ф
ISSN 1817-3292
Научно-практическое издание Ассоциации «Башкирский
педагогический государственный университетский комплекс»
Издается с декабря 2005 года
один раз в два месяца
Главный редактор
Р.М.Асадуллин
Редколлегия:
В.Э.Штейнберг
(научный редактор – зам. гл. ред.)
А.Ф.Мустаев
В.Л.Бенин
Г.И.Гайсина
А.Ф.Амиров
А.С.Гаязов
В.И.Баймурзина
С.В.Вахитов
Т.А.Ромм
Г.Е.Зборовский
В.А.Козырев
В.Т.Кудрявцев
Общественный совет журнала:
Николай Константинович Криони
(Уфа, Россия) – председатель Совета
Мурат Бакеевич Гузаиров
(Уфа, Россия)
Сайфутдин Зайнетдинович Кунсбаев
(Уфа, Россия)
Талгат Гизятович Субхангулов
(Уфа, Россия)
Ариен Хеерема (Дронтен, Нидерланды)
Камал К. Нанди (Силигури, Индия)
Анатолий Викторович Мудрик
(Москва, Россия)
Лев Владимирович Мардахаев
(Москва, Россия)
Ральф Шеперт (Кейптаун, ЮАР)
Кристиан Риттельмайер (Кассель, Германия)
Уильям Спейди (Диллон, США)
Стр.1
Стиль-редактор:
Е.Н.Дементьева
Оформление:
К.Б.Владимиров
Компьютерная верстка:
И.В.Пономарев
Журнал зарегистрирован Федеральной службой
по надзору в сфере массовых коммуникаций,
связи и охраны культурного наследия.
Св. ПИ № ФС77–30335 от 15 ноября 2007 года
(СМИ перерегистрировано в связи
с переименованием учредителя)
Учредитель
ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный
педагогический университет имени М. Акмуллы»
Адрес редакции: 450000, РБ, г. Уфа,
ул. Октябрьской революции, 3а, к. 2,
ком. 502.
Тел.: (3472) 72-32-41
E-mail: pjb.bspu@mail.ru
http://eLIBRARY.RU
http://pjb.oprb.ru
Редакция может не разделять мнение авторов
Подписано в печать 29.06.2012.
Формат 60Х90/16.
Компьютерный набор. Гарнитура Arial.
Усл. печ. л. – 12,4.
Уч.-изд. л. – 12,2.
Тираж 1500 экз.
Заказ № 1127.
ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный
педагогический университет имени М. Акмуллы»
450000, РБ, г. Уфа,
ул. Октябрьской революции, 3а, к. 3, тип.
© Редакция «Педагогического журнала
Башкортостана», 2012
2
Стр.2
РУБРИКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Р.М. Асадуллин
КЛАСТЕРИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ....................... 5
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ
Т.С. Панина, Н.В. Павельева
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ УЧРЕЖДЕНИЙ
НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ...................................................................................... 9
В.Г. Яфаева
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ
ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
ПЕДАГОГОВ В СФЕРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ................ 19
ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА
С.П. Миронова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СФЕРА В КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ КАРТИНЕ МИРА ........ 27
Т.З. Уразметов
МИР РЕЛИГИЙ В XXI ВЕКЕ: ПРОТИВОРЕЧИЯ И КОНФЛИКТЫ ......................... 33
Е.А.Ставропольцева
ТРЕНИНГ КАК СПОСОБ ВКЛЮЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
В КОРПОРАТИВНУЮ КУЛЬТУРУ ОРГАНИЗАЦИИ .............................................. 42
Д.М. Насибуллина, М.Г. Абдуллин
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕОРИЕНТИРОВАННОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ
СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА ................................... 50
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ
В.В. Гузеев, И.Е. Курчаткина
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОСТРОЕНИЯ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ............................................................... 58
И.Е. Курчаткина
ПОСТРОЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО
КОМПЛЕКСА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ЦЕНТРЕ ОБРАЗОВАНИЯ .......................... 62
Н.С. Сытина
ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ТРАЕКТОРИИ СТУДЕНТА КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ...................................................................... 67
3
Стр.3
Г.А. Нарбикова, А.Ф. Амиров, Н.Н.Манько
ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ........................... 72
ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
Л.В. Гузенко
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ
СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ ГЕРМАНИИ .............................................................................. 78
Ю.И. Заянчковский
ПОДХОДЫ К ПОВЫШЕНИЮ КОМПЕТЕНТНОСТИ
РУКОВОДЯЩЕГО СОСТАВА ОРГАНИЗАЦИЙ ...................................................... 83
Р.Ф. Рямов
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
СРЕДСТВ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ .................................... 89
Е.В. Кокорина
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В СПЕЦИАЛЬНЫХ
МЕДИЦИНСКИХ ГРУППАХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
С ПАТОЛОГИЕЙ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ...................................................... 93
С.Н. Петрова
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ЗАДАНИЯ КАК ФОРМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ИНТЕГРАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ .......... 97
Э.М. Габитова
ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
КАК КРИТЕРИЙ СФОРМИРОВАННОСТИ СПЕЦИАЛИСТА
СОВРЕМЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА ................................................................... 103
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Ю.В. Ергин
ПРАЗДНОВАНИЕ 100-ЛЕТНЕГО ЮБИЛЕЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ВОЙНЫ 1812 ГОДА В УФЕ И УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ГОРОДА .................... 108
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЛЕНТА .................................................................................. 116
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ .................................................................................... 123
4
Стр.4
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Абдуллин Миннивасик Гатауллович, кандидат педагогических наук, профессор, кафедра спортивных
дисциплин, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы
(г. Уфа). – E-mail: ratna2@mail.ru.
Амиров Артур Фердсович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики
и психологии, Башкирский государственный медицинский университет (г.Уфа). – E-mail:
amirov.af@yandex.ru.
Асадуллин Раиль Мирваевич, доктор педагогических наук, профессор, ректор, Башкирский государственный
педагогический университет имени М. Акмуллы (г. Уфа). – E-mail: office@bspu.ru.
Габитова Эльвира Маратовна, аспирант, Башкирский государственный педагогический университет имени
М. Акмуллы (г. Уфа). – E-mail:gabitovae@mail.ru.
Гузеев Вячеслав Валерьянович, доктор педагогических наук, профессор, Академия повышения квалификации
и профессиональной переподготовки работников образования (г.Москва). – E-mail: vival@gouzeev.ru.
Гузенко Лидия Владимировна, аспирант кафедры педагогики, Волгоградский государственный
социально-педагогический университет (г.Волгоград). – E-mail: lguzenko@mail.ru.
Ергин Юрий Викторович, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры общей физики,
Башкирский государственный университет, лауреат премии Правительства Республики Башкортостан
имени Шагита Худайбердина за лучшее произведение в области журналистики в 2009 году
(г. Уфа). – E-mail: erginyv@mail.ru.
Заянчковский Юрий Иванович, кандидат технических наук, старший научный сотрудник, эксперт-аудитор
ТЮФ-Тюрингия, генеральный директор, Центр качества и сертификации «БаСК» (г Уфа).
– E-mail: cks-bask@mail.ru.
Кокорина Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, докторант кафедры педагогики,
Восточно-Сибирская государственная академия образования (г. Иркутск). – E-mail: Kokorina2004@mail.ru.
Курчаткина
Ирина Евгеньевна, кандидат педагогических наук, директор Центра образования 1474
(г. Москва). – E-mail: irina-school@yandex.ru.
Манько Наталия Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Башкирский
государственный педагогический университет имени М. Акмуллы (г. Уфа). – E-mail:
dtvmanko55@mail.ru.
Миронова Светлана Петровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивных
дисциплин, Российский государственный профессионально-педагогический университет
(г. Екатеринбург). – E-mail: golst@e1.ru.
Нарбикова Гульнара Абдулловна, аспирант, Стерлитамакская государственная педагогическая
академия имени З. Биишевой. – E-mail: NarbikovaGA@yandex.ru.
Насибуллина Динара Миннивасиковна, аспирант, Уфимский государственный нефтяной технический
университет (г.Уфа). – E-mail: ratna2@mail.ru.
Павельева Наталья Васильевна, начальник научно-аналитического центра, Кузбасский региональный
институт развития профессионального образования (г.Кузбасс). – E-mail: pharphor@mail.ru.
Панина Татьяна. Семеновна, доктор педагогических наук, профессор, профессор-консультант,
Кузбасский региональный институт развития профессионального образования (г.Кузбасс). – E-mail: panina1510@mail.ru.
Петрова
Светлана Николаевна, ассистент кафедры общетехнических дисциплин и информационных
технологий, Стерлитамакская государственная педагогическая академия имени З. Биишевой
(г.Стерлитамак). – E-mail: lana.str85@rambler.ru.
Рямов Рустам Фаритович, директор Центра мониторинга качества образования, Институт развития
образования Республики Башкортостан (г. Уфа). – E-mail: ryamov@mail.ru.
Ставропольцева Екатерина Александровна, аспирант кафедры общей психологии, Уральский
государственный педагогический университет (г.Екатеринбург). – E-mail: stavrick@mail.ru.
Сытина Надежда Степановна, кандидат педагогических наук, профессор, заместитель заведующего
кафедрой педагогики, Башкирский государственный педагогический университет имени
М. Акмуллы (г. Уфа). – E-mail: nadin541@ rambler.ru.
123
Стр.123
Уразметов Тимур Закирович, кандидат культурологии, доцент кафедры культурологии и социально-экономических
дисциплин социально-гуманитарного факультета, Башкирский государственный
педагогический университет имени М. Акмуллы (г. Уфа). – E-mail: tykytak@yandex.ru.
Яфаева Венера Гавазовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и
предшкольного образования, Институт развития образования Республики Башкортостан, докторант
(г. Уфа). – E-mail: yafaeva.venera@yandex.ru.
124
Стр.124
ISSN 1817-3292
CONTENTS
СHIEF EDITOR’S COLUMN
R.M.Asadullin. CLUSTERING AND TECHNOLOGICAL RECONSTRUCTION
OF PEDAGOGICAL VOCATIONAL TRAINING .......................................................... 5
Keywords: clustering, technological reconstruction, a multilevel pedagogical education, pedagogical thinking.
Abstract: Reconstruction of a regional pedagogical education on the basis of university as Scientificallyeducational
methodical centre of formation of Republic Bashkortostan Is considered: cluster model «pedagogical
colleges - pedagogical high school», technology of a multilevel pedagogical education, perfection of
communications «high school - school».
PROBLEMS OF MODERN EDUCATION
T.S.Panina, N.V.Pavelyeva. INFORMATION AND COMMUNICATION
TECHNOLOGIESN EDUCATIONAL PROCESS OF PRIMARY AND SECONDARY
PROFESSIONALEDUCATION KEMEROVO REGION .............................................. 9
Keywords: Information and communication technologies and electronic educational resources, networking,
information culture, integrated learning technologies, online applications.
Abstract: The article presents some results of a study on the use of ICT in the professional school of the Kuzbass,
the mechanism of the interaction network involved in the educational process, the problems of the use
of electronic educational resources in the educational process, promising areas of research in the field of informatization
of professional education.
V.G.Yafaeva. TEORETIKO-METHODOLOGICAL APPROACHES
TO THE PROBLEM FORMATIONS OF PROFESSIONAL COMPETENCE
OF TEACHERS IN SPHERE OF INTELLECTUAL DEVELOPMENT
OF CHILDREN .......................................................................................................... 19
Keywords: intelligence, intellectual development of children of preschool age, mental abilities and qualities,
professional competence of teacher DOW.
Abstract: In article the short description of teoretiko-methodological approaches to a problem of formation of
professional competence of teachers of DOW in sphere of intellectual development of children of preschool
age - conceptual positions, structurally functional representation of subsystems, didactic principles is led.
EDUCATION AND CULTURE
S.P.Mironova. THE PROFESSIONAL SPHERE IN THE CONCEPTUAL PICTURE
OF THE WORLD....................................................................................................... 27
Keywords: world picture, conceptual and language picture of the world.
Abstract: In article theoretical preconditions of application of the interdisciplinary concept of a picture of the
world (conceptual and language) in professional and pedagogical aspect are considered.
T.Z.Urazmetov. WORLD OF RELIGIONS IN THE XXI CENTURY:
CONTRADICTIONS AND CONFLICTS .................................................................... 33
Keywords: religion, extremism, fundamentalism, conflict, confession.
Abstract: The contemporary world is in the situation of religions growth and interconfessional conflicts. The
religions extremism and other interconfessional problems need in special attention in the XXI-th century.
E.A.Stavropoltseva. TRAINING AS THE WAY OF INCLUSION OF STUDENTS
OF HIGH SCHOOLS IN CORPORATE CULTURE OF THE ORGANIZATION ........ 42
Keywords: corporate culture, adaptation of students, adaptable training.
125
Стр.125
Abstract: In article results of research of inclusion of students of high schools in corporate culture of the organisation
are resulted, adaptable training and its efficiency as way of adaptation of students to culture of the
organisation is described.
D.M.Nasibullina, M.G.Abdullin. FORMATION HEALTH OF THE FOCUSED
OF THE VITAL POSITION OF STUDENTS IN EDUCATIONAL PROCESS
OF HIGH SCHOOL ................................................................................................... 50
Keywords: health of the focused a vital position of students, the software, the praktiko-focused program «Active
vital position», actualisation of the valuable relation to health.
Abstract: In article the actual problem of formation at students of skills of a healthy way of life by means of
physical training means is considered; the formation model health of the focused is presented a vital position
of the students, allowing to organise purposeful activity on development, preservation and strengthening of
health and conducting by them LHL.
INNOVATION EDUCATION TECHNOLOGIES
V.V. Guzeev, I.E.Kurchatkina. THE THEORETICAL BASES OF CONSTRUCTION
OF THE TECHNOLOGICAL COMPLEX IN EDUCATIONAL INSTITUTION ............ 58
Keywords: a technological complex of educational institution, technology of an educational policy, technology
of management, educational technologies, resource technologies; a metasubject (metasubject domain), a
subject (subject domain), discipline (deepenings, specialisations).
Abstract: In article the theoretical model of a complex of the technologies providing realisation of the purposes
of educational institution is considered. The structure of a technological complex includes four groups of technologies.
The concrete structure of these groups depends on educational standards according to which the
educational institution works. The structure of a technological complex of high school for operating and installed
standards of the second generation is offered.
I.E.Kurchatkina. CONSTRUCTION OF THE EDUCATIONAL TECHNOLOGICAL
COMPLEX IN THE MUNICIPAL CENTER OF FORMATION ................................... 62
Keywords: a technological complex of educational institution, technology of an educational policy, technology
of management, educational technologies, resource technologies; technologies of social work of school, tutor
model of support and support of pupils, profile camp.
Abstract: In article the concrete case of construction of a technological complex of educational institution is
described: selection of key technologies of an educational policy and technologies of management, educational
and resource technologies, realisation of these technologies in the conditions of a megacity.
N.S.Sytina. FORMATION OF THE INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY
OF THE STUDENT AS THE CONDITION OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT
OF THE FUTURE TEACHER ................................................................................... 67
Keywords: an individual educational trajectory - IET, the navigator of educational process, professional development.
Abstract:
In article necessity and possibility of use IET for professional development of the future teacher are
considered. The author opens algorithm of pedagogical interaction on formation IET in educational process
on a basis.
G.A.Narbikova, A.Ph.Amirov, N.N.Manko. FORMATION OF TECHNOLOGICAL
COMPETENCE WITH THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGY .................... 72
Keywords: competence, technological competence information technology, logical and semantic model.
Abstract: The article deals with the problem of formation of the technological competence of undergraduate
teacher education in the profile «Technology» using information technologies.
PRACTICE OF EDUCATION
L.V.Guzenko. CONCEPTUAL BASES OF DEVELOPMENT AND VOCATIONAL
COUNSELLING FORMATION IN MODERN HIGH SCHOOL OF GERMANY ......... 78
Keywords: vocational counselling, a choice of a trade, the concept of development of vocational counselling,
high school.
Abstract: In article the pedagogical importance of vocational counselling and main principles of its realisation
in high school of Germany in the end of XX beginning of the XXI-st century are considered.
J.I.Zajanchkovsky. APPROACHES TO INCREASE OF COMPETENCE
OF THE ADMINISTRATIVE BOARD OF THE ORGANIZATIONS ........................... 83
126
Стр.126
Keywords: system of management of a sustainable development, a quality management, responsibility, competence,
criteria.
Abstract: In article substantial and organizational aspects of training of the experts mastering systems of a
quality management are considered.
R.F.Ryamov. ESTIMATION OF QUALITY OF EDUCATIONAL IN REGION
WITH USE OF MEANS OF TELECOMMUNICATION TECHNOLOGIES ................. 89
Keywords: the quality of education, evaluation, management, monitoring, diagnostics, information technologies,
telecommunication technologies.
Abstract: In article the objective estimation of results of educational processes with use of means of telecommunication
technologies as an indispensable condition of efficiency of functioning and control system development
by regional formation is education.
E.V.Kokorina. ORGANIZATION OF TRAINING SESSIONS IN SPECIAL MEDICAL
GROUPS IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH PATHOLOGY RESPIRATORY
FLUSHING ................................................................................................................ 93
Keywords: special medical groups, younger students, respiratory diseases.
Abstract: The author gives a clear action plan for teachers working in special medical groups with children
with respiratory pathology. Recommendations for working with children with respiratory diseases.
S.N.Petrova. INTERDISCIPLINARY TASKS AS THE FORM OF PEDAGOGICAL
INTEGRATION IN THE COURSE OF PREPARATION OF TEACHERS
OF TECHNOLOGY ................................................................................................... 97
Keywords: pedagogical integration, interdisciplinary communications, interdisciplinary tasks, INTEGRATION
processes, an integration principle.
Abstract: In article the problem of interdisciplinary integration in pedagogical high school is considered (at
technology and business faculty), the basic terms of integration in pedagogics are specified, and also the
pedagogical importance of interdisciplinary tasks is proved.
E.M.Gabitova. MULTIFUNCTIONAL THE COMPETENCE AS CRITERION FORMED
OF THE EXPERT OF MODERN MANUFACTURE ................................................ 103
Keywords: the competence, competence model, multifunctional competence.
Abstract: Articles it is devoted construction problems competence to model of formation multifunctional
компетенций in the course of preparation of the expert.
HISTORY OF EDUCATION
Yu.V.Ergin. CELEBRATING OF 100-YEAR-OLD ANNIVERSARY
OF THE PATRIOTIC WAR 1812 IN UFA AND CITY
EDUCATIONAL INSTITUTIONS ............................................................................. 108
Keywords: a Patriotic War of 1812, celebrating of anniversary, educational institutions.
PEDAGOGICAL TAPE .......................................................................................................... 116
INFORMATION ABOUT THE CONTRIBUTORS ............................................................... 123
127
Стр.127
ТРЕБОВАНИЯ К СТАТЬЯМ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫМ В ЖУРНАЛ
Уважаемые читатели!
Журнал гарантирует широкое распространение результатов научных поисковых, в т.ч. диссертационных исследований,
путем размещения статей в свободном доступе на своем сайте одновременно с публикацией печатного варианта журнала
(http://elibrary.ru).
В соответствии с Информационным сообщением ВАК о порядке формирования Перечня ведущих рецензируемых научных
журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой
степени доктора и кандидата наук (от 14.10.08, № 45.1-132), уточнены требования к статьям, представляемым в «Педагогический
журнал Башкортостана» и далее - в базу данных «Российский индекс научного цитирования» (РИНЦ) Научной Электронной Библиотеки
(сайт «Российский индекс научного цитирования»).
1. Представляемая статья должна быть оригинальной (не публиковавшейся ранее в других печатных изданиях) и освещать
актуальные проблемы педагогики.
2. Статья должна быть написана языком, понятным не только специалистам данной области, но и широкому кругу читателей,
заинтересованных в обсуждении темы; необходимо дополнительное обоснование специализированных научных терминов.
3. Объем текста, при условии 2500 знаков с пробелами на странице, не должен превышать одного стандартного печатного
листа (40 тыс. знаков); при выполнении требований редакции к форматированию текста 1 п.л. составляет 10 страниц при числе
знаков с пробелами на странице 4000.
4. Список литературы (не более 10-12 п.) оформляется в соответствии со стандартом ГОСТ Р 7.0.5-2008, который разработан
с учетом основных нормативных положений международного стандарта ИСО 690:1987 «Документация. Библиографические
ссылки. Содержание, форма и структура» (ISO 690:1987 «Information and documentation - Bibliographic references -
Content, form and structure») и международного стандарта ИСО 690-2:1997 «Информация и документация. Библиографические
ссылки. Часть 2. Электронные документы и их части» (ISO 690-2:1997«Information and documentation - Bibliographic references -
Part 2: Electronic documents or parts thereof»). В библиографическое описание документов введены указание на качественное состояние
(например, [Текст]), перечисление соавторов за косой чертой, некоторые изменения в пунктуации, индекс ISBN (ГОСТ Р
7.0.5-2008 помещен на сайте журнала http:// www. pjb.oprb.ru).
5. Ссылки на литературу в тексте указываются соответствующей цифрой в квадратных скобках, оформление сносок и
примечаний в пределах статьи должно быть единообразным, нумерация должна соответствовать текущей странице.
6. Рукопись статьи, рецензии (внутренняя и внешняя) и сопроводительные материалы принимаются на электронных носителях
с приложением распечатки на бумаге формата А4 (с одной стороны).
7. Рисунки должны выполняться в редакторе Corel Draw (рисунки, выполненные в других редакторах, не принимаются).
8. Фотографии автора должны иметь белый фон, быть контрастными и четкими, объем файла - не менее 500 кбт при
разрешении 150 dpi (или не менее 175х205 пикселей/3х3,5 см) в формате JPEG (бытовые снимки не принимаются).
9. Форматирование статьи: гарнитура шрифта Arial; поля: верхнее - 6,4, нижнее - 3,4, правое/левое - 3,6 см; размер основного шрифта -
9 пт, вспомогательного (сноски, таблицы, литература, ключевые слова, аннотация) - 7 пт, межстрочный интервал - 1; первая строка: отступ -
0,75; между словами не более одного пробела при включенной опции «непечатаемые знаки».
10. Статьи представляются в журнал в полном комлекте вне зависимости от того, публиковался автор ранее или нет.
11. Тематика статей отражена в списке «Рубрики журнала».
12. Материалы, не отвечающие перечисленным требованиям, не принимаются редакцией и не регистрируются.
13. При выполнении требований материалы принимаются, регистрируются и направляются на рецензирование, о результатах
которого автор уведомляется по электронной почте.
14. В случае изменений и доработок материалов статьи по результатам рецензирования или иным обстоятельствам, автор
обязан указать перечень выполненных им изменений.
15. При несоблюдении перечисленных выше требований материалы редакцией отклоняются и не публикуются.
16. Плата за опубликование рукописей с аспирантов, проходящих обучение в аспирантуре и докторантуре, не взимается.
17. По вопросам размещения статей следует обращаться в редакцию: (3472) 72-32-41, e-mail: pjb.bspu@mail.ru.
Внимание! Редакция напоминает, что почтой доставляются материалы, отправленные обычным или заказным письмом.
Материалы с объявленной ценностью в редакцию не доставляются.
Рубрики журнала: Проблемы современной педагогики; Психолого-педагогические исследования; Образование
и культура; Инновационные технологии образования; Информатизация образования; Приоритетный
национальный проект «Образование»; Практика образования; Дебют в науке; Опыт зарубежных коллег; История
образования; Педагогическая лента (новости, юбилеи, хроника); Рецензии.
Вниманию соискателей!
С целью повышения качества, научные статьи, направляемые в наш журнал, должны комплектоваться заключением
научного руководителя, свидетельствующего об их соответствии требованиям ВАК и журнала:
1. В статье содержатся: четкая постановка научной задачи (проблемы), конкретное указание на подход к выполняемому
исследованию, характеристики результатов эксперимента (научная новизна, теоретическая и практическая
значимость).
2. В статье отсутствуют фрагменты, содержащие значительный объем материала справочного, описательного,
констатирующего и декларативного характера без соответствующих аналитических выводов; отсутствуют словосочетания,
фразы и фрагменты текста разговорно-обиходного характера.
128
Стр.128