4-13 РЫНОК ТРУДА И ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ УДК 330.322(045) (470+571) К ВОПРОСУ О МОДЕРНИЗАЦИИ НА ПРИНЦИПАХ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА Л.А. <...> Именно баланс интересов государства, бизнеса и общества на принципах социального партнерства - в широком его понимании и толковании - объясняет суть, противоречия и 4 Вестник ТвГУ. <...> Таким образом, на этапе модернизации, стартовом для инновационного развития России, определяющее значение приобретает 5 Вестник ТвГУ. <...> В условиях кризисных ситуаций сделать это еще сложнее, к примеру, уровень безработицы в США превысил 10% порог. <...> Главной из проблем на данном направлении остается эффективность государственных решений в сфере труда и занятости населения на всех уровнях государственного управления. <...> Иначе говоря, конкретная цель нынешней модернизации заключается в создании новых рабочих мест при одновременном 6 Вестник ТвГУ. <...> Практика свидетельствует, что инвестиционные проекты опираются не только на нововведения и технологии, созданные к началу их реализации, но и на инновационные проекты, непосредственно предшествовавшие инвестиционным. <...> Взаимодействие в сфере НИОКР, которое было достаточно эффективным в СССР, осталось в прошлом (см. модель 1). <...> 14-21 УДК 331.5.07 ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ: ИТОГИ 20-ЛЕТНЕЙ РАБОТЫ НА РЫНКЕ ТРУДА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ С.А. <...> Ключевые слова: занятость населения, государственная служба занятости, меры по регулированию рынка труда 19 апреля 1991 года был принят один из первых рыночных законов - федеральный закон о занятости населения в Российской Федерации. <...> В соответствии с ним на всей территории России была создана одна из гуманнейших служб - государственная служба занятости населения, которая стала одним из первых образцов государственного института, созданного в новейшем этапе российской государственности. <...> Если кратко оценить деятельность службы, то есть все основания сказать: служба занятости выдерживает все испытания временем, делом <...>
Вестник_Тверского_государственного_университета._Серия_Экономика_и_управление_№2_2011.pdf
Вестник ТвГУ. Серия "Экономика и управление". 2011. Выпуск 10. С. 4-13
РЫНОК ТРУДА И ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ
УДК 330.322(045) (470+571)
К ВОПРОСУ О МОДЕРНИЗАЦИИ НА ПРИНЦИПАХ
СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
Л.А. Плотицына
Финансовая академия при Правительстве РФ, г. Москва
кафедра государственного, муниципального и корпоративного управления
Социально-экономическая модернизация выступает как цель и средство
для перехода России на качественно новый инновационный путь
развития. Человеческий фактор выступает движущей силой в процессе
модернизации. По мнению автора, основу для реализации баланса
интересов всех экономических субъектов представляет такая форма
взаимодействия, как социальное партнерство. В данной статье сделана
попытка с помощью модельного подхода обосновать возможность и
необходимость реализации стратегий инновационного развития на
региональном пространстве.
Ключевые слова: модернизация, инновационное развитие, социальное
партнерство, рынок труда, модели взаимодействия.
Модернизация российской экономики, а также взаимосвязанная с
ней социальная модернизация общества являются одновременно целью
и средством перехода страны на новый этап развития по
инновационному сценарию. Государству и бизнесу уже становится
очевидным, что инвестиции, как финансовая составляющая
инновационного развития, должны базироваться на новой
технологической основе. Для увеличения объема и скорости внедрения
инноваций на микро и макро-уровнях потребуется решение ряда
насущных задач, от решения которых зависит не только судьба
российской модернизации, но и устойчивое движение по траектории
инновационного развития всех субъектов экономики.
Обеспечить устойчивое движение можно лишь при условии
баланса интересов каждого из субъектов социально-экономического
взаимодействия, объективно выступающего прочной основой для
реализации заявленных задач модернизации и стратегических
приоритетов развития России. Именно баланс интересов государства,
бизнеса и общества на принципах социального партнерства - в широком
его понимании и толковании - объясняет суть, противоречия и
4
Стр.1
Вестник ТвГУ. Серия "Экономика и управление". 2011. Выпуск 10.
потенциал взаимодействия на всех его уровнях.
Под социальным партнерством в узком смысле принято
понимать согласование интересов работодателей, профсоюзов, как
представителей наемных работников, и государства по поводу
заработной платы посредством тарифных соглашений. В
расширительной трактовке социальное партнерство распространяется
не только на систему трудовых отношений, но и на более широкий круг
интересов всех субъектов рынка труда с учетом условия
воспроизводства рабочей силы работников, членов их семей на
территории проживания и размещения компании-работодателя. В этом
случае социальное партнерство выступает интегральной формой
согласования интересов и взаимодействия по удовлетворению
потребностей жизнедеятельности населения и бизнеса, а также органов
местного самоуправления.
Как реализуют свои интересы каждый из субъектов, какие при
этом возникают проблемы и какие задачи являются первоочередными?
Во-первых, требуется оценка состояния и перспектив
реформирования в сфере отечественной науки и образования, в том
числе их возможностей опосредовать через бизнес свой инновационный
потенциал (инновации и технологические решения, подготовку кадров
для инновационной экономики). Во-вторых, нужна достоверная оценка
современного состояния рынка труда, на эффективность
функционирования которого оказывает регулирующее воздействие
государство. В-третьих, следует оценить взаимодействие государства и
бизнес-сообщества (крупного бизнеса и общественных объединений
промышленников и предпринимателей) в решении задач начавшейся
модернизации экономики, поиске новых форм социального
партнерства.
Несомненно, человеческий фактор был и остается приоритетным
в заявленных проблемах. Не так важна и последовательность
перечисленных выше задач, поскольку все они, в конечном счете,
формализуются на рынке труда. Соответственно, количественно спрос
на труд будет определяться качественными его параметрами. Нас
интересует профессионально-квалификационная структура работников,
которая подвержена влиянию технологических сдвигов. Качественное
изменение этой структуры достигается за счет осуществления
профессиональной подготовки по новым государственным
образовательным стандартам (ГОСам). В свою очередь, ГОСы
принимаются на основе профессиональных стандартов, отражающих
современные требования (работодателей и их технологий) к новым
рабочим местам.
Таким образом, на этапе модернизации, стартовом для
инновационного развития России, определяющее значение приобретает
5
Стр.2
Вестник ТвГУ. Серия "Экономика и управление". 2011. Выпуск 10.
объективная оценка состояния рынка труда и взаимосвязанных с этим
процессов. На рынке труда реализуются, прежде всего, интересы
работодателей (бизнеса) и наемных работников (работоспособной части
населения российского общества). Сбалансировать эти интересы с
помощью только рыночного механизма не удается даже в развитых
экономиках. В условиях кризисных ситуаций сделать это еще сложнее,
к примеру, уровень безработицы в США превысил 10% порог.
Главной из проблем на данном направлении остается
эффективность государственных решений в сфере труда и занятости
населения на всех уровнях государственного управления. При этом роль
государства сводится не только к координации социального партнерства
на рынке труда, но и к мерам по целенаправленному изменению
профессионально-квалификационной структуры в
сфере
профессионального образования в соответствии с задачами
инновационного развития. Такая стратегия государства обусловлена
состоянием современного рынка труда, на котором одновременно
присутствует значительное число вакансий и безработных. Данный
феномен свидетельствует о несоответствии профессионально -
квалификационной структуры спроса и предложения рабочей силы в
границах региональных и локальных рынков труда, что является не
только социальной и экономической проблемой, но и снижает
инновационный потенциал территорий.
Исторически сложилось так, что в России рынок труда выполнял
и продолжает выполнять функцию адаптации населения к возникшим
на рубеже 90-х гг. ХХ в. рыночным отношениям. Следует подчеркнуть,
что рыночные отношения в трудовой сфере пришли на смену
отношениям полной (всеобщей) занятости в СССР. Это обусловило:
возникновение сложностей в восприятии новых трудовых отношений
людьми старших возрастов - участников рынка труда; доминирование
пассивной политики занятости государства на начальных этапах
реформ; отсутствие институтов социального партнерства, поскольку
прежняя система профессиональных союзов не смогла адаптироваться к
рыночной среде.
У современного рынка труда функция адаптации меняет свое
содержание, - растет спрос на работников более молодых возрастов с
образованием и профессиональной подготовкой для работы в
инновационной сфере. Одновременно, рынок труда выступает
важнейшим индикатором не только зрелости рыночных отношений в
России, но и «востребованности» бизнесом инноваций, т.е. того
«продукта», который опосредованно создается и воспроизводится в
сфере науки и образования.
Иначе говоря, конкретная цель нынешней модернизации
заключается в создании новых рабочих мест при одновременном
6
Стр.3