Сергей ПОВАРЦОВ АХМАТОВА И ТЕАТР ВЕРТИНСКОГО Сближение этих имен может показаться некоррект ным, однако историколитературный ракурс темы дает возможность убедиться в ее филологической правомоч ности. <...> Александр Вертинский был современником и одногод ком Ахматовой и справедливо считался родоначальником авторской песни в России. <...> Его выступления на эстрадных подмостках в костюме Пьеро начались незадолго до рево люции. <...> В репертуа ре Вертинского успехом пользовались сочиненные им пе сенки — такие как «Желтый ангел», «Танго “Магнолия”», «Лиловый негр» и еще десятки других любимых у нашей, в основном городской, публики. <...> Юный одесский гимназист Юрий Олеша, однажды увидев и услышав Вертинского, на всю жизнь сохранил в памяти образ «ни на кого не похожего» артиста: Он пел то, что называл «ариетками Пьеро», — маленькие не то песенки, не то романсы, вернее всего, это были стихо творения, положенные на музыку, но не в таком подчинении ей, как это бывает в песенке или в романсе, — «ариетки» Вер тинского оставались все же стихотворениями на отдаленном фоне мелодии. <...> Вертинский пел тогда о городе — о том его образе, который интересовал богему: об изломанных отноше ниях между мужчиной и женщиной, о пороке, о преданности наркотикам. <...> Мелодии, жившие в нем, побуждали искать стихо творные тексты, принадлежавшие современным поэтам. <...> Из трех ее стихотворений, которые он положил на музыку и исполнял («Сероглазый король», «Темнеет дорога.» и «Ее простое желание»), наибольший интерес представляет романс «Темнеет дорога», где Вертинский предстал как соавтор (!) текста. <...> Сверхлапидарный оригинал Ахматовой таков: Чернеет дорога приморского сада, Желты и свежи фонари. <...> И легкие месяцы будут над нами, Как снежные звезды, лететь. <...> Со поставление оригинала с переделкой выполнено исследо вателем. в пользу Вертинского: «Чтото изменить в стихотворении великого поэта — дело почти безнадежное. <...> Более того <...>