Татьяна МАРКОВА АВТОРСКИЕ ЖАНРОВЫЕ НОМИНАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ПРОЗЕ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КРИЗИСА ЖАНРОВОГО СОЗНАНИЯ Русские писатели всегда демонстрировали самобыт ное понимание жанра, выходя за пределы устоявшихся параметров. <...> Жанр всякий раз творится заново, обновля ется индивидуальностью выражения, неповторимой ав торской интонацией. <...> Как полагает современная жанрология1 , трансформация жанровых форм в меняющейся парадигме художественно сти происходит при ориентации на структурный принцип «ведущего жанра», становящийся метажанровым принци пом. <...> Доминирование романа в эпоху реализма проявилось в 1 Бахтин М. <...> Эпос и роман (О методологии исследования рома на) // Бахтин М. <...> Жанровое слово у Бахтина и формалистов // Вопросы литера туры. <...> , проанализиро вав особенности романного слова, открыл неограниченные возможности его смыслового насыщения и жанрового об новления. <...> Находясь в процессе «становления» и «неготов ности», роман противостоит сложившимся «твердым фор мам», обладающим «завершенной целостностью». <...> Традицион ная реалистическая техника художественного анализа от ношений среды и человека в новых социокультурных условиях подвергается разрушению. <...> Антропоцентризм ро мана, строящегося вокруг одной или нескольких человече ских судеб, в современной литературе сменяется аморфно стью многофигурных композиций3 . <...> В конце ХХ века национальная культура с доминирую щей ролью словесности переживает кризис логоцентризма, отдавая предпочтение визуальным и звуковым способам передачи информации. <...> Нам представляется, что жанровые трансформации художественной словесности конца ХХ — начала ХХI ве ка осуществляются преимущественно в двух направлени ях: к расширению границ и скрещиванию жанров (это путь гибридизации) либо к сужению семантического по ля, редукции: это путь минимализации. <...> Переосмысле нию подвергается сам принцип жанровости словесного ис кусства5 <...>