Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 639316)
Контекстум
Антиплагиат Руконтекст
Вопросы литературы  / №5 2013

Михаил Пришвин и Уильям Джемс. К вопросу о философских контекстах творчества писателя (66,00 руб.)

0   0
АвторыПОДОКСЕНОВ А.
Страниц16
ID236573
Аннотация.
Михаил Пришвин и Уильям Джемс. К вопросу о философских контекстах творчества писателя / А. ПОДОКСЕНОВ // Вопросы литературы .— 2013 .— №5 .— URL: https://rucont.ru/efd/236573 (дата обращения: 20.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

История идей Александр ПОДОКСЕНОВ МИХАИЛ ПРИШВИН И УИЛЬЯМ ДЖЕМС К вопросу о философских контекстах творчества писателя Повесть «Мирская чаша» (1922) и дневник револю ционных лет М. <...> Пришвина являются не только еще од ним художественнодокументальным свидетельством о событиях той эпохи, но и глубоким анализом духовно материальных причин, породивших трагедию России на чала ХХ века. <...> Как незаурядный мысли тель и широко эрудированный человек, Пришвин, чтобы понять истинное значение происходящего в России, по мещает Октябрьский переворот в исторический кон текст, сопоставляя его с французской революцией и рас сматривая советскую власть как частный момент общественного развития. <...> 311 Однако Пришвин ищет в прошлом Франции не только исторические параллели, способные по аналогии объяс нить ход русских революционных событий, но и стремит ся понять внутренние, идейномировоззренческие мотивы и цели большевистского движения. <...> Для этого писатель, кроме сопоставительноисторического взгляда на собы тия, прибегает к философскому анализу, используя в по знавательном и критическом плане концепции как сторон ников марксистской идеи, так и их противников. <...> Так, во время работы над повестью о влиянии Октябрьской рево люции на социальные преобразования черноземной сель ской глубинки он открывает для себя Уильяма Джемса (1842—1910), американского психолога и философа, созда теля концепции прагматизма, которая привлекает Приш вина своим свободомыслием и демократичностью. <...> С творчеством Джемса писатель детально знакомится в 1920—1921 годах, о чем свидетельствуют его записи в Дневнике: «.думал о прочитанном вчера у Джемса о по токе сознания» (1 апреля 1920 года); «Психология при вычки. <...> Веро ятнее всего, Пришвин читал вышедшую в переводе на русский язык книгу Джемса «Научные основы психоло гии» (СПб., 1902), в которой как раз и содержатся упомя нутые им разделы «Поток сознания» и «Привычка <...>