Воронов Средства и методы восстановления работоспособности студентов после занятий физической культурой Методические указания Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по всем специальностям Ярославль 2010 1 УДК 796.011 ББК Ч 511.2я73 А 89 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. <...> П. Г. Демидова А 89 Аршинова, Н. Г. Средства и методы восстановления работоспособности студентов после занятий физической культурой / Н. Г. Аршинова, Д. А. Аршинов, Н. А. Воронов; Яросл. гос. ун-т им. <...> В издании подробно рассмотрены вопросы восстановления работоспособности в системе занятий физической культурой студентов вузов, отдельные вопросы для подготовки к экзамену по предмету «Физическая культура», приведен список литературы, рекомендуемой для самостоятельного изучения. <...> Предназначены для студентов, обучающихся по всем специальностям (дисциплина «Физическая культура», блок ГСЭ), очной формы обучения. <...> П. Г. Демидова, 2010 2 Введение Борьба с утомлением, уменьшение его степени, быстрейшее восстановление нормального функционирования организма и работоспособности человека в разных условиях его деятельности имеет огромное значение для сохранения здоровья, повышения работоспособности и обеспечения трудового долголетия. <...> Без утомления нет тренировки, однако здесь проблема восстановления играет существенную роль, и чем быстрее оно протекает, тем большую работу с большей эффективностью можно выполнить на очередном занятии без ущерба для своего здоровья, тем благоприятнее воздействие нагрузки на организм и выше эффективность тренировки. <...> Таким образом, восстановление работоспособности – неотъемлемая часть процесса подготовки спортсмена, не менее важная, чем рациональный режим нагрузок. <...> Быстрота восстановления обусловлена комплексом факторов – в первую очередь характером, объемом и интенсивностью физической нагрузки, степенью <...>
Средства_и_методы_восстановления_работоспособности_студентов_после_занятий_физической_культурой_Методические_указания.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
Кафедра физического воспитания и спорта
Н. Г. Аршинова
Д. А. Аршинов
Н. А. Воронов
Средства и методы восстановления
работоспособности студентов
после занятий физической культурой
Методические указания
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов, обучающихся по всем специальностям
Ярославль 2010
1
Стр.1
УДК 796.011
ББК Ч 511.2я73
А 89
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2009/10 года
Рецензент
кафедра физического воспитания и спорта
Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова
А 89
Аршинова, Н. Г. Средства и методы восстановления
работоспособности студентов после занятий физической
культурой / Н. Г. Аршинова, Д. А. Аршинов,
Н. А. Воронов; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. –
Ярославль: ЯрГУ, 2010. – 44 с.
Методические указания разработаны коллективом авторов на
основе требований учебной программы, государственного
общеобразовательного стандарта высшего профессионального
образования и в соответствии с требованиями Примерной
программы по физической культуре 2000 года.
В издании подробно рассмотрены вопросы восстановления
работоспособности в системе занятий физической культурой
студентов вузов, отдельные вопросы для подготовки к экзамену
по предмету «Физическая культура», приведен список
литературы, рекомендуемой для самостоятельного изучения.
Предназначены для студентов, обучающихся по всем
специальностям (дисциплина «Физическая культура», блок ГСЭ),
очной формы обучения.
УДК 796.011
ББК Ч 511.2я73
Ярославский государственный
университет им. П. Г. Демидова,
2010
2
Стр.2
Введение
Борьба с утомлением, уменьшение его степени, быстрейшее
восстановление нормального функционирования организма и
работоспособности человека в разных условиях его
деятельности имеет огромное значение для сохранения
здоровья, повышения работоспособности и обеспечения
трудового долголетия.
При занятиях физическими упражнениями та или иная
степень утомления – явление закономерное и физиологическое.
Без утомления нет тренировки, однако здесь проблема
восстановления играет существенную роль, и чем быстрее оно
протекает, тем большую работу с большей эффективностью
можно выполнить на очередном занятии без ущерба для своего
здоровья, тем благоприятнее воздействие нагрузки на организм
и выше эффективность тренировки. Таким образом, восстановление
работоспособности – неотъемлемая часть процесса
подготовки спортсмена, не менее важная, чем рациональный
режим нагрузок. Быстрота восстановления обусловлена комплексом
факторов – в первую очередь характером, объемом и
интенсивностью
физической
нагрузки,
степенью
ее
эмоциональной напряженности, индивидуальными особенностями
и уровнем подготовленности занимающегося,
условиями внешней среды.
Основной естественный путь ускорения восстановления –
рационализация режима и методики тренировки, общего
режима дня, выполнение основных требований гигиены.
Однако при всем этом имеется возможность и
направленного действия на течение восстановительных
процессов, их ускорения с помощью использования комплекса
определенных вспомогательных средств. Данный вопрос
актуален в связи с привлечением к занятиям физической
культурой лиц с разным состоянием здоровья и уровнем
подготовленности.
Задача настоящего издания – осветить современное состояние
проблемы восстановления работоспособности в процессе
занятий физическими упражнениями, как общие принципы
3
Стр.3
использования восстановительных средств, так и их основные
группы.
В спортивной практике различают два наиболее важных
направления использования восстановительных средств:
– в период соревнований (для направленного воздействия
на процессы не только после выступления спортсмена, но и в
процессе их проведения, перед началом следующего круга
соревнований);
– в повседневном учебно-тренировочном процессе (при
этом необходимо учитывать, что восстановительные средства
сами по себе нередко служат дополнительной физической
нагрузкой, усиливающей воздействие на организм).
К настоящему времени спортивной наукой и передовой
практикой накоплен богатый материал по проблеме
использования средств восстановления: дана классификация
восстановительных средств, обоснованы основные принципы
их использования, апробированы многие средства и их
комплексы в отдельных видах физической деятельности.
В практике наиболее часто используется деление
восстановительных средств на три основные группы, которые
необходимо проводить комплексно в виде определенной
системы, подбор которых, их соотношение и методика
использования определяются характером и степенью утомления
занимающегося, задачами и конкретным планом текущей
подготовки (схема 1).
Система восстановления
педагогические
средства
медико-биологические
средства
Схема 1
4
психологические
средства
Стр.4
1. Педагогические средства
восстановления работоспособности
Педагогические средства принято считать наиболее
действенными и основными, поскольку, какие бы эффективные
медико-биологические и психологические не применяли, они
могут рассматриваться только как вспомогательные, содействующие
ускорению восстановления и повышению спортивных
результатов только при рациональном построении тренировки.
Среди педагогических средств можно выделить две группы
факторов, обусловливающих рациональное построение тренировочных
занятий в целом, так и одного, отдельно взятого. К
первой группе относятся:
1) рациональное планирование учебных тренировочных
занятий в соответствии с функциональными возможностями
занимающихся;
2) волнообразность и вариативность нагрузки, широкое
использование переключений, четкая организация работы и отдыха;
3)
разнообразие мест и условий занятий;
4) рациональное построение общего режима жизни (обратить
на это особое внимание).
Вторая группа предусматривает оптимизацию воздействия
отдельного учебного тренировочного занятия. В плане восстановления
важнейшее значение здесь приобретают:
1) полноценная индивидуальная разминка;
2) подбор снарядов и мест для занятий;
3) соблюдение
рациональной
последовательности
упражнений разного типа;
4) выполнение упражнений для активного отдыха и расслабления
в интервалах между специальными нагрузками;
5) создание должного эмоционального фона;
6) правильное построение заключительной части занятия;
7) использование приемов самомассажа.
Правильное чередование преимущественной нагрузки на
различные органы и системы в процессе отдельного трениро5
Стр.5