Федеральное агентство по культуре и кинематографии Кемеровский государственный университет культуры и искусств Научно-исследовательский институт прикладной культурологии П. И. БАЛАБАНОВ, И. А. СЕЧИНА МУЗЫКАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ Кемерово 2008 УДК 130 ББК 71.0 Б20 Печатается по решению Научного совета Научно-исследовательского института прикладной культурологии Рецензенты: И. Ф. Петров - доктор философских наук, профессор; В. И. Красиков - доктор философских наук, профессор В авторской редакции Балабанов П. И., Сечина И. А. <...> …………………………………………. Музыкальное познание как синтез научных и вненаучных форм знания о музыкальной реальности……………. <...> Трехсотлетняя история становления и функционирования представлений о культуре, начиная с XVIII века, когда в просветительских взглядах Вольтера, Кондорсе, Лессинга, Гердера и др. культура обрисовывалась лишь в самом общем виде, и заканчивая началом XXI века, когда уже возникла и стала развиваться в работах отечественных и зарубежных ученых наука о культуре – культурология, свидетельствует об определенных успехах в осмыслении феномена культуры и тех проблем, которые неизбежно сопровождали этот процесс. <...> Аналогично высказывается И.В. Черникова: «Реальность постнеклассической науки (вторая половина ХХ века) – это сеть взаимосвязей, в которую включен человек, причем не только через условия познания. <...> Не менее интересной мировоззренческой универсалией выступает понятие реальности, примененной не только к культурным процессам вообще, но и, например, к музыке в частности. <...> Часто их обозначают одним термином - вненаучные знания, куда стали включать результаты эзотерической, религиозной, художественной и прочих видов деятельности. <...> В связи с чем мы сделали попытку интерпретировать объект музыкознания в терминах современного этапа развития науки; выявили характерные черты музыкальной реальности в понимании окружающего мира как множества реальностей, представленных <...>
Музыкальная__реальность.pdf
Федеральное агентство по культуре и кинематографии
Кемеровский государственный университет культуры и искусств
Научно-исследовательский институт прикладной культурологии
П. И. БАЛАБАНОВ, И. А. СЕЧИНА
МУЗЫКАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Кемерово 2008
Стр.1
УДК 130
ББК 71.0
Б20
Печатается по решению Научного совета
Научно-исследовательского института прикладной культурологии
Рецензенты:
И. Ф. Петров - доктор философских наук, профессор;
В. И. Красиков - доктор философских наук, профессор
В авторской редакции
Балабанов П. И., Сечина И. А.
Б20
Музыкальная реальность [Текст]: монография / П. И. Балабанов,
И. А. Сечина – Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2008. –
139 с.
ISBN 978-5-8154-0159-4
Монография посвящена рассмотрению понятия «реальность», которое
в настоящее время активно используется современным научным познанием,
приобретая большое методологическое значение. В данной работе рассматривается
процесс ассимиляции музыкознанием указанного понятия на основе
его категориального анализа и в рамках онтологического подхода в культурологической
парадигме.
Предназначается для специалистов в области философии, культурологии,
искусствознания.
УДК 165
ББК 87.4
ISBN 978-5-8154-0159-4
© Балабанов П. И., Сечина И. А., 2008
© Кемеровский государственный
университет культуры и искусств, 2008
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Культура, наука, искусство (вместо Введения) ……………………..……... 4
Примечания к Введению…………………………..…………………………………………... 10
Глава 1
1.1.
1.2.
Примечания
Глава 2
2.1.
2.2.
Примечания
Глава 3
3.1.
3.2.
Примечания
Реальность и музыка…………………………………………. 11
Представления о реальности…………………………………...
Специфика музыкальной реальности………………………….
к главе 1 ……………………………….…………………………………….
Особенности музыкального познания в системе современного
знания……………………………………...................
Знание в музыкальном познании: исторический аспект………………………………………………………………
Музыкальное
познание в XX веке……………………..............
к главе 2………………………….…………………………………………..
Музыкальное познание как синтез научных и вненаучных
форм знания о музыкальной реальности……………..
Знание и его классификация…………………………………...
Научные и вненаучные формы знания в музыкознании………………………………………………………………..
к
главе 3………………………………………………….…………………..
11
40
49
53
53
74
89
91
91
101
120
Заключение……………………………………..………………………………. 123
Литература……………………………………………………………………… 126
Стр.3