Министерство образования и науки Российской Федерации Ярославский государственный университет им. <...> План 2012 года Рецензент кафедра управления и предпринимательства Ярославского государственного университета им. <...> В указаниях приведены основные аспекты истории развития бизнеса в России и за рубежом, контрольно-тестовые мероприятия, темы докладов, вопросы для самостоятельного изучения, деловые игры, вопросы к зачету, литература для самостоятельного изучения. <...> При этом многие словари часто уточняют, о каком деле идет речь: имеется в виду экономическая деятель ность, занятие, дающее прибыль, а соответственно, «бизнесмен» – это человек, получающий прибыль от своей деятельности. <...> Термины «бизнес», «бизнесмен» по смыслу весьма близки понятиям «предпринимательство», «предприниматель», поэтому в российской практике их можно считать синонимами. <...> Основные этапы развития бизнеса совпадают с тремя промышленными революциями. <...> По-новому взглянул на эту проблему английский экономист лауреат Нобелевской премии по экономике за 1974 г. Ф. А. Хайек (1899–1984). <...> По его мнению, сущность предпринимательства – это поиск и изучение новых экономических возможностей, ха4 рактеристика поведения, а не вид деятельности. <...> Кантильон: предприниматель – это человек, действующий в условиях риска; - 1797 г. – Бодо: лицо, несущее ответственность за предпринимаемое дело; тот, кто планирует, контролирует, организует и владеет предприятием; - 1876 г. – Ф. <...> Хизрич: предпринимательство – это процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель – это человек, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым. <...> Можно определить следующие основные сферы функционирования бизнеса: производственный бизнес (производство товаров, выполнение работ, оказание ус луг), коммерческий бизнес и финансовый <...>
История_развития_бизнеса_в_России_и_за_рубежом_методические_указания.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
Кафедра управления и предпринимательства
Е. Б. Воробьев
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА
В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Методические указания
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета для студентов,
обучающихся по направлению Менеджмент
Ярославль 2012
1
Стр.1
УДК 334.012.32(091)(072)
ББК У03(0)я73
В75
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2012 года
Рецензент
кафедра управления и предпринимательства
Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова
Воробьев, Е. Б. История развития бизнеса в России и
В75
за рубежом: методические указания / Е. Б. Воробьев; Яросл.
гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль: ЯрГУ, 2012. – 52 с.
В указаниях приведены основные аспекты истории развития
бизнеса в России и за рубежом, контрольно-тестовые
мероприятия, темы докладов, вопросы для самостоятельного
изучения, деловые игры, вопросы к зачету, литература для самостоятельного
изучения.
Предназначены для студентов, обучающихся по направлению
080200.62 Менеджмент (дисциплина «История развития
бизнеса в России и за рубежом», цикл Б1), очной формы
обучения.
УДК 334.012.32(091)(072)
ББК У03(0)я73
© Ярославский государственный
университет им. П. Г. Демидова, 2012
2
Стр.2
Оглавление
Введение .......................................................................................................3
1. Теоретико-методологические основы истории развития бизнеса .......3
1.1. Содержание понятий «бизнес» и «предпринимательство» .........3
1.2. Теоретические воззрения на развитие бизнеса ...........................8
2. Влияние промышленных революций на развитие бизнеса ...............17
2.1. Развитие предпринимательства в период
первой промышленной революции ..........................................17
2.2. Бизнес в период второй промышленной революции ................18
2.3. Третья промышленная революция:
инновации в развитии бизнеса ..................................................18
3. Социальная ответственность бизнеса в современных условиях .......22
3.1. Возрастание социальной ответственности бизнеса
в современных условиях .............................................................22
3.2. Основные концепции социальной ответственности бизнеса ...26
4. Основные этапы развития бизнеса в России .......................................28
4.1. Особенности ведения бизнеса в допетровский период .............28
4.2. Развитие бизнеса в эпоху реформ Петра I ..................................32
4.3. Бурное развитие бизнеса в XIX – начале XX в. ........................32
4.4. НЭП и развитие бизнеса в 20-е гг. XX в. ...................................33
4.5. Хозрасчет как форма активизации
предпринимательской инициативы ..........................................35
4.6. Развитие бизнеса в эпоху рыночных преобразований
конца XX – начала XXI в. ..........................................................36
4.7. История предпринимательства в Ярославском крае ..................37
Деловые игры ............................................................................................43
1. «Железный предприниматель» .......................................................43
2. «Мозговой штурм» как способ генерации новых идей ................43
Темы докладов ............................................................................................47
Вопросы к зачету ........................................................................................47
Список литературы ....................................................................................48
51
Стр.51