Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635212)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление

Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление №2 2011

0   0
Страниц150
ID242922
АннотацияЖурнал издается с 2004 года. Тематика публикуемых статей: актуальные проблемы экономической теории; рынок труда и занятость; социально-экономическое развитие территории; экономика и управление предприятием; бухучет и аудит; математические методы в экономике; государственное управление; инвестиционные процессы; финансовое состояние предприятий.
Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление : Научный журнал .— Тверь : Тверской государственный университет .— 2011 .— №2 .— 150 с. — URL: https://rucont.ru/efd/242922 (дата обращения: 11.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

4-13 РЫНОК ТРУДА И ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ УДК 330.322(045) (470+571) К ВОПРОСУ О МОДЕРНИЗАЦИИ НА ПРИНЦИПАХ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА Л.А. <...> Именно баланс интересов государства, бизнеса и общества на принципах социального партнерства - в широком его понимании и толковании - объясняет суть, противоречия и 4 Вестник ТвГУ. <...> Таким образом, на этапе модернизации, стартовом для инновационного развития России, определяющее значение приобретает 5 Вестник ТвГУ. <...> В условиях кризисных ситуаций сделать это еще сложнее, к примеру, уровень безработицы в США превысил 10% порог. <...> Главной из проблем на данном направлении остается эффективность государственных решений в сфере труда и занятости населения на всех уровнях государственного управления. <...> Иначе говоря, конкретная цель нынешней модернизации заключается в создании новых рабочих мест при одновременном 6 Вестник ТвГУ. <...> Практика свидетельствует, что инвестиционные проекты опираются не только на нововведения и технологии, созданные к началу их реализации, но и на инновационные проекты, непосредственно предшествовавшие инвестиционным. <...> Взаимодействие в сфере НИОКР, которое было достаточно эффективным в СССР, осталось в прошлом (см. модель 1). <...> 14-21 УДК 331.5.07 ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ: ИТОГИ 20-ЛЕТНЕЙ РАБОТЫ НА РЫНКЕ ТРУДА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ С.А. <...> Ключевые слова: занятость населения, государственная служба занятости, меры по регулированию рынка труда 19 апреля 1991 года был принят один из первых рыночных законов - федеральный закон о занятости населения в Российской Федерации. <...> В соответствии с ним на всей территории России была создана одна из гуманнейших служб - государственная служба занятости населения, которая стала одним из первых образцов государственного института, созданного в новейшем этапе российской государственности. <...> Если кратко оценить деятельность службы, то есть все основания сказать: служба занятости выдерживает все испытания временем, делом <...>
Вестник_Тверского_государственного_университета._Серия_Экономика_и_управление_№2_2011.pdf
Вестник ТвГУ. Серия "Экономика и управление". 2011. Выпуск 10. С. 4-13 РЫНОК ТРУДА И ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ УДК 330.322(045) (470+571) К ВОПРОСУ О МОДЕРНИЗАЦИИ НА ПРИНЦИПАХ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА Л.А. Плотицына Финансовая академия при Правительстве РФ, г. Москва кафедра государственного, муниципального и корпоративного управления Социально-экономическая модернизация выступает как цель и средство для перехода России на качественно новый инновационный путь развития. Человеческий фактор выступает движущей силой в процессе модернизации. По мнению автора, основу для реализации баланса интересов всех экономических субъектов представляет такая форма взаимодействия, как социальное партнерство. В данной статье сделана попытка с помощью модельного подхода обосновать возможность и необходимость реализации стратегий инновационного развития на региональном пространстве. Ключевые слова: модернизация, инновационное развитие, социальное партнерство, рынок труда, модели взаимодействия. Модернизация российской экономики, а также взаимосвязанная с ней социальная модернизация общества являются одновременно целью и средством перехода страны на новый этап развития по инновационному сценарию. Государству и бизнесу уже становится очевидным, что инвестиции, как финансовая составляющая инновационного развития, должны базироваться на новой технологической основе. Для увеличения объема и скорости внедрения инноваций на микро и макро-уровнях потребуется решение ряда насущных задач, от решения которых зависит не только судьба российской модернизации, но и устойчивое движение по траектории инновационного развития всех субъектов экономики. Обеспечить устойчивое движение можно лишь при условии баланса интересов каждого из субъектов социально-экономического взаимодействия, объективно выступающего прочной основой для реализации заявленных задач модернизации и стратегических приоритетов развития России. Именно баланс интересов государства, бизнеса и общества на принципах социального партнерства - в широком его понимании и толковании - объясняет суть, противоречия и 4
Стр.1
Вестник ТвГУ. Серия "Экономика и управление". 2011. Выпуск 10. потенциал взаимодействия на всех его уровнях. Под социальным партнерством в узком смысле принято понимать согласование интересов работодателей, профсоюзов, как представителей наемных работников, и государства по поводу заработной платы посредством тарифных соглашений. В расширительной трактовке социальное партнерство распространяется не только на систему трудовых отношений, но и на более широкий круг интересов всех субъектов рынка труда с учетом условия воспроизводства рабочей силы работников, членов их семей на территории проживания и размещения компании-работодателя. В этом случае социальное партнерство выступает интегральной формой согласования интересов и взаимодействия по удовлетворению потребностей жизнедеятельности населения и бизнеса, а также органов местного самоуправления. Как реализуют свои интересы каждый из субъектов, какие при этом возникают проблемы и какие задачи являются первоочередными? Во-первых, требуется оценка состояния и перспектив реформирования в сфере отечественной науки и образования, в том числе их возможностей опосредовать через бизнес свой инновационный потенциал (инновации и технологические решения, подготовку кадров для инновационной экономики). Во-вторых, нужна достоверная оценка современного состояния рынка труда, на эффективность функционирования которого оказывает регулирующее воздействие государство. В-третьих, следует оценить взаимодействие государства и бизнес-сообщества (крупного бизнеса и общественных объединений промышленников и предпринимателей) в решении задач начавшейся модернизации экономики, поиске новых форм социального партнерства. Несомненно, человеческий фактор был и остается приоритетным в заявленных проблемах. Не так важна и последовательность перечисленных выше задач, поскольку все они, в конечном счете, формализуются на рынке труда. Соответственно, количественно спрос на труд будет определяться качественными его параметрами. Нас интересует профессионально-квалификационная структура работников, которая подвержена влиянию технологических сдвигов. Качественное изменение этой структуры достигается за счет осуществления профессиональной подготовки по новым государственным образовательным стандартам (ГОСам). В свою очередь, ГОСы принимаются на основе профессиональных стандартов, отражающих современные требования (работодателей и их технологий) к новым рабочим местам. Таким образом, на этапе модернизации, стартовом для инновационного развития России, определяющее значение приобретает 5
Стр.2
Вестник ТвГУ. Серия "Экономика и управление". 2011. Выпуск 10. объективная оценка состояния рынка труда и взаимосвязанных с этим процессов. На рынке труда реализуются, прежде всего, интересы работодателей (бизнеса) и наемных работников (работоспособной части населения российского общества). Сбалансировать эти интересы с помощью только рыночного механизма не удается даже в развитых экономиках. В условиях кризисных ситуаций сделать это еще сложнее, к примеру, уровень безработицы в США превысил 10% порог. Главной из проблем на данном направлении остается эффективность государственных решений в сфере труда и занятости населения на всех уровнях государственного управления. При этом роль государства сводится не только к координации социального партнерства на рынке труда, но и к мерам по целенаправленному изменению профессионально-квалификационной структуры в сфере профессионального образования в соответствии с задачами инновационного развития. Такая стратегия государства обусловлена состоянием современного рынка труда, на котором одновременно присутствует значительное число вакансий и безработных. Данный феномен свидетельствует о несоответствии профессионально - квалификационной структуры спроса и предложения рабочей силы в границах региональных и локальных рынков труда, что является не только социальной и экономической проблемой, но и снижает инновационный потенциал территорий. Исторически сложилось так, что в России рынок труда выполнял и продолжает выполнять функцию адаптации населения к возникшим на рубеже 90-х гг. ХХ в. рыночным отношениям. Следует подчеркнуть, что рыночные отношения в трудовой сфере пришли на смену отношениям полной (всеобщей) занятости в СССР. Это обусловило: возникновение сложностей в восприятии новых трудовых отношений людьми старших возрастов - участников рынка труда; доминирование пассивной политики занятости государства на начальных этапах реформ; отсутствие институтов социального партнерства, поскольку прежняя система профессиональных союзов не смогла адаптироваться к рыночной среде. У современного рынка труда функция адаптации меняет свое содержание, - растет спрос на работников более молодых возрастов с образованием и профессиональной подготовкой для работы в инновационной сфере. Одновременно, рынок труда выступает важнейшим индикатором не только зрелости рыночных отношений в России, но и «востребованности» бизнесом инноваций, т.е. того «продукта», который опосредованно создается и воспроизводится в сфере науки и образования. Иначе говоря, конкретная цель нынешней модернизации заключается в создании новых рабочих мест при одновременном 6
Стр.3