Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.
Педагогический журнал Башкортостана

Педагогический журнал Башкортостана №5 2013

0   0
Страниц155
ID241377
АннотацияИздается с 2005г. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЖУРНАЛА: освещение актуальных проблем развития общего и профессионального образования в Российской Федерации и Республике Башкортостан; оказание информационной научной и практической помощи работниками образования; презентация передовой научной мысли и полезного практического опыта, учебно-методических материалов, отражающих опыт работы педагогов в области педагогики, психологии, методики обучения и воспитания. ХАРАКТЕРИСТИКА ЖУРНАЛА: имеет научно-практический характер и взаимодействует с системой образования республики; включает рубрики федеральной и региональной значимости - Проблемы современной педагогики; Психолого-педагогические исследования; Образование и культура; Инновационные технологии образования; Информатизация образования; Приоритетный национальный проект «Образование»; Практика образования; Дебют в науке; Дизайн диссертационного исследования; Опыт зарубежных коллег; История образования; Педагогическая лента (новости, юбилеи, хроника); Рецензии.; представляет опыт участия образовательных учреждений в национальных проектах и работу органов управления образованием; работа журнала координируется с Министерством образования Республики Башкортостан и Советами директоров вузов, ссузов и учреждений НПО республики.
Педагогический журнал Башкортостана : Научно-практическое издание .— Уфа : Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы .— 2013 .— №5 .— 155 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/241377 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ф ISSN 1817-3292 Научно-практическое издание Ассоциации «Башкирский педагогический государственный университетский комплекс» Издается с декабря 2005 года один раз в два месяца Главный редактор Асадуллин Раиль Мирваевич, доктор педагогических наук, профессор, ректор ФБГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет имени М. <...> Rail Mirvaevich Asadullin – chief editor, Doctor of pedagogical sciences, Professor, the rector of FBSEI HPE Bashkir State Pedagogical University named after M.Akmullah (Ufa). <...> Редакционная коллегия: *Амиров Артур Фердсович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии, ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» (г. Уфа). <...> *Бенин Владислав Львович, доктор педагогических наук, профессор, декан социально-гуманитарного факультета, ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет имени М. <...> Vladislav Lvovich Benin, Doctor of pedagogical sciences, Professor, the dean of social-humanitarian faculty, FBSEI HPE Bashkir State Pedagogical University named after M.Akmullah (Ufa). <...> Guzel Insharovna Gaisina, Doctor of pedagogical sciences, Professor, the head of the Department of social pedagogics, FBSEI HPE Bashkir State Pedagogical University named after M.Akmullah (Ufa). <...> Zulhiza Ismagilovna Islamova, the candidate of pedagogical sciences, Professor, the head of the Department of pedagogics and psychology of vocational training, FBSEI HPE Bashkir State Pedagogical University named after M.Akmullah (Ufa). <...> Асадуллин ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРЕССА В РЕКОНСТРУКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. <...> Федорова, Л.А. Амирова СУБЪЕКТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СИСТЕМА СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ. <...> САЛТЫКОВ – ПЕРВЫЙ ДИРЕКТОР УФИМСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕХНИКУМА: К 120-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ. <...> 147 6 Р.М. Асадуллин ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРЕССА В РЕКОНСТРУКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Ключевые слова: педагогическая пресса, реконструкция педагогического образования, индекс цитирования, образовательный кластер. <...> Аннотация: В статье затрагивается проблема определения места и роли педагогической прессы в процессе модернизации педагогического образования. <...> Сегодня научно-информационное обеспечение <...>
Педагогический_журнал_Башкортостана_№5_2013.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.147
Стр.148
Стр.149
Стр.150
Стр.151
Стр.152
Стр.153
Стр.154
Стр.155
Педагогический_журнал_Башкортостана_№5_2013.pdf
ф ISSN 1817-3292 Научно-практическое издание Ассоциации «Башкирский педагогический государственный университетский комплекс» Издается с декабря 2005 года один раз в два месяца Главный редактор Асадуллин Раиль Мирваевич, доктор педагогических наук, профессор, ректор ФБГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа). – E-mail: office@bspu.ru. Rail Mirvaevich Asadullin – chief editor, Doctor of pedagogical sciences, Professor, the rector of FBSEI HPE Bashkir State Pedagogical University named after M.Akmullah (Ufa). – Email: office@bspu.ru. Редакционная коллегия: *Амиров Артур Фердсович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии, ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» (г. Уфа). – E-mail: amirov.af@yandex.ru. Arthur Ferdsovich Amirov, Doctor of pedagogical sciences, Professor, the head of the Department of pedagogics and psychology, SBEI HPE Bashkir State Medical University (Ufa). – E-mail: amirov.af@yandex.ru. *Бенин Владислав Львович, доктор педагогических наук, профессор, декан социально-гуманитарного факультета, ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа). – E-mail: vlbenin@mail.ru. Vladislav Lvovich Benin, Doctor of pedagogical sciences, Professor, the dean of social-humanitarian faculty, FBSEI HPE Bashkir State Pedagogical University named after M.Akmullah (Ufa). – E-mail: vlbenin@mail.ru *Гайсина Гузель Иншаровна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной педагогики, ФБГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа). – E-mail: nicomni9@yandex.ru. Guzel Insharovna Gaisina, Doctor of pedagogical sciences, Professor, the head of the Department of social pedagogics, FBSEI HPE Bashkir State Pedagogical University named after M.Akmullah (Ufa). – E-mail: nicomni9@yandex.ru. *Гаязов Альфис Суфиянович, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, министр образования Республики Башкортостан (г. Уфа) . – E-mail: morb@bashkortostan.ru.
Стр.1
Alfis Sufiyanovich Gayazov, Doctor of pedagogical sciences, Professor, Member correspondent of Russian Education Academy, Minister of Education of the Republic of Bashkortostan (Ufa). – E-mail: morb@bashkortostan.ru. *Забродин Юрий Михайлович, доктор психологических наук, профессор, заместитель председателя Совета УМО по психолого-педагогическому образованию, проректор по учебно-методической работе, ГБОУ ВПО «Московский городской психологопедагогический университет» (г. Москва). – E-mail: zabrodin_yuri@mail.ru. Yury Mihajlovich Zabrodin, Doctor of psychological sciences, Professor, the deputy chairman of EMA Council on psychology-pedagogical educational issues, the vice-rector on educational-methodical work, SBEI HPE Moscow city psychology-pedagogical University (Moscow). – E-mail: zabrodin_yuri@mail.ru. *Зборовский Гарольд Ефимович, доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, профессор кафедры социологии и социальных технологий управления, ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» (г. Екатеринбург). – E-mail: garoldzborovsky@gmail.com. Harold Efimovich Zborovsky, Doctor of Philosophy, Professor, Honoured worker of Science of the Russian Federation, the professor of chair of sociology and social technologies of management FSIEI HPE the Ural Federal University of a name of the first President of Russia B.N.Yeltsin (Ekaterinburg). – E-mail: garoldzborovsky@gmail.com. *Исламова Зульхиза Исмагиловна, кандидат педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии профессионального образования, ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа). – E-mail: izi99@mail.ru. Zulhiza Ismagilovna Islamova, the candidate of pedagogical sciences, Professor, the head of the Department of pedagogics and psychology of vocational training, FBSEI HPE Bashkir State Pedagogical University named after M.Akmullah (Ufa). – E-mail: izi99@mail.ru. *Кудрявцев Владимир Товиевич, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории психологии, Институт психологии имени Л.С. Выготского, Российский государственный гуманитарный университет; заведующий лабораторией психолого-педагогических основ развивающего образования, Институт развития дошкольного образования РАО (Ответственный редактор журнала «Вестник РГГУ. Серия “Психология”», издатель и главный редактор интернет-журнала «Развивающее образование») (г. Москва). – E-mail: vtkud@mail.ru. Vladimir Tovievich Kudryavtsev, Doctor of psychological sciences, Professor, the head of the Department of theory and history of psychology, Institute of psychology named after L.S. Vygotsky, the Russian State Humanitarian University; the laboratory chief of psychology - pedagogical bases of developing formation, Institute of development of preschool education of Russian Education Academy (chief editor of «RGGU Bulletin. Psychology series», publisher and chief editor of Internet magazine «Developing formation») (Moscow). – E-mail: vtkud@mail.ru. *Мустаев Алмаз Флюрович, кандидат физико-математических наук, доцент, проректор по научной работе ФБГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа). – E-mail: almazbspu@mail.ru. Almaz Fljurovich Mustaev, the candidate of physical and mathematical sciences, the senior lecturer, vice-rector on scientific work of FBSEI HPE Bashkir State Pedagogical University named after M.Akmullah (Ufa). – E-mail: almazbspu@mail.ru. *Ромм Татьяна Александровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Института истории, гуманитарного и социального образования ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»; главный редактор «Сибирского педагогического журнала» 2
Стр.2
(г. Новосибирск). – E-mail: sp-journal@nspu.ru. Tatyana Aleksandrovna Romm, The doctor of pedagogical sciences, the professor of chair of pedagogics and psychology of Institute of history of FBSEI HPE «Novosibirsk state pedagogical university»; the chief editor of (Novosibirsk). – E-mail: sp-journal@nspu.ru. *Рубцов Виталий Владимирович, доктор психологических наук, профессор, действительный член (академик) РАО, ректор, ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет»; директор, Психологический институт РАО (г. Москва). – E-mail: rectorat@list.ru. Vitaly Vladimirovich Rubtzov, Doctor of psychological sciences, Professor, the full member (academician) of Russian Education Academy, the rector of SBEI HPE Moscow city psychology-pedagogical University; the head of Psychological Institute of Russian Education Academy (Moscow). - E-mail: rectorat@list.ru *Синагатуллин Ильгиз Миргалимович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и методики начального образования, Бирский филиал ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет» (г. Бирск). – E-mail: siniledu@gmail.com. Ilgiz Mirgalimovich Sinagatullin, Doctor of pedagogical sciences, Professor, the head of the Department of pedagogics and methods of primary education, Birsky branch of FBSEI HPE Bashkir State University (Birsk). – E-mail: siniledu@gmail.com. *Сытина Надежда Степановна, заместитель заведующего кафедрой педагогики, профессор, кандидат педагогических наук, ФБГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа). – E-mail: nadin541@rambler.ru. Nadezhda Stepanovna Sytina, the deputy head of the Department of pedagogics, Professor, the candidate of pedagogical sciences, FBSEI HPE Bashkir State Pedagogical University named after M.Akmullah (Ufa). – E-mail: nadin541@rambler.ru. *Фатыхова Рима Мухаметовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и социальной психологии ФБГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа). – E-mail: docbell0726@bk.ru. Rima Muhametovna Fatihova, Doctor of pedagogical sciences, Professor of the Department of general and social psychology of FBSEI HPE Bashkir State Pedagogical University named after M.Akmullah (Ufa). – E-mail: docbell0726@bk.ru. *Штейнберг Валерий Эмануилович – научный редактор – зам. гл. ред., доктор педагогических наук, профессор, главный специалист управления научной работы и международных связей ФБГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа). – E-mail: pjb.bspu@mail.ru. Valery Emanuilovich Steinberg – the scientific editor – the deputy chief editor, Doctor of pedagogical sciences, Professor, chief expert of scientific management and international contacts of FBSEI HPE Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmullah (Ufa). – E-mail: pjb.bspu@mail.ru. *Камал Канти Нанди, доктор философских наук по математике, профессор, приватпрофессор, Северо-Бенгальский университет (г. Дарджилинг, WB 734013, Индия). – Email: kamalnandi1952@yahoo.co.in. Kamal Kanti Nandi, the Doctor of Philosophy in Mathematics Professor, privat-professor, North Bengalese University, Darjeeling, WB 734013, India. – E-mail: kamalnandi1952@yahoo.co.in. *Линда Робертсон, директор Центра по международному и интеркультурному образованию им. Джеральда Рида, Кентский государственный университет, штат Огайо, США. – E-mail: lfrobert@kent.edu. Linda Robertson, PH.D., Director Gerald H. Read Center for International and Intercultural Education, Kent State University, 215 White Hall (150 Terrace Drive) Kent OH 44242 USA. – E-mail: lfrobert@kent.edu. *Чарльз Руссо, факультет образования и смежных профессий, Универсистет 3 the «Siberian pedagogical magazine»
Стр.3
Дэйтона, штат Огайо, США. – E-mail: charles_j_russo@hotmail.com. Charles Russo, Ed.D., University of Dayton, School of Education and Allied Professions, 324 Chaminade Hall, Dayton, charles_j_russo@hotmail.com. Общественный редакционный совет журнала: Николай Константинович Криони (Уфа, Россия) – председатель Совета Айрат Мингазович Шаммазов (Уфа, Россия) Сайфутдин Зайнетдинович Кунсбаев (Уфа, Россия) Анатолий Викторович Мудрик (Москва, Россия) Лев Владимирович Мардахаев (Москва, Россия) Ариен Хеерема (Дронтен, Нидерланды) (Силигури, Индия) Ральф Шеперт (Кейптаун, ЮАР) Кристиан Риттельмайер (Кассель, Германия) Уильям Спейди (Диллон, США) *** Стиль-редактор: Е.Н.Дементьева Оформление: К.Б.Владимиров Компьютерная верстка: И.В.Пономарев Менеджер: А.Г.Косов Тел.: (3472) 72-64-32 E-mail: agkosov@mail.ru Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Св. ПИ № ФС77–30335 от 15 ноября 2007 года (СМИ перерегистрировано в связи с переименованием учредителя) Учредитель ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» Адрес редакции: 450000, РБ, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 3а, к. 2, ком. 502. Тел.: (3472) 72-32-41 E-mail: pjb.bspu@mail.ru http://eLIBRARY.RU http://pjb.oprb.ru Редакция может не разделять мнение авторов Подписано в печать 25.10.2013. Формат 60Х90/16. Компьютерный набор. Гарнитура Arial. Усл. печ. л. – 12,4. Уч.-изд. л. – 12,2. Тираж 1500 экз. Заказ №2322. ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» 450000, РБ, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 3а, к. 3, тип. © Редакция «Педагогического журнала Башкортостана», 2013 4 OH, 45469-0534 USA. – E-mail:
Стр.4
РУБРИКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА Р.М. Асадуллин ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРЕССА В РЕКОНСТРУКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ....................7 ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ В.П. Засыпкин, Г.Е. Зборовский, Е.А. Шуклина УЧИТЕЛЬСТВО КАК СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ....................................................................................................................10 ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА А.Б. Бакурадзе ЭФФЕКТИВНЫЙ И РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ ТРУД КАК ЦЕННОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ............................................................................27 Е.С. Воля ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ БИОГРАФИЯ ВАСИЛИЯ ЗЕНЬКОВСКОГО.............................................................33 Л.И. Азарова, Л.М. Курганская «ВОЗВРАТИТЬ СЕРДЦА ОТЦОВ К ДЕТЯМ» (О ВЫБОРЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ) ..........................................................................................39 ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ О.В. Тарасюк, Е.М. Дорожкин, М.Б. Кузнецов ОСОБЕННОСТИ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ДИДАКТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»............................................................................................44 А.В. Сарапулова МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ПРОЦЕССЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ................................................................................48 ДИЗАЙН ДИСИССЛЕДОВАНИЯ С.В. Иванова О МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРОБЛЕМЕ ПЛАГИАТА В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ.............................................................................52 Л.А. Амирова, А.Ф. Амиров СОИСКАТЕЛЮ О ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ..................................................................................................66 ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ Ф.В. Шарипов ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.................................................................74 ДЕБЮТ В НАУКЕ Ю.А. Федорова, Л.А. Амирова СУБЪЕКТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СИСТЕМА СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ.....................................................................................................................................................80 5
Стр.5
Д.С. Занин, Р.М. Фатыхова ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА........................................................90 ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Ю.В. Ергин И.В. САЛТЫКОВ – ПЕРВЫЙ ДИРЕКТОР УФИМСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕХНИКУМА: К 120-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ.............................................................................................................99 Т.А. Леонова ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ СРЕДНЕВЕКОВОГО СТУДЕНЧЕСТВА..........................................................114 Ф.Б. Гайнуллина ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ШКОЛЬНОГО ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ......................................................................................................126 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЛЕНТА.........................................................................................................................141 СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ ...........................................................................................................................147 6
Стр.6
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Азарова Любовь Ивановна, аспирант кафедры издательского дела и библиотековедения, Белгородский государственный институт искусств и культуры (г. Белгород). – E-mail: lyubazarova@yandex.ru. Амиров Артур Фердсович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии, Башкирский государственный медицинский университет (г. Уфа). – E-mail: amirov.af@ yandex.ru. Амирова Людмила Александровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии профессионального образования, директор Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы (г. Уфа). – E-mail: ipcpp@yandex.ru. Асадуллин Раиль Мирваевич, доктор педагогических наук, профессор, ректор, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы (г. Уфа). – E-mail: office@bspu.ru. Бакурадзе Андрей Бондович, кандидат педагогических наук, доцент, проректор по образовательной деятельности, заведующий кафедрой теории и практики управленческой деятельности в образовании, Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (г. Москва). – E-mail: sidenko2009@yandex.ru. Воля Елена Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры теории и истории психологии Института психологии имени Л.С. Выготского, Российский государственный гуманитарный университет (г. Москва). – E-mail: elenavolya@mail.ru. Гайнуллина Филюза Батыровна, старший преподаватель кафедры башкирского языка, Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета (г. Стерлитамак). – E-mail: filiuza2009@yandex.ru. Дердизова Фарида Валиевна, старший преподаватель кафедры иностранных языков, Набережночелнинский институт Казанского Федерального университета (г. Набережные Челны). – E-mail: evgraf@li.ru. Дорожкин Евгений Михайлович, доктор педагогических наук, профессор, ректор, Российский государственный профессионально-педагогический университет (г.Екатеринбург). – Е-mail: evgeniy.dorozhkin@rsvpu.ru. Ергин Юрий Викторович, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры общей физики, Башкирский государственный университет, лауреат премии Правительства Республики Башкортостан имени Шагита Худайбердина за лучшее произведение в области журналистики в 2009 году (г. Уфа). – E-mail: erginyv@mail.ru. Занин Дмитрий Сергеевич, преподаватель кафедры психологии и педагогики профессионального образования, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы (г. Уфа). – E-mail: office@bspu.ru. Засыпкин Владислав Павлович, доктор социологических наук, первый проректор, Сургутский государственный педагогический университет (г. Сургут). – E-mail: pro_rector@surgpu.ru; zasipkin06@mail.ru. Зборовский Гарольд Ефимович, доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, профессор, Уральский федеральный университет и Сургутскийгосударственный педагогический университет (г. Екатеринбург). – E-mail: garoldzborovsky@gmail.com. Иванова Светлана Вениаминовна, доктор философских наук, профессор, директор Института теории и истории педагогики, Российская академия образования; главный редактор научных журналов «Ценности и смыслы», «Отечественная и зарубежная педагогика» (г. Москва). – E-mail: itiprao@mail.ru. Кузнецов Михаил Борисович, аспирант кафедры микропроцессорной управляющей вычислительной техники, Российский государственный профессионально-педагогический университет (г. Екатеринбург). – Е-mail: mihail.kuznetsov@rsvpu.ru. Курганская Людмила Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры издательского дела и библиотековедения, Белгородский государственный институт искусств и культуры (г. Белгород). – E-mail: lyub-azarova@yandex.ru. 147
Стр.147
Леонова Татьяна Алексеевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории и культурного наследия, заведующая лабораторией Методологии и методов гуманитарных исследований, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы (г. Уфа). – E-mail: leonotan@mail.ru. Сарапулова Анна Владимировна, старший преподаватель кафедры общеобразовательных ственный дисциплин; аспирант, Московский государственный технический университет имени Г.И. Носова, филиал в г. Белорецк (г. Белорецк). – E-mail: RastorguevaAW@mail.ru. Тарасюк Ольга Вениаминовна, кандидат педагогических наук, профессор, Российский государпрофессионально-педагогический университет (г. Екатеринбург). – E-mail: olga.tarasyuk@.rsvpu.ru. Фатыхова Римма Мухаметовна, кандидат психологических наук, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы (г. Уфа). – E-mail: office@bspu.ru. Федорова Юлия Александровна, ассистент кафедры педагогики и психологии профессионального образования, главный специалист Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы (г. Уфа). – E-mail: yuliafedorova@yandex.ru. Шарипов Фанис Вагизович, доктор педагогических наук, профессор, Уфимский государственный авиационный технический университет (г.Уфа). – E-mail: sharipovfv@jandex.ru. Шуклина Елена Анатольевна, доктор социологических наук, профессор, Уральский федеральный университет и Сургутский государственный педагогический университет (г. Екатеринбург). – E-mail: shuklina_elena@ mail.ru. 148
Стр.148
ISSN 1817-3292 CONTENTS СHIEF EDITOR’S COLUMN R.M.Asadullin. THE PEDAGOGICAL PRESS IN RECONSTRUCTION PEDAGOGICAL EDUCATION...........................................................................................................................7 Keywords: pedagogical press, reconstruction of pedagogical education, citing index, educational cluster. Abstract: In article the issue of definition of a place and a role of the pedagogical press is touched in the course of modernization of pedagogical education. PROBLEMS OF MODERN PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS V.P.Zasypkin, G.E.Zborovsky, E.A.Shuklina. TEACHING AS SOCIAL AND PROFESSIONAL COMMUNITY: SOCIOLOGICAL ANALYSIS..........................................10 Keywords: teaching, social and professional community, teaching typology, social well-being of teachers. Abstract: pecifics of the sociological analysis of a teaching is considered, it is treated as a social and professional community. Are shown to teaching typology. On materials of new representative empirical research of school teachers their social wellbeing in which the various parties and aspects of quality of life of a teaching, its relation to professional and other activity are reflected is characterized. EDUCATION AND CULTURE A.B.Bakuradze. EFFECTIVE AND PRODUCTIVE WORK AS VALUE OF ADMINISTRATIVE ACTIVITY.....27 Keywords: value, work, labor activity, administrative activity, social organization, efficiency, productivity, head, worker, working group. Abstract: Article is devoted to work consideration as values of administrative activity. In a material axiological characteristics of efficiency and productivity of work are given. The author revealed contradictions of process of achievement of efficiency and productivity of labor activity which have valuable character. E.Volya. VASILY ZENKOVSKY'S EDUCATIONAL BIOGRAPHY ...................................................................33 Keywords: biography, culture, method, standards, education, teaching and values. Abstract: In the book, the author presents a method to clarify the values and normative base of teaching, through which it is reproduced in culture. For professionals in the field of anthropology, and all interested in the philosophy of education. L.I.Azarova, L.M.Kurganskaya. TO RETURN HEARTS OF FATHER TO CHILDREN (ABOUT CHOOSING FICTION LITERATURE FOR FAMILY READING) ..........................................................................................39 Keywords: moral upbringing, family, family reading, fiction literature. Abstract: This article studies the relationship between parents and children in modern stage of development of society. Unfortunately, specially organized pedagogical influence doesn’t exist often in modern family. So, family reading helps both parents and children. For children – to promotes formation of true values, human and family. For parents – to develop pedagogical skills. Fiction literature has to be used more often as means of formation of ideas of moral behavior, humanity, humane qualities of the personality: good and justice, feeling of civic consciousness. It is necessary to pay attention on choosing fiction literature for family reading. INNOVATION EDUCATION TECHNOLOGIES O.V.Tarasyuk, E.M.Dorozhkin, M.B.Kuznetsov. FEATURES THE COMPETENCE-BASED FOCUSED DIDACTIC ENSURING DISCIPLINE «INFORMATION TECHNOLOGIES IN PROFESSIONAL ACTIVITY»............................................................44 Keywords: competence-based approach, didactic providing, information technologies, contents design, information competence, didactic providing, secondary professional education. Abstract: Social processes of information affects all areas and levels of life and requires preparation of a new specialist who owns the technology of information retrieval solutions for professional tasks. From the quality of training depends on the quality of the performance of their professional activities. The rapid development of information technology has led to intensive 149
Стр.149
penetration into various application areas, and eventually it was moved to the computer science applied nature of the use of IT and meaningful interpretation of computer science has become more fit information systems. A.V. Sarapulova. MODEL OF DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE CREATIVITY OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION IN THE COURSE OF CROSS-CULTURAL COMMUNICATION ..........................................................................................................................................48 Keywords: communicational creativity, development, model, intercultural communication. Abstract: The following article goes into the block-logical model of the development of university students’ communicational creativity during the intercultural communication. The work presents basic principles, analyze of the model parts and demonstrates their connections. DESIGN OF DISSERTATION RESEARCH S.V.Ivanova. ABOUT METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE DISSERTATION RESEARCHES AND THE PLAGIARISM PROBLEM IN SCIENCE AND EDUCATION..................................52 Keywords: scientific knowledge, methodology, methodological device, dissertation research, plagiarism, scientific researches, intellectual property, method, purpose, tasks, subject. Abstract: Article based on materials of lectures for graduate students and doctoral candidates, first, opens a number of methodological aspects of scientific research, secondly, has praktikooriyentirovanny character because taking into account experience of the author the concrete recommendations promoting an exception of mistakes at forming of the methodological device of the thesis are offered. The author staticizes approaches to scientific knowledge in connection with preparation of dissertation work, gives a practical advice on formation of its structure. Besides, the author undertook the short analysis of a situation with plagiarism in scientific, including dissertation researches from several parties: plagiarism detection in scientific researches, in scientific, educational, information literature; vulnerability of representatives of scientific community from plagiarism and insufficient legislative base for these purposes; existence of objective problems – qualities of informing of society about plagiarism, misunderstandings of specifics of scientific researches not engaged in this kind of activity, formations of the relation to plagiarism in society. L.A. Amirova, A.F. Amirov. TO THE COMPETITOR ABOUT PREDICTIVE FUNCTION PEDAGOGICAL DISSERTATION RESEARCH ..............................................................................................66 Keywords: pedagogical dissertation research, research methods, predictive function, quality of research. Abstract: In this article the questions concerning global forecasting in educational systems as it is a prerogative of special science – educational and pedagogical prognostics aren't raised, the essence and which appointment consist in scientifically reasonable appendix of approaches, the principles, technologies and the techniques used in the general prognostics, to the solution of specifically educational problems. In our case it is a question only of the most important function of dissertation research – function predictive. PRACTICE OF EDUCATION F.V. Sharipov ORGANIZATION OF CREATIVE ACTIVITY OF PUPILS .........................................................74 Keywords: creativity, creative abilities, creativity, creative person. Abstract: The essence of creativity and creative abilities, questions of motivation of creative activity, definition of the purpose and the maintenance of innovative system of training, choice of the corresponding methods and tutorials, diagnostics of a level of development of creative abilities reveal. DEBUT IN SCIENCE U.A. Fedorova, L.A. Amirova. SUBJECT DEVELOPING SYSTEM MAINTENANCES OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF ADDITIONAL EDUCATIONAL PROGRAMS.........................................................80 Keywords: professional education, student, professional self-determination, pedagogical maintenance. Abstract: In article possibilities of pedagogical maintenance of professional escort of students in the conditions of additional professional education are considered; the feature of design of system of maintenance promoting increase of level of professional self-determination, structure and effects of realization of system; the main results of skilled and experimental work are presented. D.S.Zanin, R.M.Fatihova. THEORY AND PRACTICE OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL PERSONALITY............................90 Keywords: communicational creativity, development, model, intercultural communication. Abstract: The following article goes into the block-logical model of the development of university students’ communicational creativity during the intercultural communication. The work presents basic principles, analyze of the model parts and demonstrates their connections. HISTORY OF EDUCATION U.V. Ergin. I.V. SALTYKOV – THE FIRST DIRECTOR OF THE UFA MUSICAL TECHNICAL SCHOOL: TO THE 120 ANNIVERSARY SINCE BIRTH...................................................................................................99 150
Стр.150
Keywords: I.V.Saltykov, Ufa musical technical school, department of art criticism and office of musical ethnography of the Bashkir scientific research institute of national culture. Abstract: Unknown pages of the biography of I.V.Saltykov (1893–1981) are provided in article, the collector and the researcher of the Bashkir musical folklore, the first director of the Ufa musical technical school (1922). T.A. Leonova. STUDENT’S EVERYDAY LIFE IN THE MIDDLE AGES........................................................114 Keywords: everyday life; medieval university; colleges; students and corporations; prices and books; conditions of life. Abstract: The article considered student’s everyday life in medieval universities through the contexts of formation and developing of higher education, it analyses experience of organization conditions of students’ life in West European history of different regions. F.B.Gaynullina. STAGES OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN SCHOOL LITERARY EDUCATION WITH AN X ON THE TWENTY-FIRST CENTURY..................................................................126 Keywords: school philological education, Slavic written language, Russian language, mother tongue, foreign languages, public schools, school, secondary school. Abstract: This paper discusses the stages of formation and development of school education in Russian philology from X to the twenty-first century. PEDAGOGICAL TAPE.......................................................................................................................................141 INFORMATION ABOUT THE CONTRIBUTORS...........................................................................................147 151
Стр.151
ТРЕБОВАНИЯ К СТАТЬЯМ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫМ В ЖУРНАЛ Уважаемые читатели! Журнал гарантирует широкое распространение результатов научных поисковых, в т.ч. диссертационных исследований, путем размещения статей в свободном доступе на своем сайте одновременно с публикацией печатного варианта журнала (http://elibrary.ru). В соответствии с Информационным сообщением ВАК о порядке формирования Перечня ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук (от 14.10.08, № 45.1-132), уточнены требования к статьям, представляемым в «Педагогический журнал Башкортостана» и далее - в базу данных «Российский индекс научного цитирования» (РИНЦ) Научной Электронной Библиотеки (сайт «Российский индекс научного цитирования»). 1. Представляемая статья должна быть оригинальной (не публиковавшейся ранее в других печатных изданиях) и освещать актуальные проблемы педагогики. 2. Статья должна быть написана языком, понятным не только специалистам данной области, но и широкому кругу читателей, заинтересованных в обсуждении темы; необходимо дополнительное обоснование специализированных научных терминов. Аббревиатура и сокращения в названии статьи, ключевых словах и аннотации недопустимы! 3. Объем текста, при условии 2500 знаков с пробелами на странице, – 0,5–1,0 п.л. (20–40 тыс. знаков; при выполнении требований редакции к форматированию текста 1 п.л. составляет 10 страниц при числе знаков с пробелами на странице 4000.) 4. Статья должна давать представление о содержании работы и о том, что нового вносит автор в рассмотрение проблемы. Текст должен быть лаконичен и четок, свободен от второстепенной информации, отличаться убедительностью формулировок. Необходимо отразить следующие аспекты содержания статьи: предмет исследования, тему, цель работы; метод или методологию проведения работы; результаты работы; область применения результатов; выводы (последовательность изложения может быть изменена). Аннотация должна давать представление о содержании работы и о том, что нового вносит автор в рассмотрение проблемы. Текст должен быть лаконичен и четок, свободен от второстепенной информации, отличаться убедительностью формулировок. В аннотации необходимо отразить следующие аспекты содержания статьи: предмет исследования, тему, цель работы; метод или методологию проведения работы; результаты работы; область применения результатов; выводы. Объем аннотации – минимум 50–100 слов. 5. Список литературы (не более 10-12 п.) оформляется в соответствии со стандартом ГОСТ Р 7.0.5-2008, который разработан с учетом основных нормативных положений международного стандарта ИСО 690:1987 «Документация. Библиографические ссылки. Содержание, форма и структура» (ISO 690:1987 «Information and documentation - Bibliographic references - Content, form and structure») и международного стандарта ИСО 690-2:1997 «Информация и документация. Библиографические ссылки. Часть 2. Электронные документы и их части» (ISO 690-2:1997«Information and documentation - Bibliographic references - Part 2: Electronic documents or parts thereof»). В библиографическое описание документов введены указание на качественное состояние (например, [Текст]), перечисление соавторов за косой чертой, некоторые изменения в пунктуации, индекс ISBN (ГОСТ Р 7.0.5-2008 помещен на сайте журнала http:// www. pjb.oprb.ru). 6. Ссылки на литературу в тексте указываются соответствующей цифрой в квадратных скобках, оформление сносок и примечаний в пределах статьи должно быть единообразным, нумерация должна соответствовать текущей странице. 7. Рукопись статьи, рецензии (внутренняя и внешняя) и сопроводительные материалы принимаются на электронных носителях с приложением распечатки на бумаге формата А4 (с одной стороны). 8. Рисунки должны выполняться в редакторе Corel Draw (рисунки, выполненные в других редакторах, не принимаются). 152
Стр.152
9. Фотографии автора должны иметь белый фон, быть контрастными и четкими, объем файла - не менее 500 кбт при разрешении 150 dpi (или не менее 175х205 пикселей/3х3,5 см) в формате JPEG (бытовые снимки не принимаются). 10. Форматирование статьи: гарнитура шрифта Arial; поля: верхнее - 6,4, нижнее - 3,4, правое/левое - 3,6 см; размер основного шрифта - 9 пт, вспомогательного (сноски, таблицы, литература, ключевые слова, аннотация) - 7 пт, межстрочный интервал - 1; первая строка: отступ - 0,75; между словами не более одного пробела при включенной опции «непечатаемые знаки». 11. Статьи представляются в журнал в полном комплекте вне зависимости от того, публиковался автор ранее или нет. 12. Присылаемые в редакцию файлы должны иметь краткое наименование: ФИО автора – тип файла (текст/рисунок, рецензия/справка) – дата отправления (день/месяц/год – 01.01.13). 13. Тематика статей отражена в списке «Рубрики журнала». 14. Материалы, не отвечающие перечисленным требованиям, не принимаются редакцией и не регистрируются. 15. При выполнении требований материалы принимаются, регистрируются и направляются на рецензирование, о результатах которого автор уведомляется по электронной почте. 16. В случае изменений и доработок материалов статьи по результатам рецензирования или иным обстоятельствам, автор обязан указать перечень выполненных им изменений. 17. При несоблюдении перечисленных выше требований материалы редакцией отклоняются и не публикуются. 18. Плата за опубликование рукописей с аспирантов, проходящих обучение в аспирантуре и докторантуре, не взимается. 19. По вопросам размещения статей следует обращаться в редакцию: (3472) 72-32-41, e-mail: pjb.bspu@mail.ru. Внимание! Редакция напоминает, что почтой доставляются материалы, отправленные обычным или заказным письмом. Материалы с объявленной ценностью в редакцию не доставляются. Рубрики журнала: Проблемы современной педагогики; Психолого-педагогические исследования; Образование и культура; Инновационные технологии образования; Информатизация образования; Приоритетный национальный проект «Образование»; Практика образования; Дебют в науке; Опыт зарубежных коллег; История образования; Педагогическая лента (новости, юбилеи, хроника); Рецензии. Вниманию соискателей! С целью повышения качества, научные статьи, направляемые в наш журнал, должны комплектоваться заключением научного руководителя, свидетельствующего об их соответствии требованиям ВАК и журнала: 1. В статье содержатся: четкая постановка научной задачи (проблемы), конкретное указание на подход к выполняемому исследованию, характеристики результатов эксперимента (научная новизна, теоретическая и практическая значимость). 2. В статье отсутствуют фрагменты, содержащие значительный объем материала справочного, описательного, констатирующего и декларативного характера без соответствующих аналитических выводов; отсутствуют словосочетания, фразы и фрагменты текста разговорно-обиходного характера. 153
Стр.153
154
Стр.154
155
Стр.155

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.