Екатерина ИВАНОВА ПРЕОДОЛЕНИЕ КВАДРАТА Иван Жданов С именем Ивана Жданова прочно связана слава слож ного поэта: метаметафориста (по версии К. <...> , имеет к поэтике Жданова самое непо средственное отношение: Метареализм — это новая форма безусловности, откры тая по ту сторону метафоры, не предшествующая ей, а вби рающая ее переносный смысл. <...> В поэзии Жданова явно не все в порядке, и дело не в том, что его образы непонятны. <...> Лирике Жданова присуща своя особая логика, ее мож но назвать логикой алогизма, логикой поэтической, но как бы ее ни определить, она требует от читателя не сотворче ства, или, если сказать менее пафосно, — допридумыва ния, а понимания в строгом смысле слова. <...> Чтение текстов Жданова — это череда попыток постичь закон его поэти ческого мира, что чаще всего не увенчивается успехом. <...> Мир Жданова герметичен и сопротивляется любой попытке навязать какоелибо толкование извне. <...> Осип Мандельштам и Иван Жданов // Во просы литературы. <...> Очевидно, что алогизм поэзии Жданова типологи чески родственен темнотам Мандельштама, а не Хлебни кова, и все же он пытается нащупать «дно» поэтической метаморфозы, дать своим стихам не образное, а понятий ное объяснение, свидетельством чему является, в частно сти, книга «Диалогкомментарий пятнадцати стихотворе ний Ивана Жданова»8 . <...> Язык сам по себе не ведет к познанию истины, поэто му в лирике Жданова он предстает как лабиринт, или да же «лжелабиринт», внутреннее пространство, в котором поэт попадает в мир смысловых мнимостей: №2. <...> Катастрофа смысла — вот та реальность, в которой мы живем, поэтому само наличие подобного со стояния в лирике Жданова изъято из сферы оценок. <...> Ощущение ужаса бытия возникает внезапно, но с большой интонационной убедительно стью: Храпя, и радуясь, и воздух вороша, душа коня, как искра, пролетела, как будто в поисках утраченного тела бросаясь молнией на выступ шалаша. <...> Был воздух кровью и разбоем напоен, душа коня <...>