Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.
Вопросы литературы  / №6 2012

Кто виноват, или Безумие исторического процесса (66,00 руб.)

0   0
АвторыКАНТОР В.
Страниц37
ID237687
Аннотация.
Кто виноват, или Безумие исторического процесса / В. КАНТОР // Вопросы литературы .— 2012 .— №6 .— URL: https://rucont.ru/efd/237687 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

История идей Владимир КАНТОР КТО ВИНОВАТ, ИЛИ БЕЗУМИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА Создание героического мифа ХХ век не раз определялся как век массового безумия, коллективного психоза. <...> Словно исполнились мрачные предчувствия Достоевского: «Появились какието новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в те ла людей. <...> Среди провидевших это безумие нельзя забыть и Гер цена. <...> Иван Карамазов, как известно, написал поэму «Гео логический переворот», в которой, очевидно, не могли не прозвучать строки о грядущих катаклизмах из любимого Достоевским текста Герцена «С того берега»: Или вы не видите <.> новых варваров, идущих разру шать? <...> 1 В конце жизни Герцен вспомнил и о трихинах. <...> Словно в колбах выращивались эти злые идеитрихины, а в других колбах готовились бомбы, взрывавшие правопо рядок. <...> В стихотворении «Трихины» (1917) Максимилиан Волошин, уже отчасти подытоживая, но и продолжая пророчество, написал: Исполнилось пророчество: трихины В тела и в дух вселяются людей. <...> Разумеется, не один человек, не один мыслитель, но некое настроение умов, создававшееся не одно десятиле тие, создававшееся поначалу как игра ума, но выплеснув шееся вдруг в жизнь. <...> Перед Герценом стояли два типа безумия, о которых он размышлял. <...> Безумие мещанского быта, описанного им в городе Малинове2 , а потом увиденного в Европе, жизнь в которой он назвал апофеозом мещанства. <...> И второй тип безумия — разрушительный: он разделял его, в свою оче редь, на катаклизм, порожденный природой, и революци онное деяние, которое строит историю, и без того безум ную по сути своей. <...> Особое место в прозе Герцена занимают мемуары, наверное, главная книга его жизни, где он не только за щищал себя от наветов, но и строил свой образ, каким ро мантический автор хотел явиться миру. <...> Собственно, уже в этом желании ясен элемент безумия. <...> Как справедливо заметила Раиса Орлова, «Герцен непосредственно столкнулся с последст Малиа Мартин. <...> Любопытно <...>