Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева

Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева №3 (67). Том 1. Серия "Гуманитарные и педагогические науки" 2010

0   0
Страниц201
ID243475
АннотацияНаучный журнал "Вестник Чувашского государственного педагогического института им. И.Я. Яковлева" издаётся с 1997 года. Публикация статей осуществляется по сериям естественные и технические науки, Гуманитарные и педагогические науки. Отдельный выпуск может быть тематический или в нём могут публиковаться научные статьи по актуальным проблемам естественных, технических и гуманитарных наук. Учредителем и издателем журнала является ФГБОУ ВПО Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева. Входит в Перечень ВАК
Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева : Научный журнал .— Чебоксары : Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева .— 2010 .— №3 (67). Том 1. Серия "Гуманитарные и педагогические науки" .— 201 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/243475 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

1 Серия «Гуманитарные и педагогические науки» Учредитель ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. <...> 62-08-71 E-mail: redak_vestnik@chgpu.edu.ru www: http://vestnik.chgpu.edu.ru © ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. <...> 1 ГУМАНИТАРНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ УДК 37.036:37.017.925 ЭТНОТЕАТРАЛИЗАЦИЯ КАК ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН ETHNOSTAGING AS THE HISTORICAL AND CULTURAL PHENOMENON В. Ю. <...> В статье рассматривается этнотеатрализация как явление, отражающее определенный этап исторического и национально-культурного развития чувашского народа; выявляются сущностные признаки этнотеатрализации на примере чувашской народной обрядности; обосновывается применение этнотеатральных форм в образовательном процессе. <...> Ethnostaging as the phenomenon reflecting a certain stage of historical and nationalcultural development of the Chuvash people is considered in the article; intrinsic signs of ethnostaging taken from the Chuvash national ceremonialism come to light; application of ethnotheatrical forms in educational process is proved. <...> Keywords: ethnostaging, the Chuvash national ceremonies, drama forms of folklore. <...> В контексте означенных образовательных тенденций актуальными являются технологии, направленные на сохранение и воспроизводство традицион3 Вестник ЧГПУ им. <...> . В чувашских обрядах также существуют аналогичные группы: жанры, в которых персонажи человекоподобны, например, в обряде зăварни (масленица) использовали зăварни карчăкĕ – «масленичную бабку», сделанную из старых бочек, колес и снопов и олицетворяющую одряхлевшую хозяйку зимы; и, например, обряд сурхури, в котором присутствуют зветке (ряженые) (В. Е. Гусев, И. А. Дмитриев); − по составу участников – обряды, проводимые всей деревней или рядом поселений; обряды проводимые семьей или родом; обряды, совершаемые индивидуально или для определенного человека. <...> Данная классификация была предложена А. К. Салминым, который приводит в пример чувашские обряды, например, обряд поклонения киреметю – аслă киремет чякĕ (межсельский), обряд моления духу дождя – зумăр чяк (общесельский), обряд в честь благополучного завершения земледельческих <...>
Вестник_Чувашского_государственного_педагогического_университета_им._И.Я._Яковлева_№3_(67)._Том_1._Серия_Гуманитарные_и_педагогические_науки_2010.pdf
Подписной индекс в каталоге «Пресса России» 39898 ISSN 1680-1709 ББК 95.4 Ч-823 ВЕСТНИК ЧУВАШСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И. Я. ЯКОВЛЕВА 2010. № 3(67). Т. 1 Серия «Гуманитарные и педагогические науки» Учредитель ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-36709 от 01 июля 2009 г.) Журнал включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата или доктора наук (решение Президиума ВАК Минобрнауки России от 19 февраля 2010 года № 6/6). Главный редактор Г. Н. Григорьев Заместитель главного редактора А. А. Шуканов Ответственный секретарь И. А. Федянина Редакционная коллегия: Абашева Д. В., Андреев В. И., Анисимов Г. А., Арсентьев Н. М., Баранова Э. А., Беловолов В. А., Бондырева С. К., Волков Г. Н., Габдреев Р. В., Григорьев В. С., Данилов И. П., Драндров Г. Л., Дулат-Алеев В. Р., Зайнуллин М. В., Карпов И. П., Козлов О. А., Кондратьев М. Г., Кузнецова Л. В., Кузьмина Г. П., Лавина Т. А., Максимов В. Г., Медведев Л. Г., Медведева И. А., Метин П. Н., Миннегулов Х. Ю., Немыкина И. Н., Павлов И. В., Петренко Н. И., Петрова Т. Н., Резник Ю. М., Рязанцева И. М., Салагаев А. Л., Сальников В. А., Сергеев Л. П., Тенюкова Г. Г., Ульенкова У. В., Федоров В. М. Адрес редакции: 428000, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, 38 Тел.: (8352) 62-08-71 E-mail: redak_vestnik@chgpu.edu.ru www: http://vestnik.chgpu.edu.ru © ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», 2010
Стр.1
Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2010. № 3(67). Т. 1 ГУМАНИТАРНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ УДК 37.036:37.017.925 ЭТНОТЕАТРАЛИЗАЦИЯ КАК ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН ETHNOSTAGING AS THE HISTORICAL AND CULTURAL PHENOMENON В. Ю. Арестова V. Y. Arestova ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары Аннотация. В статье рассматривается этнотеатрализация как явление, отражающее определенный этап исторического и национально-культурного развития чувашского народа; выявляются сущностные признаки этнотеатрализации на примере чувашской народной обрядности; обосновывается применение этнотеатральных форм в образовательном процессе. Abstract. Ethnostaging as the phenomenon reflecting a certain stage of historical and nationalcultural development of the Chuvash people is considered in the article; intrinsic signs of ethnostaging taken from the Chuvash national ceremonialism come to light; application of ethnotheatrical forms in educational process is proved. Ключевые слова: этнотеатрализация, чувашские народные обряды, драматические формы фольклора. Keywords: ethnostaging, the Chuvash national ceremonies, drama forms of folklore. Актуальность исследуемой проблемы. Национальная образовательная политика государства, ее цели, задачи и перспектива во многом определяются современными представлениями о природе и сущности этничности и об объективных тенденциях ее развития. В настоящее время разработана и действует Концепция национальной (этнонациональной) образовательной политики Российской Федерации (одобрена приказом Минобрнауки России от 03 августа 2006 г., № 201), реализация которой предусматривает сохранение системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей. В контексте означенных образовательных тенденций актуальными являются технологии, направленные на сохранение и воспроизводство традицион3
Стр.2
Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2010. № 3(67). Т. 1 ных культурных ценностей. Обращение к фольклору, к его этнотеатральным формам обусловлено поиском в педагогической науке и практике способов сохранения и передачи этнокультурных ценностей и традиций будущим поколениям. Материал и методика исследований. Методами нашего исследования явились анализ и синтез игровых обрядовых явлений, классификация этнотеатральных форм, представленных на сегодняшний день в искусствоведческой литературе. Результаты исследований и их обсуждение. В отечественной фольклористике систематизация жанров фольклора дана В. Е. Гусевым, который обобщает формы фольклора на основе сочетания составных элементов: слова, мимики, музыки, танца. С точки зрения исследователя выделяются эпический, лирический и драматический роды фольклора. Драматический род фольклора непосредственно связан с театрализацией, он объединяет в себе обрядовые игрища, народные драматические игры и народную драму, в то же время существует различная классификация: − по характеристике центрального персонажа – человек или человекоподобная (антропоморфная) фигура. По данному признаку драматический род разделяется на две группы: жанры, которые объединяют слово, мимику, хореографию и музыку, при этом драматическое действие осуществляется непосредственно играющими людьми (которые, впрочем, могут переодеваться или гримироваться), и жанры, в которых драматическое действие выполняется при помощи искусственных фигур (куклы, картинки, тени и пр.). В чувашских обрядах также существуют аналогичные группы: жанры, в которых персонажи человекоподобны, например, в обряде çăварни (масленица) использовали çăварни карчăкĕ – «масленичную бабку», сделанную из старых бочек, колес и снопов и олицетворяющую одряхлевшую хозяйку зимы; и, например, обряд сурхури, в котором присутствуют çветке (ряженые) (В. Е. Гусев, И. А. Дмитриев); − по составу участников – обряды, проводимые всей деревней или рядом поселений; обряды проводимые семьей или родом; обряды, совершаемые индивидуально или для определенного человека. Данная классификация была предложена А. К. Салминым, который приводит в пример чувашские обряды, например, обряд поклонения киреметю – аслă киремет чÿкĕ (межсельский), обряд моления духу дождя – çумăр чÿк (общесельский), обряд в честь благополучного завершения земледельческих работ и нового урожая – чÿклеме (родовой), обряд с целью обезопасить скот от болезней – карта пăтти (семейный), обряд от духов, насылающих болезни – от арçури, от вупăра и др. (индивидуальные); − по возрасту участников выделяются молодежные, детские праздники: ларма, улах, уяв, сĕрен, хĕр сăри и пр. Существует целый ряд детских игр – ачасемпе çамрăксен вăййисем; − по отношению к зрителю. В этой классификации (по В. Е. Гусеву) различаются дотеатральные формы (ряженье, народно-праздничные игрища, обряды, драматические игры), т. е. такие формы, которые не направлены на зрителя, так как все присутствующие являются одновременно и участниками-исполнителями действа. При этом В. Е. Гусев подчеркивает, что к подобным формам может относиться не каждый обряд (или даже часть обряда), но лишь такой, где участник обряда или игры перевоплощается, где есть отношения между людьми или человеком и природой, где показывается деятельность человека в образно-художественном воспроизведении. Перевоплощение же может происходить при помощи ряжения, маски, грима, движений, мимики, речи. К собственно театральным формам В. Е. Гусев относит представления, рассчитанные на зрителя (сценки, фарсы, комедии, драмы). Эти представления, с его точки зрения, должны быть построены 4
Стр.3