Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.
Вопросы литературы  / №4 2012

Вячеслав Иванов, Лейбниц и барокко (66,00 руб.)

0   0
АвторыФЕДОТОВА С.
Страниц31
ID237655
Аннотация.
Вячеслав Иванов, Лейбниц и барокко / С. ФЕДОТОВА // Вопросы литературы .— 2012 .— №4 .— URL: https://rucont.ru/efd/237655 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

История идей Светлана ФЕДОТОВА ВЯЧЕСЛАВ ИВАНОВ, ЛЕЙБНИЦ И БАРОККО Сегодня уже много сказано о барокко как поэтике кри зиса, типологически сближающей разные периоды культу ры — противоречивый XVII век, заложивший основы но воевропейского рационализма, модернизм, а затем и постмодернизм XX столетия. <...> Его дух синкретичен, его порядок состоит в открыто сти, его свойство — не иметь собственных свойств и доводить до предела переходящие черты, характерные для всех стран и эпох»1 . <...> Но не об этом сейчас речь, а о том, что такая культурная физиогномика Иванова просто напрашивается на облачение ее, так ска зать, в барочные складки4 . <...> Пользуясь барочным же методом сближения дале 2 Белый Андрей. <...> Афины и Иерусалим: две вещи несовместные // Вячеслав Иванов. <...> Локусом будет теодицея, а ее идео логами — Лейбниц и Вяч. <...> Берд, увидевший в «обрядовом назначении искусства специфику русского модернизма, который — как барокко на Западе — ставил своей задачей примирить идеалы свободного искусства и религиозные догматы или хотя бы найти место свободно му творчеству в крайне ритуализованном обществе, како вым была Россия в начале XX в. <...> Впро чем, основание для аналогии с шекспировским персона жем дал уже сам Иванов в «Римском Дневнике» (1944), лебединой песне его поэтического творчества: Зачем, о Просперо волшебный, Тебе престол, Коль Ариель, твой дух служебный, Прочь отошел? низме // Мир психологии. <...> Иванов и Лейбниц В символистском каноне Вяч. <...> Соловь ев, Хомяков, Гете, Шопенгауэр, Ницше — входят в канон символизма вместе с Платоном, Августином, Данте, Но валисом и Тютчевым. <...> Все эти мыслители и особенно ху дожники так или иначе, по Иванову, вдохновляемы «па фосом реалистического символизма: чрез Августиново “transcende te ipsum”, к лозунгу: a realibus ad realiora»9 — и принадлежат «искусству тайновидения мира и религи озного Действия за мир» (II, 553). <...> Отношение же к Лейб ницу как к одному из ярких представителей века барок ко и теодицеи <...>