Книги, о которых спорят Елена СКАРЛЫГИНА СОЛЖЕНИЦЫН И ТРЕТЬЯ РУССКАЯ ЭМИГРАЦИЯ (К вопросу об одной монографии) В грандиозной по замыслу и очень своевременной мо нографии Людмилы Сараскиной «Александр Солжени цын», вышедшей в серии ЖЗЛ незадолго до смерти писа теля, есть раздел (Часть седьмая. <...> Опыт изгнания), кото рый вызывает, на наш взгляд, не только вопросы, но и су щественные возражения. <...> »1 Именно такая оценка «третьей волны» эмиграции гос подствует в книгебиографии, написанной Л. <...> Бросается в глаза, что большое и разнородное эмигрантское сообщество, сформировав шееся в 1970—1980е годы в США, Франции, Германии и Израиле, обозначено в монографии обобщающим, без личным понятием Третья (набранным курсивом), и эта Третья, в изображении Л. Сараскиной <...> » «В Париже новая русская эмиграция была “буквально накалена” против Солженицына и торопилась сказать о том Шме ману», — продолжает автор, нарочито не замечая мучи тельной раздвоенности в размышлениях священника: «Опять моя вечная трудность: вполне понимаю и их, и его и не хочу выбирать, ибо для меня это— не выбор»2 . <...> Александра, над тем, почему выбор между Солженицыным и литера Сараскина Л.И. <...> Однако автору книгибиографии, к сожалению, бли же обвинительный тон и категоричные оценки. <...> , прекрасно зная, что третья эмиграция (как и две предыдущих) не только не была «объединенной», но, напротив, находилась в страшном расколе. <...> , — Шмеман не мог не увидеть их глубин ный нравственный изъян. <...> Комментируя позицию священника, автор монографии подчеркивает: «Когда в очередной раз в какомнибудь уютном ньюйоркском или парижском 383 доме милые и симпатичные Третьи истерически кричали, что Солженицын — нуль, ничто, наполненное и вытяну тое из ничего ими, московскими интеллигентами, — о. <...> В 1974 году, вскоре после высылки Солженицына, в эмиграцию на Запад выехали (под сильным давлением властей и КГБ) Владимир Максимов и Наум Коржавин, Александр Галич <...>