1
«Magister Dixit», №2 (06). Июнь 2012
СОДЕРЖАНИЕ
СЛОВО К ЧИТАТЕЛЯМ
Казыдуб Надежда Николаевна
Дорогие читатели! ………………………………………………………….
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Подлиняев Олег Леонидович
Личностно-центрированный подход как альтернатива технологизации
современного образования ………………………………………………..
5
6
КОГНИТИВНЫЕ ОСНОВЫ ЯЗЫКОВОЙ АКТУАЛИЗАЦИИ
Звада Оксана Викторовна
Мораль в языке и лексические единицы, выражающие содержание
Фрейма “Morality” ………………………………………………………… 15
ЯЗЫКОВАЯ НОМИНАЦИЯ: МЕХАНИЗМЫ И ПРОЦЕССЫ
Панина Татьяна Геннадьевна
Вторичная косвенная номинация как языковой, когнитивный и культурный
процессы …………………………………………………………..
ТЕОЛИНГВИСТИКА В СОВРЕМЕННОМ РЕЛИГИОЗНОМ
ДИСКУРСЕ
Постовалова Валентина Ильинична
Время и вечность в православном миросозерцании …………………….
21
27
Колобова Алина Ивановна
Символическое значение поцелуя в христианстве ……………………… 41
Тимченко Мария Станиславовна
Понятие красоты в религиозном аспекте ………………………………...
50
ЛИЧНОСТЬ И МЕДИА: ГУМАНИТАРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В
МЕДИАОБРАЗОВАНИИ
Федоров Александр Викторович
Украинское медиаобразование сегодня ………………………………….
Иванова Людмила Анатольевна
Линия кинообразования в педагогике России (конец XIX – XX вв.) …..
56
73
Хлызова Наталья Юрьевна
Медиаобразование в обучении межкультурной коммуникации ………. 92
Григорьева Ирина Валерьевна
Об опыте организации и проведения конкурса веб-страниц среди студентов
– будущих педагогов в ФГБОУ ВПО «ИГЛУ» ………………….
97
Стр.1
2
Миндеева Светлана Вильсуровна
Значимость медиакомпетентности для инженера-бакалавра в условиях
компетентностного подхода ……………………………………………… 110
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Веретенникова Анна Евгеньевна
Диагностика процесса развития коммуникативной личности курсантов
образовательных учреждений МВД России …………………………….. 116
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
Мусинов Петр Айкенович
Организационно-правовое обеспечение общеобразовательных учреждений
как показатель нравственно-правовой компетентности руководящих
работников
…………………………………………………………
124
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПЕРЕВОДА
Чжао Сяобин
К вопросу о классификации контекстов ………………………………… 132
ПРОБЛЕМЫ КОГНИТИВНОЙ ЛИНГВИСТИКИ
Солодкова Елена Владимировна
Референциально-тематический менеджмент как когнитивная деятельность
в процессе порождения женского автореферентного дискурса…. 138
Токарева Маргарита Валерьевна
Концептуализация семантического расширения слухового восприятия
в сторону когнитивных смыслов …………………………………………. 144
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТИЛИСТИКА
Рыжкова Татьяна Сергеевна
Искусствоведческая рецензия в массово-информационном дискурсе.
Лингвистический аспект …………………………………………………..
149
ЛИНГВОПОЛИТОЛОГИЯ
Меркурьева Вера Брониславовна
Костина Ксения Викторовна
Языковая репрезентация образа российских президентов в современном
немецкоязычном медиадискурсе ……………………………………. 159
УЧЕБНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Широкова Вера Викторовна
Условия обучения младших школьников композиции как общему способу
создания художественной формы …………………………………..
176
Стр.2
3
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
Касърова Светлана Петкова
Фани Левалд и Франциска Ревентлов – две женские судьбы на пути к
эмансипации женщин ……………………………………………………...
182
Болдаков Павел Иннокентьевич
«Инстинкт бытия» как стилеобразующий фактор в рассказе М. Веллера
«Легенда о стажере» из цикла «Легенды Невского проспекта» ……. 191
ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ
Вербицкая Ольга Михайловна
Яковлева Валентина Анатольевна
Лингвокультурный типаж “Hollywood star” как фрагмент американской
концептосферы ……………………………………………………… 199
Кожевникова Анна Дмитриевна
Корпус текстов интервью как инструмент лингвокультурологического
исследования ………………………………………………………………. 213
ЭТНОЛИНГВИСТИКА
Шизер Ганс
Диалекты – „Ваш язык показывает, кто Вы – и во что Вы верите!“ …...
218
ДЕБЮТ В НАУКЕ
Иванова Светлана Геннадьевна
К вопросу о педагогической поддержке социально и педагогически запущенных
младших школьников ………………………………………… 224
Смотрова Дарья Владимировна
К вопросу об определении понятия «конкурентоспособность личности»
…………………………………………………………………………. 232
Карнакова Вероника Андреевна
Непрерывное образование готов …………………………………………. 236
ВНИМАНИЕ: ОПЫТ
Рябинина Анна Анатольевна
Мазилкин Станислав Анатольевич
Создание единой воспитывающей среды вуза: обобщение опыта воспитательной
работы Иркутского государственного лингвистического
университета ………………………………………………………………. 242
Кулагина Наталья Артуровна
Активизация познавательной деятельности на уроках чтения…………. 254
ПОЗДРАВЛЕНИЯ
Высоких Елена Виуловна
Поздравление Л.Г. Викуловой …………………………………………… 258
Стр.3
4
Семёнова Татьяна Ивановна
Поздравление Л.М. Ковалевой …………………………………………… 259
СОБЫТИЯ
30 января 2012 года состоялась защита кандидатской диссертации на
заседании диссертационного совета ДМ 212.069.01 по защите диссертаций
на соискание учёной степени доктора и кандидата наук при
ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный гуманитарнопедагогический
университет им Н.Г.Чернышевского»
Жданко Татьяна Александровна
Образовательно-профессиональное пространство вуза как педагогическое
условие формирования конкурентоспособности личности студента
……………………………………………………………………………. 261
14 марта 2012 года в Диссертационном совете Д 212.071.01 Иркутского
государственного лингвистического университета состоялась защита
диссертации Антоновой Аллы Борисовны на тему: «Репрезентация
концепта DRINKING в современном английском языке» на соискание
ученой степени кандидата филологических наук по специальности
10.02.04 – германские языки.
Научный руководитель – кандидат филологических наук, доцент Воронова
Светлана Кимовна………………………………………………… 283
Стр.4
5
СЛОВО К ЧИТАТЕЛЯМ
Казыдуб Надежда Николаевна
Доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой теоретической
лингвистики ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия
Дорогие читатели!
В современной науке всё более рельефно проявляет себя междисциплинарный
характер исследовательских проектов. Помещение изучаемой проблематики
в плоскость пересечения различных областей знания раскрывает
сложность и многоплановость исследуемых феноменов, получающих исчерпывающее
описание посредством включения в методологическую разработку
данных самых разных научных дисциплин, каждая из которых представляет
свой собственный взгляд на изучаемое явление и предлагает собственную
методику его исследования.
Разработка общей темы исследователями, работающими в разных дисциплинарных
парадигмах, позволяет увидеть различные аспекты и различные
векторы осмысления этой темы. Именно в таком контексте следует рассматривать
проблематику настоящего номера, центральной темой которого является
феномен личности. Авторы публикаций раскрывают различные аспекты
социо- и лингвокреативной деятельности личности в современном мире.
Вопросы формирования компетентной и, соответственно, конкурентоспособной
личности обсуждаются в разделах, посвящённых образовательным
системам, моделям и методикам. Обосновывается личностноцентрированный
подход в образовании, эксплицируется потенциал медиаобразования
как инструмента формирования медиа- и межкультурной
компетенции, теоретически осмысливается понятие конкурентоспособности
личности. Интересна концепция единой воспитывающей среды вуза, разрабатываемая
в Иркутском государственном лингвистическом университете.
Художественная личность становится предметом обсуждения в литературоведческом
разделе. Исследование мировидения и мировоззрения авторов
художественных произведений раскрывает, с одной стороны, их роль в преобразовании
социального мира, с другой стороны, их индивидуальные стили,
проявляющиеся в художественной системе образов и мотивов.
Обширна проблематика, связанная с бытием личности в языке и дискурсе.
Авторами статей исследуются когнитивные, языковые и дискурсивные
механизмы, обеспечивающие взаимодействие личности и среды. Обсуждаются
проблемы языковой концептуализации и категоризации, языковой
номинации, лингвокультурологические типажи, особенности диалектов и
дискурсивные особенности гендерной идентичности. Новой является проблемная
область теолингвистики.
Надеюсь, что темы и содержание номера будут интересны для широкого
круга специалистов.
Стр.5