Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.
Вопросы литературы  / №3 2009

Архетипы без Юнга. Из глубин психоанализа к поверхности массовой культуры (66,00 руб.)

0   0
АвторыСОБОЛЕВ Д.
Страниц44
ID238972
Аннотация.
Архетипы без Юнга. Из глубин психоанализа к поверхности массовой культуры / Д. СОБОЛЕВ // Вопросы литературы .— 2009 .— №3 .— URL: https://rucont.ru/efd/238972 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Теория после «теории» Денис СОБОЛЕВ АРХЕТИПЫ БЕЗ ЮНГА Из глубин психоанализа к поверхности массовой культуры Уже почти сто лет проблема архетипов находится в фокусе психологических, антропологических и гумани тарных исследований. <...> Не только солнце и луна, история ге роя или образ старого мудреца, но и национальные символы, образы пола и рождения, Атлантида и «город на горе», каменная голова Ленина или фотографии ворот Освенцима относятся к таким символам. <...> Подобные сим волические формы и нарративные формулы или паттер ны (patterns) отсылают индивидуума к чрезвычайно ши роким полям коннотативных значений и коллективного опыта. <...> Оно требу ет осознания культурной сформированности подобных «архетипических» форм, значение которых может ме няться на протяжении времени (например, отношение к государственным символам) при сохранении и самой формы, и ее архетипического характера. <...> Поэтому в дальнейшем я буду чаще го ворить о «функции архетипизации», а не об «архетипах» как таковых. <...> К числу таких элементов, кроме собственно сим волов, принадлежат и символические формы с варьируе мым значением, обряды, ритуалы, «бродячие сюжеты» и, вероятно, некоторые другие нарративные элементы. <...> Я постараюсь показать, что те тенденции развития на ук о мифе и культуре, которые — в конечном счете — при вели к созданию теории архетипов, предполагали гораздо более широкое понимание проблемы, чем то, что нашло свое выражение у Юнга. <...> В свете подоб ного понимания будет значительно проще обратиться к теориям самого Юнга — а также к попыткам их перефор мулировать и скорректировать, предпринятым его после дователями. <...> В завершение, в качестве наглядного примера, я поста раюсь показать, каким образом подобное культуралист ское понимание проблемы архетипов может оказаться эф фективным при анализе функционирования литературы фэнтези, да и современной массовой культуры в целом. <...> Моими примерами будут <...>