Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология

Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология №3 2011

0   0
Страниц235
ID242842
АннотацияЖурнал издается с 2006 г. Решением Президиума ВАК он включен в Перечень российских рецензируемых научных журналов в редакции 2010 г., в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук.
Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология : Научный журнал .— 2011 .— №3 .— 235 с. — URL: https://rucont.ru/efd/242842 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

6-9 ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ УДК 316.624-053.6 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С ПЕРВИЧНЫМ ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ О.В. <...> Рыбакова2 1Московский городской психолого-педагогический университет, г. Москва 2Межрайонный центр «Дети улиц» Северо-Восточного административного округа, г. Москва Постоянный рост проявления девиантных форм поведения среди подростков обусловливает актуальность исследования проблемы первичного девиантного поведения, поскольку успешная коррекция первичных проявлений девиантного поведения позволяет предупредить развитие личности по девиантному типу. <...> Ключевые слова: девиантное поведение, психологические особенности подростков, первичное отклоняющееся поведение. <...> Именно старшие подростки оказались наиболее уязвимыми к экономическим, политическим, культурным и вообще социальным изменениям окружающей действительности. <...> Смена отношений, идеалов, культурных установок, ценностей и приоритетности жизненных перспектив наиболее остро отражается на поведении старших подростков, а также на качестве их взросления и вступления в новую жизненную полосу – взрослость. <...> Старшие подростки наиболее противоречия, обостряя их вплоть до жизненной драмы. <...> Явление первичного отклоняющегося поведения впервые сформулировали Говард Беккер и Эдвин Лемерт в 1950 г. Отклонения остаются первичными отклонениями или симптоматическими и ситуационными, пока они рационализируются или подвергаются дополнительному воздействию как функции социально приемлемой роли [1, с. <...> Между тем проблема первичного девиантного поведения и его связи с психологическими особенностями является мало изученной, но при этом чрезвычайно актуальной. <...> Для раннего выявления и профилактики девиантного поведения в старшем подростковом возрасте, во-первых, необходимо признать наряду с обучением сохранение и развитие здоровья детей приоритетным для школы. <...> 10-23 УДК 159.99 ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ <...>
Вестник_Тверского_государственного_университета._Серия_Педагогика_и_психология_№3_2011.pdf
Вестник ТвГУ. Серия "Педагогика и психология". 2011. Выпуск 3. С. 6-9 ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ УДК 316.624-053.6 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С ПЕРВИЧНЫМ ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ О.В. Нагиева1, М.С. Рыбакова2 1Московский городской психолого-педагогический университет, г. Москва 2Межрайонный центр «Дети улиц» Северо-Восточного административного округа, г. Москва Постоянный рост проявления девиантных форм поведения среди подростков обусловливает актуальность исследования проблемы первичного девиантного поведения, поскольку успешная коррекция первичных проявлений девиантного поведения позволяет предупредить развитие личности по девиантному типу. Ключевые слова: девиантное поведение, психологические особенности подростков, первичное отклоняющееся поведение. У каждого человека существуют своеобразные реакции на воздействия окружающей среды. Поведение проявляется в индивидуально-своеобразных формах, не всегда адекватных. Часто образ поведения, приобретенный в определенных условиях, становится привычным. В психологии понятие «поведение», чаще всего определяется как присущее живым существам взаимодействие со средой, опосредованное их внешней и внутренней активностью. Под внешней активностью человека понимаются любые внешние проявления: движения, действия, поступки, высказывания, вегетативные реакции. Внутренними составляющими поведения считаются: мотивация и целеполагание, когнитивная переработка, эмоциональные реакции, процессы саморегуляции [3, с.71]. В настоящее время исследователей все больше волнует вопрос проявлений отклоняющегося поведения, особенно у детей старшего подросткового возраста. Именно старшие подростки оказались наиболее уязвимыми к экономическим, политическим, культурным и вообще социальным изменениям окружающей действительности. Смена отношений, идеалов, культурных установок, ценностей и приоритетности жизненных перспектив наиболее остро отражается на поведении старших подростков, а также на качестве их взросления и вступления в новую жизненную полосу – взрослость. Старшие подростки наиболее противоречия, обостряя их вплоть до жизненной драмы. Они не всегда 6 остро воспринимают
Стр.1
могут соотносить свои потребности с возможностью их реализации, остро воспринимают любое порицание или просто нежелательное для них отношение других людей. Часто и окружение оказывается неготовым к изменениям и особенностям поведения, происходящим в подростковом возрасте [2, с. 54]. Наиболее остро проявляется конфликт между родителями и старшими подростками. Родители еще не привыкли к тому, что дети меняются, взрослеют, приобретают свою жизненную позицию, и зачастую ограничивают их индивидуальное пространство и право на секреты, на личную, неприкосновенную жизнь со своими тайнами, своими законами и спецификой в целом. А иногда и вовсе не находят место им в своей жизни. Следовательно, старшие подростки выражают протест окружающему миру и доказывают право на самостоятельность с помощью различных форм отклоняющегося поведения. Старший подростковый возраст как переход к взрослости традиционно характеризуется как конфликтный, переломный этап, обусловленный бурным психофизиологическим ростом. А на активизацию девиантного поведения старших подростков в период взросления влияют прежде всего социальные факторы, а также факторы психического и соматического здоровья детей и подростков. Девиантное поведение, как и любое явление, имеет свою динамику и специфику в развитии. И подросток, который впервые в своем поведении использовал девиантные формы, и тот, кто зачастую прибегает именно к девиантным формам поведения, различаются по своим психологическим особенностям. Явление первичного отклоняющегося поведения впервые сформулировали Говард Беккер и Эдвин Лемерт в 1950 г. Отклонения остаются первичными отклонениями или симптоматическими и ситуационными, пока они рационализируются или подвергаются дополнительному воздействию как функции социально приемлемой роли [1, с. 25]. Вторичным же оно становится, когда человек начинает использовать свое девиантное поведение или свою роль, основанную на девиантном поведении, в качестве средства защиты, наступления или приспособления к своим явным и скрытым проблемам, порожденным последовавшей социетальной реакцией. Между тем проблема первичного девиантного поведения и его связи с психологическими особенностями является мало изученной, но при этом чрезвычайно актуальной. Проблема первичности проявлений девиантных форм поведения, особенно в старшем подростковом возрасте, приобретает особое значение, поскольку своевременная работа обеспечивает коррекцию не только психологических 7
Стр.2
особенностей старших подростков, но и самих форм проявления первичных девиаций, принятия подростками преемственности социально нормативных форм поведения. Коррекция проявления первичных девиаций способствует успешной адаптации старших подростков в социальной среде, позволяет им с ответственностью и социальной готовностью вступить в социум. В результате проведенного исследования были выделены психологические особенности подростков с первичным отклоняющимся поведением. На статистически значимом уровне выявлена взаимосвязь проявлений первичного девиантного поведения и проявлений агрессивного поведения по всем его показателям: склонности к риску, мотивации избегания неудач, а также таких когнитивных особенностей, как ориентация во времени, ценности, взгляд на природу человека, автономность и аутосимпатия. Статистически доказана значимость различий в исследуемых признаках (агрессивность, склонность к риску, мотивация избегания неудач, ориентация во времени, ценности, взгляд на природу человека, автономность и аутосимпатия) между старшими подростками, показавшими нормативные результаты, и старшими подростками, у которых выявилось наличие первичного девиантного поведения. Следовательно, старшие подростки с первичным девиантным поведением отличаются:  негативной самооценкой, проявляющейся прежде всего в низком самоуважении и самоуничижении;  эгоцентизмом, т. е. не только повышенным интересом к своей личности, но и уверенностью в том, что окружающие должны проявлять безусловный интерес к личности старшего подростка;  повышенной тревожностью в связи с неудовлетворенностью потребностей, в основном в принятии;  агрессивностью во всех ее проявлениях;  эмоциональной неустойчивостью в целом. Как показали результаты исследования, применение комплексного метода психокоррекционного воздействия на развитие личности старших подростков позволяет предупредить развитие личности подростков по девиантному типу. Для раннего выявления и профилактики девиантного поведения в старшем подростковом возрасте, во-первых, необходимо признать наряду с обучением сохранение и развитие здоровья детей приоритетным для школы. И прежде всего это касается психического здоровья старших подростков, которое на данном возрастном этапе выдвигается на первый план, во-вторых, важна соответствующая подготовка квалифицированных специалистов: педагогов, социальных работников и педагогов-психологов [4, с. 32]. 8
Стр.3