Деменев А.Г. К.Н. Леонтьев о счастье и страданиях человека. <...> Философия Леонтьева стала примером противоречивого отношения христианского сознания к пессимистическому мировоззрению. <...> Это противоречие сам Леонтьев называл христианским «оптимистическим пессимизмом». <...> Оно явилось не только результатом его субъективных исканий, потому что имело объективные основания в антиномичности самого религиозного сознания. <...> Его пессимистическое мироощущение сформировалось в полемике не с оптимизмом как таковым, а с конкретным противником – учением о прогрессе как всеобщем движении к счастью через уменьшение зла. <...> Именно идея прогресса аккумулировала в его воззрениях всё самое опасное для человечества. <...> Демократизация, уравнивающие социальные реформы, попытки науки уменьшить страдания человека и падение авторитета религии – всё это порождает иллюзорные надежды на возможность равного для всех земного счастья. <...> Эти процессы, по мнению Леонтьева, говорят о приближающейся гибели общества. <...> Они уже привели в Европе к появлению среднего буржуа, безбожного и бездуховного мещанина, захваченного в плен ложными ценностями, поиском материального благополучия. <...> Распространение эгалитарных идей о всеобщем праве и равных возможностях на счастье свидетельствует для Леонтьева о неизбежном процессе смешения, упрощения и вымирания общества. <...> Доказывая этот тезис, Леонтьев и обращается к анализу пессимизма. <...> Для того, чтобы представить учение о счастье и прогрессе современным результатом разрушения европейского общества, он демонстрирует всеобщность пессимистических настроений. <...> Отрицание ценности земной жизни, по его мнению, всегда и везде было естественной установкой мировоззрения человека и проявлялось в трёх основных формах. <...> Первая, самая распространённая и древняя форма – это обыденный пессимизм, особенность народного сознания, которая заключается в покорности земным страданиям. <...> В русском народе нравственный <...>
К.Н._Леонтьев_о_счастье_и_страданиях_человека.pdf
Деменев А.Г.
К.Н. Леонтьев о счастье и страданиях человека.
Философия Леонтьева стала примером противоречивого отношения
христианского сознания к пессимистическому мировоззрению. Это
противоречие сам Леонтьев называл христианским «оптимистическим
пессимизмом». Оно явилось не только результатом его субъективных
исканий, потому что имело объективные основания в антиномичности
самого религиозного сознания.
Отрицание Леонтьевым оптимизма имеет свои пределы. Его
пессимистическое мироощущение сформировалось в полемике не с
оптимизмом как таковым, а с конкретным противником – учением о
прогрессе как всеобщем движении к счастью через уменьшение зла.
Именно идея прогресса аккумулировала в его воззрениях всё самое
опасное для человечества. Демократизация, уравнивающие социальные
реформы, попытки науки уменьшить страдания человека и падение
авторитета религии – всё это порождает иллюзорные надежды на
возможность равного для всех земного счастья. Эти процессы, по мнению
Леонтьева, говорят о приближающейся гибели общества. Они уже привели
в Европе к появлению среднего буржуа, безбожного и бездуховного
мещанина, захваченного в плен ложными ценностями, поиском
материального благополучия. Распространение эгалитарных идей о
всеобщем праве и равных возможностях на счастье свидетельствует для
Леонтьева о неизбежном процессе смешения, упрощения и вымирания
общества.
Доказывая этот тезис, Леонтьев и обращается к анализу пессимизма.
Для того, чтобы представить учение о счастье и прогрессе современным
результатом разрушения европейского общества, он демонстрирует
всеобщность пессимистических настроений. Отрицание ценности земной
жизни, по его мнению, всегда и везде было естественной установкой
мировоззрения человека и проявлялось в трёх основных формах.
Первая, самая распространённая и древняя форма – это обыденный
пессимизм, особенность народного сознания, которая заключается в
покорности земным страданиям. В русском народе нравственный идеал
разочарования в земных благах составляет основу византизма, даёт
надежду на спасение от гибельной европеизации.
1
Стр.1