОК; функциональную пробу Руфье-Диксона; жизненную емкость легких – ЖЕЛ; жизненный индекс – ЖИ; пробы с произвольной задержкой дыхания на вдохе – Штанге, выдохе – Генчи; адаптационный потенциал – АП), полученные стандартными клинико-физиологическими методами. Цифровой материал опытов обработан методом вариационной статистики на достоверность различия сравниваемых показателей (Р<0,05) с использованием программного комплекта статистической обработки «Microsoft Excel-2003». Результаты исследований и их обсуждение. Установлено, что у всех студентов ЧСС в покое волнообразно увеличивалась по мере их взросления (74,2±1,2–76,1±1,0 против 74,5±1,5–77,5±1,5 уд./мин). Причем в конце 7 и 8-го семестров у юношей ОГ она была меньше, нежели у их сверстников СМГ1 и СМГ2, на 2,5–3,0 и 4,0–3,5 уд./мин (Р>0,05) соответственно. Подобная закономерность отмечена у исследуемых студентов в динамике ЧСС после функциональной нагрузки. 4
Стр.3