Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635212)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология

Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология №1 2011

0   0
Страниц156
ID242840
АннотацияЖурнал издается с 2006 г. Решением Президиума ВАК он включен в Перечень российских рецензируемых научных журналов в редакции 2010 г., в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук.
Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология : Научный журнал .— 2011 .— №1 .— 156 с. — URL: https://rucont.ru/efd/242840 (дата обращения: 11.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

УДК 159.9:371.12 АВТОРИТАРНОСТЬ, ДЕМОНСТРАТИВНОСТЬ, ДОМИНАНТНОСТЬ И АГРЕССИЯ КАК ПРОЯВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ Л.С. <...> Ключевые авторитарность, авторитарности, слова: доминантности, профессиональная доминантность, деформация демонстративности, личности, демонстративность, требования ко всем аспектам деятельности учителя: знаниям, педагогическим умениям, способам деятельности, педагогическая агрессия. <...> Антитезой саморазвития в научной литературе выступает профессиональная деформация личности. <...> Теоретический нам определить профессиональную деформацию личности учителя как многоуровневую систему адаптации личности к условиям социума (прежде всего к условиям и требованиям труда) и способам преобразования собственной жизнедеятельности в конкретной ситуации в соответствии с психологическим опытом личности. <...> Следствием профессиональной деформации личности учителя выступают социально-психологические - 6 - Вестник ТвГУ. <...> Результаты ранжирования экспертами проявлений профессиональной деформации личности учителя: x1 – агрессия педагогическая; x2 – доминантность; x3 – ролевой экспансионизм; x4 – авторитарность; x5 – дидактичность; x6 – демонстративность; x7 – социальное - 7 - Вестник ТвГУ. <...> На первом этапе для уровней выраженности и определения индекса профессиональной деформации личности учителей школ была использована методика MBI-HSS (K. <...> В результате анализа данных выделено три группы учителей в зависимости от индекса профессиональной деформации: с низким уровнем выраженности профессиональной деформации личности (далее НУПД) – 97 человек (39,6 %), средним уровнем выраженности профессиональной деформации личности (далее СУПД) – 62 человека (25,3 %), высоким уровнем выраженности профессиональной деформации личности (далее ВУПД) – 86 человек (35,1 %). <...> На следующем этапе исследования обследуемым двух крайних группам учителей (с ВУПД и НУПД) был предложен следующий комплекс психодиагностических <...>
Вестник_Тверского_государственного_университета._Серия_Педагогика_и_психология_№1_2011.pdf
Вестник ТвГУ. Серия "Педагогика и психология". 2011. Выпуск 1. С. 6-14 Вестник ТвГУ. Серия "Педагогика и психология". 2011. Выпуск 1. УДК 159.9:371.12 АВТОРИТАРНОСТЬ, ДЕМОНСТРАТИВНОСТЬ, ДОМИНАНТНОСТЬ И АГРЕССИЯ КАК ПРОЯВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ Л.С. Павлова Филиал Тверского государственного университета, в г. Нелидово Рассматривается понятие профессиональной деформации личности учителя, раскрыта динамика её проявлений в профессиональной деятельности и поведении. Описываются результаты эмпирического исследования проявлений профессиональной деформации личности учителя: педагогической агрессии. Ключевые авторитарность, авторитарности, слова: доминантности, профессиональная доминантность, деформация демонстративности, личности, демонстративность, требования ко всем аспектам деятельности учителя: знаниям, педагогическим умениям, способам деятельности, педагогическая агрессия. В современном обществе предъявляются значительные возрастает значимость творческих возможностей личности учителя, а также требования самой личности к профессии как средству самореализации, самовыражения. Антитезой саморазвития в научной литературе выступает профессиональная деформация личности. Устойчивый интерес к различным аспектам профессиональной деформации личности учителя объясняется, с одной стороны, комплексом психологических и социальных вопросов, связанных с жизненным путем этих людей, а с другой – проблемностью и нерешенностью многих важных сторон этого феномена. От профессиональных и личностных особенностей учителя зависит не только качество обучения, но и развитие личности ученика. анализ Вместе позволяет с тем гармоничные взаимоотношения профессии и личности человека – это залог здорового общества в целом и оптимально выстроенного существования конкретного человека в частности. Теоретический нам определить профессиональную деформацию личности учителя как многоуровневую систему адаптации личности к условиям социума (прежде всего к условиям и требованиям труда) и способам преобразования собственной жизнедеятельности в конкретной ситуации в соответствии с психологическим опытом личности. Следствием профессиональной деформации личности учителя выступают социально-психологические - 6 -
Стр.1
Вестник ТвГУ. Серия "Педагогика и психология". 2011. Выпуск 1. изменения сложившейся структуры деятельности и личности, нарушающие целостность личности, снижающие её адаптивность, порождающие профессионально нежелательные качества, изменяющие поведение учителя и негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с окружающими [2, с.103; 3, с.178; 4, с. 179]. Феномен профессиональной деформации личности учителя школы имеет сложную динамику проявлений в профессиональной деятельности, поведении. Процесс начинает проявляться как временные негативные психические состояния и установки, затем начинают исчезать положительные качества личности. Впоследствии профессионально-типологической социальное лицемерие, негативные психические качества, изменяющие личностный профиль профессионала, «заостряются», что означает устойчивую деформацию личности [1, с.103]. Структура деформации личности учителя включает разнозначимые её проявления (агрессия, доминантность, ролевой экспансионизм, авторитарность, дидактичность, демонстративность, консерватизм, педагогическая индифферентность, поведенческий трансфер, догматизм), что поставило перед нами вопрос об их значимости для субъекта профессиональной деятельности на различных этапах жизненного пути. Экспертная оценка (8 содержания проявлений профессиональной деформации личности учителя позволила нам выделить среди них наиболее значимые и провести их кластеризацию. В состав группы экспертов человек) входили преподаватели учителя Тверского государственного университета, специалисты отдела образования администрации Нелидовского района, директора и завучи школ г. Нелидово Тверской области. Результаты ранжирования экспертами проявлений профессиональной деформации личности представлены на рисунке. Результаты ранжирования экспертами проявлений профессиональной деформации личности учителя: x1 – агрессия педагогическая; x2 – доминантность; x3 – ролевой экспансионизм; x4 – авторитарность; x5 – дидактичность; x6 – демонстративность; x7 – социальное - 7 -
Стр.2
Вестник ТвГУ. Серия "Педагогика и психология". 2011. Выпуск 1. лицемерие; x8 – консерватизм педагогический; x9 – педагогическая индифферентность; x10 – поведенческий трансфер; x11 – догматизм. Из выделенных проявлений профессиональной деформации определялись наиболее значимые, для которых коэффициент значимости (Kj) больше критической величины коэффициента значимости (Ккр=0,09). С точки зрения экспертов, наиболее значимыми проявлениями профессиональной деформации личности учителя являются: авторитарность – весовой коэффициент K4=0,16; доминантность и демонстративность – K2=K6=0,15; агрессия педагогическая – K1=0,12. Коэффициенты значимости других проявлений профессиональной деформации личности учителя не достигли критической величины. Для проверки согласованности мнений экспертов применялся ранговый (непараметрический) критерий согласия Кендалла (W); для оценки значимости коэффициента конкордации применялся критерий Пирсона 2 (W=0,577; 2 эмп =62,7› 2 табл =18,3) согласованность мнений экспертов . Полученные при расчете данные позволили для заключить, что данных появлений профессиональной деформации личности учителя достаточна и результаты ранжировки можно признать корректными. Таким образом, поле исследований профессиональных деформаций личности учителя было нами сужено до таких четырёх проявлений, обладающих высокой значимостью, как авторитарность, доминантность, демонстративность и агрессия. В исследовании принимали участие учителя школ г. Нелидово, г. Западная Двина, г. Белый, пос. Оленино Тверской области. Общий объем выборки составил 245 человек. Возрастной диапазон испытуемых от 20 до 67 лет, стаж педагогической деятельности от 1 года до 40 лет и выше. выявления Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе для уровней выраженности и определения индекса профессиональной деформации личности учителей школ была использована методика MBI-HSS (K. Maslach, S. Jackson) в адаптации Н.Е. Водопьяновой [5, с. 28–30], предъявленная всем испытуемым. В результате анализа данных выделено три группы учителей в зависимости от индекса профессиональной деформации: с низким уровнем выраженности профессиональной деформации личности (далее НУПД) – 97 человек (39,6 %), средним уровнем выраженности профессиональной деформации личности (далее СУПД) – 62 человека (25,3 %), высоким уровнем выраженности профессиональной деформации личности (далее ВУПД) – 86 человек (35,1 %). - 8 - χ χ χ
Стр.3