Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Педагогический журнал Башкортостана

Педагогический журнал Башкортостана №3-4 2013

0   0
Страниц199
ID241375
АннотацияИздается с 2005г. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЖУРНАЛА: освещение актуальных проблем развития общего и профессионального образования в Российской Федерации и Республике Башкортостан; оказание информационной научной и практической помощи работниками образования; презентация передовой научной мысли и полезного практического опыта, учебно-методических материалов, отражающих опыт работы педагогов в области педагогики, психологии, методики обучения и воспитания. ХАРАКТЕРИСТИКА ЖУРНАЛА: имеет научно-практический характер и взаимодействует с системой образования республики; включает рубрики федеральной и региональной значимости - Проблемы современной педагогики; Психолого-педагогические исследования; Образование и культура; Инновационные технологии образования; Информатизация образования; Приоритетный национальный проект «Образование»; Практика образования; Дебют в науке; Дизайн диссертационного исследования; Опыт зарубежных коллег; История образования; Педагогическая лента (новости, юбилеи, хроника); Рецензии.; представляет опыт участия образовательных учреждений в национальных проектах и работу органов управления образованием; работа журнала координируется с Министерством образования Республики Башкортостан и Советами директоров вузов, ссузов и учреждений НПО республики.
Педагогический журнал Башкортостана : Научно-практическое издание .— Уфа : Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы .— 2013 .— №3-4 .— 199 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/241375 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ПИ № ФС77–30335 от 15 ноября 2007 года (СМИ перерегистрировано в связи с переименованием учредителя) Учредитель ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет имени М. <...> ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет имени М. <...> © Редакция «Педагогического журнала Башкортостана», 2013 2 РУБРИКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА Р.М. <...> 51 О.А. Шамигулова ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА НОВЫЕ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ . <...> 55 М.С. Погорелов НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ К РЕШЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ . <...> 68 Г.М. Романцев, Н.В. Ронжина ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ . <...> 99 А.В. Миронов ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОНЯТИЙ «КУЛЬТУРА» И «ТЕХНИКА» В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ В ВОЕННОМ ВУЗЕ . <...> Гурина МЕТОД РАНГОВОГО АНАЛИЗА И ЗАКОН РАЗНООБРАЗИЯ В ПЕДАГОГИКЕ . <...> 123 Г.Р. Шафикова, Н.Ш. Сыртланова РОЛЬ НАУЧНОЙ ЛАБОРАТОРИИ В РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ ДОО . <...> 133 В.Б. Андреев, З.А. Багишаев ФОРМИРОВАНИЕ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ИНСТИТУТОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК . <...> Ергин ВОЗВРАЩЕННЫЕ ИМЕНА: ХАДИ КИЛЬДИБЕКОВ – НАРКОМ ПРОСВЕЩЕНИЯ МАЛОЙ БАШКИРИИ (1921–1922). <...> О проекте «Российский индекс научного цитирования» // Педагогический журнал Башкортостана. <...> 29 Э.Ф. Зеер СОДЕЙСТВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ Ключевые слова: постиндустриальное общество, профориентация, профессиональное самоопределение, профориентология, профессиональное будущее. <...> Аннотация: В статье рассматриваются особенности профориентации в постиндустриальном обществе; приводятся способы профессионального самоопределения на разных стадиях становления личности и основные профориентологические компетенции; анализируются <...>
Педагогический_журнал_Башкортостана_№3-4_2013.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.190
Стр.191
Стр.192
Стр.193
Стр.194
Стр.195
Стр.196
Стр.197
Стр.198
Стр.199
Педагогический_журнал_Башкортостана_№3-4_2013.pdf
ф ISSN 1817-3292 Научно-практическое издание Ассоциации «Башкирский педагогический государственный университетский комплекс» Издается с декабря 2005 года один раз в два месяца Главный редактор Р.М.Асадуллин Редколлегия: В.Э.Штейнберг (научный редактор – зам. гл. ред.) А.Ф.Мустаев В.Л.Бенин Г.И.Гайсина А.Ф.Амиров А.С.Гаязов В.И.Баймурзина С.В.Вахитов Т.А.Ромм Г.Е.Зборовский В.А.Козырев В.Т.Кудрявцев Общественный совет журнала: Николай Константинович Криони (Уфа, Россия) – председатель Совета Мурат Бакеевич Гузаиров (Уфа, Россия) Сайфутдин Зайнетдинович Кунсбаев (Уфа, Россия) Талгат Гизятович Субхангулов (Уфа, Россия) Ариен Хеерема (Дронтен, Нидерланды) Камал К. Нанди (Силигури, Индия) Анатолий Викторович Мудрик (Москва, Россия) Лев Владимирович Мардахаев (Москва, Россия) Ральф Шеперт (Кейптаун, ЮАР) Кристиан Риттельмайер (Кассель, Германия) Уильям Спейди (Диллон, США)
Стр.1
Стиль-редактор: Е.Н.Дементьева Оформление: К.Б.Владимиров Компьютерная верстка: И.В.Пономарев Менеджер: А.Г.Косов Тел.: (3472) 72-64-32 E-mail: agkosov@mail.ru Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Св. ПИ № ФС77–30335 от 15 ноября 2007 года (СМИ перерегистрировано в связи с переименованием учредителя) Учредитель ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» Адрес редакции: 450000, РБ, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 3а, к. 2, ком. 502. Тел.: (3472) 72-32-41 E-mail: pjb.bspu@mail.ru http://eLIBRARY.RU http://pjb.oprb.ru Редакция может не разделять мнение авторов Подписано в печать 26.08.2013. Формат 60Х90/16. Компьютерный набор. Гарнитура Arial. Усл. печ. л. – 12,4. Уч.-изд. л. – 12,2. Тираж 1500 экз. Заказ №1982. ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» 450000, РБ, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 3а, к. 3, тип. © Редакция «Педагогического журнала Башкортостана», 2013 2
Стр.2
РУБРИКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА Р.М. Асадуллин ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ ЗАДАЧИ РЕФОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ................................. 5 Р.З. ХАМИТОВ, Президент Республики Башкортостан ПО МАТЕРИАЛАМ ПЛЕНАРНОГО ЗАСЕДАНИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОГО АВГУСТОВСКОГО СОВЕЩАНИЯ ПО ОБРАЗОВАНИЮ (9 августа, г. Бирск) ....................................................................... 13 М.В. Михайлов, Н.А. Арсентьева, Э.М. Даянова ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ) ............................................................................................................ 21 ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ В.А. Глухов О ПРОЕКТЕ НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКИ ПО РАЗМЕЩЕНИЮ МОНОГРАФИЙ В РОССИЙСКОМ ИНДЕКСЕ НАУЧНОГО ЦИТИРОВАНИЯ ...................................................................... 26 Э.Ф. Зеер СОДЕЙСТВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ ........................................................ 30 Е.С. Заир-Бек, А.Н. Ксенофонтова ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ АНАЛИЗА МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ........................................ 38 Е.М. Дорожкин, Т.Э. Дусь ПУТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ............... 45 Н.П. Гаманенко РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ .......................................................................................................................................... 51 О.А. Шамигулова ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА НОВЫЕ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ .................................. 55 М.С. Погорелов НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ К РЕШЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ .......................... 61 ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА Ю.И. Биктуганов, В.А. Середа ОПЫТ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ .................. 68 Г.М. Романцев, Н.В. Ронжина ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ .......................................................................................... 72 Р.М. Билялов О ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ..................................................................... 80 3
Стр.3
Р.А. Гильмиянова БИБЛИОТЕКА – ИНСТИТУТ СОХРАНЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНО- КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ................................................................................................................ 86 Т.В. Мифтахутдинова ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ................................................................................................................... 99 А.В. Миронов ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОНЯТИЙ «КУЛЬТУРА» И «ТЕХНИКА» В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ В ВОЕННОМ ВУЗЕ .............................................................. 106 ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Р.В. Гурина МЕТОД РАНГОВОГО АНАЛИЗА И ЗАКОН РАЗНООБРАЗИЯ В ПЕДАГОГИКЕ .................................... 111 Н.А. Неудахина, К.В. Зотова ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ В РАЗРАБОТКЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ МОДУЛЬНОГО ТИПА ............................................................................................................. 123 Г.Р. Шафикова, Н.Ш. Сыртланова РОЛЬ НАУЧНОЙ ЛАБОРАТОРИИ В РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ ДОО ............................................................................................................ 133 В.Б. Андреев, З.А. Багишаев ФОРМИРОВАНИЕ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ИНСТИТУТОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК ..................................................................................................... 138 А.В. Шинкоренко КОМПЕТЕНТНОСТЬ ОФИЦЕРА ДЕЙСТВОВАТЬ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ: СУЩНОСТЬ, КРИТЕРИИ, УРОВНИ ............................................................................................................................... 147 ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ Е.В. Якушина ПОДГОТОВКА К АТТЕСТАЦИИ: ГОТОВИМ ПУБЛИКАЦИЮ ВМЕСТЕ .................................................. 157 ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Ю.В. Ергин ВОЗВРАЩЕННЫЕ ИМЕНА: ХАДИ КИЛЬДИБЕКОВ – НАРКОМ ПРОСВЕЩЕНИЯ МАЛОЙ БАШКИРИИ (1921–1922)................................................................ 163 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЛЕНТА ..................................................................................................................... 183 СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ ........................................................................................................................ 190 4
Стр.4
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Андреев Владимир Борисович, адъюнкт Саратовского военного института ВВ МВД России, старший преподаватель кафедры обеспечения служебно-боевой деятельности ВВ, подполковник (г.Саратов) – E -mail: valerysar@mail.ru. Арсентьева Надежда Анатольевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры права и обществознания, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы (г. Уфа). – E-mail: mihailov_bspu@yahoo.com. Асадуллин Раиль Мирваевич, доктор педагогических наук, профессор, ректор, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы (г. Уфа). – E-mail: office@bspu.ru. Багишаев Зайнулла Абдугалимович, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры конституционного и административного права, Саратовский военный институт ВВ МВД России (г.Саратов) – E -mail: valerysar@mail.ru. Биктуганов Юрий Иванович, министр общего и профессионального образования Свердловской области, профессор кафедры высшего педагогического образования, Уральский государственный педагогический университет (г. Екатеринбург). – E -mail: Pakhomov_a@mail.ru. Билялов Ринат Махмутович, кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга, Уфимский государственный авиационный технический университет (г. Уфа). – E-mail: rinbilyalov@yandex.ru. Гаманенко Надежда Павловна, руководитель службы менеджмента качества, Пермский педагогический колледж физической культуры и спорта; аспирант Пермского государственного гуманитарнопедагогического университета (г. Пермь). – E-mail: gamanenko_np@mail.ru. Гильмиянова Римма Аскаровна, кандидат исторических наук, доцент кафедры культурологии Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы (г. Уфа). – E-mail: gilm_bspu@mail.ru. Глухов Виктор Алексеевич, ООО «Научная электронная библиотека»; заместитель директора, Институт научной информации по общественным наукам РАН (г. Москва). – E-mail: publ@elibrary.ru. Гурина Роза Викторовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры физических методов в прикладных исследованиях, Ульяновский государственный университет (г. Ульяновск). – E-mail: rozagurina@yandex.ru. Даянова Эльза Мунавировна, начальник юридического отдела, старший преподаватель кафедры права и обществознания, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы (г. Уфа). – E-mail: mihailov_bspu@yahoo.com. Дорожкин Евгений Михайлович, доктор педагогических наук, профессор, ректор, Российский государственный профессионально-педагогический университет evgeniy.dorozhkin@rsvpu.ru. Дусь Татьяна Эдуардовна, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой профессионально-педагогического образования, Российский государственный профессионально-педагогический университет, филиал (г. Омск). – Е-mail: dus.te@mail.ru. Ергин Юрий Викторович, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры общей физики, Башкирский государственный университет, лауреат премии Правительства Республики Башкортостан имени Шагита Худайбердина за лучшее произведение в области журналистики в 2009 году (г. Уфа). – E-mail: erginyv@mail.ru. 190 (г.Екатеринбург). – Е-mail:
Стр.190
Заир-Бек Елена Сергеевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург). – Еmail: prof_be@mail.ru. Зеер Эвальд Фридрихович, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии профессионального развития, Российский государственный профессионально-педагогический университет (г. Екатеринбург). – E-mail: kafedrappr@mail.ru. Зотова Ксения Валерьевна, преподаватель, Алтайский государственный колледж (г. Барнаул). – E-mail: ksu.zotova88@mail.ru. Ксенофонтова Алла Николаевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики высшей школы, Оренбургский государственный педагогический университет (г. Оренбург). – Е-mail: allaxenofontova@mail.ru. Миронов Алексей Васильевич, адъюнкт Саратовского военного института ВВ МВД России, старший преподаватель кафедры обеспечения служебно-боевой деятельности ВВ, подполковник (г. Саратов). – Е-mail: valerysar@mail.ru. Михайлов Максим Владимирович, кандидат юридических наук, доцент, проректор по учебной работе, заведующий кафедрой права и обществознания, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы (г. Уфа). – E-mail: mihailov_bspu@yahoo.com. Мифтахутдинова Татьяна Владимировна, старший преподаватель кафедры профессиональной педагогики, истории и философии, Уральская государственная академия ветеринарной медицины (г. Екатеринбург). – E-mail: tanamef@mail.ru. Неудахина Нина Аркадьевна, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры инженерной педагогики, Алтайский государственный технический университет имени И.И. Ползунова (г. Барнаул). – E-mail: ninanan@yandex.ru. Погорелов Максим Сергеевич, адъюнкт Саратовского военного института ВВ МВД России, старший преподаватель кафедры обеспечения служебно-боевой деятельности ВВ, подполковник (г. Саратов). – E-mail: valerysar@mail.ru. Романцев Геннадий Михайлович, доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, ректор, Российский государственный профессионально-педагогический университет (г.Екатеринбург). – Email: Romantsev.07@mail.ru. Ронжина Наталья Владимировна, кандидат философских наук, доцент кафедры права, Российский государственный профессионально-педагогический университет (г.Екатеринбург). – E-mail: Obrpravo@yandex.ru. Середа Владислав Антонович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики, проректор по социальной и воспитательной работе, Уральский государственный педагогический университет(г. Екатеринбург). – E -mail: sereda@uspu.ru. Сыртланова Нэлли Шамильевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы (г. Уфа). – Email: nellic-27@mail.ru. Шамигулова Оксана Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры права и обществознания, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы (г. Уфа). – Email: oash77@mail.ru. Шафикова Гульназ Радмиловна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы (г. Уфа). – E-mail: shafikova@inbox.ru. Шинкоренко А.В., адъюнкт очной формы обучения Саратовского военного института ВВ МВД РФ, подполковник (г.Саратов). – E -mail: valerysar@mail.ru. 191
Стр.191
Якушина Екатерина Викторовна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории медиаобразования Института содержания и методов обучения, Российская академия образования (г. Москва). – E-mail: http://mediaeducation.ru. 192
Стр.192
ISSN 1817-3292 CONTENTS СHIEF EDITOR’S COLUMN R.M.Asadullin. REFORM PRIORITIES PEDAGOGICAL EDUCATION ........................................................... 5 Keywords: pedagogical education reform, modernisation model, pedagogical high school. Abstract: The primary goals of modernisation of pedagogical education, a way and methods of integration of formation, a science and manufacture, and also perfection of preparation of the teacher in market conditions Are considered. R.Z.Khамiтоv, the President of Republic Bashkortostan. ON MATERIALS OF PLENARY SESSION OF REPUBLICAN AUGUST MEETING BY TRAINING (on August, 9th, Birsk) ............................................. 13 M.V.Mihajlov, N.A.Arsenteva, E.M.Dajanova. The FEDERAL LAW «ABOUT FORMATION In the Russian Federation» (from December, 29th, 2013 № 273-FZ) ................................................................................... 21 Keywords: the federal law, formation, comments. Abstract: In article the comments focusing attention of educators on new and prominent aspects of the Federal Law «About formation in the Russian Federation» are resulted. PROBLEMS OF MODERN PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS V.A.Gluhov. About the PROJECT of SCIENTIFIC ELECTRONIC LIBRARY ON PLACING of MONOGRAPHIES In the RUSSIAN INDEX of SCIENTIFIC CITING ............................................................ 26 Keywords: The Russian index of scientific citing; electronic books; electronic libraries. Abstract: To article experience of Scientific electronic library on inclusion of acyclic editions in the Russian index of scientific citing is described. E.F.Zeer. ASSISTANCE TO PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF THE TRAINED IN MODERN SOCIAL AND ECONOMIC CONDITIONS ............................................................................... 30 Keywords: post-industrial society, career guidance, professional self-determination, proforiyentologiya, professional future. Abstract: In article features of career guidance in post-industrial society are considered; ways of professional selfdetermination at different stages of formation of the personality and the main proforiyentologichesky competences are given; the factors determining professional self-determination are analyzed; scenarios of the professional future of the being trained are offered. E.S.Zair-Bek, A.N.Ksenofontova. METHODOLOGY PROBLEMS THE EDUCATION MODERNIZATION ANALYSIS ........................................................................................ 38 Keywords: a modernisation paradigm reflective modernisation, the methodological reflexion, the integrated researches, complex researches, system researches, axiologisch potential of the research program. Abstract: In article the role of a paradigm of modernisation in social researches, methodological approaches to the analysis of processes and results of education modernisation reveals, problems which arise at designing of interdisciplinary research programs are designated. E.M.Dorogkin, T.E.Dus. WAYS OF DEVELOPMENT SYSTEM OF CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION ................................................................................................................................................ 45 Keywords: system of continuing professional education, innovation process, integrative vocational pedagogical education, modernization program. Abstract: The article views ways of development system of continuing professional education. The authors propose an integrated approach to solving this problem. N.P.Gamanenko. PROBLEMS OF REALIZATION КОМПЕТЕНТНОСТНОГО OF THE APPROACH ON THE AVERAGE VOCATIONAL TRAINING ............................................................................................ 51 Keywords: vocational training improvement of quality, компетентностный the approach, competence and the competence, realisation компетентностного the approach. Abstract: In article problems connected with practical realisation компетентностного the approach on the average pedagogical education (APE) are revealed, ways and ways of their decision are defined. 193
Стр.193
O.A.Shamigulova. THE SOCIAL SCIENCE EDUCATION IN THE CONDITIONS OF TRANSITION TO NEW FGOS OF THE GENERAL EDUCATION: CURRENT STATE AND DEVELOPMENT OF PROSPECTS ...... 55 Keywords: social science education, the federal state educational standards, quality subject training, unified state examination, teaching the subject, the formation of skills, training teachers. Abstract: In the article are considered the features of studying the subject "Social science" in the modern Russian school, and it's role and place in the general education system, also the analysis of requirements for the results of social science education and the difficulties in reaching them. The special attention is given to the training of graduates of high school teachers to teach social studies. M.S.Pogorelov. NECESSARY CONDITIONS OF READINESS future officers of the Interior Ministry troops RUSSIA TO SOLVE PROBLEMS OF PROFESSIONAL ................................. 61 Keywords: readiness to solve professional problems, specific conditions of readiness of the future officers of the Internal Troops to rhenium professional tasks. Abstract: The phenomenon of readiness to solve professional problems is one of the priority problems of modern education. With the transition to the new standards this problem acutely manifested itself in military education. The article proposes to consider the conditions of formation of readiness for future officers of internal troops of the Russian Interior Ministry to rhenium professional tasks. EDUCATION AND CULTURE J.I.Biktuganov, V.A.Sereda. EXPERIENCE OF PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH IN SVERDLOVSK AREA .............................................................................................................................. 68 Keywords: patriotic education of youth, principles of patriotic education, structurally functional model of patriotic education of students. Abstract: In article experience of joint activity of the Ural pedagogical university and the Ministry of the general and vocational training of Sverdlovsk area on patriotic education of youth reveals. G.M.Romantsev, N.V.Ronzhina. PROFESSIONAL THINKING AS THE FACTOR OF DEVELOPMENT OF VOCATIONAL TRAINING AT THE PRESENT STAGE ........................................................................... 72 Keywords: professional thinking, professional education, phylogenez, sotsigenez, creativity and innovation. Abstract: The main idea is to show the role of the development of professional thinking as an essential element, a factor in the development of modern vocational education with philosophical positions. And due to the fact that the professional pedagogy is the methodological basis of professional education, and the subject of her research is the competence of personality development, the analysis of professional thinking is in view of the teaching of science. The features of professional thinking in preindustrial, industrial and post-industrial society. For pre-industrial society is characterized by the reproducing professional thinking. In the industrial period is effective economic law of variation of labor, the requirements for the employee change - requires flexibility, mobility. Professional thinking tuned towards multi-functionality, mobility. In modern vocational education system is necessary to form a new professional way of thinking that needs to be predictive to from the "catch-up model" of the economy go to the "advanced model". Analysis of professional creativity allow progress on the way of innovation and creative thinking about the essence of the profession, involvement in design technology and the organization of professional activities, earn new technological content of vocational education, thus providing a new level of training of professional competence. R.M.Bilialov. ON HUMANITARIZATION OF ENGINEERING EDUCATION .................................................. 80 Keywords: engineering Education Humanitarization; Higher Education School Paradigm Transformation. Abstract: This article envisages Engineering Education Humanitarization issues and contemplates possible ways to advance this process among graduates of Technical specialities. R.A.Gilmijanova. LIBRARY AS INSTITUTE OF PRESERVATION OF NATIONAL-CULTURAL IDENTITY IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION ................................................................................................ 86 Keywords: library, book, globalization, communication practices, cultural identity, national identity, sociocultural space Abstract: The essence of cultural identity and of one of its types-national identity within sociocultural space, analyzed features books, shows the role of the book as a tool for nation-building, explored possibilities of the library as a social institution to preserve national and cultural identity. T.V.Miftahutdinova. PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION THE PROFESSIONAL INTERCULTURAL COMPETENCE OF STUDENTS ................................................ 99 Keywords: the competence, competence the approach, the professional intercultural competence, is reflective-dialogue technology, educational business games. Abstract: pedagogical conditions of formation of the professional intercultural competence of the students trained in the Ural state academy of veterinary medicine Are considered; the technique of formation and integration of components of the professional intercultural competence is included in structure of a pedagogical condition on the basis of is reflective-dialogue technology with use of educational business games. A.V.Mironov. LINK CONCEPT OF «CULTURE» AND «TECHNIQUE» IN THE FORMATION OF TECHNICAL CULTURE HIGH SCHOOL STUDENTS IN MILITARY .................................................... 106 Keywords: culture, technique, technical culture, technical culture of cadets of military high school. Abstract: The article considers the dynamics of the interaction of culture and technology concepts. Offers basic approaches to the development of imaging technologies technical culture of cadets of military high school. 194
Стр.194
INNOVATION EDUCATION TECHNOLOGIES R.V.Gurina. RANK ANALYSIS METHOD AND VARIETY LAW IN PEDAGOGY ......................................... 111 Keywords: rank analysis, system, cenosis, the necessary variety, optimization, quality of education estimation system, rating, cenosis approach, rank distribution law, schedule. Abstract: The application of rank analysis method to pedagogical systems and processes is considered. Rank analysis is a new scientific trend which allows to improve the development of educational systems and processes, to prove the validity of tests and quality assessment criteria of educational establishments. It is shown that rank distribution curves of pedagogical system objects are in hyperbolical relations. It is proved that rank distribution hyperbolic law is a mathematical expression of Ashby’s necessary variety law, which should be taken in consideration in pedagogical activity. N.A.Neudahina, K.V.Zotova. USE OF TECHNOLOGY OF VISUALIZATION IN WORKING OUT OF THE ELECTRONIC MANUAL OF MODULAR TYPE ............................................. 123 Keywords: technology of visualisation, technology of modular training, information technology, a vocational training technique, Macromedia Flash MX, basic signals. Abstract: The theoretical substantiation and a technique of designing of the modern electronic manual on the basis of the modular organisation of a teaching material and means kognitive visualisation of knowledge Are considered. G.R.Shafikova, N.S.Syrtlanova. THE ROLE OF SCIENTIFIC LABORATORY IN REALIZATION COMPETENCE OF THE APPROACH BY PREPARATION OF TEACHERS ДОО ..................................... 133 Keywords: research competence of the teacher, activity of scientific laboratory, algorithm of joint activity. Abstract: In article the algorithm of the organisation of joint research activity of chair and the preschool educational organisations (ДОО) under the decision of problems of introduction of the federal state educational standard of preschool education and realisation competence the approach in preparation of teachers ДОО in high school reveals. V.B.Andreev, Z.A.Bagishaev. FORMATION MILITARY-PROFESSIONAL COMPETENCE CADETS OF MILITARY INSTITUTES OF INTERNAL TROOPS ............................................................................... 138 Keywords: the competence of the military, competence-based approach in the modern military education. Abstract: Article is devoted scientific search of perspective directions of the organisation of the educational process, allowing effectively to form at the future officers readiness for professional work and military-professional the competence. A.V.Shinkorenko. COMPETENCE OF THE OFFICER TO OPERATE IN EXTREME SITUATIONS: ESSENCE, CRITERIA, LEVELS ................................................................... 147 Keywords: competency, competence, competence approach, educational program standard. Abstract: The article deals with the competence approach to the problem of training the Internal Troops officers of the RF Ministry of the Interior to the activities in emergency situations. Various approaches are givent to such concepts as «competence», «competence», «a competence approach». The great attention is poid to the concepts «professionalism» and «professional experience». Indicators of professionalism of the future officers are formulated. PRACTICE OF EDUCATION E.V.Yakushina. PREPARATION FOR CERTIFICATION: WE PREPARE THE PUBLICATION TOGETHER157 Keywords: certification, a portfolio, publications, standard requirements. Abstract: Features of certification of pedagogical workers Are considered and recommendations about registration of publications in pedagogical and electronic editions are resulted. HISTORY OF EDUCATION J.V.Ergin. THE RETURNED NAMES: HADI KILDIBEKOV – THE PEOPLE'S COMMISSAR OF EDUCATION OF SMALL BASHKIRIA (1921–1922). ............................................................................ 163 Keywords: Islam and music, Muslim elementary schools, the people's commissar of education H.Kildibekov. PEDAGOGICAL TAPE ....................................................................................................................................185 INFORMATION ABOUT THE CONTRIBUTORS .........................................................................................192 195
Стр.195
ТРЕБОВАНИЯ К СТАТЬЯМ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫМ В ЖУРНАЛ Уважаемые читатели! Журнал гарантирует широкое распространение результатов научных поисковых, в т.ч. диссертационных исследований, путем размещения статей в свободном доступе на своем сайте одновременно с публикацией печатного варианта журнала (http://elibrary.ru). В соответствии с Информационным сообщением ВАК о порядке формирования Перечня ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук (от 14.10.08, № 45.1-132), уточнены требования к статьям, представляемым в «Педагогический журнал Башкортостана» и далее - в базу данных «Российский индекс научного цитирования» (РИНЦ) Научной Электронной Библиотеки (сайт «Российский индекс научного цитирования»). 1. Представляемая статья должна быть оригинальной (не публиковавшейся ранее в других печатных изданиях) и освещать актуальные проблемы педагогики. 2. Статья должна быть написана языком, понятным не только специалистам данной области, но и широкому кругу читателей, заинтересованных в обсуждении темы; необходимо дополнительное обоснование специализированных научных терминов. Аббревиатура и сокращения в названии статьи, ключевых словах и аннотации недопустимы! 3. Объем текста, при условии 2500 знаков с пробелами на странице, – 0,5–1,0 п.л. (20–40 тыс. знаков; при выполнении требований редакции к форматированию текста 1 п.л. составляет 10 страниц при числе знаков с пробелами на странице 4000.) 4. Статья должна давать представление о содержании работы и о том, что нового вносит автор в рассмотрение проблемы. Текст должен быть лаконичен и четок, свободен от второстепенной информации, отличаться убедительностью формулировок. Необходимо отразить следующие аспекты содержания статьи: предмет исследования, тему, цель работы; метод или методологию проведения работы; результаты работы; область применения результатов; выводы (последовательность изложения может быть изменена). Аннотация должна давать представление о содержании работы и о том, что нового вносит автор в рассмотрение проблемы. Текст должен быть лаконичен и четок, свободен от второстепенной информации, отличаться убедительностью формулировок. В аннотации необходимо отразить следующие аспекты содержания статьи: предмет исследования, тему, цель работы; метод или методологию проведения работы; результаты работы; область применения результатов; выводы. Объем аннотации – минимум 50–100 слов. 5. Список литературы (не более 10-12 п.) оформляется в соответствии со стандартом ГОСТ Р 7.0.5-2008, который разработан с учетом основных нормативных положений международного стандарта ИСО 690:1987 «Документация. Библиографические ссылки. Содержание, форма и структура» (ISO 690:1987 «Information and documentation - Bibliographic references - Content, form and structure») и международного стандарта ИСО 690-2:1997 «Информация и документация. Библиографические ссылки. Часть 2. Электронные документы и их части» (ISO 690-2:1997«Information and documentation - Bibliographic references - Part 2: Electronic documents or parts thereof»). В библиографическое описание документов введены указание на качественное состояние (например, [Текст]), перечисление соавторов за косой чертой, некоторые изменения в пунктуации, индекс ISBN (ГОСТ Р 7.0.5-2008 помещен на сайте журнала http:// www. pjb.oprb.ru). 6. Ссылки на литературу в тексте указываются соответствующей цифрой в квадратных скобках, оформление сносок и примечаний в пределах статьи должно быть единообразным, нумерация должна соответствовать текущей странице. 7. Рукопись статьи, рецензии (внутренняя и внешняя) и сопроводительные материалы принимаются на электронных носителях с приложением распечатки на бумаге формата А4 (с одной стороны). 8. Рисунки должны выполняться в редакторе Corel Draw (рисунки, выполненные в других редакторах, не принимаются). 196
Стр.196
9. Фотографии автора должны иметь белый фон, быть контрастными и четкими, объем файла - не менее 500 кбт при разрешении 150 dpi (или не менее 175х205 пикселей/3х3,5 см) в формате JPEG (бытовые снимки не принимаются). 10. Форматирование статьи: гарнитура шрифта Arial; поля: верхнее - 6,4, нижнее - 3,4, правое/левое - 3,6 см; размер основного шрифта - 9 пт, вспомогательного (сноски, таблицы, литература, ключевые слова, аннотация) - 7 пт, межстрочный интервал - 1; первая строка: отступ - 0,75; между словами не более одного пробела при включенной опции «непечатаемые знаки». 11. Статьи представляются в журнал в полном комплекте вне зависимости от того, публиковался автор ранее или нет. 12. Тематика статей отражена в списке «Рубрики журнала». 13. Материалы, не отвечающие перечисленным требованиям, не принимаются редакцией и не регистрируются. 14. При выполнении требований материалы принимаются, регистрируются и направляются на рецензирование, о результатах которого автор уведомляется по электронной почте. 15. В случае изменений и доработок материалов статьи по результатам рецензирования или иным обстоятельствам, автор обязан указать перечень выполненных им изменений. 16. При несоблюдении перечисленных выше требований материалы редакцией отклоняются и не публикуются. 17. Плата за опубликование рукописей с аспирантов, проходящих обучение в аспирантуре и докторантуре, не взимается. 18. По вопросам размещения статей следует обращаться в редакцию: (3472) 72-32-41, e-mail: pjb.bspu@mail.ru. Внимание! Редакция напоминает, что почтой доставляются материалы, отправленные обычным или заказным письмом. Материалы с объявленной ценностью в редакцию не доставляются. Рубрики журнала: Проблемы современной педагогики; Психолого-педагогические исследования; Образование и культура; Инновационные технологии образования; Информатизация образования; Приоритетный национальный проект «Образование»; Практика образования; Дебют в науке; Опыт зарубежных коллег; История образования; Педагогическая лента (новости, юбилеи, хроника); Рецензии. Вниманию соискателей! С целью повышения качества, научные статьи, направляемые в наш журнал, должны комплектоваться заключением научного руководителя, свидетельствующего об их соответствии требованиям ВАК и журнала: 1. В статье содержатся: четкая постановка научной задачи (проблемы), конкретное указание на подход к выполняемому исследованию, характеристики результатов эксперимента (научная новизна, теоретическая и практическая значимость). 2. В статье отсутствуют фрагменты, содержащие значительный объем материала справочного, описательного, констатирующего и декларативного характера без соответствующих аналитических выводов; отсутствуют словосочетания, фразы и фрагменты текста разговорно-обиходного характера. 197
Стр.197
198
Стр.198
199
Стр.199