Часть 1 Методические указания к летней учебно-полевой практике по высшим растениям Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по направлениям Биология, Экология и природопользование Ярославль 2012 1 УДК 581(072) ББК Е5я73 Б 86 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. <...> П. Г. Демидова, 2012 2 ВВЕДЕНИЕ Летняя полевая практика по ботанике имеет большое значение в освоении таких базовых навыков, как определение и биоморфологическое описание растений. <...> При сборе материала следует дополнительно засушивать отдельные цветки; для анализа их распаривают в горячей воде, после чего они легко расправляются на предметном стекле. <...> Основные функции корня — поглощение воды и растворенных в ней минеральных солей и прикрепление растения к субстрату (заякоривание). <...> По происхождению различают главные, боковые и придаточные корни (рис. <...> Корневые системы: а — стержневая, б — мочковатая Главный корень развивается из корешка зародыша семени и обладает положительным геотропизмом. <...> Боковые корни развиваются на главном или на придаточных корнях как их ответвления. <...> Основная масса боковых корней может развиваться на разных уровнях; это зависит главным образом от влажности почвы и от других ее особенностей и характерно для вида растения. <...> Особенно часто придаточные корни возникают в нижней части стебля, на черенках (например, при укоренении веток ивы или тополя) и на подземных побегах — корневищах, редко — на листьях (бегония). <...> У растений, развивающихся из семени, главный корень часто отстает в росте от придаточных или совсем прекращает рост на ранних стадиях развития, а если продолжает расти, то не отличается ни толщиной, ни длиной от остальных корней, составляющих мочку. <...> Такого рода утолщения корня характерны для двулетних растений. <...> В отличие от утолщения главного корня с образованием одного «корнеплода» у ряда многолетних растений (георгин <...>
Ботаника._Часть_1_Методические_указания_к_летней_учебно-полевой_практике_по_высшим_растениям.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова»
Кафедра ботаники и микробиологии
Ботаника. Часть 1
Методические указания
к летней учебно-полевой практике
по высшим растениям
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета для студентов,
обучающихся по направлениям
Биология, Экология и природопользование
Ярославль 2012
1
Стр.1
УДК 581(072)
ББК Е5я73
Б 86
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2012 года.
Рецензент
кафедра ботаники и микробиологии
Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова
Составители:
Д. Б. Баронов, Н. В. Шеховцова
Ботаника. Часть 1: метод. указания к летней учебБ
86
но-полевой практике по высшим растениям / сост.
Д. Б. Баронов, Н. В. Шеховцова; Яросл. гос. ун-т
им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2012. — 48 с.
В методических указаниях рассмотрены основные
черты строения вегетативных и генеративных органов
высших растений, которые используются при написании
диагнозов и ключей-определителей. Даны рекомендации
по морфологическому описанию и определению
растений.
Предназначены для студентов, обучающихся по
направлениям 020400.62 Биология, 022000.62 Экология
и природопользование (дисциплина «Учебная практика»,
цикл Б5), очной формы обучения.
УДК 581(072)
ББК Е5я73
© Ярославский государственный
университет им. П. Г. Демидова, 2012
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ................................................................................... 3
ВЕГЕТАТИВНЫЕ ОРГАНЫ ...................................................... 6
КОРЕНЬ ...................................................................................... 6
ПОБЕГ ......................................................................................... 9
СТЕБЕЛЬ .................................................................................. 10
ЛИСТ ......................................................................................... 12
МЕТАМОРФОЗЫ ПОБЕГА ................................................... 22
ГЕНЕРАТИВНЫЕ ОРГАНЫ .................................................... 27
ЦВЕТОК .................................................................................... 27
ЦВЕТОРАСПОЛОЖЕНИЕ ..................................................... 38
ПЛОД ......................................................................................... 41
ЛИТЕРАТУРА ............................................................................ 46
47
Стр.47