Вестник ТвГУ, серия «Педагогика и психология» 2012 г. Выпуск 2 Редакционная коллегия серии: доктор педагогических наук, профессор И.Д. Лельчицкий (главный редактор) член-корреспондент РАН, доктор психологических наук, профессор А.В. Юревич действительный член РАО, доктор педагогических наук, профессор Б.М. Бим-Бад доктор психологических наук, профессор Т.А. Жалагина, доктор психологических наук, профессор Г.Ю. Ксензова, кандидат психологических наук, доцент М.В. Мороз (зам. главного редактора) - 1 - Вестник ТвГУ. <...> Динамические формы адаптации выпускников педагогического вуза . <...> Трудные жизненные ситуации и стратегии совладающего поведения младших школьников с гиперкинетическим расстройством . <...> Исследование половых различий в самоотношении подростков . <...> Влияние средовых условий вуза на профессиональную удовлетворенность преподавателей . <...> ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Фирсов М.В., Наместникова И.В., Студенова Е.Г. Разработка профиля образовательной программмы по направлению социальная работа: опыт совместного проекта европейской программы Tempus «TUNING RUSSIA» . <...> Исторический опыт подготовки педагогических кадров на Европейском Севере России в начале XX века (на примере учительских семинарий Олонецкой губернии) . <...> Социальное здоровье старшеклассников и студентов вуза как основа успешности их образования. <...> 257 Амелькова И. Г. Структурно-функциональная модель формирования экономической компетенции студентов вуза . <...> Личностные предпосылки успешности профессиональной деятельности инженеров-метрологов . <...> Установки родителей подростков больных шизофренией и их коррекция в тренинге родительской компетентности . <...> Организация деятельности объединений педагогов как автономных рабочих групп . <...> Яценко Институт русского языка имени А.С. Пушкина, г. Москва В статье ставится и обсуждается вопрос о необходимости проведения специального методологического анализа психологических теорий личности, а также о том, что в методологии <...>
Вестник_Тверского_государственного_университета._Серия_Педагогика_и_психология_№2_2012.pdf
Вестник ТвГУ. Серия "Педагогика и психология". 2012. Выпуск 2.
Вестник ТвГУ, серия «Педагогика и психология»
2012 г. Выпуск 2
Редакционная коллегия серии:
доктор педагогических наук, профессор И.Д. Лельчицкий
(главный редактор)
член-корреспондент РАН, доктор психологических наук, профессор
А.В. Юревич
действительный член РАО, доктор педагогических наук, профессор
Б.М. Бим-Бад
доктор психологических наук, профессор Т.А. Жалагина,
доктор психологических наук, профессор Г.Ю. Ксензова,
кандидат психологических наук, доцент М.В. Мороз
(зам. главного редактора)
- 1 -
Стр.1
Вестник ТвГУ. Серия "Педагогика и психология". 2012. Выпуск 2.
СОДЕРЖАНИЕ
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Яценко Д.А. Проблемы методологического анализа научных
психологических теорий личности ............................................................. 6
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Занковский А.Н. Психологическое исследование структуры лидерства ....... 16
ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА
Жалагина Т.А. Махновец С.Н., Орлихина Н.Е. Психологические аспекты
построения мотивационной политики высшего учебного заведения ..... 30
Копалиани А.М. Психологические аспекты деятельности учителя
начальных классов в формировании этнического сознания учащихся ... 42
Ксензова Г.Ю. Деятельностно-отношенческий подход к определению
основных понятий и сущности процесса духовно-нравственного
развития личности......................................................................................... 51
Крылова М.А.Динамические формы адаптации выпускников
педагогического вуза .................................................................................... 58
Феоктистова С.В. Профессиональное взаимодействие психологов и
педагогов по обеспечению адаптации детей к обучению в школе .......... 67
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Сиротюк А.Л., Махновец С.Н. Проблемы школьного обучения одаренных
детей и подростков ....................................................................................... 73
Цыганкова Н. И. Трудные жизненные ситуации и стратегии
совладающего поведения младших школьников с гиперкинетическим
расстройством ............................................................................................... 79
Панина Е. В. Исследование половых различий в самоотношении
подростков ..................................................................................................... 87
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Гребнева В.В. Влияние средовых условий вуза на профессиональную
удовлетворенность преподавателей ............................................................ 94
КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Бородкина Л.В. Социально-перцептивные функции при депрессивных
расстройствах в юношеском возрасте и возможности их коррекции ...... 103
Коломиец И.Л. Эмоционально-поведенческие характеристики детей с
сахарным диабетом 1 типа и целиакией и их матерей .............................. 109
РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Богатырёв А.А. Некоторые педагогические новации инновационного
курса «Основы религиозных культур и светской этики» ......................... 122
Богоявленская А.Е., Ремизова Н.В. Формирование познавательной
самостоятельности при условии сокращения объёма помощи учителя
ученику........................................................................................................... 133
- 2 -
Стр.2
Вестник ТвГУ. Серия "Педагогика и психология". 2012. Выпуск 2.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Фирсов М.В., Наместникова И.В., Студенова Е.Г. Разработка профиля
образовательной программмы по направлению социальная работа:
опыт совместного проекта европейской программы Tempus «TUNING
RUSSIA» ........................................................................................................ 139
Ростовцева В.М. Кадровый потенциал инновационного университета:
педагогическая проекция ............................................................................. 155
Мурашко М.В. Проектирование региональной системы оценки и
контроля качества профессионального образования ................................ 163
Гришина Ю.В., Николаев В.А. Технология подготовки будущих
социальных педагогов к творческой деятельности ................................... 176
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ
Шикун А.Ф., Шикун А.А. Взгляды Н.И. Пирогова на специфику
университетского образования в России .................................................... 192
Лобзаров В.М., Корпусова Ю.А. Определяющие факторы, тенденции и
противоречия эволюции концептуальных основ российского
дворянского образования эпохи Александра I ........................................... 200
Мосягина С.Ю. Исторический опыт подготовки педагогических кадров на
Европейском Севере России в начале XX века (на примере
учительских семинарий Олонецкой губернии) .......................................... 212
Журавлева Т.А. Политические, социально-экономические и
педагогические факторы формирования теоретических основ
крестьянской школы в России второй половины XIX – начала XX века ..... 222
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
Астапенко Е.В. Идеальный американский учитель по американской
типологии Майерс-Бриггс ............................................................................ 235
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ ДЕТЕЙ
Миляева М.В. Социальное здоровье старшеклассников и студентов вуза
как основа успешности их образования..................................................... 242
Пономарева Л.И. Биомаркеры адаптационного риска снижения уровня
здоровья часто болеющих детей .................................................................. 248
СЛОВО МОЛОДЫМ
Афиногенова В.А. Интенциональная организация повседневного диалога .. 257
Амелькова И. Г. Структурно-функциональная модель формирования
экономической компетенции студентов вуза ............................................. 266
Бысюк А.С. Личностные предпосылки успешности профессиональной
деятельности инженеров-метрологов ......................................................... 275
Мальцева Л.В. Установки родителей подростков больных шизофренией
и их коррекция в тренинге родительской компетентности ...................... 281
Платунова Е.Ю. Организация деятельности объединений педагогов как
автономных рабочих групп .......................................................................... 291
Теплякова Е.В. Интерпретация проблемы социального развития ребенка в
начале XX века .............................................................................................. 301
- 3 -
Стр.3