Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, др. информационных системах). <...> Одни авторы делают акцент на его многосторонний характер: «Информационный бизнес представляет собой сравнительно новую сферу предпринимательской деятельности в виде крупнейшего многоотраслевого комплекса со своей сложившейся инфраструктурой. <...> Суммируя изложенное, можно сказать, что информационный бизнес представляет собой сферу предпринимательской деятельности, связанную с разработкой, производством и реализацией информационных ресурсов, систем, технологий и средств их обеспечения, а также с предоставлением информационных услуг всем субъектам рыночных отношений. <...> Международный бизнес включает любые хозяйственные операции, которые проводятся двумя или несколькими странами. <...> Международный информационный бизнес – это сфера предпринимательской деятельности на мировом рынке, связанная с производством, распространением и использованием информационных ресурсов, систем, технологий и средств их обеспечения, а также предоставлением информационных услуг. <...> Задачи изучения курса: - ознакомление с состоянием международного информационного бизнеса и мирового рынка информации; - изучение особенностей ведения информационного бизнеса; - ознакомление с требованиями к информации, предъявляемыми в условиях рынка в различных видах предпринимательской деятельности; - изучение правовых основ информационной работы в России; - изучение состояния российского рынка информационных ресурсов и услуг. <...> Мировой рынок информационных и коммуникационных технологий 4. <...> Содержание и последовательность изучения дисциплины «Информационный бизнес» 10 Общие: политические; экономические; географические; правовые; исторические; культурные Факторы внешней среды Конкурентные: соотношение местных и международных конкурентов; количество <...>
Информационный_бизнес_учебное_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
В. Е. Андреев
ИНФОРМАЦИОННЫЙ
БИЗНЕС
Учебное пособие
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов, обучающихся
по специальностям и направлениям
Менеджмент организации и Мировая экономика
Ярославль
ЯрГУ
2012
Стр.1
УДК 347.71(075.8)
ББК У9(2)39я73
А 65
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2012 года.
Рецензенты:
А. Ю. Волков, доктор экономических наук,
заведующий кафедрой
гуманитарных и социально-экономических наук
Ярославской ГСХА;
А 65
кафедра менеджмента Ярославского филиала МЭСИ.
Андреев, В. Е. Информационный бизнес: учебное
пособие / В. Е. Андреев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова.
– Ярославль : ЯрГУ, 2012. – 116 с.
ISBN 978-5-8397-0891-4
В учебном пособии представлены и проанализированы
основные секторы мирового и российского рынков информационных
ресурсов и технологий, крупнейшие производители
и их информационные продукты, проблемы интеграции
России в мировое информационное пространство.
Предназначено для студентов, обучающихся по специальностям
и направлениям подготовки 080507.65,
080200.62 Менеджмент организации, 080102.65, 080100.62
Мировая экономика (дисциплина «Информационный бизнес»,
цикл Б3, блок ДС), очной, очно-заочной, заочной
форм обучения.
ISBN 978-5-8397-0891-4
УДК 347.71(075.8)
ББК У9(2)39я73
© ЯрГУ, 2012
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ................................................................................. 3
Глава 1. Введение в информационный бизнес ......................... 4
1.1. Предмет, задачи и содержание курса ................................. 4
1.2. Особенности информации как товара .............................. 12
1.3. Информационные ресурсы ................................................. 18
1.4. Информационные технологии ........................................... 23
1.4.1. Аппаратные средства ............................................... 24
1.4.2. Программные продукты .......................................... 25
1.4.3. Услуги ....................................................................... 26
1.4.4. Телекоммуникационное оборудование ................. 26
1.4.5. Коммуникационные услуги .................................... 27
Глава 2. Мировой рынок информационных ресурсов .......... 27
2.1. Основные этапы формирования мирового рынка
информационных ресурсов .............................................................. 27
2.2. Структура и основные субъекты
мирового рынка информационных ресурсов ................................. 31
2.2.1. Биржевая и финансовая информация .................... 33
2.2.2. Экономическая и демографическая
статистическая информация .................................................... 35
2.2.3. Коммерческая информация .................................... 37
2.2.4. Деловые новости ...................................................... 41
2.3. Ведущие агентства
на мировом информационном рынке .............................................. 43
Глава 3. Мировой рынок информационных и
коммуникационных технологий ...................................................... 53
3.1. Информационные и коммуникационные технологии
и их роль в информационном бизнесе ........................................... 53
113
Стр.113
3.2. Общая характеристика и тенденции
развития мирового рынка
информационных и коммуникационных технологий ................... 58
3.3. Мировой рынок
прикладного программного обеспечения ....................................... 66
Глава 4. Информационные ресурсы и рынок ИКТ России ... 79
4.1. Государство и его роль в информационной экономике.
Государственные информационные ресурсы России ................... 79
4.2. Ведущие агентства на российском рынке
информационных ресурсов .............................................................. 90
4.3. Российский рынок
информационных и коммуникационных технологий ................... 99
Список литературы .................................................................. 108
Приложение .............................................................................. 111
114
Стр.114